Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош»




Скачать 405,77 Kb.
НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош»
страница1/3
Дата публикации02.11.2013
Размер405,77 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новосафоновская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Новосафоновская СОШ»»

_______________Л.А. Машкина

«___» ________________2010 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Юный эколог
Автор-составитель:

Барзылович Н.Н., учитель начальной школы

МОУ «Новосафоновская СОШ»

Ахметзянова Г.Ю., заместитель директора по НМР МОУ «Новосафоновская СОШ»

Прокопьевский район, 2011

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Пояснительная записка……………………………………………….

3-6

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности……………………………..


7-9

3.

Тематический план……………………………………………………

10-15

4.

Содержание программы………………………………………………

16-22

5.

Литература……………………………………………………………..

23










^ 1. Пояснительная записка

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, изучают общие законы природы. Содержание программы «Юный эколог» является продолжением изучения «Окружающего мира» в освоении природы родного края, своего поселка. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Предмет/класс

Темы «Окружающего мира»

^ Темы занятий кружка «Юный эколог»

Окружающий мир/ 1 класс

Природа и её сезонные изменения

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

Экскурсия в весенний лес

Окружающий мир/ 1 класс

Живая природа

Подготовка почвы и семян к посадке

Практическая работа «Посев семян гороха, лука репчатого, фасоли»

Окружающий мир/ 2 класс

Вода – источник жизни на Земле

Экскурсия к водоему

Практическое занятие «Как чистить зубы»

Защита проектов «Жизнь на дне пруда»

Окружающий мир/ 2 класс

Планеты и звезды

Практическое занятие «Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света»

Практическое занятие «Наблюдение за светом от Луны, фонаря, лампы, свечи»

Защита проектов «Солнце и свет – источник жизни на Земле»

Окружающий мир/ 2 класс

Живая природа Земли

Экскурсия в зимний лес

Экскурсия в весенний лес

Экскурсия в краеведческий музей города Прокопьевска

Подготовка почвы и семян к посеву

Практическое занятие «Посев семян, лука-севка, зелени»

Окружающий мир/ 3 класс

Планета, на которой мы живем

Экскурсия «Где растут деревья»

Осенние краски природы. Сбор листьев растений и создание гербария

Зелёная аптека Кузбасса. Сбор и оформление гербариев лекарственных растений

Комнатные растения. Разведение и уход за ними

Окружающий мир/ 3 класс

Охрана природных сообществ родного края

Заповедники и заказники Кемеровской области. Создание экознаков.

Акция «Сохрани первоцвет». Красная книга области

Защита проектов «Редкие растения края»

Защита экологических проектов

Окружающий мир/ 4 класс

Народы, населяющие Россию

Экскурсия в школьный музей «Русская изба»


^ Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы:

  1. изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

  2. формировать интерес к изучению природы родного края, представления о природных сообществах области;

  3. воспитывать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;

  4. углублять уже имеющиеся знания о родном крае;

  5. формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

Занятия по программе предполагают различные формы организации деятельности учащихся: опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы, авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. Изменено содержание программы в соответствии с географическими особенностями Кемеровской области. Добавлены разделы «Растительность Кемеровской области», «Насекомые нашей области», «Рыбы, обитающие в Кемеровской области», «Птицы Кузбасса», «Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области».

^ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

^ Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

^ Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

При оценке предметных результатов можно использовать листы наблюдения. Использовать такие листы можно раз в четверть или по завершении крупной темы.

Умение планировать отражено на следующем листе наблюдения (в нужную клеточку таблицы вносится дата, проведенного наблюдения).

^ Лист наблюдения


1-я ступень

Ставит цель с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

^ 2-я ступень

Ставит цель самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

^ 3-я ступень

Самостоятельно ставит цель и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и осуществляет деятельность

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения


Заполнять такой лист может как учитель, так и сам обучающийся (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

^ 1-я ступень

Ставит цель с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

15.10

Использует источники информации, рекомендованные учителем 15.10

2-я ступень

Ставит цель самостоятельно

15.10

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

^ 3-я ступень

Самостоятельно ставит цель и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и осуществляет деятельность

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения


Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей своего развития наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод используется в ситуациях, требующих от обучающихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей деятельности на разных этапах, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях. Можно использовать данные вопросы после практических работ, оценивая навыки, приобретенные учащимися.

^ Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.


Учебно – тематический план

^ 1 –й год обучения





Раздел программы

Форма организации занятия

^ Кол-во часов










всего

теория

практика

1

Введение

Эвристическая беседа «Что такое экология?»

1

1




Итого:




1

1




2

2

^ Я и моё окружение

Диалоговое занятие «Моя квартира»

1

1




Проект «Моя семья»

1

1




Проект «Соседи – жильцы»

1

1




Беседа «Мой класс». Игры, способствующие сформированию классного коллектива

1

1




Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

1




1

Проект «Животные в доме»

1

1




Экскурсия – прогулка «Краски и звуки осени»

1




1

Интерактивное путешествие «Комнатные растения в квартире, классе»

1

1




Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1




1

Проект «Мое любимое растение»

1




1

Итого:




10

6

4

3

^ Мой дом за окном

Наблюдение «Деревья твоего двора»

1

1




Экскурсия по территории школы

1




1

Путешествие «Дорога из дома в школу и обратно»

1

1




Эвристическая беседа «Откуда берётся и куда девается мусор?»

1

1




Викторина «Птицы нашего двора»

1

1




Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1




1

Экскурсия в зимний лес

1




1

Проект «Мой дом. Дом, где мы живём»

1

1







Итого:




8

5

3

34

^ Гигиена моего дома

Деловая игра «Уход за квартирой»

1

1




Практическое занятие «Гигиена класса»

1




1

Эвристическая беседа «Бытовые приборы в квартире»

1

1




Экскурсия в школьную кухню

1




1

Наблюдение «Природа в квартире и классе»

1

1




Игра «Наша одежда и обувь»

1

1




Русская народная одежда

2

1

1

Практическое занятие «Уход за одеждой»

1




1

Экскурсия в школьный музей

1




1




Итого:




10

5

5

5

^ Весенние работы

Экскурсия в весенний лес

1




1

Игра «Что растёт в моём огороде?»

1

1




Практическая работа «Подготовка почвы и семян к посадке»

1




1

Практическая работа «Посев семян гороха, лука репчатого, фасоли.

1




1




Итого:




4

1

3




Всего:




33

18

15
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Логика»
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош» iconПояснительная записка Цель программы «Юный эколог»
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош» iconПрограмма внеурочной деятельности «Исторический клуб»
Автор-составитель: Кошкина Ольга Александровна, учитель истории мбоу сош №170 г о Самара
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком
Исследовательская деятельность направлена на формирование ключевых компетенций обучающихся: ценностно-смысловых, учебно-познавательных,...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош» iconРабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы «Хочу все знать»
Программа «Хочу все знать» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах,...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (гражданско- правовое направление)
Рабочая программа кружка составлена на основе программы Бобкова Н. Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош» iconПрограмма внеурочной деятельности начальной школы моу «сош№1»
Г. Протвино, проезд Архитектора Корина д. 6, тел/ факс: 74-83-03, e-mail
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок»
Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош» iconРабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль»
Данная образовательная программа составлена на основе программы «Юный эколог», автор Ю. Н. Александрова
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош» iconПояснительная записка Цель программы «Юный эколог» формирование основ...
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница