Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности»




Скачать 353,23 Kb.
НазваниеЭлективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности»
страница1/3
Дата публикации26.06.2013
Размер353,23 Kb.
ТипЭлективный курс
pochit.ru > Химия > Элективный курс
  1   2   3

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь

Кукморского муниципального района

Республики Татарстан


Согласовано:
На заседании УМО учителей биологии и химии

Протокол № 1 от ____________

Руководитель ________А.М. Шангараева

Утверждено:
На заседании экспертной комиссии протокол № 1 от ___________

Председатель экспертной группы

____________А.Р. Садикова



Элективный курс
^ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ»

(Программа элективного курса для учащихся 10-х классов, 35 ч. )


Тимофеева Валентина Петровна

учитель химии и биологии

I квалификационной категории


Кукмор, 2010

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-х классов «Решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» обусловлена несколькими причинами. В соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии за 2 года теперь выделяется 70 часов. Поэтому в содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. По различным причинам в школах не всегда есть возможность организации профильных классов с углубленным изучением химии. Т.к. сдача вступительного экзамена по химии становится для многих учащихся серьезной проблемой, элективные курсы помогают преодолеть разрыв между требованиями приемных комиссий вузов и реальными возможностями выпускников. Подготовка к экзамену без посторонней помощи достаточно сложна, и особую трудность здесь представляет решение задач. Основная цель данных элективных курсов - сформировать необходимые умения и навыки для решения расчетных задач и для проверки решения. Решение задач рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения химии.

В программе учтено, что с некоторыми опорными знаниями учащиеся уже познакомились в курсе химии за 8-9 класс. Содержание курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняют материал, получаемый на уроках химии в 10-м классе (курс органической химии). Начиная с задач, химическое содержание которых простое и доступное и математический аппарат несложен, формируем базовые умения и навыки решения задач, а затем переходим к решению сложных задач (конкурсных и олимпиадных).

Важно отметить, что в зависимости от уровня подготовленности учащихся часы на прохождение той или иной темы, а также формы занятий и виды деятельности можно варьировать.
Цель: коррекция и углубление имеющихся химических знаний, ликвидация пробелов, обучение решению задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на химию, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности.

Задачи: создать условия для подготовки учащихся к экзаменам по выбору в любой форме ( ЕГЭ, централизованное тестирование, письменный экзамен );

Предоставить учащимся возможность реализации химико-математических способностей;

Способствовать развитию логического мышления;

Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ расчета.

^ Учащиеся должны

знать:

  • понятия, законы и формулы: абсолютная атомная (молекулярная), относительная атомная (молекулярная) массы, количество вещества, моль, число Авагадро, молярный объем, плотность,

  • относительная плотность, идеальный газ, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона

  • молярная доля, объемная доля, средняя молярная масса смеси, раствор, растворимость

  • закон сохранения массы веществ, практическая доля выхода вещества в сравнении с теоретически возможными


уметь

  • использовать формулы, делать вычисления с использованием долей

  • выводить формулы химических соединений и по формулам веществ , производить вычисления

  • решать задачи по уравнениям реакций на газовые законы и «избыток-недостаток»

  • решать задачи на смеси по уравнениям реакций

  • решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ

Содержание курса

  1. Вычисления, без использования химических уравнений (8ч)

Основные понятия, законы и формулы: абсолютная атомная (молекулярная) масса, относительная атомная (молекулярная) масса, количество вещества, моль, число Авагадро, молярный объем, нормальные условия, плотность, относительная плотность, идеальный газ, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона, массовая доля, молярная доля, объемная доля, средняя молярная масса смеси, раствор, растворимость

  1. ^ Вычисления по уравнениям реакций (16ч)

Основные понятия, законы и формулы: закон постоянства состава, вещества молекулярного строения, массовая доля элемента, массовые соотношения, закон сохранения массы веществ, закон Авагадро и следствия из него, нормальные условия, идеальный газ, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона. Задачи с использованием долей, задачи на смеси (в р-цию вступает 2 и более в-в или одно в-во участвует в нескольких р-циях); комбиниованные задачи.

  1. ^ Решение олимпиадных и конкурсных задач (10ч)

Решение задачи повышенной сложности по данному классу органических соединений (предельные углеводороды; алкены, алкины, алкадиены; арены, спирты, фенолы, альдегиды., кетоны, карбоновые кислоты; жиры, сложные эфиры; азотсодержащие соединения)
^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН




раздел

кол-во

часов

форма

контроля

1

Вычисления, без использования химических уравнений.

8

Входной контроль. Составление и решение задач.

2

Вычисления по уравнениям реакций.

16

Составление и решение задач.

3

Решение олимпиадных и конкурсных задач.

10

Конкурс числа решенных задач.




итого:

34





^ Тематическое планирование



Тема урока

Виды деят-ти учащихся

Методы

обучения

Основные понятия

Дата

каенд.

фактич.

1.1

1.2

Вычисления, связанные с понятием количество вещества,

Молярный объем и относительная плотность газа.


Составление

и решение

задач.

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Знать понятия, законы и формулы: абсолютная атомная (молекулярная), относительная атомная (молекулярная) массы, количество вещества, моль, число Авагадро, молярный объем, н.у. , плотность,

относительная плотность, идеальный газ, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона.

Уметь использовать формулы.

.







1.3

1.4


1.5
1.6

Вычисления, связанные с использованием долей.
Качественный и количественный состав растворов
Массовая доля и молярная концентрация растворенного вещ-ва
Приготовление рас-ра заданного состава

Составление

и решение

задач.

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Знать понятия, законы и формулы:

массовая доля, молярная доля, объемная доля, средняя молярная масса смеси, раствор, растворимость.

Уметь делать вычисления с использованием

долей.








1.7

1.8

Вывод формул химических соединений.

Вычисления по химическим формулам.




объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Знать понятия и формулы: закон постоянства состава, вещества молекулярного строения, массовая доля элемента, массовые соотношения.

Уметь выводить формулы химических соединений и по формулам веществ производить вычисления.







2.1

9.
2.2

10.
2.3

11.


2.4
.12.

Закон сохранения массы веществ
Закон Авогадро и следствия из него
Задачи по уравнению реакции на газовые законы
Задачи на «избыток и недостаток»

Составление

и решение

задач

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Знать понятия, законы и формулы:

закон сохранения массы веществ, закон Авагадро и следствия из него, нормальные условия, идеальный газ, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона.

Уметь решать задачи по уравнениям реакций на газовые законы и «избыток-недостаток».








2.5

13.


2.6

14.
2.7

15.

2.8\\

16.

Задачи с использованием долей ( массовые доли)
Молярные и объемные доли
Приготовление растворов заданного состава
Практическая дол выхода вещ-ва в сравнении с теоретич. выходом


Составление

и решение

задач

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Знать понятия, законы и формулы:

массовые, молярные, объемные доли, смеси, растворы, практическая доля выхода.

вещества в сравнении с теоретически возможным.Уметь решать задачи по уравнениям реакций с использованием долей.







2.9

17.

2.10
18.

2.11
19.

2.12
20.



Задачи на смеси

(в р-цию вступает 2 и более в-в или одно в-во участвует в нескольких р.)

Олределение массы раствора, если в процессе химической реакции не происходит образования осадка или выделение газа.

Определение

массы раствора, если в процессе химической реакции образуется осадка или выделяется газ.

Вычисления, связанные с объемными отношениями газов при химических реакциях.

Составление

и решение

задач

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Знать понятия, законы и формулы:

смесь, массовые, молярные, объемные доли.

Уметь решать задачи на смеси по уравнениям реакций.






2.13
21.
2.14

22.
2.15

23.


2.16

24.

Задачи «с продолжением».

Комбиниованные задачи.

Решение одной задачи разными способами.

Применение расчетов в химической промышленности, кулинарии.

Применение расчетов при решении задач с экологическим содерханием.

Составление

и решение

задач

Выбор рационального способа решения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Уметь решать комбинированные задачи и задачи «с продолжением».

.









3.1
25.

3.2

26.

Предельные углеводороды
Циклоалканы .



решение

задач

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических







3.3

27.

3.4

28.



Алкены. Алкины. Алкадиены.
Арены.

решение

задач

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ.

.




3.5

29.

3.6

30.

Спирты. Фенолы.

Альдегиды. Кетоны.

решение

задач

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ.







3.7

31.

3.8

32.

Карбоновые кислоты.
Жиры.

Сложные эфиры.

решение

задач

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ.







3.9
33.
3.10

34.

Азот-

содержащие

соединения
Нуклеиновые кислоты и белки

решение

задач

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ.









^ Итого: 34 часа


Ожидаемые результаты: Решение задач по химии побуждает к самостоятельному поиску информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета) для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, для критической оценки химической информации, поступающей из различных источников. Закрепление и развитие навыков решения задач проблемного характера, отработка навыков решения и самопроверки задач и формирование активной жизненной позиции.
Контролирующие материалы


  1. Самостоятельная работа по решению задач (Прил. №1)

  2. Самостоятельное составление условий задач и их решение


Литература для учителя:

1.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004.

2.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002.

3.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.

4.Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 6. Методические рекомендации по химии / Авт.-сост. М.А.Ахметов; Под ред. Т.Ф.Есенковой, В.В.Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО,2005.

5.Химия для гуманитариев / Сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005.

Химия. 10 класс: Поурочные планы. По учебнику: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. и др. Химия, 10 класс / Авт.-сост. Денисова В.Г. – Волгоград: Учитель, 2004.

6.Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения.—М.: Школа-Пресс, 1999.

7.Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Т.Б.Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.


Литература для учащихся:
1.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004.

2 Дерябина Н. Е. Органическая химия релетитор- тренажер для подготовки к экзамену. Москва «Центрхимпресс» 2009.

3.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002.

4.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.

5..Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения.—М.: Школа-Пресс, 1999

Приложение №1


  • Выбираем любое органическое вещество, которое при н.у. является газом. и на его примере выполняем необходимые вычисления. Сначала выполняем данную работу вместе, а затем каждый самостоятельно.

Пример: Метан, CH4.

Mr(CH4)=16, т.е. молекула метана в 16 раз тяжелее одной двенадцатой массы атома 12C;

М(CH4)=16 г/моль, т.е. 16г будут весить 6,02. 1023 молекул.

Пусть взяли 11,2л метана (берем «удобную» величину)

n(CH4)=V/Vm=11,2/22,4=0,5 (моль);

N(CH4)=Na.n=6,02.1023.0,5=3,01.1023 ;

m(CH4)=M.n=16.0,5=8 (г);

V(CH4)=Vm.n=22,4.0,5=11,2(л)-проверка; показываем на объемной модели;

p(CH4)=m/V=8:11,2=0,71 (г/л) или22,4л-16г => 16:22,4=0,71(г/л);

1 л –x г

DH2 (CH4)=M CH4 .M H2=16:2=8.

При н.у. 1л метана весит 0,71г.

Как изменится объем, если увеличить давление до 202,6 кПа?

P0.V0=P.V => V=P0.V0/P=101,3.1:202,6=0,5 (л) обратная пропорциональность;

Как изменится объем, если понизить температуру до -50С ?

V0/T0=V/TV=V0 .T/T0=1.(273-5)/273=0,98(л) прямая пропорциональность.

В закрытом баллоне метан находится при температуре 70С. До какой температуры должен быть нагрет газ, чтобы давление баллона внутри увеличилось на 10%

P 1/T1=P2/T2T2=P2 .T1/P1=(1+0,1).(273+7)/1=308K =>308-273=350C.

Какой объем будет занимать метан массой 32г при 170С (T=17+273=290K) и 750 мм.рт.ст. (760 мм.рт.ст. – 1,013.105 Па, а 750 мм.рт.ст.—x Па; Р =0,99967.105 Па)?

VP=mRT/M=nRT =>V=mRT/MP=32.8,31.290/16.99967=0,0482(м2).

На основе предыдущей задачи составляем условие и решаем.

Вычислите молярную массу газа, 48,2л которого при 170С и давлении 99,967кПа имеют массу 32г.

Решение:

VP=mRT/M => M=mRT/PV=32.8,31.290/99967.0,0482=16(г/моль).


  • Выбираем любые несколько органических веществ, которые при н.у. являются газами. и на их примере выполняем необходимые вычисления. Сначала выполняем данную работу вместе, а затем каждый самостоятельно.

Разбираем понятие доля (часть) и целое.

целое – 1 или 100%,

  1   2   3

Похожие:

Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» iconРешение расчётных задач по химии повышенного уровня сложности
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №85 имени Героя Советского Союза Н. Д. Пахотищева
Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» iconПояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач»
Элективный курс физики «Методы решения физических задач» это курс повышенного уровня, способствующий профильной подготовке, развитию...
Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» iconЭлективный курс «Мир расчетных задач»
Элективный курс по химии «Мир расчётных задач» предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 32 часа. Курс предполагает...
Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» iconУрок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация...
Обобщить и систематизировать знания за курс неорганической, органической и общей химии
Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» iconЭлективный курс «Занимательные опыты по химии» Пояснительная записка...
Элективный курс «Занимательные опыты», предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь повышения интереса к химии через...
Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» iconЭлективный курс: Решение задач по физике
Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 68 часов(1час в неделю на 10-11классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы...
Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» iconУрока : «Предмет органической химии». Слайд 1
Цель урока: Сформировать понятие о предмете органической химии, рассмотреть особенности органических веществ. Познакомить с понятием...
Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» iconЭлективный курс «глобальные проблемы человечества»
Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван...
Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» iconТематическое планирование уроков химии в 10 классе
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе...
Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» iconАхметов М. А. Подготовка к егэ по химии 2008
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница