Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»




Скачать 254.83 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Дата публикации12.12.2013
Размер254.83 Kb.
ТипКонкурс
pochit.ru > География > Конкурс
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся

« ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ МОРДОВИИ»

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ РОССИИ.
Автор: Нехаева Алина

10 класс

МОУ «Гимназия №12»

Научный руководитель: Горяева Н.В.
Научный консультант: Логинова Н.Н.

  Доцент кафедры экономической и со-

циальной географии Мордовского

государственного университета

им. Н. П. Огарёва, географический

факультет.

Саранск

2013

Введение.

Рассматривая географическую карту России, можно заметить, что в бассейнах Средней Волги и Камы распространены названия рек, оканчивающиеся на "ва" и "га": Сосьва, Изьва, Кокшага, Ветлуга и т. д. В тех местах живут финно-угры, и в переводе с их языков "ва" и "га" означают "река", "влага", "мокрое место", "вода". Однако финно-угорские топонимы встречаются не только там, где эти народы составляют значительную часть населения, образуют республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно шире: он охватывает европейский север России и часть центральных областей. Примеров можно привести немало: старинные русские города Кострома и Муром; реки Яхрома, Икша в Московской области; деревня Веркола в Архангельской и т. д. Мне захотелось подробнее узнать о крупных и малых народах, относящихся к уральской языковой семье.

Цель работы – исследовать численность и расселение финно-угорских народов, а также их традиционные занятия, костюмы и типы жилищ.

Задачи:
− Изучение проблемы формирования национального характера башкир.
− Исследование и обобщение современных проблем национального самоопределения башкир.
Объектом исследования являются финно-угорские народы России.
Предмет исследования – характеристика финно-угорских народов России.

Методы исследования – анализ монографий, периодической печати, статистических данных.

Сравнительная физико-географическая характеристика, история уральских языков

В настоящее время в мире насчитывается 24 народа, входящих в состав уральской языковой семьи. Большинство из них (17) проживают на территории Российской Федерации и входят в состав финно-угорской группы. Финно-угорские народы (финно-угры) – это группа народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих чересполосно на обширной территории России, Северной и Восточной Европы. Языки народов – финно-угорские, религия – католичество, лютеранство, православие, язычество. История уральских языков и народов насчитывает много тысячелетий и процесс формирования современных финских, угорских и самодийских народов был весьма сложен. Прежнее название уральской семьи языков - финно-угорская или угро-финская семья позднее было заменено на уральскую, поскольку была обнаружена и доказана принадлежность к этой семье самодийских языков.


Финно-угорские народы уже в древности являлись одним из наиболее крупных этнокультурных образований Евразии. Крупные финно-угорские народы – это венгры, финны, эстонцы, мордва, марийцы, удмурты, коми, коми-пермяки, карелы и саамы. Малочисленные – вепсы, водь, ижора, сету, бесермяне, манси, ханты. Общая их численность на планете в 1961 г. составляла 22 млн чел., в 1975 г. – 23, а в настоящее время – около 26 млн чел. Среди российских народов уральской языковой семьи в настоящее время бесписьменными являются водский, ижорский, энецкий. Письменность для карелов (на двух диалектах - ливвиковском и собственно карельском) и вепсов была восстановлена на латинской основе в 1989 году. Остальные народы России используют алфавиты на основе кириллицы. Венгры, финны, и эстонцы, проживающие в России, используют письменность на основе латиницы, принятую в Венгрии, Финляндии и Эстонии.

Бесермяне (бесер, бесерман, бешермяне) - субэтническая группа удмуртов, обладающая отчетливым этническим самосознанием, дифференцирующим себя от остальных удмуртов. Расселены в бассейне р.Чепцы (приток р.Вятки) в пределах Юкаменского, Глазовского, Балезинского, Ярского районов Удмуртской Республики, а также в сопредельных районах Кировской области. Согласно данным переписи населения 2002г., численность их составляла 3122 человека. Язык бесермян - наречие удмуртского языка.

Венгры (мадьяры) - основное население Венгрии, живут также в Австрии, Германии, Канаде, Румынии, Сербии, Словакии, США, на Украине. В России их насчитывалось 3768 человек (по переписи населения 2002г.) Венгерский язык имеет шесть диалектов.

Вепсы (бепся, вепсь, вепся, людики, людиникат, лююдилайне). Официальная дореволюционная статистика учитывала их как «чудь» и «чухари». Ареал традиционного расселения юго-западное побережье Онежского озера (Республика Карелия), северо-восточные районы Ленинградской и северо-западные районы Вологодской областей. По переписи населения 2002г. численность вепсов составляла 8240 человек. Вепсский язык имеет три диалекта: северный, средний и южный.

Водь (вадьялайн, вадьякко) живут в Ленинградской области. По переписи населения 2002г. численность их составляла 73 человека. Водский язык, по данным исследований 1995г., знали лишь 55 человек. По данным переписи 2002г., владеющих водским языком оказалось значительно больше - 774 человека.

Ижорцы (ижори, изури, ингры, карьялайзет). Живут в Ленинградской области. По последней переписи населения количество ижоры составляло 327 человек. В ижорском языке выделяли 4 диалекта.

Карелы (карьялайзет). Собственно карелы - карьялани, приладожские - ливгиляйне, ливвикейливвики, прионежские -лююдилайне, лююдикей, людики. Коренное население Республики Карелия. Живут также в Тверской области (тверские или верхневолжские карелы), Ленинградской, Мурманской и других областях России. По последней переписи населения карел насчитывалось 93344 человека. Говорят на карельском языке, распространен также финский язык.

Коми (коми морт ("коми человек"), коми войтыр ("коми народ"), зыряне (устаревшее русское название). Коренное население Республики Коми (коми-йoз), живут также в Архангельской, Мурманской, Тюменской областях. По переписи населения 2002г. численность коми составляла 293406 человек. Родственны компермякам иудмуртам. Говорят на коми (-зырянском) языке.

Коми-пермяки (коми отир (коми народ)коми йoз (коми люди)). Коми-зырянский и коми-пермяцкий языки многие лингвисты считают двумя основными наречиями единого языка коми (третье - коми-язьвинское. Это позволяет некоторым специалистам считать коми и коми-пермяков единым народом. Проживают в Пермском крае. По переписи населения 2002г. численность коми-пермяков составляла 125235 человек.

Ливы (ливли, калами-ез ("рыбаки"), рандалист ("береговые жители")), живут в деревнях на северном побережье Курляндии, западной части Латвии. В значительной мере ассимилированы латышами. Ливским языком в настоящее время владеют менее 20 человек, и несколько сотен человек считают себя ливами. По переписи населения 1989г. количество ливов на территории России составляло 64 человека.

Манси (маньси ("человек"), меньдси, моансь). Внешнее название "вогулы". Манси составляют коренное население Ханты-Мансийского автономного округа, незначительное число живет на северо-востоке Свердловской области. Язык - мансийский, в 1930-е гг. создана письменность на основе русской графики. Количество манси по переписи населения2002г. составляла 11432 человека.

Марийцы (мар, мари, Марий ("человек", "мужчина")), дореволюционное официальное название черемисы. Живут в Республике Марий Эл. Компактно расселены также в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртии, Кировской, Свердловской областях. По данным переписи населения 2002г., количество марийцев составляла 604298 человек. Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (территория Башкортостана, куда они переселились в XVI – XVIII вв.). Письменность существует на двух диалектах (горном и луговом).

Мордва (каратаи, мордвины, мордовцы) - самый многочисленный из народов финно-угорской языковой семьи в Российской Федерации. По данным переписи населения 2002г., его численность составляла 843350 человек. Мордва проживает в Республиках Мордовия, Башкортостан, Татарстан и Чувашия, Самарской, Пензенской, Ульяновской областях, а также в Сибири. Этноним мордва объединяет несколько этнических групп, самые многочисленные из которых - эрзя и мокша, имеющих свой язык (мордовский-эрзя, или эрзя-мордовский, эрзянский и мордовский-мокша, или мокша-мордовский, мокшанский).

Саамы (саами, самм), соседи саамов - финны, скандинавы, русские называли их лопарями (из финского - "жители окраинной земли"). Живут в Норвегии (30-40 тыс.), Финляндии (7 тыс.), Швеции (15-25 тыс.), России на Кольском полуострове (1991 человек). Саамский язык имеет несколько сильно отличающихся диалектов.

Сету являются субэтнической группой юго-восточных эстонцев, хотя их называют и отдельным народом. В отличие от остальных эстонцев сету - православные. Культура сету испытала на себе сильное русское влияние. Язык сету - сетуский говор эстонского языка. Большинство сету проживает в Эстонии, а часть - в Псковской области, в основном в Печорском районе. В России проживало 197 человек (2002г.)

Удмурты (одморт, одмуртудмортукморт, урморт, уртморт,), дореволюционное официальное название вотяки, проживают в Удмуртской Республике, Республиках Башкортостан и Татарстан, Кировской,

Пермской, Свердловской областях. Всего в России их насчитывалось 636906 человек (2002г.). Удмуртский язык имеет 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское.

Финны (самоназвание от названия страны Суоми - суомалайсет). Живут в Финляндии, а также в Канаде, Норвегии, США, Швеции, России - в Карелии и Ленинградской области. По переписи населения 2002г. финнов в России проживало 34050 человек.

Финны-ингерманландцы (петербургские/ленинградские финны), проживают в Республике Карелия, Ленинградской области (преимущественно Гатчинский и Всеволожский районы), в Эстонии. По переписи 1926г. ленинградские финны выделялись как отдельная этническая группа. Их численность составляла 115 тыс.человек. В последующих переписях учитывались как финны, вместе с финнами-

мигрантами и их потомками из Финляндии, Швеции, Канады, США и Норвегии. В 2002г. ингерманландцами себя идентифицировали 314 человек. Язык относится к восточным диалектам финского языка, пользуются литературным финским языком.

Ханты (кантага ях, хантэ, хантихандэ, хантых восходит к прафинно-угорскому "община, объединение"). Внешние название "остяки" (возможно от "Ас-ях", "народ большой реки"). Коренное население Западной Сибири, сосредоточенное в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и Томской области. По последней переписи населения 2002г. количество хантов насчитывалось 28678 человек. Хантыйский язык имеет множество диалектов, письменность создана в 1930-е гг.

Эстонцы, ээстласедэсты по названию страны Эстония, заимствованному из германских языков, до XVIII в. - маарахвас- "народ нашей земли". Большинство эстонцев проживают в Эстонии. Живут также в Латвии, России, Украине. В результате эмиграции, происходившей главным образом в первой половине XX в., расселились в Австралии, Канаде, США, Швеции. По переписи населения 2002г. эстонцев в Российской Федерации проживало 28113 человек. Язык делится на три диалекта. На основе северного диалекта сложился единый литературный язык, который становится разговорным.



Традиционные жилища

Вепсы

Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.



Юкагиры


Жилища юкагиров разнообразны, что объясняется сменяемостью по сезонам форм поселений, а также контактами с соведними народами — чум тунгусского типа, но отличающийся от последнего обручем, скрепляющим основные жерди и возможностью покрытия остова корой лиственницы; голомо — пирамидальное жилище; балаган, сходный с якутским; срубные постройки.



Мордва

Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный.



Нганасаны

Конический чум (ма) по конструкции близок к ненецкому. Дверь делали из двух сшитых мездра к мездре (изнанка шкуры) оленьих шкур. Открывалась дверь в зависимости от направления ветра — справа или слева. Зимой снаружи чума насыпали завалинку (токеда), служившую заслоном от ветра. В центре чума, напротив входа, располагался очаг (тори), над которым подвешивали крюки для чайников и котлов. В верхней части чума оставляли отверстие — дымоход. За очагом — «чистое место» (сиенг), куда запрещалось ступать женщинам. Места для женщин (бату) располагались у входа, здесь же укладывали домашнюю утварь. Правая от входа сторона была жилой, в левой — помещали гостей и хранили хозяйственные предметы. Пол застилали циновками из тальника (тола) и досками (лата). На спальных местах поверх досок и циновок укладывали сначала невыделанные шкуры, а затем выскобленные подстилки (хонсу).



Венгры


Традиционные формы жилища различны в разных частях страны. В прошлом дома часто строились с земляными стенами, местами (в Альфёльде) — с тростниковыми, обмазанными глиной. У секеев, палоцей и на западе Задунайского края преобладали деревянные постройки. Основные современные строительные материалы — камень и кирпич. 




Традиционные занятия

Ханты

рыболовство, таежная охота и оленеводство



Финны

До конца XIX в. в сельском хозяйстве финнов преобладало земледелие, с начала XX в. ведущим становится молочное животноводство. Традиционные промыслы — морские (рыболовство, охота на тюленя, парусное мореходство), лесные (смолокурение), деревообработка (в том числе изготовление деревянной утвари)




Мордва

Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота (у средневековой мордвы беличьи шкурки выступали в качестве менового эквивалента), рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.



Селькупы

Основными направлениями хозяйственной деятельности селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге — белка. Северные селькупы добывают песца. В тайге охотятся на лосей, в тундре и лесотундре — на дикого оленя. Также занимаются добычей водоплавающей птицы и боровой дичи.



Чуванцы

Главной хозяйственной отраслью для кочевых чуванцев было оленеводство. Традиционные отрасли хозяйства чуванцев сохраняются и в настоящее время. Часть кочевых чуванцев совместно с чукчами и эвенами работают в оленеводческих хозяйствах, оседлые занимаются добычей и переработкой рыбы..Собаководство как вид хозяйственной деятельности ныне исчезло, но отдельные чуванские семьи держат ездовые упряжки, используя их в личном хозяйстве.  




Национальные костюмы.

Мордва

Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.



Нганасаны

Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы (лу), сшитой из белой оленьей шкуры и отороченной белым мехом собак, которых разводили специально для этого. В мороз в дорогу поверх малицы надевали сокуй (хиэ) с капюшоном, с высоким султаном из меха надо лбом. Женская одежда состояла из ровдужного комбинезона (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами-лунницами (бодямо) и распашной парки (лифарие). Вместо капюшона женщины надевали шапку-капор (сьму) из белой шкуры оленя с опушкой из чёрного собачьего меха. В отличие от прошлых времён теперь под одеждой принято носить белье. Кроме того, летом мужчины носят покупную европейскую одежду.



Манси

Традиционная женская одежда — платье, распашной халат (сатиновый или суконный) и двойная оленья шуба (ягушка, сах), на голове — платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья и др.); мужская одежда — рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьих шкур (малица, гусь), охотничья суконная одежда с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Было распространено ткачество из крапивного и конопляного волокна. 



Эстонцы

Одежду женщин сету отличали русские элементы: рубаха-долгорукавка и глухой косоклинный сарафан. Головной убор — полотенчатый линик, девушки носили венец русского типа. Еще одна отличительная особенность сету — богатая вышивка и обильные серебряные нагрудные украшения. Мужская одежда — туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота, штаны, длинные или до колен, жилет, куртка, войлочная шляпа. У мужчин сету была распространена русская косоворотка.

Верхняя мужская и женская одежда — кафтан, зимой шуба. Обувь — кожаные постолы, по праздникам — туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Повсеместно были распространены вязаные цветные варежки, чулки, носки.



Карелы

Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи и сарафана. Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей. Поверх сарафана или юбки повязывали передник, украшенный по подолу спиральными нитями.




 Расселение и численность финно-угорских народов в пределах собственной государственности.

Большая часть исследователей сходятся на том, что прародина финно-угров находилась на границе Европы и Азии, в районах между Волгой и Камой и в Приуралье. Именно там в IV- III тысячелетиях до н. э. возникло сообщество племён, родственных по языку и близких по происхождению. К I тысячелетию н. э. древние финно-угры расселились до Прибалтики и Северной Скандинавии. Они занимали обширную территорию, поросшую лесами, - практически всю северную часть нынешней Европейской России до Камы на юге. В XVI-XVIII вв. на земли финно-угров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы. Люди переселялись в города, уезжали далеко - в Сибирь, на Алтай, где общим для всех был один язык - русский. Имена после крещения ничем не отличались от обычных русских. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована русскими, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Потому финно-угры и не составляют большинства нигде - даже в республиках, которым дали своё имя (табл.1).

Таблица 1.

Расселение и численность финно-угорских народов в пределах собственной государственности

Народ

Расселение этноса

Численность в

РФ, 2002 г.

Численность в РФ, 2010 г.

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

2010 г. в % к 2002 г.

Марийцы

Республика Марий Эл

604,3

0,42

547,6

0,40

90,6

Мордва

Республика Мордовия

843,4

0,59

744,2

0,54

88,3

Удмурты

Республика Удмуртия

636,9

0,44

552,3

0,40

86,7

Карелы

Республика Карелия

93,3

0,06

60,8

0,04

65,2

Коми

Коми Республика

293,4

0,21

228,2

0,15

77,8

Ханты

Ханты-Мансийский АО

28,7

0,02

30,9

0,02

107,9

Манси

Ханты-Мансийский АО

11,4

0,008

12,3

0,009

107,3

Венгры

Венгерская Республика

3,8

0,00

2,8

0,00

73,8

Финны

Финляндская Республика

34,0

0,02

34,0

0,02

59,5

Эстонцы

Эстонская Республика

28,1

0,02

17,8

0,01

63,6

В мире в 2013 г. общая численность финно-угорских народов составляла около 26 млн чел. В России – 2 319 тыс., или 1,7 % общей численности населения страны. Перепись 2010 г. зафиксировала сокращение численности финно-угров на территории РФ на 377 тыс. чел. Их численность в 2010 г. относительно 2002 г. составила 86 %.

По-прежнему самым крупным народом является мордва – 744 237 чел., или 0,52 % (в 2002 г. – 843 350 чел. или 0,58 %). Перепись 2010 г. зафиксировала мордву на 9 месте среди 204 народов России и на 1 месте среди финно-угорских народов.

С 2002 по 2010 гг. численность всех финно-угорских народов России уменьшилась, кроме народов ханты и манси (табл.2).Из коренных народов наиболее сильно сократилась численность карел (35 %) и коми (22 %), а некоренных, – финн (40 %). Относительно меньшее сокращение численности перепись зафиксировала у марийцев (9 %) и мордвы (17,4 %).

Таблица 2.

Динамика численности финно-угорских народов в Российской Федерации


Народ

1926 г.,

тыс. чел.

2 983

3,2

1939 г.,

тыс. чел.

3 350

3,1

1959 г.,

тыс. чел.

2 986

2,5

1970 г.,

тыс. чел.

3 114

2,4

1979 г.,

тыс. чел.

3 068

2,2

1989 г.,

тыс. чел.

3 126

2,1

2002 г.,

тыс. чел.

2 696

1,9 %

2002 г.

в %

к 1989 г.

86,2

2010 г.,

тыс. чел.

2 319

1,7 %

2010 г.

в %

к 2002 г.

86,0

Мордва

1335

1375

1211

1177

1111

1073

843

78,5

744,2

88,3

Удмурты

514

600

616

678

686

715

637

89,0

552,3

86,7

Марийцы

428

476

498

581

600

644

605

93,8

547,6

90,6

Коми

226

415

283

315

320

336

293

87,2

228,2

77,8

Коми-пермяки

149

150

143

150

146

147

125

85,0

94,5

75,4

Карелы

248

250

164

141

133

125

93

74,4

60,8

65,2

Ханты

22

18

19

21

21

22

29

131,8

30,9

107,9

Манси

5,8

6,3

6,3

7,6

7,4

8,3

11

144,5

12,3

107,3

Вепсы

33

31

16

8,1

7.6

12

8

66,6

5,9

72,0

Саамы

1,7

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,9

111,1

1,7

89,0

Ижорцы

17

7,7

0,6

0,6

0,4

0,4

0,3

75,0

0,2

81,4

Финны

134

139

72

62

56

47

34,0

72,3

20,3

59,7

Эстонцы

150

130

79

63

56

56

28,1

50,2

17,9

63,6

Венгры

4,2



4,2

6,7

4,3

5,7

3,7

64,9

2,8

73,8


Численность крупных финно-угорских народов,

тыс. чел.

2002 г. 2010 г.




Демографическая ситуация многих финно-угорских народов достаточно сложная. Темпы сокращения численности коренных финно-угорских народов России (карел, коми, коми-пермяков, вепсов) остаются высокими (табл.3). Зарубежные и российские ученые часто дают неутешительные перспективы дальнейшего развития финно-угорских народов России, связывая их с процессами депопуляции и ассимиляции, масштабами внутренней и внешней миграциями.

Негативные тенденции демографической динамики проявляются, прежде всего, в снижении коэффициентов рождаемости и росте смертности. К середине 1990-х гг. основной тенденцией демографического развития стало превышение смертности над рождаемостью (исключение составили Ханты-Мансийский АО–Югра и Республика Удмуртия)

Таблица 3.

Основные демографические показатели по субъектам-регионам проживания

финно-угорских народов в 2010 г.


Народ

Расселение этноса

Рождаемость,



Смертность,



Естественный прирост,



Миграционный

прирост

(убыль),



Марийцы

Республика Марий Эл

11,8

15,2

-3,4

-1,4

Мордва

Республика Мордовия

9,5

15,7

-6,2

-2,0

Удмурты

Республика Удмуртия

14,4

13,4

+1,0

-2,0

Карелы

Республика Карелия

10,6

15,9

-5,3

1,7

Коми

Коми Республика

11,9

12,7

-0,8

-5,8

Венгры

Венгерская Республика

10,0

13,0

-3,0

2,0

Финны

Финляндская Республика

11,0

9,0

2,0

3,0

Эстонцы

Эстонская Республика

12,0

12,0

0,0

0,0



Естественный прирост, ‰



Миграционный прирост (убыль), ‰




Заключение.

Таким образом, проделав данную работу, можно сделать вывод о различиях финно-угорских народов. Эти различия видны и в занятиях народов, и в постройках жилищ. Всё это связано, конечно, с природными условиями, в которых проживают финно-угорские народы. Хотя, конечно, я выявила, что практически для всех народов Уральской языковой группы характерно уменьшение численности населения.

Однако в России распространяется мнение, что демографические и социокультурные прогнозы могут быть более оптимистичными. Уже сейчас наблюдается улучшение некоторых показателей рождаемости. На примере Республики Мордовия, Ханты-Мансийского АО–Югра и других регионов можно сделать вывод о росте показателей уровня и качества жизни населения, улучшении качественных характеристик самого человека. Все это способствует положительным демографическим сдвигам не только в регионах, но и в стране в целом. Будем надеяться, что демографическая ситуация может избежать катастрофы и предотвратит исчезновение финно-угорских народов России. По мнению современных ученых – опасность полной ассимиляции для таких многочисленных этносов, как мордва, удмурты, коми, мари, сильно преувеличена. Они имеют тысячелетнюю историю и сохранились, несмотря на все сложности их исторического развития. Хотя малочисленные финно-угорские народы в настоящее время и находятся в сложной демографической ситуации. Многие ученые оценивают её как кризисную.

Библиографический список.

  1. Логинова Н. Н. Этнодемографическая ситуация в финно-угорском пространстве / Н. Н. Логинова, Ю. Д. Федотов Финно-угорское пространство в туристском измерении: материалы 1-ой Международной научно-практической конференции / Редкол.: М.А. Жулина, А. М. Носонов, Л. В. Сотова, М. В. Уткина. – Саранск: НИИ Регионологии, 2011, с. 37-43.

  2. Логинова Н. Н. Финно-угорские народы мира и России: геодемографический аспект // Н. Н. Логинова, М. А. Жулина Финно-угорский мир. – 2011. – 2/3 (8/9). – С. 75-81.

  3. Логинова Н. Н. Финно-угорские республики Волго-Уральского региона России: географические аспекты развития / Н.Н. Логинова, С.В. Сарайкина, Л.В. Сотова, Т.П. Реброва. – Саранск, 2012. – 88 с.

  4. Логинова Н. Н. Финно-угорские народы: социокультурные особенности развития / Н.Н. Логинова, Т.П. Реброва, В.С. Афанасьев. Учебное пособие. – Саранск, 2013. – 84 с.

  5. Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. – Саранск, 2012. – 447 с.

  6. Финно-угорские народы России. Статистический сборник. – Сыктывкар, 2005. – 84.

  7. Финно-угорские народы России: генезис и развитие / Под ред. В. А. Юрчёнкова. Учебное пособие. – Саранск, 2011. – 222 с.

  8. http://www.wikipedia.ru

  9. lib7.com/cccp/635-poselenie-mordva.html





Похожие:

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся: ««Интеллектуальное будущее Мордовии»
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Республики Мордовия
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Современные представления о рекреационных ресурсах географической системы и их использование
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Научный Советникова Т. В., учитель информатики мбоу «Инсарская сош №1»
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное...
Республика Мордовия, г. Саранск, Лямбирский район, с. Хутор-Лопатино, ул. Луговая. 9, кв. 30
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
История возникновения мирового туризма и его развитие на разных этапах истории
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Багдалова Юлия Шамилевна, моу «Кривозерьевская сош», учитель математики и информатики
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Багдалова Юлия Шамилевна, моу «Кривозерьевская сош», учитель математики и информатики
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Осадочные горные породы
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (иновационное) будущее мордовии»
Почтовый адрес школы: 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Советская, д. 55
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница