Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: "Химия и здоровый образ жизни"




Скачать 80,78 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: "Химия и здоровый образ жизни"
Дата публикации30.09.2013
Размер80,78 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Химия > Программа

Программа элективного курса

для учащихся 9-го класса по теме:

"Химия и здоровый образ жизни"

(из опыта работы учителя химии МОУ « Малиновская СОШ»

Прокофьевой Г.В..)


 

Пояснительная записка.

 Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют многих В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что в период получения среднего образования многие школьники теряют здоровье. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная,  но и сводить все аспекты к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что с каждым годом растет число заболеваний, таких как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевание глаз, пограничные нервно-психические расстройства.

Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения? Действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены и т.д.  Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носит не объективный, а субъективный характер, то есть связаны с бездействием при решении задач охраны здоровья самими школьниками.

Именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Элективный курс «Химия и здоровый образ жизни» поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.

Курс предназначен для учащихся 9 класса.

Рассчитан на 15 часов.

Почти каждая тема курса содержит практические работы, которые в зависимости от сложности и оснащенности кабинета химии могут быть выполнены демонстрационно учителем, каждым учащимся на занятии или в качестве домашнего эксперимента.

При проведении занятий целесообразно широко использовать сообщения учащихся. Многие вопросы курса могут послужить темами рефератов, которые будут заслушаны на заключительном занятии.
^ Цель данного курса:
1.     Сформировать у учащихся понятие здорового образа жизни, усилить интерес к предмету;

2.     Продолжить формирование мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение; развить творческое мышление учащихся.
 Задачи:
1.      Сформировать валеологическую грамотность учащихся.

2.      Расширить границы применения имеющихся химических знаний.

3.      Продолжить формирование навыков решения задач по химии.

4.     Указать взаимосвязь химии и валеологии (наука о здоровье) и раскрыть роль химических знаний в сохранении и укреплении здоровья своего организма.

5.      Указать взаимосвязь химии и экологии.
^ Требования к знаниям и умениям учащихся.
Изучив курс «Химия и здоровье человека» учащиеся должны обладать валеологическими знаниями о способах сохранения своего здоровья, уметь решать задачи с валеологическим содержанием, обладать навыками выполнения практических работ на экологическую направленность.
^ II. Ожидаемые результаты
Изучив данный курс, учащиеся должны обладать знаниями о валеологии как науке о здоровье; иметь представление о здоровом образе жизни и мерах его поддержания; знать влияние различных химических элементов на здоровье человека, а также влияние химических веществ на свой организм, их применение в медицине, сельском хозяйстве, военном деле; иметь общее представление о витаминах, знать растения, содержащие основные группы витаминов.

Учащиеся должны уметь определять состояние своего здоровья по анализу кожных покровов, самочувствия, работоспособности, сна, настроения, аппетита, массы тела, иммунитета; уметь грамотно выбирать средства гигиены с целью поддержания здоровья организма на основе знаний о свойствах и составе этих веществ; уметь грамотно составлять свой пищевой рацион, исходя из знаний о влиянии витаминов, химических элементов и их соединений на человека; уметь решать задачи на валеологическую тематику, определять практически нахождение нитратов, свинца в окружающей среде, делать качественный анализ воды из природных источников.

После изучения курса ученики не только закрепляют навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, но и получают навыки метода самонаблюдения.
  ^ Учебно-тематический план.

 



Тема

Количество часов

 

 

всего

в т.ч. практ.

1.

Введение

1

-

2.

Природная среда и здоровье человека.

4

3

3.

Питание и здоровье

3

1

4.

Химия в доме и здоровье

Человека

3

2

5.

Медицина и химия

3

1

6.

Образ жизни и вредные привычки

1

-

 

Программа.

 

Тема 1. Введение.

 

Валеология – наука о сохранении здоровья. Связь валеологии с другими науками, в том числе с химией.

 

^ Тема 2. Природная среда и здоровье человека.

 

Атмосферные изменения и их влияние на состояние здоровья:

- роль оксидов серы и азота в образовании кислотных дождей, их действие на организм человека.

- изменение содержания диоксида углерода в атмосфере, его влияние на здоровье.

- изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье.

Значение воды для человека и его здоровья. Качество питьевой воды и его связь с состоянием здоровья. Возможности бытовой очистки воды.

Минеральные воды, их состав и действие на организм. Бальнеотерапия. Местные источники лечебной воды.

Химическое загрязнение почв радионуклидами, тяжелыми металлами. Заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм. Радиопротекторные продукты питания.

 

Практические работы:
1. Определение кислотности атмосферных осадков.

2. Определение качества питьевой воды

3. Установление состава различных образцов минеральных вод.

4. Обнаружение ионов тяжелых металлов в почвенной вытяжке.

 

Тема 3. Питание и здоровье.

 

Понятие о правильном и полноценном питании. Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании.

Самооценка суточного рациона и коррекция питания в соответствии с потребностями организма.

Витамины, их значение для организма человека. Авитаминоз и его последствия. Витаминотерапия.

Биологические пищевые добавки, их влияние на состояние здоровья.

Токсические вещества в продуктах питания.

 

Практические работы:
1.      Расчет суточного рациона питания для подростка.

2.       Обнаружение нитратов в продуктах питания.

3.      Анализ биологических пищевых добавок, в том числе Е-содержащих, в продуктах питания.

 

Тема 4.Химия в доме и здоровье человека.

 

Вещества, используемые в быту. Состав средств бытовой химии. Наличие кислот, щелочей, хлорсодержащих веществ в них, влияние на организм человека.

История использования косметических средств человеком. Мыла и шампуни, кремы и лосьоны, их состав и применение.
Практические работы:
1.      Установление состава средств бытовой химии.

2.      Определение солей в шампуне и жидком мыле

3.      Обнаружение спирта в лосьоне и туалетной воде.

 

Тема 5. Медицина и химия.

 

Химические элементы и их влияние на организм  человека. Макроэлементы и микроэлементы, их биологическая роль.

Лечение металлами – металлотерапия и ее история. Использование меди и серебра в медицине.

Соль и ее воздействие на организм человека. Солелечение.

Ароматерапия. История развития ароматерапии. Особенности ароматерапии, меры предосторожности. Восприятие запаха. Ароматерапия против токсикомании.

Лекарства, их употребление и действие. Побочные эффекты при их приеме.

 Практические работы:

Получение эфирных масел из растительного сырья.

 

^ Тема 6. Образ жизни и вредные привычки.

 

Здоровый образ жизни – важнейшее условие сохранения здоровья, высокой работоспособности и долголетия.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания и наркомания) и их влияние на здоровье.

 

IV. Список используемой литературы

1.      Власюк П.А. Химические элементы и аминокислоты в жизни растений, животных и человека. – Киев: Науков думка, 1979, 208 с.

2.     Матвеев В.Ф. Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.:1987

3.    Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х т. – М., 1985.

4.         Макаров К.А. Химия и здоровье. – М.: Прсвещение, 1989.

5 .        Практические занятия по экологии. Владимир, 1999.

 6.     Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

Похожие:

Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: \"Химия и здоровый образ жизни\" iconЭлективный курс по теме "химия в повседневной жизни"
Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни человека» предназначена для обучающихся 11 класса
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: \"Химия и здоровый образ жизни\" iconПрограмма элективного курса для учащихся 9 класса Химия в сельском хозяйстве
Программа элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: \"Химия и здоровый образ жизни\" iconПрограмма курса по выбору «Химия в быту»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит предметно – ориентированный характер
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: \"Химия и здоровый образ жизни\" icon«Мы за здоровый образ жизни» для учащихся 1-5 классов викторина «Мы...
В народе говорят: «Здоровому все здорово». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему...
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: \"Химия и здоровый образ жизни\" iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: \"Химия и здоровый образ жизни\" iconУрок "За здоровый образ жизни" Фадеева Раиса Георгиевна
Цель урока: убеждать учащихся в необходимости наблюдать и анализировать своё состояние здоровья и вести здоровый образ жизни
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: \"Химия и здоровый образ жизни\" iconРабочая программа элективного курса «Химические производства»
Предлагаемая программа элективного курса «Химическая технология» рассчитана на 18 часов для учащихся 9 класса основной школы
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: \"Химия и здоровый образ жизни\" iconКурс по выбору «Химия жизни»
Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,...
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: \"Химия и здоровый образ жизни\" iconТак что же такое здоровый образ жизни?
В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и...
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: \"Химия и здоровый образ жизни\" iconПрограмма элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» (9 класс)
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница