Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г»




Скачать 336,01 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г»
страница1/3
Дата публикации26.06.2013
Размер336,01 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева
Адаптационная авторская педагогическая разработка

программы элективного курса для 9 класса


Химические вещества в повседневной жизни человека

(форма учебная)

Автор разработки:

Никитюк Любовь Фёдоровна,

учитель химии МОУ СОШ № 85


г. Тайшет – 2011 г.
^ Пояснительная записка

Данный элективный курс составлен на основе программы Н.В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г», г. Волгоград.

Программа увеличена с 12 до 17 часов за счёт добавления экспериментально-практических работ в количестве 5 часов.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных курсов, позволяющих расширить знания в химии на уровне, не требующем специальной подготовки по предмету. Особенно интересен данный курс для обучающихся, решивших выбрать в 10-11 классах социально-экономический профиль. Так как содержание данного курса имеет интегрированный характер, то будет интересен и тем девятиклассникам, кто выберет общеобразовательный профиль, так как способствует выстраиванию индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

^ Актуальность программы: содержание данного курса знакомит обучающихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту (поваренная соль, вода, спички, карандаши, бумага). Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычайные свойства. Данный курс позволяет сформировать у обучающихся умения работать с книгой; самостоятельно добывать знания, используя компьютерные технологии; рационально организовывать свой труд, что, безусловно, необходимо современному человеку любой профессии.

Данный курс не только существенно расширяет кругозор обучающихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира; даёт химическую картину мира, природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения.

Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.

^ Формой отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:

-проектные работы, тематика которых приводится в программе;

-рефераты и доклады по изученным темам.

^ Результатами изучения данного элективного курса обучающимися станут следующие личностные результаты:

- чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, позитивное отношение к труду, целеустремлённость, самоконтроль и самооценка;

- способность анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использованием веществ;

-возможность строить своё поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе и соблюдения техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами;

-планировать и проводить химические эксперименты;

-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами.
Примерные темы творческих работ:

  1. Чудесный мир бумаги

  2. «Соляные бунты» в России

  3. Хрусталь

  4. Имеет ли вода память?

  5. История бумажных денег

  6. «Скользкая» и «мокрая» вода

  7. Акварельные краски

  8. История спичек


УМК:

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага, Артия, 1990 г.

  2. Виноградова Н.А.»Искусство среднего Китая». Москва, Просвещение, 1999 г.

  3. Соловьёв Ю.И.»История химии». Москва, Просвещение, 2005 г.

  4. Розин Б.Л. «Чудесный мир бумаги».Москва, Просвещение, 1998 г.

  5. Петрянов Н.В. «Самое необыкновенное вещество на земле». Педагогика, 2005 г.

  6. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас». Высшая школа, 2007 г.


Программа элективного курса

Тема 1.Вода (2 часа)

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды в природе. Вода в организме человека. Пресная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды. Химические и физические свойства воды.

^ Тема 2. Поваренная соль (3 часа)

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Физические свойства поваренной соли. Получение и очистка поваренной соли. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

^ Экспериментально-практическая работа: очистка загрязнённой поваренной соли.

Тема 3. Спички (2 часа)

История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные реакции, протекающие при зажигании спичек. Спичечное производство в России.

^ Экспериментально-практическая работа: получение белого фосфора.

Тема 4. Бумага (2часа)

Пергаментные, шёлковые и современные книги. Целлюлоза. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги, их практическое использование.

^ Тема 5. Карандаши и акварельные краски (3 часа)

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.

Экспериментально-практическая работа: получение берлинской лазури и турнбулевой сини.

^ Тема 6. Стекло (3 часа)

История стеклоделия. Оконное стекло. Химический состав стекла. Цветное и хрустальное стекло. Виды декоративной обработки изделий из стекла.

^ Экспериментально-практическая работа: свойства оксидов.

Тема 7. Охрана окружающей среды (2 часа)

Влияние человека на изменение состава воздушной среды.

^ Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Цели

Часы

План занятия

Деятельность обучающихся

Тема 1. Вода




2







1.Вода в масштабах планеты

Показать значение пресной воды в жизни человечества

1

1.Значение воды

2.Круговорот воды

3.Вода в организме человека

4.Экологическая проблема чистой воды

Фронтальная беседа

Диалог

Сообщения учащихся

2.Химические свойства воды

Рассмотреть химические свойства воды

1

1.Взаимодействие с металлами

2.Взаимодействие с оксидами

Лабораторная работа

Тема 2. Поваренная соль




3







1(3). Значение поваренной соли. Физические свойства. Получение и применение соли

Рассмотреть роль соли в обмене веществ, солевой баланс человека, физические свойства, получение и применение соли

1

1.Состав и строение соли

2.Физические свойства

3.Роль соли в обмене веществ


Фронтальная беседа

Сообщения учащихся

2(4). Очистка загрязнённой поваренной соли

Закрепить навыки практических умений

1




Практическая работа

3(5). Выращивание кристаллов поваренной соли

Научить готовить пересыщенные растворы

1




Практическая работа

^ Тема 3. Спички




2







1(6). История изобретения спичек

Рассмотреть состав и появление безопасных спичек и технику безопасности при работе с фосфором

1

1.Аллотропия фосфора

2.История появления спичек

3.ОВР, протекающие при горении спичек

4.Выполнение практической работы «Получение белого фосфора»

Фронтальная беседа

Сообщения учащихся

Написание уравнений реакций

Практическая работа

2(7). Спичечное производство в России

Рассмотреть производство спичек в России

1

1.Первые спички в России

2.Состав спичек

3.Виды спичек

Фронтальная беседа

Сообщения учащихся
















^ Тема 4. Бумага




2







1(8). От пергамента и шёлковых книг до наших дней

Выяснить историю возникновения бумаги

1

1.Пергамент

2.Шёлковые книги

3.Производство бумаги, целлюлоза

Фронтальная беседа

Мозговой штурм

Сообщения учащихся

2(9). Виды бумаги, их применение

Рассмотреть виды и применение бумаги

1

1.Виды бумаги

2.Применение бумаги

Фронтальная беседа

Сообщения учащихся

Тема 5. Карандаши и акварельные краски




3







1(10). Графит. пигменты

Рассмотреть строение и свойства графита и акварельных красок

1

1.Графит

2.Пигменты, состав красок

Фронтальная беседа

Сообщения учащихся

2(11). Акварель

Рассмотреть виды красок

1




Работа с дополнительной литературой

Дискуссия

Сообщения учащихся

3(12). Получение берлинской лазури и турнбулевой сини

Закрепить практические навыки

1




Практическая работа

^ Тема 6. Стекло




3







1(13). История создания стекла

История изобретения и химический состав стекла

1

1.История получения

2.Оконное стекло

3.Химическое стекло

Сообщения учащихся

Написание уравнений

2(14). Цветное и хрустальное стекло

Рассмотреть состав цветного стекла и хрусталя

1

1.Цветное стекло, роль Ломоносова

2.Хрусталь

Работа с дополнительной литературой

Сообщения учащихся

3(15). Свойства оксидов

Рассмотреть свойства основных и кислотных оксидов, используемых в производстве стекла

1

1.Основные оксиды

2.Кислотные оксиды

Практическая работа

Тема 7. Охрана окружающей среды




2







1(16). Влияние человечества на изменение состава воздушной среды

Охрана воздуха

1




Дискуссия

Беседа

Сообщения учащихся

2(17). Защита творческих работ

Выявить способности учащихся в создании проектных работ

1




Сообщения

Доклады, рефераты

Проекты учащихся



^ ПАСПОРТ

на адаптационную авторскую педагогическую разработку

Химические вещества в повседневной жизни человека

I раздел (заполняется автором разработки)

а)Никитюк__Любовь Фёдоровна_____________________________________________

учитель химии МОУ СОШ_№ 85____________________________________________

г.Тайшет, улица Шевченко, дом № 1__________________________________________ __________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес

б)_элективный курс по химии________________________________________________

предмет, предметная область

в) для обучающихся девятых классов__________________________________________

для каких классов (групп) предназначена разработка

г)______________________________________________________________________________

с какого времени разработка используется

д) Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» является предметно-ориентированной. Она позволяет развить общекультурные________ компетентности обучающихся; расширить методологические знания в области________ практического использования химических веществ. Курс способствует расширению и__ углублению предметных знаний; развитию общих приёмов интеллектуальной и_______ практической деятельности; развитию познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования; познавательной мотивации в широком смысле, развитию опыта самореализации и коллективного взаимодействия.__________________

авторская оценка разработки

^ II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)

а) Элективный курс для обучающихся девятых классов «Химические вещества в______ повседневной жизни человека» носит интегрированный характер и направлен на_______ удовлетворение познавательных интересов обучающихся. Он может рассматриваться как курс, «поддерживающий» изучение основного курса химии в рамках_________________ научно-естественного профиля, и как курс, служащий выстраиванию_________________ индивидуальной_образовательной траектории обучающихся как в общеобразовательном классе, так и в социально-экономическом. Программа курса знакомит обучающихся с тем, как получают материалы и некоторые химические вещества, которые_______________ используются_ человеком в быту. Кратко знакомит обучающихся с основами__________ химической технологии – вопросами, традиционно сокращаемыми при изучении курсов химии; с «техническими» приёмами и «маленькими хитростями» использования_______ материалов и веществ, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в целом – способствует раскрытию_ «химической» стороны окружающего мира. Данный курс____ способствует формированию у обучающихся приёмов безопасного обращения с________ бытовыми химическими веществами и умений оказывать первую помощь при__________ отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами. Эти знания и умения,___ бесспорно, необходимы любому человеку._________________________________________

оценка разработки

б) _Форма учебная__________________________________________________________

форма (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации)

в)

Данная разработка предназначена для использования в качестве элективного курса в предпрофильной подготовке обучающихся____________________________________ ________________________________________________________________________________

где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая, внеклассная работа и т.п.

^ III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских разработках)

  1. Выполнение областного Положения об экспериментальных и ав­торских разработках.

Данная программа элективного курса соответствует всем требованиям Положения об экспериментальных и авторских разработках_______________________________________

2. Ведущие теоретические идеи авторской разработки:

-степень новизны: курс включает материал, который не изучается по предмету, или изучается более углублённо. В каждой теме есть экспериментально-практические______ работы, что даёт обучающимся ценный опыт обращения с веществами.________________

- научность содержания: курс даёт возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, даёт химическую картину мира и природы, и включает ценный опыт практической деятельности человека____________________

- ключевые понятия, авторской разработки: ведущая идея данного курса – помочь__ обучающимся в выборе профиля; восполнить пробелы их подготовки по предмету,____ существенно расширяет их кругозор. Даёт возможность получить реальный опыт_____ обращения с химическими веществами. Помогает вооружить обучающихся прочными_ навыками_______ самостоятельной умственной работы.____________________________

3. Содержательную характеристику авторской разработки.

(наличие проблемных вопросов, заданий творческого характера, контрольных, тестовых заданий).
Курс предусматривает задания творческого характера: доклады, рефераты, проекты____

4. Реализация принципов преемственности и перспективности.

Программа полностью реализует принципы преемственности изучения предмета._______ Материал излагается понятно, от простого к сложному.______________________________

5. Практическая направленность авторской разработки, ее вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концеп­ции целостного педагогического процесса.).

Данная разработка способствует более полному усвоению материала по предмету,______ формированию у обучающихся позитивного отношения к труду, целеустремлённости и__ бережному отношению к природе, а также соблюдению техники безопасности при______ обращении с бытовыми химическими веществами._________________________________

. Наличие критериев и диагностического сопровождения по выявлению результативности авторской разработки, чувствительность к возможным сбоям

В авторской разработке нашли отражение формы контроля знаний обучающихся, что___ позволит выявить результаты авторской разработки.________________________________

7. Степень апробации.

_______________________________________________________________________________

Эксперт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 г. Тайшета имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева

ВЫПИСКА

^ ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ, БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

28.05.2011 г. №6

ПОВЕСТКА ДНЯ:

3.О рассмотрении программы элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека», автор программы Никитюк Л.Ф.

Докладчик: Никитюк Л.Ф.
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г» iconЭлективный курс по математике для 9 класса «5 за знания»
Составлен на основе Математика. 8-9 классы сборник элективных курсов издательство «Учитель». Волгоград. Рекомендовано Волгоградским...
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г» iconРабочая программа курса по выбору «Путешествие в микромир» в 9 классе...
В. Н. Семенцовой «Программы элективных курсов: предпрофильное обучение». Курс по выбору рассчитан на один год обучения по 1ч в неделю,...
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г» iconПрограммы элективных курсов и проектной деятельности элективный курс «Резьба по дереву»
Программа профессиональных проб и краткие методические рекомендации по их проведению
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г» iconПрограмма элективного курса по математике
Данный курс составлен с использованием программы факультативных курсов по математике
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г» iconЭлективный курс как учебные программы по выбору учащихся. Разработка...
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» предусмотрено введение в общеобразовательных школах элективных...
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г» iconПояснительная записка
Элективный курс «Личность. Политика. Право» составлен для учащихся 10-11 классов. Программа данного курса отличается от структуры...
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г» iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г» iconПрограмма курса по выбору «функции: просто, сложно, интересно.»
Программа взята из сборника элективных курсов, автора М. Е. Козиной «Математика 8-9 классы», выпуск 2,Волгоград: Учитель, 2007
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г» iconЭлективный курс «Занимательные опыты по химии» Пояснительная записка...
Элективный курс «Занимательные опыты», предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь повышения интереса к химии через...
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н. В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г» iconЭлективный курс «глобальные проблемы человечества»
Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница