Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу




НазваниеРабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу
страница1/5
Дата публикации25.10.2013
Размер0,57 Mb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Утверждаю:

Заведующий МДОБУ

«Детский сад №18

комбинированного вида»

____________ Н.В.Литвинова

Рабочая программа
«Акварелька»
по изобразительной деятельности для дошкольников

Выполнила: Дороршина Лариса Александровна,

воспитатель МДОБУ

«Детский сад № 18

комбинированного вида».

Принята на Педагогическом совете

МДОБУ «Детский сад №18

комбинированного вида»

протокол № 4 от

«29» августа 2012г.



г.Бузулук

2

Содержание

I.Пояснительная записка…………………………………………………..3

1.Актуальность……………………………………………………………..5

2.Новизна…………………………………………………………………...6

3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет……..…7

4.Цель и задачи программы……………………………………………….7

5.Возраст детей и срок реализации программы………………………….9

6.Принципы и подходы по формированию программы………………..10

II.Содержание реализации программы………………………………….12

1.Формы организации образовательной области

«Изобразительная деятельность»……………………………………………………………..12

2.Материально – технические условия………………………………….13

3.Интеграция содержания образовательной области…………………..14

4 . Планирование н о д по изобразительной деятельности с детьми старшей группы.…………………………………………………………..15

5. Планирование нод по изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы.…………………..………………………..…..24

6.Структура нод……………………………………………………………33

9.Особенности методики проведения нод по ознакомлению дошкольников с живописью………………………………………………………………….33

III.Планируемый результат………………………………………….…….36

IV.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы………………………………………………………...37

1.Планируемые промежуточные результаты освоения программы……..37

2.Диагностические методики……………………………………………….39

Список литературы…………………………………………………………..44

Приложение…………………………………………………………………..45



3

Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своём
труде”.


Роден.

Пояснительная записка.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:

    • содержательные условия;

    • организационные условия;

    • технологические условия (принципы, методы, приемы);

    • материально-технические условия (развивающая среда);

    • социо - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);

    • контрольно-диагностические условия.

Рабочая программа разработана с учётом методических рекомендаций по изобразительной деятельности дошкольников.

4

-Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,

-СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267).

  • Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Изобразительная деятельность – это особое образное познание ребёнком окружающего мира. Процесс приобщения к изобразительному искусству очень сложный, поэтому помимо занятий в специально отведённое время, нужно использовать и другое время.

  • Для развития изобразительной деятельности необходимо создавать развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие. Большое значение имеет удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера занятий.

  • Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста.

  • Содержанием живописи является окружающая нас действительность. Основными компонентами содержания произведений искусства является тема и идея. Тема картины раскрывает жизненные явления, чувства, мысли, т.е. все то, о чем рассказал художник, что составляет сюжетную ситуацию.

  • На протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах окружающий их мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Отсюда и возникло деление картин по жанрам. Данная рабочая программа является

5

нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.

Актуальность.

Проблема обучения изобразительной деятельности по жанрам живописи, актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работе по данной теме в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание. Некоторые виды изобразительной деятельности по живописи вообще вынесены за рамки занятий, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений и понятий о пейзаже, портрете и натюрморте.

На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Психологи утверждают, что рисунок для ребенка – не искусство, а его речь: он "говорит" о вещах, ситуациях с помощью картинок, пока устная и письменная речь его еще бедна и несовершенна. Рисование – очень серьезная работа, потому что, развивая руку, мы развиваем мозг.

Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 из того, что видит, 90% из того, что делает. Изобразительная деятельность по жанрам живописи позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.
6

Название предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит; рассказ о созданном изображении, его оценка, умение его охарактеризовать, сказать, что

получилось и что не получилось и почему, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.

Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Изобразительная деятельность при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества, развивают восприятие, эстетический вкус, творческие способности, мелкую моторику пальцев. Позволяют увидеть и прочувствовать гармонию окружающего мира, приобщают к миру прекрасного, может отвлечь и успокоить ребенка. Поэтому изобразительной деятельности в ДОУ, а именно жанровой живописи, следует уделять особое внимание.

2. Новизна.

В детском саду проводится непосредственно образовательная изобразительная деятельность по программе «Детство», которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.

Рабочая программа «Акварелька», направлена на углубленное изучение дошкольниками жанров живописи.

Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста.

При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционной

н о д, проводятся кружковая работа именно по жанрам живописи.

Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.

7

Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.
Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами (совершенством формы, разнообразным изменчивым колоритом) природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.


^ 3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного "из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

У детей старшего дошкольного возраста активно развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными но содержанию.

8

Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета но и промежуточные цветовые оттенки.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжает развиваться воображение, однако у детей 7 лет часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

^ 4. цель и задачи программы.

Поддерживать творческие проявления, совершенствовать изобразительную технику.

Задачи.

Старшая группа:

9

- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом).
- Совершенствовать технику рисования акварельными красками, свободно экспериментировать.
- Самостоятельно выбирать художественный материал для создания выразительного образа ( для пейзажных рисунков использовать акварель, для декоративного панно- гуашь, для предварительных набросков – простой карандаш).
- Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; поощрять интерес к изображению человека; при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных в движении.
- Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человек грустный или веселый, сказочный персонаж добрый или злой и т.д.).

- Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию в зависимости от сюжета – располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изображать более близкие и далекие предметы; выделять в композиции главное – основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку
подготовительная к школе группа:

- Знакомство с наукой о цвете – цветоведения. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать основные цвета для получения дополнительных цветов и передачи нужного колорита).

- Закреплять знания детей о холодных и тёплых тонах.

10

- Продолжать знакомить с жанром живописи – пейзажем, учить всматриваться, выделяя основные средства выразительности (композиция, колорит).

- Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные периоды времени года и разную погоду; обратить внимание на перспективу, задний и передний план.

- Продолжать знакомить с жанром живописи – натюрмортом, с его содержанием, средствами выразительности.

- Учить изображать более сложные натюрморты.

- Продолжать знакомить детей с жанром живописи - портретом, учить понимать душевное состояние героя через восприятие изобразительных средств.

- Развивать умение изображать портреты человека, соблюдая пропорции частей лица.

- Познакомить детей с анималистическим жанром. Закрепить знания о животных.

- Учить рисовать животное используя схемы различных геометрических моделей: треугольника, трапеции, овала, прямоугольника.

- Дать знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении. Продолжать учить рисовать фигуру человека и животного.

- Познакомить детей с понятием коллаж. Закрепить умение пользоваться ножницам. Учиться использовать цвет для передачи настроения. Совершенствовать навыки в работе с разнофактурными материалами.

^ 5. Возраст детей и срок реализации программы.

Курс программы «Акварелька» рассчитан на 1 учебный год, при проведении н о д по 1 в неделю ( общий объём 36 часов в год).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

11

^ 6.В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
12

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

  • Дифференциация индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

  • ^ Принцип последовательности и систематичности. Дети дошкольного возраста видят живопись несколько иначе, чем мы, взрослые, но видят и понимают на своем уровне, иногда поражая нас своими высказываниями, умеют откликаться на красоту произведения, которое волнует и нас; правда, с трудом, а иногда и не объясняя, почему оно им нравится. И мы, взрослые, однажды открыв ребенку окно в мир живописи, слегка дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному миру красок, должны постепенно и постоянно вводить малыша в этот мир, углубляя понимание искусства и утончая чувства.

  • ^ Принцип отбора произведений. Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представить, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). От отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивится и чем восхитится он, - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к

13

живописи как источнику познания. Таким образом – правильный отбор произведений живописи является одним из условий эстетического воспитания дошкольников.

  • Принцип сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях живописи.

  • Принцип доступности и простоты изучаемого.


^ II. Содержание реализации программы.

Содержание данной программы является результатом многолетней практической работы. Представленные темы н о д являются наиболее интересными, хорошо принимаются детьми и отвечают требованиям типовых программ. Данная н о д постепенно развивают у детей изобразительные способности: художественный вкус, наблюдательность, зрительную память, творческое воображение, ручную умелость, а так же способствуют развитию эстетических чувств, основанных на понимании прекрасного в искусстве, природе, окружающей жизни.
^ 1.Формы организации образовательной области «Изобразительная деятельность».

Основной формой организации деятельности является фронтальная н о д. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на н о д используются различная работа с воспитанниками:

  • Тематическая

  • Индивидуальная

  • Физминутки

  • Дидактические игры

  • Дидактические упражнения

  • Интегрированная деятельность

  • Сюрпризные моменты

14

В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников:

  • Показательные выступления


^ 2.Материально – технические (пространственные) условия организации изобразительной деятельности

1. изостудия

2. выставка рисунков «Жанры живописи» в кабинете изостудии.

3. рабочий инвентарь: кисти, карандаши, ножницы, краски акварельные, гуашь и т.д.

4.мольберт;

5. ноутбук;

6. магнитофон;

7. мультимедийные проектор;

9. СD и аудио материал.
Наглядный материал


  1. Наглядное пособие «Времена года», «Радуга» (репродукции картин известных художников);

  2. Дидактические игры;

  3. Альбомы с детскими рисунками: «Зимний сказочный лес», «Космос», «Мы рисуем красоту».

  4. Материал для развития мелкой моторики;

  5. Стихи, загадки, книги.


15

^ 3.Интеграция содержания образовательной области

Примерные виды интеграции области «Изобразительная деятельность»

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Здоровье»

Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

«Безопасность»

Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши, нос. Формировать правила безопасности на занятиях

«Социализация»

. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, о происшедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно и красиво двигаться

«Познание»

. Изучение строение формы предметов, назначении этих вещей, о месте их в жизни человека, о связи с окружением, Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

«Коммуникация»

Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос..

«Чтение художественной литературы»

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек. Повторять наиболее интересные потешки, и небольшие стихотворения.

«Музыка»

Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушка, бубен, барабан и т.д). Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.



16

  1. ^ Планирование н о д по изобразительной деятельности с детьми старшей группы.

Блок 1. Разноцветных красок хоровод

Дети вспоминают основные цвета и знакомятся с дополнительными; определяют насыщенные и ненасыщенные цвета; холодную и тёплую гамму. Знакомство с натюрмортом, пейзажем.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу iconСтатья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию...
Ьное учреждение "Детский сад для детей раннего возраста "Малыш". Выявлены и обоснованы критерии готовности дошкольников к инновациям...
Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу iconПроблемные вопросы по методика развития детского изобразительного творчества
Программа обучения изобразительной деятельности. Дидактические принципы построения программы обучения изобразительной деятельности....
Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу icon"В стране изо"
Давным-давно в старой и доброй стране изо жил-был царь Уголек. И было у него три дочери. Старшая красная акварелька, средняя синяя...
Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу iconРабочая программа по внеурочной деятельности курс «Познай себя» ( авт. Рудякова О. Н.)
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию...
Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу iconСобранием трудового коллектива Заведующий мдобу детский сад №5 мдобу детский сад №5
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №5 (мдобу д/С №5)
Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу iconФио автора, должность, № оу: Масютина Лариса Матвеевна, старший воспитатель,...
Фио автора, должность, № оу: Масютина Лариса Матвеевна, старший воспитатель, гимназия №12 г. Липецка
Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу iconВ практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно...
Для этого и создают­ся в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности и т п. Все шире используется такая форма, как...
Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу iconРабочая программа по изобразительной деятельности Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Концепции...
Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу iconРабочая программа по предмету обществознание для 9,10,12 классов...
Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом...
Рабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для дошкольников Дороршина Лариса Александровна, воспитатель мдобу iconРабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного...
Министерством образования 06. 03. 2001г.; программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н. Н., учителя хореографии высшей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница