Скачать 87,79 Kb.
|
Программа элективного курса««ХИМИЯ И ЖИЗНЬ» в 9 классе Учитель химии и биологии Уткин А.В. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМИЯ И ЖИЗНЬ» в 9 классе Пояснительная записка Важнейшей задачей современного образования в области естественных наук является установление тех сложных связей, которые существуют в системе «природа-общество-человек». Для поиска путей решения всех жизненно важных задач, уменьшения негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, важно выработать стратегию выживания и развития общества. Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий; экологический мониторинг. ^ 1. Способствовать формированию знаний об окружающей среде как целостной системе с множеством сбалансированных связей, нарушение которых усиливает экологическую проблему. 2. Вызвать профессиональный интерес к основным аспектам охраны окружающей среды – технико-экономическому, экологическому и социально-политическому. 3. Обеспечить системой знаний, которые убеждали бы учащихся, что химия не является «губителем всего живого», а составляет неотъемлемую часть процесса развития цивилизации. 4. Развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своего края. На изучение курса отводится 17 часов. Курс рассчитан для учащихся 9 классов, углубленно изучающих не только химию, но и биологию. Значительное место в настоящем курсе уделяется реализации межпредметных связей, особое внимание уделяется изучению (там, где возможно) процессов, протекающих в живой природе. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов проведение лабораторно-практических занятий. Лабораторно-практические занятия рассчитаны на доступные способы оценки пищевых продуктов и ряда качеств воды, используемой на бытовые и промышленные нужды, с точки зрения методик, материального обеспечения и возможностей использования в общеобразовательной школе. При необходимости они могут быть заменены другими работами. Программой также предусмотрено проведение практикума по решению задач. В конце программы приводятся примерные темы рефератов и рекомендуемая литература. ^
Программа Введение (1 ч.) Предмет химии окружающей среды. Значение химии окружающей сре- ды в понимании вопросов превращения химических элементов в природе, их роли в биосфере, проблемы сохранения среды обитания. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе. Химия биосферы (2 ч.) Понятие биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Фотохимический синтез. Его основные стадии. Биогеохимические процессы. Антропогенные нарушения биогеохимического круговорота элементов в природе и экологические последствия, вызванные этими нарушениями. Демонстрация Схемы круговорота в природе углерода, серы азота. Химия атмосферы (2 ч.) Состав атмосферы Земли. Химические реакции в атмосфере. Химия атмосферного озона. Основные источники загрязнения атмосферы. Фотохимический смог. Парниковый эффект. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха Охрана атмосферы. Демонстрация Круговорот кислорода в природе. Химия гидросферы (3ч.) Вода в природе. Строение льда. Способность воды растворять вещества. Состояние в воде катионов и анионов. Гидратная оболочка ионов. Роль воды в круговороте веществ в природе. Растворимость в воде кислорода. Биохимическая потребность в кислороде. Основные источники загрязнения гидросферы. Металлы загрязнители водной среды, органические соединения – токсиканты, источники их поступления. Охрана гидросферы Практические работы 1. Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность и т.д. 2. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния. 3. Определение общего содержания примесей. Химия литосферы (4 ч.) Химические элементы и их минералы в земной коре. Состояние природных ресурсов России. Проблема рециркуляции элементов в земной коре. Загрязнение почвы пестицидами, отходами промышленной переработки. Проблемы переработки мусора. Демонстрация Минералы и горные породы. Практические работы 1. Определение нитратного азота в овощах и фруктах. 2.Определение кислотности почв. Хемосфера (1 ч.) Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды. Практикум по решению расчетных задач (1 ч.) Итоговая конференция (2 ч.) Темы рефератов 1. Биогенные элементы – связующее звено между живой и неживой компонентами экосистемы. 2. Биогеохимические циклы элементов в экосистемах. 3. Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на Земле. 4. Антропогенный фактор в природе. 5. Проблемы энергетики и окружающая среда. 6. Вещества – загрязнители окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества среды. 7. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства. 8. Проблемы «кислотных дождей». Фотохимический смог. 9. Защита атмосферы от промышленных загрязнений. 10. Экологические ловушки (монооксид углерода, источники радиации и др.). 11. Химические элементы – токсиканты атмосферы и воды. 12. Гидрологический цикл в природе. 13. Физико-химические методы очистки сточных вод. 14. Химические методы очистки сточных вод. 15. Биохимические методы очистки сточных вод. 16. Проблема рационального водопотребления в Республике Мордовия. 17. Природные ресурсы. Проблема рециркуляции химических элементов литосферы. 18. Модель промышленной экосистемы. 19. Пестициды с низкой экологической нагрузкой. 20. Химические источники пищи. 21. Кладовая океана. 22. Современные проблемы утилизации мусора. 23. Металлизация биосферы, ее последствия. Требования к уровню подготовки учащихся После изучения данного элективного курса учащиеся должны 1. Знать: – биогеохимические циклы элементов; – вещества – загрязнители окружающей среды; – стандарты качества среды; – химические процессы, происходящие в воздухе, почве и воде; – антропогенное влияние, нарушающее замкнутость циклов; – состояние природной среды региона. 2. Уметь: – проводить анализ качества воды, используемой для бытовых и промышленных нужд, пищевых продуктов, почвы; – решать расчетные задачи с экологическим содержанием; – составлять схемы круговорота углерода, серы, азота и кислорода в природе; – работать в группе; – работать с дополнительной литературой; – писать рефераты, придерживаясь определенной структуры. Литература Основная 1. Абрамов, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использова- ние природных ресурсов / С.И. Абрамов. – М.: Наука, 1987. – 218 с. 2. Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда / Б.Т. Ве- личковский. – М.: Новая школа, 1997. – 186 с. 3. Гудернап, Р. Загрязнение воздушной среды / Р. Гудернап. – М.: Мир, 1979. – 218 с. – 200 с. 4. Кутырин, И.М. Охрана воздуха и промышленных вод от загрязнения / И.М. Кутырин. – М.: Наука, 1980. – 87 с. 5. Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 6. Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек / Ю.В. Нови- ков. – М.: ФАИР – Пресс, 2003. – 320 с. 7. Охрана окружающей среды / под ред. С.А. Брылова. – М.: Высшая школа, 1986. – 272 с. 8. Перельман, А.И. Геохимия природных вод / А.И. Перельман. – М.: Наука, 1982. – 154 с. 9. Сапрыкин, Ф.Я. Геохимия воды / Ф.Я. Сапрыкин. – М.: Наука, 1984. – 231 с. 10. Химия окружающей среды / под ред. Дж.О.М. Бокреса. – М.: Химия, 1982. – 236 с. 11. Шустов, С.Б. Химические основы экологии / С.Б. Шустов. – М.: Просве- щение, 1995. – 305 с. Дополнительная 1. Беспамятной, Г.П. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: справочник / Г.П. Беспамятной, Ю.А. Кротов. – Л.: Химия, 1985. – 110 с. 2. Бородавченко, Н.Н. Охрана водных ресурсов / Н.Н. Бородавченко и др. – М.: Мир, 1979. – 247 с. 3. Василенко, В.Н. Мониторинг загрязнения снежного покрова / В.Н. Ва- силенко. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 181 с. 4. Гаврилов, В.П. Кладовая океана / В.П. Гаврилов. – М.: Наука, 1983. – 168 с. 5. Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 6. Очкин, А.В. Химия защищает природу: книга для внеклассного чтения / А.В. Овечкин, Г.Н. Фадеев. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с. 7. Посохов, С.П. Общая гидрогеохимия / С.П. Посохов. – Л.: Недра, 1975.– 208 с. 8. Родионов, А.И. Техника защиты окружающей среды / А.И. Родионов, В.Н. Клушин, Н.С. Горочешников. – М.: Химия, 1989. – 511 с |
![]() | Программа элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» (9 класс) ... | ![]() | Программа курса по выбору «Химия в быту» Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит предметно – ориентированный характер |
![]() | Ширшина Н. В. Сборник элективных курсов Химия 9 класс изд. «Учитель» Волгоград Программа элективного курса «Здоровье, красота и химия» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер | ![]() | Программа элективного курса «Здоровье и химия» Элективный курс «Здоровье и химия» предназначен для учащихся 1 – 2 курсов профессионального училища (с получением среднего образования).... |
![]() | Программа элективного курса для учащихся 9 класса Химия в сельском хозяйстве Программа элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» предназначена для учащихся 9 класса | ![]() | Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного... |
![]() | Пояснительная записка к программе элективного курса Программа элективного... Программа элективного курса «Введение в правоведение» рассчитана на изучение в 8 классе, где ставится задача профессионально-личностного... | ![]() | Элективный курс по теме "химия в повседневной жизни" Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни человека» предназначена для обучающихся 11 класса |
![]() | Курс по выбору «Химия жизни» Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,... | ![]() | Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:... |