Учебная программа элективного курса




Скачать 65,52 Kb.
НазваниеУчебная программа элективного курса
Дата публикации26.06.2013
Размер65,52 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Химия > Программа
Учебная программа элективного курса

(для предпрофильной подготовки в 9 – х классах)

«Питание и здоровье».

Авторы программы:

Верстина Елена Владиславовна,

учитель химии МОУСОШ № 33 г. Костромы;

Нешетаева Галина Васильевна,

учитель химии МОУСОШ № 21 г. Костромы.

Пояснительная записка.

Программа определяет содержание предметно – ориентированного (пробного) предпрофильного курса химии для учащихся 9 класса.

Она рассчитана на 16 учебных часов (по 1 часу в неделю).

Курс рекомендуется проводить в первом полугодии 9 класса, т.к. к этому времени изучен курс анатомии и физиологии человека и заложены основы химических знаний.

Пробный курс является прогностическим по отношению к профильным курсам повышенного уровня в старшей школе.

Цель курса: способствовать расширению знаний учащихся по химии и физиологии человека, способствовать осознанному и успешному выбору профиля выпускника основной школы.

Задачи пробного курса:

- дать ученику реализовать свой интерес к предметам химии и физиологии человека;

- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования;

- создать условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области естественно - научного эксперимента, умений самостоятельно приобретать и применять знания, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Программой предусмотрено изучение основ биохимии, а также закрепление умений решать экспериментальные и расчетные задачи.

Осваивая содержание пробного курса, учащиеся примериваются к выбираемому профилю обучения, т.к. при разработке курса учитывалась преемственность между настоящим курсом и профильными предметами в 10 – 11 классах. Программа носит интегрированный характер с курсом анатомии и физиологии человека.

Содержание курса основано на понятиях, изученных на уроках химии и анатомии и физиологии человека. Курс не ставит своей задачей расширение понятийного аппарата, а рассматривает закономерности на основе эксперимента. Курс содержательно и деятельностно связан с химическим профилем обучения, моделируя характерные для него «учебные ситуации» и проблемы. Осваивая содержание курса, школьники знакомятся с приборами и оборудованием для эксперимента, отрабатывают навыки и приемы работы с лабораторным оборудованием, с помощью опытов углубленно изучать вещества. В целом курс носит экспериментальный характер, что позволяет ученикам лучше осознать сущность химической науки, основные методы ее познания, самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их на практике. Содержание определяется возрастными особенностями учащихся и их интересами в области познания мира.

В данном курсе применяется опережающее обучение, основанное на предыдущих и одновременных школьных курсах биологии и химии.

В качестве основной организационной формы учебных занятий предлагается проведение практикумов, исследований, а также семинаров, игровых занятий, индивидуальных консультаций.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • Логику познания в естественных науках (факты, гипотезе, эксперимент, следствие);

  • роль эксперимента в познании;

  • правила пользования оборудованием и реактивами;

  • роль основных питательных веществ в организме человека.

Учащиеся должны уметь:

  • наблюдать и изучать свойства веществ;

  • описывать результаты наблюдений;

  • отбирать необходимые для проведения опытов оборудование и реактивы;

  • выполнять опыты;

  • выполнять расчеты по формулам и уравнениям;

  • интерпретировать результаты эксперимента;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты работы, участвовать в дискуссии.

Форма отчетности и критерии оценки в изучении данного курса.

Выступление на заключительной конференции «Питание и здоровье».

В рамках элективного курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Ученик получает «зачет» при условии выполнения двух практических работ и подготовки не менее двух выступлений по теме курса на уроках – дискуссиях или семинарах.

Дополнительные баллы учащиеся могут получить за выполнение собственного мини-исследования по теме курса.

^ Тематическое планирование.

1. Состав пищи. Рациональное питание. Ингредиенты пищевых продуктов. Питательные вещества и добавки. Соотношение питательных веществ в продуктах. Группы продуктов по основному питательному веществу. Рациональное питание.

Организационная форма: творческая мастерская.

2. Определение питательных веществ в растительных и животных продуктах. Решение экспериментальных задач на определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.

Лабораторные опыты: 1. определение белков в соевых бобах, яйце;

2. определение жиров в семенах подсолнуха и мака; 3. определение углеводов в картофеле, хлебе. Демонстрационный опыт: ксантопротеиновая реакция на белки.

Организационная форма: практическая работа.

3. Расчеты количества питательных веществ в пище.

Вычисление количества белков, жиров, углеводов в данной порции продукта.

Организационная форма: решение задач.

4. Энергетическая ценность продуктов питания. Энергетическая ценность продукта, единицы измерения. Энергетическая ценность белков, жиров, углеводов. Решение задач.

Организационная форма: урок – практикум.

5. Ферменты. Понятие о ферментах как биокатализаторах, имеющих белковую природу. Особенности биокатализаторов. Влияние условий на работу ферментов. Денатурация, факторы, ее вызывающие.

Лабораторные опыты: 1. каталитическое действие каталазы; 2. влияние температуры и характера среды на работу фермента; 3. обратимая и необратимая денатурация.

Организационная форма: урок - исследование.

6. Витамины. Классификация витаминов. Группы витаминов. Роль в обмене веществ. Суточные нормы. Продукты, содержащие витамины. Гипер- и гиповитаминозы. Способы сохранения витаминов в продуктах питания.

Лабораторный опыт: качественное определение витаминов А, D и С в продуктах.

Организационная форма: лабораторно-практическая деятельность.

7. ^ Суточный рацион питания. Нормы потребления питательных веществ. Расчет количества продуктов для получения суточной нормы питательных веществ и витаминов. Составление ежедневного рациона питания

Организационная форма: практическая работа.

8. Минеральные вещества. Макро- и микроэлементы, их роль в организме. Определение качественного состава минеральной воды.

Лабораторный опыт: анализ воды на содержание анионов и катионов.

Организационная форма: исследование.
9. Лекарственные препараты и пищевые добавки. Лекарства, содержащие ферменты. Витамины, правила приема. Минеральные пищевые добавки.

Организационная форма: лекция.

10. Вода. Биологическое значение воды. Решение задач.

Лабораторный опыт: 1.расчет плотности, 2.расчет числа молекул в 1 глотке.

Организационная форма: семинар.

11. Пища или яд? Алкоголь: за и против. Необходимы ли кофе, чай, кока-кола, жевательная резинка?

Организационная форма: урок – диспут.

12. Виды питания. Вегетарианство. Виды питания. История вегетарианства. Веганы. За и против. Приготовление вегетарианских блюд.

Организационная форма: пресс – конференция.

13. Раздельное питание. Суть раздельного питания. Составление меню.

Организационная форма: дискуссия.

14. Детское питание. Особенности детского питания. Составление меню.

Организационная форма: урок – практикум.

15. Режим и гигиена питания. Режим питания. Гигиена питания.

Организационная форма: круглый стол.

16. «Питание и здоровье». Влияние питания на здоровье человека. Болезни, вызываемые неправильным питанием и нарушениями технологии приготовления пищи. Выбор вида питания. Дегустация здоровой пищи.

Организационная форма: заключительная конференция в форме деловой игры.

^ Учебные и вспомогательные материалы, обеспечивающие курс.

Рекомендуемая литература для изучения курса:

  1. Азбука питания / (Составитель Т.А.Комарова) Алма-Ата: Кайнар, 1990

  2. Биология. Учебник для 8 класса.

  3. Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье: Беседы врача-педиатра о питании детей: Кн. Для родителей. – М.: Просвещение, 1993.

  4. Павлова Т.Н. Здоровое питание. – М.: Институт учебника «Пайдейя», 1998.

  5. Покровский А.А. Беседы о питании. М.: Легкая промышленность. 1987.

  6. Поляков М.А. Это полезно всем. – М.: Прейскурантиздат. 1991.

  7. Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика. Пищевая промышленность. 1991.

  8. Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. М.: ВО «Агропромиздат», 1987.

  9. Филиппович Ю.Б. и др. Практикум по общей биохимии. М.: Просвещение, 1975.

  10. Энциклопедия кулинарного искусства. – М., «Скрижали - С», 1994.

Оборудование и реактивы:

штатив лабораторный и для пробирок; пробирки лабораторные и демонстрационные; спиртовки; бюретка; колбы мерные; фильтровальная бумага; химические стаканы; растворы: йода, сульфата меди (11), перекиси водорода, крахмала, азотной кислоты (конц.), гидроксида натрия, хлорида бария, нитрата серебра; аптечные препараты аскорбиновой кислоты, ферментов, витаминов, пищевых добавок

Похожие:

Учебная программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Учебная программа элективного курса iconПояснительная записка к программе элективного курса Программа элективного...
Программа элективного курса «Введение в правоведение» рассчитана на изучение в 8 классе, где ставится задача профессионально-личностного...
Учебная программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Учебная программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса «Химические производства»
Предлагаемая программа элективного курса «Химическая технология» рассчитана на 18 часов для учащихся 9 класса основной школы
Учебная программа элективного курса iconРабочая учебная программа элективного курса по информатике
«Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»
Учебная программа элективного курса iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Учебная программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса «Конституционное право рф» 10 класс (профильное обучение)
Российского фонда правовых реформ (указаны в программах по основам правовых знаний 7-11 классы, авторов В. В. Спасской, С. И. Володиной,...
Учебная программа элективного курса iconПрограмма элективного курса
Программа предполагает занятия по элективному курсу «Прикладная этика» для 10–11 классов гуманитарного профиля обучения, разработанная...
Учебная программа элективного курса iconПрограмма Элективного курса «Экономический проект» 8 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Программа «Экономический проект» предназначена для учащихся средней ступени обучения, и может быть использована в качестве элективного...
Учебная программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница