Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия




Скачать 416,74 Kb.
НазваниеАвтор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия
страница1/4
Дата публикации07.06.2013
Размер416,74 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8—9 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на

136 ч/год (2 ч/нед.). Рабочая программа по химии составлена на основе
Примерной программы основного общего образования по химии ( базовый
уровень), а так же Программы курса химии для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н.Гара. Программа

общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
В системе естественно - научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Изучение химии в основной школе направлено:

на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В рабочей программе заложены возможности предусмотренного Стандартом формирования обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);

  • проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

  • использование для решения познавательных задач различных источников информации;

  • соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
^ Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.

^ Информационно-коммуникативная деятельность

Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.

^ Рефлексивная деятельность

Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

^ Соотношение содержания федерального компонента государственного Стандарта и Примерной программы по химии основного общего образования:

  • Примерная программа по химии, составленная на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования, предусматривает изучение тем прописанных в федеральном компоненте государственного Стандарта.

  • В Примерной программе отсутствует ряд вопросов из темы «Элементарные основы неорганической химии»: свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей; водородные соединения неметаллов; озон. И из темы «Экспериментальные основы химии»: проведение химических реакций при нагревании.

  • ^ Тематика и количество лабораторных и практических работ, соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования.

  • Распределение часов по темам составлено с использованием резервного времени.

  • Тема урока совпадает с названием параграфа учебника Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы.

^ Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,

периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической

системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах

малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид- ионы.

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовление растворов заданной концентрации.


Формирование общеучебных умений и навыков учащихся

Учебно - организационные:

  • уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;

  • владеть техникой консультирования;

  • уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять

  • заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно - интеллектуальные:

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

  • уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать

  • взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

  • уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;

  • уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно - информационные:

  • уметь применять справочный аппарат книги

  • самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;

  • уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

Учебно - коммуникативные:

  • связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;

  • излагать материал из различных источников;

  • владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.


Средства обучения

1. Печатные пособия
Таблицы:

  1. Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»)

  2. Серия инструктивных таблиц по химии

  3. Серия таблиц по неорганической химии

  4. Серия таблиц по органической химии

  5. Серия таблиц по химическим производствам
    Информационно-комуникативные средства:

  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) химии.

  2. Электронная библиотека по химии.


^ 2. Экранно-звуковые пособия

  1. Комплект транспарантов по неорганической химии: строение атома, строение вещества, химическая связь.

  2. Комплект транспарантов по органической химии: строение органических веществ, образование о и и- связей.

  3. Комплект транспарантов по химическим производствам.


^ 3. Технические средства обучения

  1. Видеомагнитофон

  2. Компьютер мультимедийный

  3. Мультимедийный проектор

  4. Телевизор

4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:


  1. Аппарат (установка) для дистилляции воды

  2. Весы (до 500 кг)

  3. Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)

  4. Столик подъемный

  5. Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21

  6. Штатив металлический ШЛБ

  7. Аппарат (прибор) для получения газов

  8. Аппарат для проведения химических реакций АПХР

  9. Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий

  10. Прибор для окисления спирта над медным катализатором

  11. Прибор для определения состава воздуха

  12. Прибор для собирания и хранения газов.

  1. Реактивы и материалы: Набор № 1 ОС «Кислоты»

  2. Набор № 2 ОС «Кислоты»

  3. Набор № 3 ОС «Гидроксиды»

  4. Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»

  5. Набор № 5 ОС «Металлы»

  6. Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочно-земельные металлы»

  7. Набор № 7 ОС «Огнеопасные

  8. Набор № 8 ОС «Галогены»

  9. Набор № 9 ОС «Галогениды»

  10. Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

  11. Набор № 1 1 ОС «Карбонаты»

  12. Набор № 12 ОС «Фосфаты.

  13. Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа»

  14. Набор № 14 ОС «Соединения марганца»

  15. Набор № 15 ОС «Соединения хрома»

  16. Набор № 16 ОС «Нитраты»

  17. Набор № 17 ОС «Индикаторы»

  18. Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»

  1. Набор № 24 ОС «Материалы»

Модели


  1. Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда.

  2. Набор для моделирования строения неорганических веществ.

  3. Набор для моделирования строения органических веществ.

  4. Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).

  5. Набор для моделирования электронного строения атомов.

  6. Набор для моделирования строения атомов и молекул (в виде кольцегранников)

  7. Справочно-информационный стенд, «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

  1. Натуральные объекты, коллекции

Набор химических элементов
ЛИТЕРАТУРА

Документы:

  • Закон «Об образовании»

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении

  • федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  • Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении

федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для

общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Современное образование).

^ Библиотечный фонд

Основная учебная литература для учащихся:

  1. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.

  2. Габрусева Н.И. Химия: 9 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.

Дополнительная учебная литература для учащихся:

  1. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Издательство Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.

  2. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четвертое издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.


Основная учебная литература для учителя:

  1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.

  2. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.

  3. Гороковенко М. Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г. Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. - М.: ВАКО, 2004.

  4. Титова И. М. Уроки химии V111 класс. Система личностного развития учащихся: Пособие для учителя. СПб.: КАРО, 2002.

  5. Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.

  6. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2008.


Дополнительная литература для учителя:

  1. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.

  2. Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.

  3. Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 1997.

  4. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.

  5. Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А. Лидин, Н.Н. Потопова; Под ред. Р.А. Лидина. - М.6 Просвещение, 2002.

  6. Корощенко А.С, Каверина А.А., Иванова Р.Г. Химия: Задания с выбором ответа: 8-9 кл. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  7. Глинка Л.Н. Общая химия. Изд. 19-е, пер. Л., «Химия», 1977.



MULTIMEDIA - поддержка предмета:

  1. Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.

  2. Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 11-11 классы. - М.: ООО «Кирилл
    и Мефодий », 2004.

  4. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа,
    2005.











В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе. Включены элементы содржания (авторская программа):

  1. Закон Авогадро Расчетные задачи.

  2. Объемные отношения газов при химических реакциях, решение задач.

Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, кроме уроков «Вычисления по химическим уравнениям» и «Связь между классами неорганических соединений" (содержание в тексте в виде абзацев). Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы. Кроме того, увеличена практическая часть (по сравнению с Примерной программой): лабораторные опыты №2,5,6,10 соответствуют авторской программе: На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:

в примерную: включены (взяты из авторской программы):

  1. Закон Авогадро.

  2. Объемные отношения газов при химических реакциях, решение задач.

Расширена практическая часть за счет увеличения лабораторных опытов (1,2,5,6,10):

1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами

2. Разделение смесей. Разделение смеси с помощью магнита
  1   2   3   4

Похожие:

Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия iconАвтор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений...
Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия iconАвтор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Рабочая программа по химии составлена на основе Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н. Н....
Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия iconАвтор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Рабочая программа по химии составлена на основе Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н. Н....
Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия iconАвтор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н. Н. Гара. (Гара Н....
Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия iconАвтор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 10-11 классов...
Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия iconГабриелян О. С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных...
Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия iconРабочая программа базового курса «Химия»
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия iconУчителя химии
Программа курса химии для 8-9 кл общеобразовательных учреждений./ из сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных...
Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия iconРабочая программа по предмету «химия» разработана на основе авторской...
«химия» разработана на основе авторской программы базового курса химии 8-9 классов О. С. Габриеляна для общеобразовательных учреждений....
Автор Н. Н. Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия iconТематическое планирование Химия 9 класс
О. С. Габриелян. Программа курса химии для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница