Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред»




Скачать 56,15 Kb.
НазваниеУрок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред»
Дата публикации23.05.2013
Размер56,15 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Химия > Урок
Министерство общего и профессионального образования РФ

МОУ «ОСОШ № 1» г. Усолье - Сибирского.




Урок-беседа по химии для 10 класса

«Спирты: польза и вред».

Методическая разработка

выполнена учителем

химии

Титовой А. В.

10 февраля 2010 г.

Урок – беседа: «Спирты: польза и вред».

Цель: Расширить и пополнить познания учащихся о классе спиртов, о русских традициях; рассказать о вреде алкоголя и ядовитых свойствах некоторых спиртов.

Оборудование и наглядность: образцы спиртов: этанол, глицерин, этиленгликоль; схема «Применение этанола, глицерина, этиленгликоля»; учебник «Химия 10 класс».

На доске схема, общие формулы одноатомных и многоатомных спиртов, формулы представителей.

  1. Актуализация знаний.

Повторение сведений о спиртах, полученных на предыдущем уроке: состав молекул, функциональная группа, представители одноатомных спиртов – метанол и этанол, их некоторые свойства.

  1. Получение и применение этанола.

Получение этилового спирта – одна из древнейших химических реакций открытых и используемых человечеством (рассказ о реакции брожения).

Этанол широко применяют в разных отраслях промышленности (см. схему «Применение этанола». В больших количествах его используют при производстве синтетических каучуков. Он является также растворителем в производстве лаков, медикаментов, душистых веществ. Из него получают уксусную кислоту, различные сложные эфиры, красители. Он используется в медицине как дезинфицирующее вещество. Во время войны спирт в зимнее время применяли как горючее в моторах, так как он не замерзает. Из этанола изготовляют также алкогольные напитки.

  1. ^ Вред этилового спирта. Но следует учесть, что этанол – это наркотическое вещество. Он быстро всасывается в кровь и возбуждающе действует на организм. Спиртные напитки вызывают тяжелые заболевания нервной системы, органов пищеварения, сердца и кровеносных сосудов. Снижается продуктивность работы головного мозга, человек постепенно деградирует. Также алкоголь ведет к гибели клеток печени и замене их соединительной тканью – циррозу.


^ 4. История потребления алкоголя на Руси (беседа).

Существует миф, что на Руси пили всегда. На самом деле это не так. В дохристианскую эпоху на Руси употребляли алкоголь на пиршествах, игрищах, тризнах, но в то время сырьем для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусными: медовуха, пиво, брага, а с 10 века – и виноградное вино. Их прием сопровождался, как правило, обильной трапезой, что сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя. Православие играло важную сдерживающую роль в отношении злоупотребления алкоголем, строго регламентировало его потребление. Сохранились народные пословицы и поговорки: «Одна рюмка на здоровье, другая на веселье, третья – на вздор», «Много вина пить – беде быть». В Библии сказано: «Пьяницы Царствия Божия не наследуют». С 1386 г. в Россию стали завозить водку, затем ее научились изготовлять. Водка стала главным алкогольным напитком на Руси. Выдающийся русский врач В.Бехтерев писал об этом явлении: «Русский народ имел несчастную привилегию потреблять сорокоградусную водку, часто без закусывания и даже на голодный желудок. А в этом случае алкоголь действует много более вредно». Именно поэтому в России, которая занимала одно из последних мест в мире по потреблению алкоголя, количество смертей от опоя было много выше, чем в западных странах. В Петровские времена людей, замеченных пьяными на улице подвергали порке, при повторном появлении в пьяном виде снова пороли и затем сажали в специальные тюрьмы для пьяниц, что очень их отрезвляло. Последний русский царь Николай даже вынужден был объявить в 1914 г. «сухой закон». Общество поддержало правителя. По статистическим данным, 45% мужчин, 90 % женщин и 95% юношей до революции были абсолютными трезвенниками, то есть даже не «пригубляли». В истории сохранился факт «кабацких бунтов», которые прошли по России в конце 50-х годов 19 в. Крестьяне громили питейные заведения, тем самым показывая свое отношение к пьянству. А потребление алкоголя на душу населения составляло около 4 литров в год. Это были одни из самых низких показателей в мире.

Сухой закон просуществовал до 1925 года. А затем производство алкоголя стало расти в геометрической прогрессии. С 1940 по 1980 гг. население России возросло на 35%, а производство и потребление алкоголя – на 770%. Сегодня на каждого россиянина приходится 24 литра винно-водочных изделий, или в пересчете на спирт – 18 литров, притом что порог, за которым речь идет о необратимом изменении генофонда и вырождении нации, составляет 8 литров. Мы деградируем и вымираем.

Существует миф, что 40%-ную водку «изобрел» Д.И. Менделеев, причем сделал это под Новый год 31 декабря. На самом же деле в этот день он защитил докторскую диссертацию на тему «Растворение спирта в воде», в которой рассматривал вопрос о том, что при растворении в воде спирта объем смеси сильно уменьшается. Это придумали производители водки для привлечения клиентов, так как то, что придумал Менделеев, не может быть плохим.

В 1975 г. Всемирная ассамблея здравоохранения вынесла решение «считать алкоголь наркотиком», подрывающим здоровье. Наркотиком считается все, что вызывает привыкание, а алкоголь вызывает привыкание очень быстро, и возникает потребность в повторных приемах, тем большая, чем в больших дозах принимаются спиртные изделия. На борьбу с наркоманией в последние годы «бросили» миллионы рублей и достигли определенных результатов. А на проблему пьянства перестали вообще обращать внимание.

Во всем мире ведется активная борьба с пьянством, существовали и существуют «сухие законы» и ограничения в продаже. У нас в советское время существовала такая форма принудительного лечения, как лечебно-трудовые профилактории. Все это было разрушено в годы перестройки, что ни в коем случае нельзя было делать. Существовали вытрезвители, доски позора, пьянство получало общественное осуждение. В 70-е годы пьяный человек на улице – редкое явление, сейчас – привычное. Все меры антиалкогольной пропаганды неэффективны без законодательных мер. Тот же критикуемый «сухой закон» 1985-87гг., введенный Горбачевым, дал поразительные, мгновенные результаты: в России родилось за год на 500-600 тысяч младенцев больше, чем в каждом из предыдущих 46-ти лет, увеличилась средняя продолжительность жизни мужчин на 3 года.

Сегодня 10 млн. человек в России официально больны алкоголизмом, реально эта цифра в 2-3 раза больше. Пора остановить это безумие. Ни один человек не должен стоять в стороне от этого социального зла. Любые усилия, даже самые маленькие шаги по дороге трезвости ведут нас к широкой и твердой дороге.
^ Вопросы учащимся:

- Если в семье есть пьющий человек, нужно ли относиться к этому терпимо?

- Правда ли, что алкоголь на морозе согревает?

- Бытует мнение, что употребление алкоголя улучшает аппетит. Как медицина отвечает на этот вопрос?

- Действительно ли пиво более безопасно, чем другие виды алкоголя?

- Есть ли разница, в 24 года человек начинает употреблять алкоголь, или в 14?

- Какие средние дозы алкоголя смертельны для детей? (3 на 10 кг массы тела т.е. 80 -100мл водки); для подростков 4-5 гр. – 0,20 -0,5 л водки; для взрослых -7г.- 0,5-0,8л

- Существует мнение, что употребление алкоголя по праздникам и выходным безопасно. Так ли это?
^ 5. Общие сведения о многоатомных спиртах.
Представители – этиленгликоль и глицерин (формулы на доске).

Демонстрация этих спиртов, описание физических свойств. Области применения.

Демонстрация качественной реакции на многоатомные спирты, записи в тетрадях.
Домашнее задание: изучить параграф «Спирты» до конца, ответить на вопросы;

В КМ-школе открыть урок «Спирты», прочесть, пройти тренировочный тест.
Используемая литература:

1. «Внеклассная работа по химии» С. М. Курганский, М. ООО «5 за знания»;

2. Учебник «Химия 10 класс» О. С. Габриэлян. М. Дрофа 2006г.

3. Статья в «Городской газете» № 5 от 10.02.2010.

Похожие:

Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред» iconКонспект урока «Спирт вред или польза» 10 класс Лагутина Ольга Вячеславовна,...
Образовательная – повторить, обобщить и проконтролировать знания учащихся о спиртах
Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред» iconИсследовательская работа «Сухарики: вред или польза?» ученица 8 класса...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «дороховская средняя общеобразовательная школа»
Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред» iconТема: «Шоколад. Вред или польза?»
Введение 3
Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред» iconПрививки: польза или вред?
Массовая прививочная кампания длится около 50 лет и охватила уже 2-3 поколения. Остаться бесследной это мероприятие просто не могло...
Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред» iconУрок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация...
Обобщить и систематизировать знания за курс неорганической, органической и общей химии
Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред» iconВ. Г. Кротов Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?"
Компьютер — мясорубка для информации. Компьютер — это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается
Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред» iconУрок химии в 10-м классе по теме "Многоатомные спирты"
Цель урока – дать понятие о многоатомных спиртах, развить понятия о взаимном влиянии атомов, зависимости применения от свойств веществ;...
Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред» iconКлассный час Тема: Энергетические напитки: вред или польза? Автор : Бабченко Ольга Михайловна
Цель: познакомить с видами тонизирующих напитков и рассказать об опасностях таких напитков для детского организма
Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред» iconПо истории Церкви Соловьева Г. А. Тузова О. А. Рецензент: Ракушин
Форма работы урок – беседа. Беседа катехизатора с воцерковленными взрослыми по истории Церкви. Беседа №4 «Личность и труды святого...
Урок-беседа по химии для 10 класса «Спирты: польза и вред» iconРабочая программа по химии в 11 классе составлена на основе авторской...
Примерной программы среднего( полного) образования по химии ( базовый уровень, 2006г., Программы курса химии для 11 класса, общеобразовательных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница