Урок на тему: «Генетика и здоровье»




Скачать 36,07 Kb.
НазваниеУрок на тему: «Генетика и здоровье»
Дата публикации17.11.2013
Размер36,07 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Химия > Урок
Урок на тему: «Генетика и здоровье» (10 класс)

.

Задачи:

Образовательные – познакомить учащихся с наследственными заболеваниями и причинами их вызывающими, рассказать о возможности лечения некоторых наследственных аномалий;

Развивающие – продолжить формирование навыков критического мышления, умения анализировать полученную информацию, аргументировать ответы , применять знания для решения практических задач.

Воспитательные – на основе материала о причинах наследственных заболеваний, продолжить работу по пропаганде здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью будущего потомства.

Ход урока.

1. Проверка знаний:

1) тренинг по доказательству: докажите обоснованность использования близнецового, цитогенетического биохимического, генеалогического методов исследования.

2) тренинг по опровержению: опровергните возможность использования классических методов для изучения генетики человека.

3) проанализируйте близнецовый метод в генетике человека. В чем его достоинства, а в чем – недостатки?

4) Какой из методов генетики человека кажется вам наиболее эффективным? Ответ обоснуйте.

5) приведите пример родословной семьи, в которой обнаружена аномалия, наследуемая по типу рецессивного и сцепленного с полом признака (индивидуальное задание для 2-3 учащихся).

2.Изучение нового материала.

1) из истории изучения вопроса.

Доменделевский период развития генетики человека - это накопление эмпирических данных о семейных случаях болезней и попытки объяснения закономерностей наследования. Несколько десятков наследственных болезней были идентифицированы как семейные формы или формы с неясной этиологией (нейрофиброматоз, гемофилия, полидактилия, синдром Дауна и др.). В этот период были заложены основы клинико-генеалогического и близнецового методов. Роль наследственности в этиологии болезней в этот период уже признавалась.

Переоткрытие законов Менделя и последующее развитие хромосомной теории наследственности поставило на научную основу изучение дискретных наследственных признаков и болезней, а также глубокое проникновение генетики в медицину.

Слияние ветвей формальной генетики человека, цитогенетики и биохимической генетики в конце 50-х годов привело к формированию клинической генетики и ее продвижению на передовые позиции в медицине и генетике. Человек становился главным объектом генетических исследований. Благодаря новым методам цитогенетических, биохимических, молекулярно-генетических исследований и информационных технологий на пороге XXI века заканчивается инвентаризация признаков у человека и структурная расшифровка полного генома человека. Открыты новые классы болезней и объясняются отклонения от законов Менделя (импринтинг, антиципация).

Три обстоятельства способствовали интенсивному развитию генетики человека во второй половине XX в.: снижение инфекционных и алиментарных заболеваний позволило организаторам здравоохранения направить средства на болезни эндогенной природы, в том числе наследственные: прогресс лабораторной и инструментальной медицины обеспечивал все более дискретное вычленение отдельных симптомов, синдромов и нормальных вариаций; прогресс генетики принципиально изменил методологию генетического изучения человека. Основным прикладным итогом разработок явилось создание генетических технологий для медицины, широко проникших в диагностику, лечение и профилактику наследственных болезней. На их основе принципиально изменились подходы к расшифровке патогенеза многих болезней, и создалась основа для нового направления, названного молекулярной медициной. Сейчас уже вошли в клиническую медицину такие понятия, как доклиническая (предсказывающая) диагностика, преконцепционная профилактика, генодиагностика, генотерапия.

Итоги развития генетики человека в XX веке внушительны, и их значение для медицины огромно.

2) понятие о наследственных заболеваниях

наследственные болезни



генные хромосомные

обусловлены генными мутациями обусловлены нарушением числа хромосом

или их структуры

Синдром Марфона, с-м Дауна, с-м Шершевского-Тернера,

Альбинизм, фенилкетонурия с-м Клайнфельтера

3) типы наследования (объяснение, работа в тетради)

Наследование мутаций



.

Аутосомно-доминантное Аутосомно-рецессивное Сцепленное с полом

(АА, Аа) (аа) (ХНХh, ХHХH, ХHУ,ХhУ)

Синдром Марфона, Альбинизм, фенилкетонурия Гемофилия, дольтонизм

Полидактилия


4) презентации учащихся.

а) хромосомные болезни.

б) генные болезни.
5) обсуждение вопроса: можно ли предупредить наследственные заболевания и возможно ли их лечение?(возможна групповая работа или диалоговое общение )
3.Закрепление .

Задание учащимся: ваши предложения о механизмах лечения наследственных заболеваний.
4. Домашнее задание: п.50 , подготовить аналитический обзор 2-3 статей из Интернета на тему «Профилактика и лечение наследственных заболеваний»

Похожие:

Урок на тему: «Генетика и здоровье» iconГенетика старения и долгожительства. Популяционная генетика старения
Научно-исследовательский институт онкологии им. Проф. Н. Н. Петрова, Санкт-Петербург 2000г
Урок на тему: «Генетика и здоровье» iconГенетика. Вопросы к экзамену (2005 г.)
Генетика как наука. Предмет, проблемы, задачи, методы генетики. Основные этапы развития генетики
Урок на тему: «Генетика и здоровье» iconУрок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние...
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе, к здоровью человека
Урок на тему: «Генетика и здоровье» icon«Здоровье и медицина»
...
Урок на тему: «Генетика и здоровье» iconМетодические рекомендации по биологии для абитуриентов, поступающих на специальность
Экзаменационные материалы соответствуют обязательному минимуму содержания образования и охватывают следующие курсы: общая биология,...
Урок на тему: «Генетика и здоровье» iconРеферат по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности. На тему...
На тему : Вредные привычки, их влияние на здоровье (курение, алкоголь, наркотики)
Урок на тему: «Генетика и здоровье» iconДолжностная инструкция врача-генетика
Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-генетика
Урок на тему: «Генетика и здоровье» iconКлассный час «экология и здоровье»
Темы игры: «вода и здоровье», «воздух и здоровье», «радиация», «пища и здоровье»
Урок на тему: «Генетика и здоровье» iconУрок на тему «Кожа-зеркало организма»
Эпиграф (на доске) "Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своем здоровье только в том случае, когда начинаем терять его,...
Урок на тему: «Генетика и здоровье» iconКлассный час на тему: «Здоровый образ жизни»
Не надо забывать, что здоровье необходимо сочетать духовностью. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница