Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез»




НазваниеЭлективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез»
Дата публикации28.09.2013
Размер64,4 Kb.
ТипЭлективный курс
pochit.ru > Химия > Элективный курс
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа им. В.Г Шухова

Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс

Тема занятия: «Фотосинтез»

Разработала учитель биологии

Кононова Анна Васильевна

Белгородская область, Грайворонский район

г. Грайворон, 2011г.

^ Цель занятия: изучить этапы фотосинтеза.

Задачи :

1) повторить типы питания организмов,

2) обобщить знания об особенностях питания растений, о роли хлоропластов в растительной клетке,

3) рассмотреть строение хлоропластов,

4) изучить фазы фотосинтеза, дать понятие цикла Кальвина, научиться писать уравнения реакций фотосинтеза, суммарную реакцию фотосинтеза

5) выявить роль фотосинтеза в жизни растений, других живых организмов, Земли в целом.

  1. ^ Организационный момент.



  1. Проверка знаний, введение в новую тему.

- Какие типы питания живых организмов вы помните? (гетеротрофное, автотрофное, раскрыть смысл понятий)

- Какой тип питания характерен для растений? (автотрофный, фотосинтез)

- Какое понятие шире: автотрофное питание или фотосинтез? Почему, поясните свой ответ? (ответы учащихся)

-Для осуществления фотосинтеза у растений существует почвенное и воздушное питание. Объясните их роль в фотосинтезе? (ответы учащихся)

По итогам беседы три схемы в тетради:

^ Почвенное питание

Воздушное питание

фотосинтез

Орган – корень

Ткань – всасывающая

Клетки – корневые волоски

Вещества – вода и растворы минеральных солей

орган – лист

ткань – рыхлая основная ткань

клетки – устьица

вещества – углекислый газ

Орган – лист

Ткань – столбчатая основная ткань

Органоиды клетки – хлоропласты

Образующиеся вещества – органические, например простые сахара (глюкоза)

Хлоропласты – органоиды клетки, в которых осуществляется фотосинтез.

Вспомним из предыдущих курсов биологии строение хлоропластов.

(беседа учителя с учащимися с использованием таблиц, дидактического материала или электронного дидактического материала)

По итогам беседы в тетради рисунок (схема) строения хлоропластов.

рибосома

включения

мембрана ДНК

грана

матрикс

  1. ^ Мотивация учащихся, введение в новую тему, изложение нового материала.

Фотосинтез – процесс, важный не только в жизни растений, но и имеющий огромное эволюционное и экологическое значение для всей Земли. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород, поэтому говорят: «Фотосинтез имеет планетарное значение». Этот процесс состоит из нескольких фаз.

(ученикам раздают карточки с вопросами)

- Вы получили карточки с тремя вопросами, на которые должны ответить после просмотра презентации : «Фотосинтез». (можно использовать фильм «Фотосинтез»)

Вопросы:

А) сколько и какие фазы составляют процесс фотосинтеза?

Б) отражает ли суммарное уравнение фотосинтеза химическую природу этого явления?

В) какое химическое соединение является источником молекулярного кислорода, образующегося в качестве побочного продукта при фотосинтезе?

^ Просмотр презентации, в которой показаны фазы фотосинтеза, реакции световой и темновой фаз, суммарное уравнение фотосинтеза, его значение.

После просмотра обсуждаем ответы на вопросы, выводы фиксируем в тетрадь.

Выводы:

  1. Фотосинтез включает две фазы: световую и темновую

  2. Фотосинтез принято записывать в виде суммарного уравнения: 6СО2+6Н2О=С6Н12О6+6О2

Это уравнение отражает только количественные соотношения участвующих в фотосинтезе реагентов и его конечных продуктов, но не химическую природу этого явления.

  1. Источником молекулярного кислорода, образующегося в качестве побочного продукта при фотосинтезе, является вода. Этот процесс называется фотолиз воды и он происходит в световую фазу.



  1. ^ Разбор фаз фотосинтеза.

Разберем фазы фотосинтеза более подробно. Для этого воспользуемся материалом учебника Биология 10 класс. Работу проведем по группам по четыре человека. Первая группа подробно разбирает световую фазу фотосинтеза, вторая – темновую. По окончанию работы каждая группа должна выполнить опорный конспект по своей теме и представить его устно, уметь отвечать на вопросы по этому материалу.

(при представлении конспектов, они могут уточняться и дополняться учителем)

Примеры опорных конспектов.

  1. Световая фаза

Световая фаза. В этой фазе происходит превращение световой энергии солнца в химическую энергию молекул АТФ и других молекул, богатых энергией.

свет Е хлорофилл + е е+ белок-переносчик встроенный вместе с хлорофиллом в мембраны тилакоидов электроны переходят на наружную поверхность мембран тилакоида 2Н++4е+НАДФ+(вещество-переносчик водорода) НАДФН2

АДФ+Фн АТФ 4Н2О 4Н++4ОН- Н2О+О2

Расщепление воды под действием света называется фотолиз воды.

Результат:

  1. Образование веществ, богатых энергией (АТФ и НАДФН2),

  2. Образование кислорода



  1. Темновая фаза

Темновая фаза. Эта фаза проходит в строме хлоропласта, куда поступает углекислый газ из воздуха и продукты световой фазы АТФ и НАДФН2

СО2+сахар-пентоза+ АТФ и НАДФН2 С6Н12О6+ АДФ+Фн+НАДФ+

Этот цикл назван цикл Кальвина (по фамилии автора). Для создания одной молекулы глюкозы цикл должен повториться шесть раз.

2АТФ+2АДФ+2Фн

+ Фн азотсодержащие группы АК

СО2+ сахар + НАДФ+

+ Фн +НАДФН2 С6Н12О6 крахмал

целлюлоза

5 + Фн 3 снова способен присоединять СО2

рибулезодифосфат

Результат:

  1. Превращение световой энергии в энергию химических связей в молекулах органических веществ

  2. Растения – «посредник» между Космосом (Солнцем) и жизнью на Земле.



  1. Закрепление.

Выполнение теста:

  1. Растения питаются:

а) автотрофно, б) гетеротрофно

  1. Способность синтезировать органические вещества из неорганических под действием энергии Солнца называется:

а) хемосинтез, б) транскрипция, в) фотосинтез, г) трансляция

  1. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза:

а) митохондрии, б) рибосомы, в) хромопласты, г) хлоропласты

  1. При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе:

а) углекислого газа, б) воды, в) АТФ

  1. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород:

а) темновая, б) световая, в) постоянно

  1. В течение какой стадии в хлоропласте образуется первичный углевод:

а)темновая, б) световая

  1. Какой организм не относится к автотрофам:

а) человек, б) ромашка, в) зверобой, г) картофель.

  1. Заключение.

В заключении можно провести рефлексию. На этом же этапе урока задается домашнее задание.

Для развития эрудиции по желанию можно задать вопросы, например:

- В качестве запасного вещества у большинства растений в тканях откладываются углеводы, а у животных жиры. Чем это можно объяснить?

- Каково экологическое значение фотосинтеза.

Литература:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах. Т1, Т2, Т3: Перевод с английского/под ред. Р. Сопера – М.: Мир, 1993г. – Т1 368с., Т2 325с., Т3 376с.

  2. Биология 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина/ авт-сост О.Л.Ващенко – Волгоград: Учитель, 2006 г.- 205 с.

  3. Биология 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина и др. Профильный уровень/ авт-сост О.Л.Ващенко – Волгоград: Учитель, 2009 г.- 351 с.

  4. Интернет-источники.

Похожие:

Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез» iconЭлективный курс клетки и ткани
Д. К. Обухов, д-р биол наук, профессор кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета
Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез» iconРабочая программа Элективного курса «Клетки и ткани»
Элективный курс рассчитан на два года обучения в 10 и 11 классах по 1ч в неделю, всего 68часов
Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез» iconРабочая программа элективного курса «Клетки и ткани»
«Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии...
Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез» iconРабочая программа элективного курса по биологии «Клетки и ткани»
«Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии...
Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез» iconНервная система состоит из специфической возбудимой ткани нервной ткани
В состав нервной ткани входят высокоспециализированные нервные клетки, названные нейронами и клетки нейроглии
Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез» iconРабочая программа Элективного курса «Клетки и ткани»
Рабочая программа элективного курса «Клетки и ткани» в 11 классе составлена на основе авторской программы «Клетки и ткани»
Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез» icon«Фотосинтез» Балаев Андрей 10 класс Саранск 2013 Фотосинтез Фотосинтез
Фотосинтез (от греч photos — свет и synthesis — соединение), процесс образования органических веществ водными растениями из диоксида...
Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез» iconЭлективный курс «экология города» тема занятия: «экология жилища»
Выяснить с учащимися, является ли квартира экологически чистым местом обитания человека
Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез» icon6 Сущность и механизм процесса возбуждения
ПД) на раздражение. К возбудимым клеткам относятся только те клетки, которые генерируют потенциал действия. К ним относятся нейроны...
Элективный курс «Клетки и ткани»10 класс Тема занятия: «Фотосинтез» iconЭлективный курс «глобальные проблемы человечества»
Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница