Программа элективного курса ««химия и жизнь»




Скачать 87,79 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса ««химия и жизнь»
Дата публикации08.06.2013
Размер87,79 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Химия > Программа








Программа элективного курса


««ХИМИЯ И ЖИЗНЬ» в 9 классе




Учитель химии и биологии

Уткин А.В.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ХИМИЯ И ЖИЗНЬ» в 9 классе

Пояснительная записка

Важнейшей задачей современного образования в области естественных наук является установление тех сложных связей, которые существуют в системе «природа-общество-человек». Для поиска путей решения всех жизненно важных задач, уменьшения негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, важно выработать стратегию выживания и развития общества.

Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий; экологический мониторинг.

^ Основные задачи курса:

1. Способствовать формированию знаний об окружающей среде как

целостной системе с множеством сбалансированных связей, нарушение

которых усиливает экологическую проблему.

2. Вызвать профессиональный интерес к основным аспектам охраны

окружающей среды – технико-экономическому, экологическому и

социально-политическому.

3. Обеспечить системой знаний, которые убеждали бы учащихся, что

химия не является «губителем всего живого», а составляет неотъемлемую часть процесса развития цивилизации.

4. Развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своего края.

На изучение курса отводится 17 часов.

Курс рассчитан для учащихся 9 классов, углубленно изучающих не только химию, но и биологию. Значительное место в настоящем курсе уделяется реализации межпредметных связей, особое внимание уделяется изучению (там, где возможно) процессов, протекающих в живой природе.

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов проведение лабораторно-практических занятий. Лабораторно-практические занятия рассчитаны на доступные способы оценки пищевых продуктов и ряда качеств воды, используемой на бытовые и промышленные нужды, с точки зрения методик, материального обеспечения и возможностей использования в общеобразовательной школе. При необходимости они могут быть заменены другими работами. Программой также предусмотрено проведение практикума по решению задач. В конце программы приводятся примерные темы рефератов и рекомендуемая литература.

^ Примерное тематическое планирование курса (объем 17 ч.)



Название темы

Кол-во часов

I.

Введение




1.1

Предмет химии окружающей среды. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе.


1

II.

Химия биосферы




2.1

Роль биосферы в химии Земли

1


2.2

Биогеохимические процессы

1


III.

Химия атмосферы




3.1

Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней.

1


3.2

Основные источники загрязнения атмосферы.

1


IV.

Химия гидросферы




4.1

Физико-химические свойства воды

1


4.2

Химия и охрана гидросферы

1


4.3

Физико-химическая характеристика природных вод.

1

V.

Химия литосферы




5.1

Ресурсы Земли

1


5.2

Охрана литосферы. Загрязнение почв отходами промышленной переработки.

1

VI.

Хемосфера



6.1

Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды

1


VII.

Решение расчетных задач с экологическим содержанием

1


7.1

Зачёт

1

VIII.

Стратегия выживания

1


8.1

Сообщение на тему: «Влияние буровых станций близ села Старая Белогорка»

2




Итоговая конференция

1



Программа

Введение (1 ч.)

Предмет химии окружающей среды. Значение химии окружающей сре-

ды в понимании вопросов превращения химических элементов в природе, их

роли в биосфере, проблемы сохранения среды обитания. Место и роль химии

окружающей среды в системе наук о природе.

Химия биосферы (2 ч.)

Понятие биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Фотохимический

синтез. Его основные стадии.

Биогеохимические процессы. Антропогенные нарушения

биогеохимического круговорота элементов в природе и экологические

последствия, вызванные этими нарушениями.

Демонстрация

Схемы круговорота в природе углерода, серы азота.

Химия атмосферы (2 ч.)

Состав атмосферы Земли. Химические реакции в атмосфере. Химия атмосферного озона.

Основные источники загрязнения атмосферы. Фотохимический смог.

Парниковый эффект. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха

Охрана атмосферы.

Демонстрация

Круговорот кислорода в природе.

Химия гидросферы (3ч.)

Вода в природе. Строение льда. Способность воды растворять

вещества. Состояние в воде катионов и анионов. Гидратная оболочка ионов.

Роль воды в круговороте веществ в природе. Растворимость в воде

кислорода. Биохимическая потребность в кислороде. Основные источники

загрязнения гидросферы. Металлы загрязнители водной среды, органические

соединения – токсиканты, источники их поступления. Охрана гидросферы

Практические работы

1. Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность

и т.д.

2. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния.

3. Определение общего содержания примесей.

Химия литосферы (4 ч.)

Химические элементы и их минералы в земной коре. Состояние

природных ресурсов России. Проблема рециркуляции элементов в земной

коре.

Загрязнение почвы пестицидами, отходами промышленной

переработки. Проблемы переработки мусора.

Демонстрация

Минералы и горные породы.

Практические работы

1. Определение нитратного азота в овощах и фруктах.

2.Определение кислотности почв.

Хемосфера (1 ч.)

Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды.

Практикум по решению расчетных задач (1 ч.)

Итоговая конференция (2 ч.)

Темы рефератов

1. Биогенные элементы – связующее звено между живой и неживой

компонентами экосистемы.

2. Биогеохимические циклы элементов в экосистемах.

3. Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на

Земле.

4. Антропогенный фактор в природе.

5. Проблемы энергетики и окружающая среда.

6. Вещества – загрязнители окружающей среды. Токсичность.

Стандарты качества среды.

7. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства.

8. Проблемы «кислотных дождей». Фотохимический смог.

9. Защита атмосферы от промышленных загрязнений.

10. Экологические ловушки (монооксид углерода, источники радиации

и др.).

11. Химические элементы – токсиканты атмосферы и воды.

12. Гидрологический цикл в природе.

13. Физико-химические методы очистки сточных вод.

14. Химические методы очистки сточных вод.

15. Биохимические методы очистки сточных вод.

16. Проблема рационального водопотребления в Республике Мордовия.

17. Природные ресурсы. Проблема рециркуляции химических

элементов литосферы.

18. Модель промышленной экосистемы.

19. Пестициды с низкой экологической нагрузкой.

20. Химические источники пищи.

21. Кладовая океана.

22. Современные проблемы утилизации мусора.

23. Металлизация биосферы, ее последствия.

Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения данного элективного курса учащиеся должны

1. Знать:

– биогеохимические циклы элементов;

– вещества – загрязнители окружающей среды;

– стандарты качества среды;

– химические процессы, происходящие в воздухе, почве и воде;

– антропогенное влияние, нарушающее замкнутость циклов;

– состояние природной среды региона.

2. Уметь:

– проводить анализ качества воды, используемой для бытовых и

промышленных нужд, пищевых продуктов, почвы;

– решать расчетные задачи с экологическим содержанием;

– составлять схемы круговорота углерода, серы, азота и кислорода в

природе;

– работать в группе;

– работать с дополнительной литературой;

– писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.

Литература

Основная

1. Абрамов, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использова-

ние природных ресурсов / С.И. Абрамов. – М.: Наука, 1987. – 218 с.

2. Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда / Б.Т. Ве-

личковский. – М.: Новая школа, 1997. – 186 с.

3. Гудернап, Р. Загрязнение воздушной среды / Р. Гудернап. – М.: Мир,

1979. – 218 с. – 200 с.

4. Кутырин, И.М. Охрана воздуха и промышленных вод от загрязнения /

И.М. Кутырин. – М.: Наука, 1980. – 87 с.

5. Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение,

1991. – 223 с.

6. Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек / Ю.В. Нови-

ков. – М.: ФАИР – Пресс, 2003. – 320 с.

7. Охрана окружающей среды / под ред. С.А. Брылова. – М.: Высшая

школа, 1986. – 272 с.

8. Перельман, А.И. Геохимия природных вод / А.И. Перельман. – М.:

Наука, 1982. – 154 с.

9. Сапрыкин, Ф.Я. Геохимия воды / Ф.Я. Сапрыкин. – М.: Наука, 1984. –

231 с.

10. Химия окружающей среды / под ред. Дж.О.М. Бокреса. – М.: Химия,

1982. – 236 с.

11. Шустов, С.Б. Химические основы экологии / С.Б. Шустов. – М.: Просве-

щение, 1995. – 305 с.

Дополнительная

1. Беспамятной, Г.П. Предельно допустимые концентрации химических

веществ в окружающей среде: справочник / Г.П. Беспамятной, Ю.А.

Кротов. – Л.: Химия, 1985. – 110 с.

2. Бородавченко, Н.Н. Охрана водных ресурсов / Н.Н. Бородавченко и др.

– М.: Мир, 1979. – 247 с.

3. Василенко, В.Н. Мониторинг загрязнения снежного покрова / В.Н. Ва-

силенко. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 181 с.

4. Гаврилов, В.П. Кладовая океана / В.П. Гаврилов. – М.: Наука, 1983. – 168 с.

5. Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение,

1991. – 223 с.

6. Очкин, А.В. Химия защищает природу: книга для внеклассного чтения

/ А.В. Овечкин, Г.Н. Фадеев. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.

7. Посохов, С.П. Общая гидрогеохимия / С.П. Посохов. – Л.: Недра, 1975.– 208 с.

8. Родионов, А.И. Техника защиты окружающей среды / А.И. Родионов,

В.Н. Клушин, Н.С. Горочешников. – М.: Химия, 1989. – 511 с


Похожие:

Программа элективного курса ««химия и жизнь» iconПрограмма элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» (9 класс)
...
Программа элективного курса ««химия и жизнь» iconПрограмма курса по выбору «Химия в быту»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит предметно – ориентированный характер
Программа элективного курса ««химия и жизнь» iconШиршина Н. В. Сборник элективных курсов Химия 9 класс изд. «Учитель» Волгоград
Программа элективного курса «Здоровье, красота и химия» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер
Программа элективного курса ««химия и жизнь» iconПрограмма элективного курса «Здоровье и химия»
Элективный курс «Здоровье и химия» предназначен для учащихся 1 – 2 курсов профессионального училища (с получением среднего образования)....
Программа элективного курса ««химия и жизнь» iconПрограмма элективного курса для учащихся 9 класса Химия в сельском хозяйстве
Программа элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса ««химия и жизнь» iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Программа элективного курса ««химия и жизнь» iconПояснительная записка к программе элективного курса Программа элективного...
Программа элективного курса «Введение в правоведение» рассчитана на изучение в 8 классе, где ставится задача профессионально-личностного...
Программа элективного курса ««химия и жизнь» iconЭлективный курс по теме "химия в повседневной жизни"
Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни человека» предназначена для обучающихся 11 класса
Программа элективного курса ««химия и жизнь» iconКурс по выбору «Химия жизни»
Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,...
Программа элективного курса ««химия и жизнь» iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница