Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни»




Скачать 96,46 Kb.
НазваниеКонспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни»
Дата публикации28.09.2013
Размер96,46 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > Химия > Конспект
План- конспект урока химии в 8 классе по теме

«Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни»

Короткова Елена Ивановна, учитель химии

II квалификационная категория

Тип урока: урок обобщения и первичной систематизации знаний

Образовательные цели: -повторить и закрепить знания по теме «Атомы химических элементов», обобщить единичные знания в систему;

Развивающие цели:

-развитие внимания учащихся к причинно-следственным связям окружающей среды: химический элемент-организм-здоровье.

- развивать способность школьников к активному сотрудничеству

^ Воспитательная цель:

-воспитывать ответственность за свое здоровье через знания по химии.

Оборудование: компьютер, медиа проектор, презентация, карточки, на стенде таблица «Содержание химических элементов в животных и растительных организмах»

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Добрый день! Ребята, мы закончили изучение темы «Атомы химических элементов». Сегодня на уроке нам предстоит подвести небольшой итог изучению новой науки, закрепить знания, заглянуть вперед, какие перспективы открывает перед нами химия. Известно, что основой всех химических знаний является знание химических знаков и названий элементов, умение ориентироваться в периодической системе. Этому и будет посвящен наш урок. А так, как он проходит во время месячника «За здоровый образ жизни», то некоторое внимание мы уделим также связи химии и здоровья человека. О том, что такая связь существует говорит и эпиграф к уроку:

«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах

Все от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых»

С. Щипачев

II. Первое задание: на доске записаны либо знаки, либо названия элементов, дописать недостающее

-

Аргентум

-

Цинк

О

-

Мп

-

С

-

-

Водород

-

Азот

Na

-

-

фосфор

Fe

-














Второе задание: схему строения атома элементов фосфора и железа.

В это время 2 группы ребят работают по периодической системе: найти как можно больше элементов на одну букву. Первой группе на букву «Р», второй – на букву «К»

(по 8 элементов)


Используя буквы М, О, Р, Л, Х, Б, составить названия элементов. Кто больше?
Работа по карточкам.

Ответ: хлор, бром, бор, хром. Подвести итог данному этапу урока.

III . Следующий этап урока должен показать, что благодаря периодической системе мы можем узнать не только знак и название элемента, но и его атомную массу, отсюда молекулярную массу вещества и массовую долю элемента, другими словами, расчеты по химическим формулам. (слайд № 1)

Для первой группы: Два брата-близнеца Водороды и их приятель Кислород создали предприятие «Вода». Каждый брат Водород внес в уставный капитал по одной тысяче рублей, а их приятель Кислород – шестнадцать тысяч.
Каков уставный капитал предприятия «Вода» и какова доля братьев в нем? (Ответ: 18. Доля братьев 11%)

Для второй группы: Повар испек торт «Сахар». Для этого он взял двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода и одиннадцать атомов кислорода.
Какова масса испеченного торта и какую долю в нем составляет углерод? (ответ: 342. Доля углерода 42%)

Найди «лишний» элемент, если главный признак – принадлежность
а)к одному периоду: б) к одной группе(слайд 2)


Найди «лишний» элемент, если главный признак –
металл – неметалл (слайд 3)

Подвести итог данному этапу урока.

Учитель: предлагаю теперь задать задание мне. ПС – такой неисчерпаемый источник знаний, что можно найти место и для таких фокусов. Один из учащихся задумывает элемент, никому не говорит, проделывает с ним следующие действия: порядковый номер удвоить, прибавить к произведению 5, сумму умножить на 5. Результат сообщает учителю, тот сразу называет элемент. Химия – страна чудес!

IV.

Обратите внимание на таблицу «Содержание химических элементов в животных и растительных организмах» отсюда следует, что в живых организмах содержатся в различных концентрациях углерод, водород, железо, магний и т.д. Где же в нашем организме место этим химическим элементам, расскажут нам сейчас сотрудники биохимических лабораторий, которые провели исследовательскую работу, собрали большой материал о химических элементах, участвующих в построении организма человека. Надеемся, что услышанные сообщения дадут нам возможность проследить связь живой и неживой природы, почерпнуть полезные сведения для каждого из нас. Сотрудники –это наши учащиеся, которые, готовясь к сегодняшнему уроку, пролистали много страниц учебников и дополнительной литературы.

Железо

Химики. Еще в глубокой древности человеку были известны 7 металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть и железо. Их применяли еще до изобретения письменности. Век каменный на часах веком железным. Самые древние предметы из железа имеют возраст 3,5 тыс. лет. Железный век продолжается и сейчас, так как 9/10 всех используемых человеком металлов и сплавов – это сплавы на основе железа. В государстве хеттов в XIYв. До н.э. железо стоило в 5 раз дороже золота, в 20 раз дороже серебра и в 6400 раз дороже меди. Железо занимает второе место по распространенности среди металлов (после алюминия). Оно образует множество минералов: Fe O – красный железняк, Fe O – магнитный железняк, Fe O H O- бурый железняк, Fe S – железный колчедан и др.

Миллионы тонн железа были затрачены на создание вооружения и служили разрушению и смерти. Однако железо – это не только средство ведения воин, это основа современной техники и сельскохозяйственного машиностроения, транспорта, средств связи, космических кораблей и вообще цивилизации.

Железо защищает человека снаружи, но также защищает и поддерживает его изнутри.

Биохимики. В организме человека содержится 4,2г железа. Оно сосредоточено в эритроцитах, мышцах и костях. При его недостатке возникает железодифицитная анемия, сопровождающаяся усталостью и апатией.

Диетологи. Железом богаты продукты ярко пигментированные: свекла, хурма, гранаты, красная икра, яблоки, печень, мясо (говядина), зеленые листья овощей.

Кальций

Химики. Кальций в виде металла (в переводе с латинского означает Известь) – был выделен в 1808 г. Это один из самых распространенных химических элементов на Земле 9почти 3,5% массы земной коры). В природе в свободном состоянии он не встречается, так как обладает большой химической активностью. Много кальция содержится в осадочных породах. Гидроксид кальция (известковая вода) используется в лабораториях для определения углекислого газа.(демонстрация опыта: помутнение известковой воды при пропускании через нее CO , полученного при взаимодействии мрамора с соляной кислотой, и воздуха, выдыхаемого человеком.

Ca(OH) +CO=CaCO+HO .)

Мел, мрамор, известняк – хорошие строительные материалы. Их используют для постройки и отделки зданий, при создании скульптур. Однако мрамор – прочный строительный материал – разрушается под действием кислотных дождей. Строительный материал, используемый человеком, является строительным материалом и самого человека.

Биохимик.(Демонстрация скелетов млекопитающих, раковин моллюсков.) фосфат кальция составляет основу скелета человека. Наглядный пример этого – декальцинированная кость, которую можно завязать в узел.

Кальций – основной компонент зубов, при его дефиците возникают проблемы: кариес, пульпит, выпадение зубов. Ионы кальция – активаторы многих ферментов, поэтому его недостаток приводит к нарушению жизненно важных процессов в клетке. Без кальция невозможно сокращение мышечного волокна. Кальциевые соли серной кислоты служат важной составной частью минерального питания растений.(Демонстрация минеральных удобрений.)

Диетологи. Потребность взрослых людей в кальции составляет 0,8г в сутки, детей – 1,4г в сутки. Это количество кальция можно усвоить, введя в пищевой рацион 1л молока, или 150г творога, или 1 яйцо. Кальций содержится также в гречневой крупе, капусте, черной смородине, апельсинах.

Фосфор

Химики. Фосфор открыл Хеннинг Бранд в 1669г. В переводе с латинского фосфор обозначает светоносный. В земной коре на долю фосфора приходится 0,1% (по массе). Он входит в состав минералов фосфита и апатита. Существуют 3 аллотропные модификации фосфора – красный, черный, белый. Белый – химически неустойчив, от сотрясения воздуха самовозгорается.

Черный фосфор – полупроводник. Красный – используют для производства спичек, фосфорных удобрений и кормовых добавок для животных. Ничто живое не может обходиться без фосфора.

Биохимики. В живых организмах фосфор присутствует в костях, мышцах, тканях мозга и нервах. В организме взрослого человека содержится примерно 4,5г фосфора. Почти все важнейшие физиологические процессы связаны с превращением фосфорсодержащих веществ. Из фосфора строятся собиратель и носитель энергии аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), рибонуклеиновые, дезоксирибонуклеиновые кислоты(РНК,ДНК), отвечающие за передачу наследственных свойств. Фосфор необходим детям для построения костной ткани. Он также участвует в функционировании клеточных мембран и помогает поддерживать рН среды внутренних жидкостей.

Диетолог. Продукты, богатые фосфором, -это рыба, сваренная с костями, рыбные консервы, морепродукты, яйца.

Фтор

Химики. Фтор в свободном виде получил в 1866г. французский химик Анри Муассан, за что ему была присуждена Нобелевская премия. Многие пытались получить фтор, но или погибали тяжелые увечья. В переводе с греческого, «фторос» - разрушающий, он очень активен, в нем горит даже вода:

2Fe + 2HF + O

Конечно же, из-за своей активности фтор в свободном виде не встречается, а существует главным образом в минералах, например в флюорите(плавиковом шпате). Простое вещество фтор – очень ядовитый газ. Без этого элемента человеческий организм существовать не может.

Биохимики. Фтор участвует в построении зубной эмали и костей, и при его недостатке происходит их разрушение.

Диетологи. Чтобы повысить количество фтора в организме, нужно употреблять морскую пищу, фторированную воду и чистить зубы зубной пастой, содержащей фтор.

Йод

Химики. Элемент йод мало распространен на Земле. Йод в виде простого вещества был получен в 1811г. французом Куртуа, а название свое получил за цвет паров (греч. «иодэс» - «фиолетовый»).

Йод в твердом виде – это серое вещество с металлическим блеском. Йод применяется в медицине и для получения высокочистых металлов, например циркония. Элемент йод необходим организму человека.

Биохимик. Человек не может жить без йода. Его недостаток в воде и пище резко снижает выработку гормона тироксина щитовидной железы. Под регулирующим действием тироксина находятся мышечное возбуждение, биение сердца, аппетит, пищеварение, работа мозга и даже темперамент человека. Хронический недостаток йода вызывает серьезные нарушения обмена веществ и такие болезни, как Базедова, или зобная, гипотиреоз. В древности были зарегистрированы случаи, когда щитовидная железа разрасталась до таких размеров, что ее нужно было везти на тележке перед собой.

Диетологи. В горных районах, где наблюдается особый дефицит йода, обязательно применение йодированной соли для приготовления пищи. Нам же с вами надо не забывать о морепродуктах, особенно о морской капусте. Суточная потребность в йоде для школьника и взрослого человека 130-200мкг. В 100г рыбы пикши содержится 416мкг йода, в 100г лосося – 216 мкг. Йода много в фейхоа и хурме, он есть в хлебе (8,5мкг йода в 100г),овсе, рисе.

^ Калий и натрий

Химики. Элементы калий и натрий – представители семейства щелочных металлов, из-за своей активности они не могут находиться в природе в виде простых веществ. Самые распространенные минералы, содержащие эти элементы, - галит, или каменная соль (NaCl), сильвин (KCl) и сильвинит (NaCl KCl). Каменную соль добывают открытым способом на озерах Эльтон и Баскунчак. Даже летом эти озера покрыты соляной коркой «льда». Калий – составная часть макроудобрений. Человек тоже не может обходиться без этой «сладкой парочки».

Биохимики. Пока клетка жива, различие в концентрации ионов калия и натрия между клеткой и межклеточной средой стойко удерживается. От концентрации солей внутри и вне клетки зависит интенсивность обмена веществ в тканях. Калий обеспечивает водный баланс, сердечную деятельность, метаболизм углеводов и белков. Он концентрируется в мышечной и костной тканях, в крови. Недостаток калия (менее 100г в организме взрослого человека) приводит к нарушению сократительных свойств сердечной мышцы и при увеличении нагрузки на организм может наступить внезапная смерть из-за аритмии сердечных сокращений.

Натрий сосредоточен в крови, мышечной и костной тканях. Он отвечает за передачу нервного импульса. При дефиците натрия (менее140г) появляются такие симптомы, как головная боль, слабость, ухудшение памяти, потеря аппетита.

Диетологи. Так как натрий участвует в минеральном обмене всех живых организмов и не содержится в достаточном количестве в пище, то человек вынужден употреблять с пищей поваренную соль (хлорид натрия). Однако и недостаточное, и избыточное потребление поваренной соли вредно для человека. Ее суточная потребность для взрослых, живущих в умеренном климате, составляет 9г, а для людей, живущих в жарком климате 15-20г.

Калий содержится в таких продуктах, как бананы, сухофрукты, апельсиновый сок, картофель.

Дополнительные вопросы:

  1. Рассказывают, что один влюбленный студент-химик, узнав о том, что кровь содержит железо, решил подарить избраннице своего сердца кольцо, сделанное из железа собственной крови. Периодически выпуская кровь, юноша получал соединение, из которого затем химическим путем он выделял железо. Как вы думаете, получила ли избранница подарок? - Бедняга погиб от малокровия, так и не собрав железа, нужного для изготовления кольца: ведь общее количество этого элемента в крови человека – всего несколько граммов.

  2. В большую часть продаваемой поваренной соли добавляют немного иодида калия. Для чего это делают? Если вы последуете совету многих врачей-кардиологов и не будете солить пищу, то какой продукт может служить хорошим источником иода?


3. Какой картофель сохраняет большее количество калия- вареный, жареный или печеный?

4 Почему норма потребления кальция для подростков выше, чем для взрослых?

5. Почему на уроке химии мы так много говорим про биологию?

Итог урока: учитель называет оценки за урок. Оценка за урок, несомненно. Важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизни – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% – от образа жизни, который вы будете вести. И завершит урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете:

«Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».

Похожие:

Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни» iconУрок химии в 8 классе по теме "Основания"
Давайте с вами вспомним химические элементы, перед вами рисунок с изображением животного, а вот какого, вы узнаете, если правильно...
Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни» iconУрока обществознания по теме «Экономическое содержание собственности»
Данный урок можно отнести к типу комбинированного,т к в нём есть элементы урока предъявлений и изучения нового учебного материала,...
Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни» iconКонспект урока по технологии в 5 классе на тему «Элементы материаловедения....
План- конспект урока по технологии в 5 классе на тему «Элементы материаловедения. Получение ткани. Определение лицевых и изнаночных...
Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни» iconСтепень окисления в неорганической химии
Все химические элементы условно подразделяют на металлы и неметаллы. K неметаллам относят 22 элемента: Не, Nе, Аr, Kr, Хе, Rn, F,...
Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни» iconКонспект урока химии в 11 классе по теме: «:»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Чернянка Белгородской области
Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни» iconКонспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи»
Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи». Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош №40 г. Твери Королева...
Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни» iconПредмет химии. Вещества простые и сложные. Химические элементы. Формы...
Значение химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Современная химия и экологические проблемы
Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни» iconУрока по русскому языку в 6, 7-м классе по теме «Деепричастный оборот»
Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная; технология активного обучения; технология развития критического мышления;...
Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни» iconЛитература 12. Введение На уроке химии наш класс изучал тему «радиоактивные элементы»
На уроке химии наш класс изучал тему «радиоактивные элементы». Учителем было дано задание найти информацию о содержании радиоактивных...
Конспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни» iconПлан-конспект занятия профессии «Портной»
Тема урока: Элементы конструирования и изготовления плечевого и поясного изделия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница