Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1




Скачать 251,81 Kb.
НазваниеРассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1
страница1/2
Дата публикации06.06.2013
Размер251,81 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Химия > Программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В.С.Воронина»


Рассмотрено на заседании МО

учителей естественно-

научного цикла

протокол №1

от 30 августа 2012 г. Руководитель МО

_____(С.Б.Кирунова)


Согласовано

с замдиректора

по УВР

М.М.Августовой

____________________

Утверждено

Приказ № 104

от 31 августа 2012г

Директор школы

______(М.А.Достанко)



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « ХИМИЯ»

для параллелей 11 классов

(профильный уровень)

Учитель химии

Рябчикова Ю.А.

Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 г, Примерной программы основного общего образования 2004 г, авторской программы О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой.
п. Ревда

2012 г
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), а так же Программы курса химии для VIII-XI классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Автор: О.С. Габриелян, Дрофа, М.,2008 год,78с.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.

Курс общей химии изучается в и классе и ста­вит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса — единство неорганиче­ской и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе об­щих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям проте­кания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и позна­ваемости единого мира веществ, причин его кра­сочного многообразия, всеобщей связи явлений.
В свою очередь, это дает возможность учащим­ся не только лучше усвоить химическое содержа­ние, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Такое построение курса позво­ляет в полной мере использовать в обучении опе­рации мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Программа рассчитана на 102 часа в XI классе, из расчета - 3 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 8 часов, лабораторных опытов - 15.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Химия 11 класс. Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С.- М.: Дрофа, 2012.-399с.

^ Цели
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях и фактах химической науки для понимания научной картины мира, позволяющих продолжить образование для получения специальностей, связанных с химической наукой;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в общечеловеческую культуру (создание новых технологий, веществ и материалов, обуславливающих прогрессивное развитие мирового сообщества); сложных и противоречивых путей возникновения и развития идей, теорий и концепций современной химической науки;

· воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент для преобразования природы, что безопасное применение химии возможно только в обществе с устойчивыми нравственными категориями;

· применение полученных знаний и умений для оценки степени достоверности и последующего использования химической информации, содержащейся в научно-популярной литературе, а также в ресурсах Интернета; безопасной работы с веществами в лаборатории, в быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.


^ В результате изучения химии на профильном уровне ученик долже
знать/понимать:

· Роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
· Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s -, p -, d -орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неогранической и органической химии;
· Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
· Основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
· Классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
· Природные источники углеводородов и способы их переработки;
· Вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;


Уметь:
· Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
· Определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
· Характеризовать: s -, p -, d -элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
· Объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И.Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических веществ от строения их молекул;
· Выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
· Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций;
· Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· Понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
· Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· Безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
· Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· Распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
· Оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
· Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(3 ч в неделю; всего 102 ч)


Тема 1 Строение атома (10 ч)

Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм час­тиц микромира.
Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые чис­ла. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных обо­лочек атомов. Электронные конфигурации ато­мов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов эле­ментов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и /-семейства.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов хими­ческих элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие ва­лентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбита-лей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».
Периодический закон и периоди­ческая система химических эле­ментов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материа­ла, работы предшественников (Й. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карл­сруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.
Открытие Д. И. Менделеевым периодическо­го закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диаго­нальная периодические зависимости.
Периодический закон и строение атома. Изото­пы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и стро­ение атома. Физический смысл порядкового номе­ра элементов, номеров группы и периода. Причи­ны изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том чис­ле больших и сверхбольших. Третья формулиров­ка периодического закона. Значение периодиче­ского закона и периодической системы химиче­ских элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

^ Тема 2 Строение вещества. Дисперсные системы (16 ч)

Химическая связь. Единая при­рода химической связи. Ионная хими­ческая связь и ионные кристаллические решет­ки. Ковалентная химическая связь и ее класси­фикация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (а и тс), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полу­торная). Полярность связи и полярность молеку­лы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Ме­таллическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Ме­ханизм образования этой связи, ее значение.
Межмолекулярные взаимодействия.
Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной по­лярной связи; переход одного вида связи в дру­гой; разные виды связи в одном веществе и т. д.
Свойства ковалентной химичес­кой связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.
Гибридизация орбиталей и геомет­рия молекул. sр3-Гибридизация у алканов, во­ды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соедине­ний бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.
Полимеры органические и неор­ганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «моно­мер», «полимер», «макромолекула», «структур­ное звено», «степень полимеризации», «молеку­лярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма мак­ромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и не­органические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристал­лический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и моле­кулярного строения (сера пластическая и др.).
Теория строения химических со­единений А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соеди­нений: работы предшественников (Ж. Б. Дюма, Ф. Велер, Ш. Ф. Жерар, Ф. А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные ка­чества А. М. Бутлерова.
Основные положения теории химического стро­ения органических соединений и современной те­ории строения. Изомерия в органической и неор­ганической химии. Взаимное влияние атомов в мо­лекулах органических и неорганических веществ.
Основные направления развития теории стро­ения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, нои от их электронного и пространственного стро­ения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.
Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалек­тические основы общности периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бут­лерова в становлении (работы предшественни­ков, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые эле­менты — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).
Дисперсные системы. Понятие о дис­персных системах. Дисперсионная среда и дис­персная фаза. Типы дисперсных систем и их зна­чение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эф­фект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молеку­лярные и истинные растворы. Способы выраже­ния концентрации растворов.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.

Демонстрации. Модели кристаллических ре­шеток веществ с различным типом связей. Моде­ли молекул различной геометрии. Модели крис­таллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространствен­ной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красно­го, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Ко­агуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 1. Взаимное влияние атомов на свойства элементов 3-го периода. 2. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода. 3. Ознакомление с образ­цами органических и неорганических полимеров.

  1   2

Похожие:

Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1 iconРассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1 iconРассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1 iconРассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1 iconРассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1 iconРассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1 iconРассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1 iconРассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1 iconАнализ работы методического объединения учителей естественно-математического...
Мо учителей естественно-математического цикла работало над темой «Использование информационных технологий в организации учебного...
Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1 icon«Согласовано» «Утверждаю»
Программа рассмотрена на заседании мо учителей естественно – математического цикла моу урагубская сош
Рассмотрено на заседании мо учителей естественно- научного цикла протокол №1 iconРассмотрено на заседании мо учителей английского языка протокол №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница