Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность»




НазваниеУрок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность»
Дата публикации15.09.2013
Размер74,8 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Химия > Урок
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность». Разработан учителем МОУ «Мачешанская СОШ» Межовой Ириной Елисеевной.

Цель:

1.Сформировать знания учащихся о силикатной промышленности.

2.Рассмотреть химизм процессов производства стекла, керамики,цемента.

3. Показать значимость знаний по химии в жизни человека.

4. Развивать умения работать с литературой, интерпретировать научно-

популярные и учебные тексты.

5. Развивать память, самостоятельность, гуманитарное мышление.

Ход урока:

Организационный момент.

На столе вы видете предметы , которые мы часто встречаем в быту. Из чего они сделаны? ( Предлагается коллекция изделий из стекла, керамики, цемента)

На предыдущих уроках мы изучали кремний и его соединения. Все эти предметы продукты силикатной промышленности, основным сырьем которой

и являются природные соединения кремния. Тема нашего урока «Силикатная промышленность». Как вы думаете каковы задачи нашего урока? (Учащиеся формулируют задачи урока.) Учитель выслушивая предложения каждого ребенка подводит итог: на уроке мы узнаем, как же из простого песка, глины и других соединений получают хорошо знакомые нам предметы.

^ Изучение нового материала.

В процессе работы на уроке я предлагаю вам заполнять таблицу.


Отрасли силикатной прмышлен-ности

Сырье

Основные химические процессы

Особенности технологии

Основные продукты

Производст-во керамики













Производст-во стекла













Производст-во цемента















На экране демонстрируется схема.

^ Продукты силикатной промышленности







Учитель: На топтале был, на кружале был, на базаре был, молод был

людей кормил. (Глиняный горшок)

^ Сообщение учащегося: Керамика (от греческого слова «керамон» - глина). Основным сырьем для производства керамики служит глина. Если примешать к глине немного воды, получается пластичное тесто, способное сохранять приданную ему форму, которая сохраняется после высыхания и закрепляется при обжиге. Изделия из глины, прошедшие обжиг, называются керамическими. Керамика представляет один из древнейших искусственных и сейчас распространенных материалов в строительстве, повседневном быту и искусстве. Из белой глины изготовляют фарфоровые и фаянсовые изделия, глиняную посуду. Сформированные из глиняного теста изделия доводят обжигом до спекания, а не до плавления. Керамические изделия получаются пористые и влагопроницаемые. Поэтому снаружи их покрывают глазурью – различными легкоплавкими составами, образующими на поверхности керамического изделия тонкий, влагонепроницаемый стекловидный слой.

(идет показ керамических изделий)

Керамическое производство долгое время развивалось по двум направлениям – строительная керамика и керамика для быта. Позже появилось третье направление – техническая керамика.

Развитие современного керамического производства привело к тому, что появились новые области применения керамики. На керамической основе делаются некоторые инструментальные материалы. Потребовалось и производство так называемой тонкой керамики для авиации, приборостроения, электротехники.Процесс изготовления керамики обычно сводится к следующим стадиям: подготовка сырья, приготовление керамической массы, формование изделий, сушка, обжиг.

Основное сырье – разнообразные глины. В состав бытовой керамики добавляют кварцевый песок, полевой шпат, измельченный фарфор или фаянс, доломит или мел, иногда красители.

Изменение состава и структуры керамики позволило получить многочисленные керамические материалы. Одной из главных научных сенсаций конца XX века стало открытие высокотемпературной сверхпроводимости на образцах керамики, составленной из оксидов меди, бария и редкоземельных элементов.

Керамические материалы переживают сегодня как бы второе рождение. От гончарного круга до тончайшей аппаратуры для исследования

микроструктуры и новых авиационных приборов – таков путь развития керамики.

Учитель :в избе мерзнет, а на дворе не мерзнет. (Оконное стекло)

^ Сообщение учащегося:

Открыто стекло очень давно. Еще в IV тысячелетии до н.э. в некоторых странах Востока умели выплавлять стекло. Имя его первооткрывателя, естественно, неизвестно. Популярна легенда о случайности этого открытия: о моряках, обложивших комками соды разведенный на песке костер, и о найденных на этом месте блестящих камушках – каплях, образовавшихся их сплавившихся песка и соды.

Доля истины в легенде есть. Стекло действительно варят из нескольких компонентов. Песок и сода, как правило, основные составляющие силикатных стекол, но кроме них входят и другие вещества.

Примерный состав обычного оконного стекла можно выразить формулой Na2O * CaO * 6SiO2.

Проследим путь развития стекла в России.

До того как расцвело стеклоделие в Венеции, до того как появились вазы и кубки с цветными нитями, свитыми спиралью, мир уже знал удивительные витражи и мозаики из цветного стекла, витые браслеты и бусы Византии и Киевской Руси. Искусные в стекольном деле умельцы в древнем Пскове и великом Новгороде. Были мастера, да не сбереглось ремесло после татарского нашествия и смутного времени. Нелегко было тянуться за другими русскому человеку: он начинал сызнова в ту пору, когда славу венецианцев начинали оспаривать французские стеклоделы, чешские мастера, создавшие богемский хрусталь… Русь нуждалась в стекле. В 1668 году в селе Измайлово был построен завод. Мастеров для него нашли в Венеции на острове Мурано, но они долгое время держали секрет производства в тайне. Дальше подсобной работы русских не допускали, но они уже кое-что начинали понимать, а недостающее дополняли смекалкой… Год от года все большей гордостью становился Измайловский завод. В 1705 году учрежден императорский завод зеркального стекла. Петр I заставил русского человека по-настоящему взяться за стеклодувную трубку. Лиха беда – начало.

Мало опыта было у нашего мастера, но пришел ему на помощь М. В. Ломоносов Он раскрыл много, что хранилось в тайне: научил варить цветные стекла, сделал из кубиков смальты новые русские мозаики, воспел даже в стихах стекло:

« Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глазах:

Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса.»

Разное есть стекло. Есть грубое, бутылочное и оконное. А есть тонкое, свинцовое стекло. У него блеск и звон очень чистые. Он играет радугой, как алмаз… Изделий из стекла, очень важно делать не только больше, но и лучше и красивее.

Учитель: силикатное стекло получают сплавлением смеси соды, известняка и песка. При этом образуются смесь силикатов натрия и кальция.

Na2CO3 + SiO2 = Na2SO3 + CO2

CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 + CO2

В следствии сложности состава формул силикатов записывают в виде соединений оксидов. Так, оконное стекло имеет состав, выражаемый формулой Na2O* CaO* 6 SiO2. Для придания стеклу тех или иных физико-химических свойств ( повышенной прозрачности, термической и механической прочности, окраски и др.) в него вводят соответствующие добавки, которые изменяют состав и структуру стекла. Так, если вместо соды взять поташ K2CO3, то образуется калиевое стекло, которое используется для изготовления лабораторной посуды. Замена оксида кальция на оксид свинца, а оксида натрия на оксид кальция повышает прочность и показатель преломления стекла. Из такого стекла (хрусталя) изготовляют оптические стекла и художественные изделия. ( на экране показать изделия из хрусталя)Добавление к стеклу соединений кобальта придает ему синюю окраску, соединений хрома – изумрудно-зеленую, соединений марганца – фиолетовую.

Серая пыль в воду нырь, потом на мастерок – и готов домок. ( Цемент)

^ Сообщение учащегося:

Цемент относится к важнейшим современным строительным материалам. Основным сырьем для цемента являются известняк и глина. Цемент получают в цилиндрических наклонных медленно вращающихся печах. Смесь загружают в верхний конец печи, и, пересыпаясь, она движется вниз навстречу потоку раскаленных газов – продуктов сгорания вдуваемого через форсунку топлива. При этом из известняка выделяется углекислый газ, из глины – вода, а оставшиеся оксиды кальция, алюминия и кремния образуют между собой соединения – силикаты и алюминаты кальция, составляющие цемент. Его перемалывают в порошок и упаковывают для изоляции от воды. При смешивании цемента с водой получается постепенно затвердевающее цементное тесто. Для экономии цемента и повышении прочности изделий к цементу добавляют песок или щебень. Полученная влажная смесь называется бетоном. Прочность бетонных сооружений еще более возрастает, если в бетон вводится каркас из железных стержней. Такое сочетание бетона и железа получило название железобетона. Железобетон широко применяют в капитальном строительстве, при возведении заводских корпусов, плотин и других сооружений.(демонстрация постепенного затвердевания цемента при соединении его с водой.)

Учитель: посмотрите на схему показывающую процесс получения цемента.

(
схема показывается на экране)


На территории нашей области в г. Михайловка находится крупный цементный завод, который занимает лидирующее место в стране по производству цемента.

Там же есть «Технологический техникум» поступив в который вы освоите профессии данного производства.

Мы рассмотрели все отрасли силикатной промышленности.

^ Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимоконтроль. Весте с учителем проверяется правильность заполнения таблицы.

Закрепление.

  1. С производством какой промышленности мы познакомились?

  2. Какие главные строительные материалы вы выделите в силикатной промышленности?

  3. На каких свойствах глины основано производство керамических изделий?

  4. В каком состоянии стеклу можно придать форму?

  5. Какие свойства цемента лежат в основе его применения?

Вконце урока у учащихся собираются тетради с таблицами на проверку.

Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Каково значение продуктов силикатной промышленности в быту?

Какие предметы изготовленные из керамики, стекла используются вами на уроках химии? Почему мы используем изделия имеющие особые свойства?

Похожие:

Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» iconУрок по теме Цели урока
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» iconУрок химии в 8 классе по теме: «Обобщающий урок по теме: «Вода. Растворы»
Моу «Песчанская средняя общеобразовательная средняя школа» Ивнянского района Белгородской области
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» iconУрок русского языка в 8 классе Тема: Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»
Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного...
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» iconУрок по теме «What are the British like ?»
Урок по теме «What are the British like?» в 8 классе по учебнику Кузовлева В. П. проведен в ноябре 2008 г учителем английского языка...
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» iconУрок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира) Оборудование
Тип урока: урок изучения нового материала. 6-й урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» iconУрок по теме «Алмазодобывающая промышленность Якутии»
Составлять рассуждения о положительных и отрицательных сторонах развития промышленности в Якутии
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» iconУрок природоведения в 5 классе Тема
Данный урок второй в теме «Жизнь на Земле»
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» iconУрок по географии по теме: «Латинская Америка. Хозяйство. Промышленность...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Новокубанск
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» iconУрок в 7 классе по теме : «Путешествие по северным материкам»
Цель урока: Систематизировать и проконтролировать ранее полученные знания учеников по данной теме
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница