Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы




Скачать 84,18 Kb.
НазваниеХимический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы
Дата публикации02.09.2013
Размер84,18 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Химия > Документы
Учитель химии: Полазанова Ю. С.

ХИМИЧЕСКИЙ ТУРНИР
«Химия- наука чудес и превращений»
Цели:

  1. Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы

  2. Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умения решать нестандартные задачи и ситуации, применять свои знания на практике

  3. Воспитывать умение работать коллективно, оценивать свои возможности и знания товарищей


Девиз: «Химии требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся»

(М.В. Ломоносов)
Химическая сказка

В сказке зашифрован некоторый элемент и его химические соединения. Задачей учащихся является: определить этот элемент; привести схему строения его атома; указать валентности и степени окисления в соединениях; написать схемы превращений и уравнения соответствующих реакций.

Сказка.

Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Папа, что ты делаешь?»- «Хочу драгоценность получить, дочка». – «Из этой свечи?»- «Нет, из подсвечника»,-отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб ее и в кислоту бросил-стал синим раствор; Бросил щепотку соды- выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь- и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность?

(Подсказка. Си Си2О СиО СиSО4 СиСО3 ; СиSО4 Си(ОН)2 )
Задача-загадка

Вы задавали себе вопрос: почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из смеси двух газов, превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла. Что это за газы? Элементы, входящие в их состав,- соседи по ПСХЭ ; первый из газов вдвое легче второго, молекула первого газа двухатомна, второй одноатомен, к тому же второй газ инертен. Назовите эти газы. ( Водород и гелий)
Химическая викторина

Командам по очереди задаются вопросы , на которые необходимо ответить. Времени на размышление не дается.

  1. Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением.

( Это физико-химическое явление, т.к. сначала происходит испарение молекул вещества, а затем их взаимодействие с кислородом, служащее причиной свечения)

  1. Почему в одноименном рассказе А.П, Чехова спички были названы шведскими? (Впервые спички стали изготавливать именно в Швеции)

  2. Какую роль выполняет пищевая сода, когда ее употребляют от изжоги?

( Пищева сода нейтрализует соляную кислоту)

  1. Почему модницы в 70-80 г.г. ХХ в быстро отказались от фосфорных бус?

( Ношение таких бус вредит здоровью, т.к. фосфор- ядовитое веществ)



  1. Почему, оставаясь в машине или ремонтируя ее при работающем двигателе в закрытом гараже, вы рискуете жизнью?

( При работе двигателя внутреннего сгорания потребуется кислород воздуха, а содержащиеся в выхлопных газах СО2 и СО накапливаются в непроветриваемом помещении и могут привести к отравлению и удушью)

  1. Попадание в организм человека простого органического соединения Х, которое можно легко перепутать с этанолом, часто является причиной отравлений, заканчивающихся слепотой или даже смертью пострадавшего. Назовите это вещество. (Метанол)

  2. Почему нельзя тушить водой горящие металлы или сплавы?

(Поскольку при взаимодействии воды с горящими металлами образуется водород, то пламя становится более интенсивным и поэтому нельзя пользоваться водой для тушения горящих металлов)

  1. Одинакова ли скорость сгорания свечи у подножия Эльбруса, на его вершине и в стратосфере?

(Лучше всего горит свеча у подножия Эльбруса. На вершине пламя будет меньше(там воздух разряжен и массовая доля кислорода низкая), а в стратосфере из-за недостатка кислорода она не будет гореть вообще)

  1. Можно ли состав воздуха, чугуна и латуни выразить с помощью химической формулы?

(Воздух, чугун и латунь- смеси, а не химические соединения, и поэтому их состав не может быть выражен в виде химической формулы)

  1. Какой газ является составной частью природного газа, рудничного газа, который бывает причиной взрывов в шахтах? (Метан)

  2. Какие известные вам два газа неядовитые, однако в них гибнут любые животные?

( К числу неядовитых газов можно отнести азот и углекислыц газ)

  1. Может ли вода гореть?

(Может. Вода неплохо горит в атмосфере свободного фтора)

  1. Какая соль серебра используется в медицине?

( Нитрат серебра («адский камень» «ляпис» Одно из древнейших лекарственных препаратов)

  1. Какой воздух легче –влажный или сухой?

(Влажный воздух легче, т.к. молярная масса воды 18 г/моль , а воздуха 29 г/моль

Зашифрованное предложение

Какое изречение здесь зашифровано:

Аи, NаNО3, NH3, NH4CI, СаСО3, Еи, Na2CO3? In Ag NO3, Аr ?

(Знание-сила. Расшифровка названий веществ, обозначенных химическими символами и формулами: золото, нитрат, аммиак, нашатырь, известняк, европий, сода, индий, ляпис, аргон)

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

За правильный ответ команда получает 1 балл

  1. Что вы предпримете , если в глаз попал концентрированный уксус?

( Глаз промыть струей холодной воды)

  1. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, при недостатке – ее употребляют как лекарство? (Соляная кислота)

  2. Что вы предпримете. Если на кожу попала кислота из автомобильной батареи? (Пораженное место вытереть сухой тряпкой, промыть проточной водой и нейтрализовать 1-3% раствором соды)

  3. Какой газ используют при снятии болевого шока при операциях ?( Веселящий газ)

  4. Что вы предпримете, если в рот или в желудочно-кишечный тракт попала кислота? ( Находясь в химической лаборатории, нейтрализовать кислоту суспензией оксида магния, в других условиях можно воспользоваться раствором пищевой соды)

  5. Какой газ в малых концентрациях имеет запах свежести, а в больших- ядовит? (Озон)

  6. Что нужно сделать в случае ожога щелочами? (Промыть и нейтрализовать 1-2% раствором уксусной кислоты)

  7. Чем опасны нитраты для организма человека? (Нитраты превращаются в нитриты, а те переводят Fe2+ в Fe3+ в гемоглобине, что мешает переносу кислорода)

  8. Какими путями яды могут попасть в организм человека? ( Через органы дыхания, кожу)


«Химические страсти»
Царь зовет к себе Стрельца,

Удалого молодца,

И дает ему поручение

Государственного значения.

Чтоб я стал опять богат,

Нужен бария сульфат.

Ночь даю тебе подумать-

Утром буду ждать доклад!

Не смогешь -кого винить?

Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье,

Чтоб со страху не забыть.

^ Задание: Получите возможными способами сульфат бария.

Задача. Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил - неизвестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1, 12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости? (Кальций)
«Кто больше вспомнит слов»

На каждую букву слова «Бром» в течение 5-7мин вспоминаем и пишем химические термины. Выигрывает тот, кто больше и правильнее напишет химических терминов


Б

Р

О

М













«Термины- синонимы»
Задача учащихся - правильно составить пары соответствующих веществ

1.Гидрокарбонат натрия 1. Угарный газ

2. Оксид углерода(1V) 2. Поваренная соль

3. Хлорид натрия 3. Мел, известняк

^ 4. Оксид углерода(11) 4. Углекислый газ

5. Карбонат кальция 5. Пищевая сода

«Приключения с господином Ферром»
Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр кат5горически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпадать в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует погреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния.

^ Вопрос: Постарайтесь узнать героев рассказа, под именами которых зашифрованы вещества.

Расскажите, о каких химических превращениях идет речь? Напишите соответствующие химические реакции.

Ответ: Ферр- это железо (феррум)

Кисли- кислород

Аква- вода

Газ- угарный газ
Цепь химических превращений:

Fe Fe2O3 Fe(OH)3 Fe2O3 Fe

4Fe+3O2 2Fe2O3

Fe2O3+3H2O 2Fe(OH)3

2Fe(OH)3 Fe2O3+3H2O

Fe2O3+3CO 2Fe+3CO2

Увлекательные химические игры
Цели:

1.Развивать любознательность, интерес к познанию, уверенность в своих силах, навыки работы в коллективе и чувство ответственности.

2. Формировать навыки химического мышления, логики
^ Девиз: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле» (Аристотель)

Кто быстрее и больше?
Написать названия элементов, оканчивающиеся на букву «н»

( аргон и т.д.) какие из них металлы, а какие неметаллы
^ Составить названия элементов
Из слогов « се», тий, дий, ра, лен, ли» за три минуты составить слова ( литий и т.д.)
Составление уравнений реакций
Кто быстрее составить уравнения реакций, например, между металлом и кислородом


^ Игра «Найдите лишнее»
Цель игры: научить распознавать по формуле различные классы неорганических и органических веществ

Используя принцип «Эстафеты» игроку следует вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся три других
HCI Na2SO4 H2SO4 HNO3

KCI BaSO4 H2SO4 CaCO3

SO3 Mn2O7 KCIO3 N2O5

NaOH MgOHCI AI(OH)3 Cr(OH)2

H3BO3 NaHCO3 Ca(HS)2 MgCI2

«Химический хоккей»
Каждая команда делится на «защитников» и «нападающих» . «Нападающие» по сигналу ведущего предлагают «защитникам» из другой команды вопрос «защитники» отражают нападение, отвечая на вопрос. Затем следует вопрос другой команды. За каждый правильный ответ один балл.

^ Игра «Лото наоборот»
В каждую клетку с формулой вещества рядом написать формулу вещества, имеющего противоположные химические свойства. За каждый правильный ответ один балл


CaO




HNO3







MgO




HCI

P2O5




SO3







CO2




NaOH



«Химическая эстафета»
Используя приведенную схему, составьте конкретные генетические ряды кальция и углерода, проиллюстрировав их соответствующими уравнениями химических реакций.

За каждое правильно написанное уравнение химической реакции один балл.

Углерод Кислотный оксид Кислота







Соль




Кальций Основной оксид Основание

Похожие:

Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы iconМоу оош с. Новые Забалки «азбука природы»
Цель: Привлечение учащихся к чтению научно-популярной и художественной литературы
Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы iconУрок игра «Суд над этанолом»
При­общать учащихся к чтению научной и научно-популярной литературы, развивать их творческие способности. Форми­ровать взгляды и...
Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы iconНаучно-практическая конференция учащихся «эрудит-2007»
Стране чудес Чарльза Латуиджа Доджсона, с девочкой происходит целый каскад превращений. Она, то увеличивается до невероятных размеров,...
Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы iconВнеклассное мероприятие «Химия страна чудес и превращений» (Слайд №1)
Мероприятие включает 8 конкурсов: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Литературный», 3 конкурс – «Галерея русских химиков», 4 конкурс...
Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы iconУрок Задачи
Развивать самостоятельность учащихся в работе с учебником, словарями, краеведческой и научно – популярной литературой. Развивать...
Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы iconТема, раздел
Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои
Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы iconПрограмма кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9...
Целью кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение...
Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы iconПрограмма турнира: Турнир кинжальщиков. Турнир кнехтов. Турнир мечников....
Турнир пройдёт 4-5-го ноября 2007г. По адресу г. Владивосток, ул. Успенского, 19 (школа №12)
Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы iconВ стране чудес и превращений
Участники: команды 3-а, 3-б, 3-в классов (по 10 человек в команде); ведущий; сказочные герои; члены жюри; болельщики. Продолжительность...
Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы iconПрограмма самообразования Тема самообразования: развитие интереса к чтению (с 2011 года)
Это поистине глобальная проблема. Как же вернуть интерес к чтению? Все зависит от взрослых: родители и учителя должны стараться воспитывать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница