Скачать 353,23 Kb.
|
![]() средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Элективный курс ^ (Программа элективного курса для учащихся 10-х классов, 35 ч. ) Тимофеева Валентина Петровна учитель химии и биологии I квалификационной категории Кукмор, 2010 ^ Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-х классов «Решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» обусловлена несколькими причинами. В соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии за 2 года теперь выделяется 70 часов. Поэтому в содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. По различным причинам в школах не всегда есть возможность организации профильных классов с углубленным изучением химии. Т.к. сдача вступительного экзамена по химии становится для многих учащихся серьезной проблемой, элективные курсы помогают преодолеть разрыв между требованиями приемных комиссий вузов и реальными возможностями выпускников. Подготовка к экзамену без посторонней помощи достаточно сложна, и особую трудность здесь представляет решение задач. Основная цель данных элективных курсов - сформировать необходимые умения и навыки для решения расчетных задач и для проверки решения. Решение задач рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения химии. В программе учтено, что с некоторыми опорными знаниями учащиеся уже познакомились в курсе химии за 8-9 класс. Содержание курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняют материал, получаемый на уроках химии в 10-м классе (курс органической химии). Начиная с задач, химическое содержание которых простое и доступное и математический аппарат несложен, формируем базовые умения и навыки решения задач, а затем переходим к решению сложных задач (конкурсных и олимпиадных). Важно отметить, что в зависимости от уровня подготовленности учащихся часы на прохождение той или иной темы, а также формы занятий и виды деятельности можно варьировать. Цель: коррекция и углубление имеющихся химических знаний, ликвидация пробелов, обучение решению задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на химию, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности. Задачи: создать условия для подготовки учащихся к экзаменам по выбору в любой форме ( ЕГЭ, централизованное тестирование, письменный экзамен ); Предоставить учащимся возможность реализации химико-математических способностей; Способствовать развитию логического мышления; Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ расчета. ^ знать:
уметь
Содержание курса
Основные понятия, законы и формулы: абсолютная атомная (молекулярная) масса, относительная атомная (молекулярная) масса, количество вещества, моль, число Авагадро, молярный объем, нормальные условия, плотность, относительная плотность, идеальный газ, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона, массовая доля, молярная доля, объемная доля, средняя молярная масса смеси, раствор, растворимость
Основные понятия, законы и формулы: закон постоянства состава, вещества молекулярного строения, массовая доля элемента, массовые соотношения, закон сохранения массы веществ, закон Авагадро и следствия из него, нормальные условия, идеальный газ, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона. Задачи с использованием долей, задачи на смеси (в р-цию вступает 2 и более в-в или одно в-во участвует в нескольких р-циях); комбиниованные задачи.
Решение задачи повышенной сложности по данному классу органических соединений (предельные углеводороды; алкены, алкины, алкадиены; арены, спирты, фенолы, альдегиды., кетоны, карбоновые кислоты; жиры, сложные эфиры; азотсодержащие соединения) ^
^
^ 34 часа Ожидаемые результаты: Решение задач по химии побуждает к самостоятельному поиску информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета) для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, для критической оценки химической информации, поступающей из различных источников. Закрепление и развитие навыков решения задач проблемного характера, отработка навыков решения и самопроверки задач и формирование активной жизненной позиции. Контролирующие материалы
Литература для учителя: 1.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004. 2.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002. 3.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999. 4.Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 6. Методические рекомендации по химии / Авт.-сост. М.А.Ахметов; Под ред. Т.Ф.Есенковой, В.В.Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО,2005. 5.Химия для гуманитариев / Сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005. Химия. 10 класс: Поурочные планы. По учебнику: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. и др. Химия, 10 класс / Авт.-сост. Денисова В.Г. – Волгоград: Учитель, 2004. 6.Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения.—М.: Школа-Пресс, 1999. 7.Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Т.Б.Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. Литература для учащихся: 1.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004. 2 Дерябина Н. Е. Органическая химия релетитор- тренажер для подготовки к экзамену. Москва «Центрхимпресс» 2009. 3.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002. 4.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999. 5..Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения.—М.: Школа-Пресс, 1999 Приложение №1
Пример: Метан, CH4. Mr(CH4)=16, т.е. молекула метана в 16 раз тяжелее одной двенадцатой массы атома 12C; М(CH4)=16 г/моль, т.е. 16г будут весить 6,02. 1023 молекул. Пусть взяли 11,2л метана (берем «удобную» величину) n(CH4)=V/Vm=11,2/22,4=0,5 (моль); N(CH4)=Na.n=6,02.1023.0,5=3,01.1023 ; m(CH4)=M.n=16.0,5=8 (г); V(CH4)=Vm.n=22,4.0,5=11,2(л)-проверка; показываем на объемной модели; p(CH4)=m/V=8:11,2=0,71 (г/л) или22,4л-16г => 16:22,4=0,71(г/л); 1 л –x г DH2 (CH4)=M CH4 .M H2=16:2=8. При н.у. 1л метана весит 0,71г. Как изменится объем, если увеличить давление до 202,6 кПа? P0.V0=P.V => V=P0.V0/P=101,3.1:202,6=0,5 (л) обратная пропорциональность; Как изменится объем, если понизить температуру до -50С ? V0/T0=V/TV=V0 .T/T0=1.(273-5)/273=0,98(л) прямая пропорциональность. В закрытом баллоне метан находится при температуре 70С. До какой температуры должен быть нагрет газ, чтобы давление баллона внутри увеличилось на 10% P 1/T1=P2/T2T2=P2 .T1/P1=(1+0,1).(273+7)/1=308K =>308-273=350C. Какой объем будет занимать метан массой 32г при 170С (T=17+273=290K) и 750 мм.рт.ст. (760 мм.рт.ст. – 1,013.105 Па, а 750 мм.рт.ст.—x Па; Р =0,99967.105 Па)? VP=mRT/M=nRT =>V=mRT/MP=32.8,31.290/16.99967=0,0482(м2). На основе предыдущей задачи составляем условие и решаем. Вычислите молярную массу газа, 48,2л которого при 170С и давлении 99,967кПа имеют массу 32г. Решение: VP=mRT/M => M=mRT/PV=32.8,31.290/99967.0,0482=16(г/моль).
Разбираем понятие доля (часть) и целое. целое – 1 или 100%, |
![]() | Решение расчётных задач по химии повышенного уровня сложности Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №85 имени Героя Советского Союза Н. Д. Пахотищева | ![]() | Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» Элективный курс физики «Методы решения физических задач» это курс повышенного уровня, способствующий профильной подготовке, развитию... |
![]() | Элективный курс «Мир расчетных задач» Элективный курс по химии «Мир расчётных задач» предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 32 часа. Курс предполагает... | ![]() | Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация... Обобщить и систематизировать знания за курс неорганической, органической и общей химии |
![]() | Элективный курс «Занимательные опыты по химии» Пояснительная записка... Элективный курс «Занимательные опыты», предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь повышения интереса к химии через... | ![]() | Элективный курс: Решение задач по физике Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 68 часов(1час в неделю на 10-11классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы... |
![]() | Урока : «Предмет органической химии». Слайд 1 Цель урока: Сформировать понятие о предмете органической химии, рассмотреть особенности органических веществ. Познакомить с понятием... | ![]() | Элективный курс «глобальные проблемы человечества» Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван... |
![]() | Тематическое планирование уроков химии в 10 классе Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе... | ![]() | Ахметов М. А. Подготовка к егэ по химии 2008 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической... |