Внеклассное мероприятие по химии «Эта удивительная химия»
Подготовили: ученики 11 «А» и 11 «Б» класса МБОУ «Краснослободского многопрофильного лицея»
Учитель: Савкина Татьяна Федоровна
КВН проводится по следующему сценарию:
Приветствие команд.
Разминка команд.
Конкурсы команд.
Конкурс капитанов.
Домашнее задание.
1-й ВЕДУЩИЙ. Добрый вечер, дорогие ребята,учителя!
2-й ВЕДУЩИЙ. Мы рады видеть вас на нашем КВН.
1-й ВЕДУЩИЙ. Сегодня у нас встречаются команды 11«А» «Реторта» и 11 «Б» «Катионы». Встречу судит жюри.(Перечисляются члены жюри)
^ . Химия – серьезная наука, но химики – веселый народ, и иногда они любят пошутить.
1-й ВЕДУЩИЙ. Сегодня вы убедитесь в этом сами.
2-й ВЕДУЩИЙ. Итак, наше первое знакомство начинается. На сцену для приветствия приглашаются команды.
^
Участники команды «Катионы» выходят на сцену с двух сторон. Ведущие уходят за кулисы.
Катионы поют.
1-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо. На сцену приглашается команда «Реторта».
Реторты поют.
«молодая, веселая, находчивая команда «Реторта образовалась 1 сентября 2011 года нашей эры. В ее составе (выходят поочередно): блюститель порядка (с плеткой в руке); левая рука главного лаборанта ( размахивает рукой, изготовленной из картона); слесарь по оборудованию (с ключами, гайками); охотник за веществами (с ружьем); правая рука главного лаборанта (такая же, как левая); сторож пробирок (в фуфайке, ушанке и с дубинкой); главный лаборант ,он же капитан команды (в белом халате).
ВСЕ (поют): Если ты разбил сегодня
Замечательный сервиз,
Унывать не над вовсе –
Это наш просто девиз.
Настроение упало,
Дело валиться из рук,
Но не все еще пропало,
Если есть хороший друг.
Это-уникальная, уникальная «Реторта»
Это – ваши верные, ваши верные друзья ^ . Наверное, эта веселая команда уже успела завоевать вашу симпатию и она надеется на вашу поддержку.
2-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо. Жюри оценивает приветствия. Оценка за приветствие 5 баллов. Команды прошу на сцену. Начинаем разминку. ^ 1-й ВЕДУЩИЙ. Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Например, флюс – материал, вводимый в шихту для образования шлака, и воспаление надкостницы или десны, сопровождающееся отеком окружающих тканей.
Что означает следующие термины в химии и биологии: ерш, бор, моль, пестик, ржавчина, термит? На одно слово дается 1 минута.
Ответ: Ерш – щетка для мытья химической посуды; рыба семейства окуневых. Бор – химический элемент; сосновый лес; стержень со стальной или алмазной головкой. Моль – единица количества вещества; вид мелкой бабочки. Пестик – короткий стержень из фарфора, агата, металла с округлым концом для измельчения чего – либо в ступке; часть цветка. Ржавчина – результат коррозии металла; заболевания многих растений, например «хлебная ржавчина». Термит – горючая порошкообразная смесь, сгорающая при высокой температуре; отряд насекомых.
^ . В химии и математике – радикал, цилиндр?
Ответ: Радикал – группа атомов, при химических реакциях остающаяся без изменений; математический знак. Цилиндр – химический мерный сосуд; геометрическое тело.
1-й ВЕДУЩИЙ. В химии и музыке – соль?
Ответ. Соль – сложное вещество, в состав которого входят металл и кислотный остаток; название ноты.
^ . В химии и кулинарии – бисквит?
Ответ: Бисквит – фарфор с маленькой поверхностью, не покрытый глазурью, используемый для скульптурных работ, изготовления химической посуды, трубочек и пр.; кондитерское изделие.
^ . Все вы помните сказку о курочке Рябе, которая снесла золотое яйцо, и его разбила мышка. Золото куется, а не бьется. Если золотое яйцо разбилось, то с чем мы имеем дело? Чем была мышка с точки зрения химической реакции?
Ответ: Имеется в виду катализатор, осуществляющий переход из одной модификации в другую. Мышка – это катализатор.
^ . Вы все читали сказку «Василиса Прекрасная». Какая в ней проблема, с которой часто сталкиваются химики?
Ответ: Проблема содержится в задании Бабы Яги Василисе: отделить рожь от чернушки и мак от земли. Героине сказки помогли голуби, а химик, используя различные в свойствах компонентов смеси, сможет отделить вещества друг от друга.
^ . Объясните с химической точки зрения следующие выражения: «собака на сене», «каким ты был, таким остался».
Ответ: «Собака на сене» - ингибитор. «Каким ты был, таким остался» - катализатор.
1-й ВЕДУЩИЙ. Разминка окончена. Жюри прошу подвести итоги. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. ^ 1 конкурс «Из жизни учёных»
2-й ВЕДУЩИЙ. В жизни учёных бывали курьёзные случаи. Ничего не поделаешь, постоянную концентрацию внимания на проблемах науки приходилось платить, попадая в забавные житейские истории. Иногда учёные просто любили пошутить. Вспомните истории из их жизни. Итак, слово предоставляется команде «Катионы»
^
2-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо. Слово предоставляется команде «Реторта»
От команды на сцену выходит один участник и начинает свой рассказ.
1-й ВЕДУЩИЙ. Оценка за конкурс 5 баллов.
^
1-й ВЕДУЩИЙ. Из выданных вам карточек составьте формулу вещества.
Команда «Реторта» получает карточки:
Cu
S
O
4
1
8
6
9
^
3 O N Н
1 8 4 7
^ . Что означают даты в карточках?
Ответ: CuSO4, 1869 г. – открытие периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым. HNO3, 1748г. – открытие закона сохранения массы веществ М. В. Ломоносовым.
1-й ВЕДУЩИЙ. Оценка конкурса до 3 баллов.
3 конкурс «Поиграем в слова»
1-й ВЕДУЩИЙ. Предлагаем слово : сульфадиметоксин (химическое вещество, применяемое при пневмонии и других заболеваниях). Вам необходимо составить, используя буквы этого слова, как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией. На это дается 2 минуты, жюри засекает время.
^ . Чья команда составит шесть и более слов, получит 3 балла (0,5 балла за слово).
4 конкурс «Демонстрация опытов»
1-й ВЕДУЩИЙ. Возьмите два кусочка ваты, один смочите в нашатырном спирте, а другой, точно также, в растворе соляной кислоты. Затем кусочки ваты приблизьте друг к другу на расстоянии 1 см. Посмотрите, что получится и объясните опыт. Первыми продемонстрируют опыт команда «Катионы».
«Катионы» показывают опыт.
1-й ВЕДУЩИЙ. А теперь опыт показывает команда «Реторта»
2-й ВЕДУЩИЙ. Чудесное это занятие – химические опыты. Берешь одно, смешиваешь с другим, а получаешь что-то третье.
^ Хорошо, если опыты проводятся с соблюдением правил по технике безопасности. Тогда и руки, и ноги будут целы, и голова – на месте.
5 конкурс «Жертвы химических опытов».
(О конкурсе командам известно заранее)
^ . Изобразите памятники, которые называются «Жертвы химических опытов». Придумайте тексты для них.
1-й ВЕДУЩИЙ. Раннее периодическое утро. На троне восседает король Кислород. Каждое утро он осматривает свои владения.
^
КИСЛОРОД. Лепота. Какие химические лаборатории внизу? Ну-ка, ну-ка, а здесь что?
Под медленную музыку выходят «жертвы химических опытов» с табличками, Кислород хватается за голову.

КИСЛОРОД. А это кто такие? (читает таблички). Теллур, подойди сюда. (выходит Теллур.) Теллур, почему ты в синяках? Опять к вольфраму приставал? И когда ваша междоусобица кончится? Посмотри (показывает на скульптуры), ты почто заветные правила не донес до их слуха? Получал я водород
И прибавил кислород.
Они взорвались сразу,
Теперь хожу без глаза.
Химик здесь лежит безвестный в мире.
Выпил, бедный, целое ведро,
Полное H2SO4, думая что это Н2О.
Беде на встречу тот идет,
Кто что попало в рот кладет.
Так вот запомните, друзья,
Чтоб вам не отравиться.
Учите химию всегда.
Она вам пригодится.
Вы не думайте, друзья,
Что пришла так в школу я.
Злая щелочь платье съела,
Вот такое, братцы, дело.
Экспонат «Жертва любопытства»
Сунул палец я в пробирку,
Получилась в пальце дырка.
Вот беда, игра опасна,
Слезы лью теперь напрасно.
Экспонат «Жертва дегустации»
Попробовать на вкус решила кислоты,
Глядь, языка уж нет во рту.
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет.
Мне не хватало волшебства,
В пробирке размешал я вещества.
Взрыв раздался - еле жив остался.
ТЕЛЛУР. Не вели казнить. Помилуй, мил – государь.
КИСЛОРОД. Нет тебе прощенья. Отныне ты отстраняешься от должн7ости правого уха (отрывает прикрепленное из бумаги правое ухо). Иди прочь, чтобы очи мои тебя не видели. (Хлопает в ладоши. Теллур уходит.)
КИСЛОРОД. (гневно.) Селена. Ванадия.
(Входят Селена и Ванадия.)

^ Что, мил – государь, случилось?
КИСЛОРОД. Это вы мне объясните, что случилось?
СЕЛЕНА. Они выросли и позабыли правила техники безопасности.
ВАНАДИЯ. Внимание. Открыта скульптурная галерея «Жертвы химических опытов».
^
КИСЛОРОД. Это ужасно, что вы забыла правила техники безопасности. Селена, Ванадия, огласите наши заветные правила. Селена и Ванадия читают правила.^ Если откупорили что-либо – закупорьте.
Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное не выпустите наружу.
Если включите – выключите.
Если открыли – закройте.
Если разобрали – соберите.
Если не можете собрать - позовите на помощь умельца.
Если не разбирали - не вздумайте собирать.
Если пользуетесь чем – либо – держите в чистоте и порядке.
Если хотите воспользоваться тем, что принадлежит другому, попросите разрешения.
Если не знаете, как это действует, - не трогайте.
Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
Если не знаете, как это делается, - сразу спросите.
Если не можете что – либо понять почешите в затылке.
Если все же не поймете, то не пытайтесь.
Если у вас что – либо взорвалось, проверьте, остались ли живы.
Если не усвоили этих правил – не входите в лабораторию.
1-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо всем. Оценка жюри за этот конкурс до 5 баллов. ^ 1-й ВЕДУЩИЙ. В этих маленьких ребусах зашифрованы названия двенадцати химических элементов. Расшифруйте их. Командам предоставляются ребусы.2-й ВЕДУЩИЙ. Команда получает 1 балл за 1 правильный решенный ребус. ^ 1-й ВЕДУЩИЙ. Для этого конкурса нужно от каждой команды три человека: артист, художник, экспериментатор. Задача экспериментатора – продемонстрировать опыт, артиста – показать увиденного с помощью мимики и жестов, художника – нарисовать показанное артистом. Художников прошу выйти из зала. Итак, внимание. ^ Кто из вас может получить огонь без спичек? 1-й ВЕДУЩИЙ. Прошу экспериментатора из команды «Катионы» продемонстрировать опыт. 2-й ВЕДУЩИЙ. Экспериментатор из команды продемонстрирует опыт «Несгораемый платок». (Выходит экспериментатор и демонстрирует опят. В фарфоровую чашку помещает 1-2 г перманганата калия и несколько капель концентрированной серной кислоты, все это перемешивает стеклянной палочкой. Затем той же палочкой с прилипшей к ней смесью прикасается к фитилю спиртовки – происходит воспламенение)^ . Приглашаю художников в зал. Художники будьте внимательны, Вам нужно зарисовать опыт, который покажут артисты, с помощью мимики и жестов. Художники зарисовывают опыт.1-й ВЕДУЩИЙ. Итак, жюри подводит итоги. Оценка за конкурс 5 баллов. ^ 2-й ВЕДУЩИЙ. Члены команд обладают способностью описывать химические процессы. В следующем конкурсе «составь рассказ, используя следующие слова: кослород, водород, две молекулы, медь, оксид меди, капельки воды.». Оценка за конкурс 5 баллов .^ 1-й ВЕДУЩИЙ. Вспомните как можно больше строк из стихов М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин со словом «золото». Ответы. «Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч света золотой»(Лермонтов «Парус») На груди утеса великана»(Лермонтов «Утес») «Отделкой золотой блистает мой кинжал»
(Лермонтов «Мцыри») «У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…Там царь Кащей над златом чахнет»(Пушкин А.С.) «Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок»(Пушкин А.С.) «Пришел невод с одной рыбкой
С непростою рыбкой – золотою»(Пушкин А.С.) «В багрец и золото одетые леса»
(Пушкин А.С.)9 конкурс «Конкурс капитанов»2-й ВЕДУЩИЙ. Прошу подойти капитанов команд. Вы в команде самые главные. Вы можете, все знать. ^ Вам необходимо снять карточку с загадкой с дерева, прочитать ее и дать ответ. Победит тот, у кого будет большее количество правильных ответов. За каждый правильный ответ капитаны получают один балл. ^ Ответы: В холод прячется в нору, поднимается в жару(ртутный столбик термометра)
Действует как решето, но выглядит иначе, на столе стоит и плачет(фильтр)
Только вводу окунется, невидимкой обернется(растворимое вещество)
Лопата стояла у двери, без дела стала тяжелее 9металл окисляется, масса лопаты увеличивается за счет образования оксидов)
Зловонный элемент, как вещество ожоги причиняет. Но пользу он несет, как соль в больнице применяют (бром)
Он в белом песке и кварце, В составе стекла и кварце, И если в резину войдет, стойкость и морозу придает.(кремний)
На солнце нашли меня, Но издавна в воздухе я.(гелий)
Темным облаком летала, Опустилась птицей белой, Превратилась в человека, Постояла у крылечка, Покатилась кувырком и запела ручейком.(пар, снег, лёд, жидкость)
^ . Поаплодируем капитанам команд. Жюри подводит итоги. 10 конкурс «И какой же любитель химии не уметь решать задачи!»1-й ВЕДУЩИЙ. Команды, внимание, вы должны решить задачу: Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2 моль магния (Mg) с разбавленной серной кислотой (HCl)? ^ 11 конкурс «Закончите предложения»2-й ВЕДУЩИЙ. Ваша задача правильно дополнить предложение, за каждый верный ответ 1 балл. Итак, игроки приготовились, жюри ухо востро. Мельчайшей неделимой химической частицей является…
Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками, называют…
Реакция взаимодействия кислоты и основания, в результате которой образуется соль и вода, называется…
Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток - …
Атом или ион, отдающий электрон, называют …
Явление, при котором атомы одного элемента могут образовывать несколько простых веществ, называют…
Жюри подводят итоги.^ 1-й ВЕДУЩИЙ. Наши команды хорошо знают химию. А откуда пошло слово «химия». Команды показывают домашнее задание на тему: «Версия появления слова «химия»».2-й ВЕДУЩИЙ. Просим жюри подвести итоги и назвать победителя встречи. Подводятся итоги. Награждается победитель.1-й ВЕДУЩИЙ. Нам осталось пожелать всем вам удачи и успеха. 2-й ВЕДУЩИЙ. Учите химию, и Ваши мысли будут более стройными, а чувства – более тонкими. Всем спасибо за внимание, с вами были 11 «А» и 11 «Б»!!!
|