Курс по выбору «Химия жизни»




Скачать 72,63 Kb.
НазваниеКурс по выбору «Химия жизни»
Дата публикации26.06.2013
Размер72,63 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Химия > Программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОУ «ВОЛЖСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, КУРМАНАЕВСКОГО РАЙОНА, П.ВОЛЖСКИЙ


Курс по выбору
«Химия жизни»

Программа составлена для учащихся 9 класса

предпрофильная подготовка

Программа составлена учителем

биологии второй категории

МОУ «СОШ»

Оренбургской области,

Курманаевского района,

п.Волжский

Пудовкиной Еленой Васильевной.

Рекомендовано к утверждению

Районным экспертным советом

Протокол ____ от __________
п.Волжский.

Химия жизни.
Данная программа предназначена для учащихся 9 класса средней школы.

Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия, экология и составлена на основании элективного курса «Химия жизни», составленного Журиным А.А., Ивановой Т.В.

Целью курса является систематизация, обобщение и углубление знаний, полученных школьниками при изучении раздела «Клетка» курса общей биологии и биологически важных веществ в курсе химии. Этим обусловлен отбор содержания данного элективного курса.

Задачи: развитие критического мышления, основанного на химическом знании, умений работы с информацией (поиск, переработка, хранение).

В структуре изучаемой программы выделяются следующие познавательные разделы:

1. Химический состав клетки.

2. Химические и физико-химические процессы в живых организмах.

3.Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Важнейшими мировоззренческими идеями, проводимыми в процессе изучения элективного курса «Химия жизни», являются идеи познаваемости окружающего мира, взаимосвязи и взаимообусловленности химической и биологической форм движения материи.

Формами организации учебного процесса являются проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение практических занятий.

Изучение курса сопровождается контрольными заданиями в разнообразной форме: тесты, викторины, развернутые ответы на вопросы, задания на выработку и формирование оценочных суждений с использованием информации из различных источников.

Формы фиксации учебных достижений учащихся следующие:

- реферативные работы по одному или нескольким источникам информации, включая Интернет,

- результаты экспериментальных исследований, оформленные надлежащим образом,

- визуализация полученных знаний с помощью компьютерной техники (презентации, анимационные ролики, web-страницы).

Курс рассчитан на 8 часов лекционно-практических занятий в 9-м классе и позволит учителю показать зависимость живых организмов от химических процессов в клетке, а ученику осознать личностный смысл школьного образования.

^ Содержание программы.

Введение. Формы движения материи. (1ч)

Формы движения материи. Взаимосвязь механической, физической, химической и биологической форм движения.

^ Раздел 1. Химический состав клетки. (2ч)

Тема 1.Неорганические вещества.

Элементарный состав живых организмов. Значение отдельных химических элементов для жизнедеятельности клетки. Неорганические вещества в живых организмах: вода, оксиды, основания, кислоты, соли. Влияние недостатка и избытка неорганических веществ на жизнедеятельность организмов.

Практическая работа. Обнаружение ионов металлов в живых организмах.

^ Тема 2.Органические вещества.

Органические вещества в живых организмах. Особенности строения органических соединений. Мономеры, полимеры и высокомолекулярные вещества.

Взаимосвязь состава, строения и биологических функций жиров, аминокислот, полипептидов, белков, сахаров, АТФ, РНК, ДНК. Объяснение явления комплементарности азотистых оснований.

Влияние недостатка и избытка органических веществ на жизнедеятельность организмов.

Практическая работа. Обнаружение белков в продуктах питания.

^ Раздел 2. Химические и физико-химические процессы в живых организмах. (3ч)

Тема 1. Роль растворов в клетке.

Пути поступления веществ в клетку. Явления в растворах. Активный и пассивный транспорт. Диффузия. Осмос, осмотическое давление, их значение для жизни. Натрий-калиевый насос. Тургорное давление. Плазмолиз и деплазмолиз.

Практическая работа. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза.
^ Тема 2. Роль электролитов в жизнедеятельности клетки.

Водородный показатель. Влияние pH на живые организмы. Гидролиз солей. Буферный раствор. Кислотно-щелочное равновесие и главные буферные системы в организме человека.

Практическая работа. Определение буферной емкости гидрокарбонатной, фосфатной буферных систем.
^ Тема 3. Каталитические процессы в клетке.

Ферменты. Роль катализа в жизнедеятельности живых организмов. Особенности кинетики ферментативных реакций.

Практическая работа. Изучение влияния катализаторов на протекание биохимических реакций на примере гидролиза амилазы в присутствии амилазы и серной кислоты.

^ Раздел 3. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. (1ч)

Тема 1. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Понятия о круговороте веществ. Изменения веществ в пищевых цепях и сетях. Трофические уровни. Правила экологической пирамиды.

Практическая работа. Построение экологической пирамиды.

^ Заключение. Роль биологии и химии в постановке и решении проблемы жизни. (1ч)

Общефилософские и частнонаучные проблемы жизни.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов тем

Всего часов

лекции

практика

Формы контроля

Введение. Формы движения материи.

1

1







Раздел 1.

Химический состав клетки.













1.1. Неорганические вещества.

1

1




рефераты

1.2. Органические вещества

1




1

Практическая работа

Итого по разделу

2

1

1




Раздел 2. Химические и физико-химические процессы в живых организмах.













2.1. Роль растворов в клетке.

1

1




презентация

2.2. Роль электролитов в жизнедеятельности клетки.

1




1

тест

2.3. Каталитические процессы в клетке.

1




1

Экспериментальное исследование

Итого по разделу

3

1

2




Раздел 3. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах













3.1. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

1




1

Составление схем

Итого по разделу

1




1




Заключение. Роль биологии и химии в постановке и решении проблемы жизни.

1

1




Анимационные ролики

Всего

8

4








Список литературы.

  1. Белякова Г.А. и др. Биология: Справочник для старшеклассников и абитуриентов. М., Эксмо-Пресс, 2000.

  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М., Большая Российская энциклопедия, 2001.

  3. Гигани О.Б., Сперанская О.Н. общая биология. М., Уникум-Центр, 1999.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3т. М., Мир, 2004.

  5. Иванова В.Г. Уроки биологии Кирилла и Мефодия (Электронный курс). М., Кирилл и Мефодий, 2002.

  6. Мамонтов С.Г. Биология. Для поступающих в вузы. М., Дрофа, 1994.

  7. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., Высшая школа, 2003.

  8. Филиппович Ю.Б. Основы биохимии. М., Высшая школа, 1985.

Похожие:

Курс по выбору «Химия жизни» iconЭлективный курс по химии для 11 класса профильного уровня. Тема:...
Курс по выбору “Химия металлов побочных подгрупп” предназначен для учащихся естественнонаучного профиля
Курс по выбору «Химия жизни» iconЭлективный курс по теме "химия в повседневной жизни"
Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни человека» предназначена для обучающихся 11 класса
Курс по выбору «Химия жизни» iconРабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту»
Содержание курса знакомит старшеклассников с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в...
Курс по выбору «Химия жизни» iconРабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в мире профессий»
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Курс по выбору «Химия жизни» iconВопросы по химии для зачета и экзамена Общая и неорганическая химия...
Химия – как раздел естествознания. Роль химии в изучении природы и развитии техники. Связь химии с другими дисциплинами. Химия и...
Курс по выбору «Химия жизни» iconРабочая программа по курсу Химия. Вводный курс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. С. Габриэляна и И. Г. Остроумова «Химия. Вводный курс. 7 класс»
Курс по выбору «Химия жизни» iconВопросы для экзамена по Общей и неорганической химии форма обучения:...
Химия – раздел естествознания. Роль химии в изучении природы и развитии техники. Связь химии с другими дисциплинами. Химия и горное...
Курс по выбору «Химия жизни» iconПрограмма элективного курса «Здоровье и химия»
Элективный курс «Здоровье и химия» предназначен для учащихся 1 – 2 курсов профессионального училища (с получением среднего образования)....
Курс по выбору «Химия жизни» iconРабочая программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»
О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М.: Дрофа, 2006-2011 г). На изучение пропедевтического...
Курс по выбору «Химия жизни» icon1. Не относись к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища
Правильный выбор профессии – это уверенность, душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница