Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа




НазваниеКоррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа
страница1/6
Дата публикации07.05.2013
Размер1,04 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4   5   6
Коррекционный блок программы

5. 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями



Основная программа



Дополнительные программы


Перечень педагогических технологий.

Методических пособий.



Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. МОЗАИКА – СИНТНЗ 2010.



Н. В. Нищева «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4до 5 лет)

СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.

Н. В. Нищева «Программа коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада»

СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.


Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова,

А. В. Лагутина Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи М «Просещение» 2008

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева Логопедия Екатеринбург АРД ЛТД 1998

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связанной речи М. «гном – Пресс» 1998

Т. Б. Филичева , Н. А. Чевелева Логопедическая работа в детском саду М. «Просвещение» 1987

С. А. Миронова Развитие речидошкольников на логопедических занятиях М. «Просвещение» 1991

Г. А. Каше Подготовка к школе детей с недостатками речи М. «Просвещение» 1985

Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009

Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Преодоление общего недоразвития речи дошкольников Екатеринбург АРД ЛТД 1998

Р.А. Кирьянова Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющим ТНР СПб, КАРО 2005

В. П. Бадобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001

Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова Логопедическая ритмика СПб, КАРО 2005

М. Ю. Картушина Логоритмика для малышей М. ТЦ СФЕРА 2005

Н. В. Курдвановская Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет М. ТЦ СФЕРА 2006



Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с нарушением речи(ТНР ОНР и ФФН)Основной базой рабочей программы являются:

образовательная программа детского сада; «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С.,М.А. Васильевой; Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей ОНР ( 4 до7 лет) Н.В. Нищева,« Коррекция нарушений речи» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель коррекционного блока программы:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения.

Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи старших дошкольников.

Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с нарушением речи, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи. Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств. В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).
Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности. Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка. При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

^ Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с нарушением речи.
Распределение образовательной нагрузки по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.

Формы и средства организации образовательной деятельности.

Учитель-логопед:

фронтальная (подгрупповая) коррекционная деятельность,

проектирование образовательной ситуации в индивидуальной работе.

Воспитатель:

Непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

музыкально-ритмические игры;

упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

игры-драматизации.

руководитель по ФИЗО:

игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

^ В коррекционной части программы выделены следующие разделы.

Формирование общих речевых навыков

Развитие общей и пальчиковой моторики

Формирование правильного звукопроизношения

Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.

Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.

Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.

В совместной деятельности взрослого и ребенка(создание образовательной ситуации в нестабильных подгруппах) изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;

окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

^ 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

профилактического;

развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа iconКомплексирование программ и технологий по образовательным областям
Цель. Формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоническое физическое развитие
Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа iconТематическое планирование Планируемые результаты Пояснительная записка...
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные...
Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа iconПахарь Вячеслав Андреевич
Проблемы, решаемые учителем. Формирование нравственной культуры школьников с использованием инновационных технологий, программ.,...
Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа iconВ связи с тем, что в настоящее время значительно возросло число детей...
Первый этап — подготовительный. На данном этапе происходит подготовка к овладению речью
Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа iconПрограмма «Риторика» 2 класс Программа разработана в соответствии...
Автор программы: Т. А. Ладыженская. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Книга Программы...
Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа iconПрограмма «Литературное чтение» Программа составлена в соответствии...
Авторы программы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа....
Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа iconМетодические рекомендации «о разработке основной общеобразовательной...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее Образовательная программа, Программа) разрабатывается и утверждается...
Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа iconУчитель всегда учится и меняется, всегда в поиске, да и время диктует...
Сш №7 (5,4). Низкие результаты в сельских школах: 3 класс: Мормальский дс-сш, Папоротнянская сш, Новолуковский дс-нш, Староруднянский...
Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа iconПрименение корпусных методик в обучении русскому языку как иностранному...
В результате реализации проблемного подхода обучающиеся превращаются в первооткрывателей, создателей и соавторов языковых правил...
Коррекционный блок программы 1 Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии речевыми нарушениями Основная программа iconПриказ №54 от «23» августа 2011г. Основная общеобразовательная программа...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница