Скачать 0,6 Mb.
|
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ» 10 класс (18 часов) Пояснительная записка В тему «Кислородсодержащие органические соединения» (по программе О.С. Габриеляна) не включена информация о роли кислородсодержащих органических веществ: спиртов, альдегидов, карбоновых кислот как загрязнителей окружающей среды, а также их положительном и отрицательном воздействии на организм человека. Однако такие сведения важны для тех учащихся, которые ориентированы на поступление в классы естественнонаучного профиля старшей школы. Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих органических соединений», содержание которого и время проведения не противоречат последовательности изучения базового курса химии X класса. Элективный курс рассчитан на 18 часов и лучше его изучать в III и IV четвертях учебного года. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, практикума по решению задач и экскурсий. ^ элективного курса – углубление химико-экологической подготовки учащихся основной школы. Задачи курса: – углубить, систематизировать и закрепить, знания учащихся о кислородсодержащих органических соединениях, их строении и общих свойствах; – сформировать представления о специфических свойствах кислородсодержащих соединениях, их противоречивой роли в окружающей среде, последствиях воздействия этих соединений на биологические системы; – раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды кислородсодержащими органическими соединениями; – продолжить формирование умений анализировать химико-экологи-ческие ситуации, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с правилами техники безопасности; – продолжить формирование умений исследовательской деятельности; – развивать учебно-коммуникативные умения. ^ домашняя контрольная работа, рефераты, итоговая конференция. Программа Введение (1 ч.) Кислородсодержащие органические соединения: спирты, кетоны, альдегиды, карбоновые кислоты. Особенности строения кислородсодержащих соединений, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства. ^ Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о мутагенной и канцерогенной активности. Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация. ^ Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду – промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванные воздействием кислородсодержащих соединений на организм. ^ 1. Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты. 2. Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты. ^ Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения: улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных технологий, контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС. ^ задач. Практическое значение кислородсодержащих соединений (5 ч.) Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов. Современные синтетические средства. Использование консервантов в пищевой промышленности. Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека. ^ Получение душистых веществ из комнатных растений. Итоговая конференция Примерные темы уроков по курсу Урок 1. Введение. Особенности строения кислородсодержащих органических соединений – спиртов, кетонов, альдегидов, карбоновых кислот. ^ лекция. Образовательный продукт: опорный конспект. Урок 2. Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о мутагенной и канцерогенной активности. ^ лекция. Образовательный продукт: опорный конспект. Урок 3. Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация. ^ семинар. Образовательный продукт: сообщения, таблица. Урок 4. Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты. ^ практическая работа. Образовательный продукт: отчет, домашняя практическая работа. Уроки 5, 6. Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями. ^ семинар, групповая работа. Образовательный продукт: структурно-логическая схема «Загрязнение среды кислородсодержащими соединениями». Урок 7. Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты ^ практическая работа. Образовательный продукт: отчет. Урок 8. Последствия загрязнения окружающей среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных. ^ семинар. Образовательный продукт: сообщения, таблица. Урок 9. Заболевания человека, вызванные воздействием кислородсодержащих соединений на организм. ^ семинар. Образовательный продукт: сообщения, таблица. Урок 10. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения. ^ лекция. Образовательный продукт: опорный конспект, тезисы. Урок 11. Улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных технологий. ^ работа в группах, семинар. Образовательный продукт: структурно-логические схемы, доклады. Урок 12. Контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС. ^ семинар-практикум, работа в группах. Образовательный продукт, решенные проблемные задачи, доклады. Урок 13. Решение расчетных задач с экологическим содержанием. ^ практикум, работа в группах. Образовательный продукт: решенные задачи, домашняя контрольная работа. Урок 14. Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов. Современные синтетические средства. ^ семинар Образовательный продукт: доклады. Урок 15. Получение душистых веществ из комнатных растений. Форма занятия: практическая работа. Образовательный продукт: отчет. Урок 16. Использование консервантов в пищевой промышленности. Форма занятия: экскурсия. Образовательный продукт: отчет об экскурсии. Уроки 17-18. Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека. ^ конференция. Образовательный продукт: рефераты. Требования к знаниям и умениям учащихся 1. Знать: – понятия «мутагенная и концерогенная активность», «биотрансформация»; – двойственную роль кислородсодержащих соединений в природе; – причины, источники и основные способы предупреждения загрязнения окружающей среды кислородсодержащими органическими соединениями; – влияние гипо- и гиперконцентрации кислородсодержащих соединений на состояние здоровья человека; 2. Уметь: – проводить качественные реакции на кислородсодержащие органические соединения; – решать расчетные задачи с экологическим содержанием; – работать в группе; – определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и ее обработки; – писать рефераты, придерживаясь определенной структуры. Темы рефератов
4. Защита природы от загрязнения СМС. 5. Гигроскопичность глицерина как основа для применения его в косметических препаратах. 6. Ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве. Литература Для учащихся
Для учителя
^ «ХИМИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» 11 класс Пояснительная записка Важнейшей задачей современного образования в области естественных наук является установление тех сложных связей, которые существуют в системе «природа-общество-человек». Для поиска путей решения всех жизненно важных задач, уменьшения негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, важно выработать стратегию выживания и развития общества. Программа составлена на основе Программы элективного курса по химии «Химия окружающей среды» О.А. Кошелевой. Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий; экологический мониторинг. Основные задачи курса: 1. Способствовать формированию знаний об окружающей среде как целостной системе с множеством сбалансированных связей, нарушение которых усиливает экологическую проблему. 2. Вызвать профессиональный интерес к основным аспектам охраны окружающей среды – технико-экономическому, экологическому и социально-политическому. 3. Обеспечить системой знаний, которые убеждали бы учащихся, что химия не является «губителем всего живого», а составляет неотъемлемую часть процесса развития цивилизации. 4. Развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своего края. На изучение курса отводится 17 часов. Курс рассчитан для учащихся XI классов, углубленно изучающих не только химию, но и биологию. Значительное место в настоящем курсе уделяется реализации межпредметных связей, особое внимание уделяется изучению (там, где возможно) процессов, протекающих в живой природе. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов и проведение лабораторно-практических занятий. Лабораторно-практические занятия рассчитаны на доступные способы оценки пищевых продуктов и ряда качеств воды, используемой на бытовые и промышленные нужды, с точки зрения методик, материального обеспечения и возможностей использования в общеобразовательной школе. При необходимости они могут быть заменены другими работами. Программой также предусмотрено проведение практикума по решению задач. В конце программы приводятся примерные темы рефератов и рекомендуемая литература. Программа Введение (1 ч.) Предмет химии окружающей среды. Значение химии окружающей среды в понимании вопросов превращения химических элементов в природе, их роли в биосфере, проблемы сохранения среды обитания. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе. ^ Понятие биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Фотохимический синтез. Его основные стадии. Биогеохимические процессы. Антропогенные нарушения биогеохимического круговорота элементов в природе и экологические последствия, вызванные этими нарушениями. Демонстрация Схемы круговорота в природе углерода, серы азота. ^ Состав атмосферы Земли. Химические реакции в атмосфере. Химия атмосферного озона. Основные источники загрязнения атмосферы. Фотохимический смог. Парниковый эффект. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха Республики Мордовия. Охрана атмосферы. Демонстрация Круговорот кислорода в природе. ^ Вода в природе. Строение льда. Способность воды растворять вещества. Состояние в воде катионов и анионов. Гидратная оболочка ионов. Роль воды в круговороте веществ в природе. Растворимость в воде кислорода. Биохимическая потребность в кислороде. Основные источники загрязнения гидросферы. Металлы загрязнители водной среды, органические соединения – токсиканты, источники их поступления. Охрана гидросферы Проблемы загрязнения вод Республики Мордовия. Практические работы 1. Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность и т.д. 2. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния. 3. Определение общего содержания примесей. Химия литосферы (4 ч.) Химические элементы и их минералы в земной коре. Состояние природных ресурсов России. Проблема рециркуляции элементов в земной коре. Загрязнение почвы пестицидами, отходами промышленной переработки в РМ. Проблемы переработки мусора. Демонстрация Минералы и горные породы. Практические работы 1. Определение нитратного азота в овощах и фруктах. 2.Определение кислотности почв. ^ Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды. Практикум по решению расчетных задач (1 ч.) Итоговая конференция (2 ч.) ^
Темы рефератов 1. Биогенные элементы – связующее звено между живой и неживой компонентами экосистемы. 2. Биогеохимические циклы элементов в экосистемах. 3. Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на Земле. 4. Антропогенный фактор в природе. 5. Проблемы энергетики и окружающая среда. 6. Вещества – загрязнители окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества среды. 7. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства. 8. Проблемы «кислотных дождей». Фотохимический смог. 9. Защита атмосферы от промышленных загрязнений. 10. Экологические ловушки (монооксид углерода, источники радиации и др.). 11. Химические элементы – токсиканты атмосферы и воды. 12. Гидрологический цикл в природе. 13. Физико-химические методы очистки сточных вод. 14. Химические методы очистки сточных вод. 15. Биохимические методы очистки сточных вод. 16. Проблема рационального водопотребления в Республике Мордовия. 17. Природные ресурсы. Проблема рециркуляции химических элементов литосферы. 18. Модель промышленной экосистемы. 19. Пестициды с низкой экологической нагрузкой. 20. Химические источники пищи. 21. Кладовая океана. 22. Современные проблемы утилизации мусора. 23. Металлизация биосферы, ее последствия. Требования к уровню подготовки учащихся После изучения данного элективного курса учащиеся должны 1. Знать: – биогеохимические циклы элементов; – вещества – загрязнители окружающей среды; – стандарты качества среды; – химические процессы, происходящие в воздухе, почве и воде; – антропогенное влияние, нарушающее замкнутость циклов; – состояние природной среды региона. 2. Уметь: – проводить анализ качества воды, используемой для бытовых и промышленных нужд, пищевых продуктов, почвы; – решать расчетные задачи с экологическим содержанием; – составлять схемы круговорота углерода, серы, азота и кислорода в природе; – работать в группе; – работать с дополнительной литературой; – писать рефераты, придерживаясь определенной структуры. Литература Основная
Дополнительная
^ "Химия в олимпиадных задачах " для учащихся 11-х классов, Уфинцевой Т.С. Элективный курс "Химия в олимпиадных задачах " разработан на основе Программы элективных курсов Т.С. Уфимцевой для учащихся 11 классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля. Данный курс рассчитан на 17 часов и способствует углублению и расширению знаний учащихся по теоретическим основам неорганической и органической химии. Курс базируется на знаниях, получаемых при углубленном изучении учащимися химии, требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки обязательного минимума химического образования. Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе решения нестандартных, усложненных и комбинированных задач по химии. Задачи:
Реализация программы может способствовать формированию умений по использованию следующих алгоритмов при решении комбинированных и нестандартных задач:
Критерии эффективности: методами оценки результатов изучения курса является решение нестандартных задач, участие в олимпиадах. Содержание программы
Список рекомендуемой литературы
|
![]() | Требования к уровню подготовки выпускников Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение... | ![]() | Экзаменационные вопросы по химии. 10 класс. Теоретические вопросы Классификация органических соединений. Основы номенклатуры органических веществ |
![]() | Учебник О. С. Габриеляна Химия 9 класс. Тема: Теория строения органических... Знать работы предшественников А. М. Бутлерова и уметь формулировать основные положениях теории А. М. Бутлерова. Показать универсальный... | ![]() | Урока Тема урока Кол-во часов Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова |
![]() | Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:... | ![]() | Тематическое планирование курса химии для общеобразовательного класс Практическая работа № Экспериментальный анализ химических соединений и определение их качественного состава (на примере соединений... |
![]() | Рабочая программа элективного курса «Химические производства» Предлагаемая программа элективного курса «Химическая технология» рассчитана на 18 часов для учащихся 9 класса основной школы | ![]() | Элективный курс для 9-х классов г Тында 2008-2009 уч год Программа... Программа элективного курса «Демография Тынды и Тындинского района» 9 класс, 17 часов |
![]() | Программа элективного курса "Подготовка к гиа по новой форме по химии". 9-й класс | ![]() | Тематическое планирование уроков химии в 10 классе Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе... |