Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия




Скачать 82,89 Kb.
НазваниеЭффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия
Дата публикации10.10.2013
Размер82,89 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
ЭФФЕКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ: ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ
Е.П. Стеценко, зав. практикой

ГАОУ СПО РБ Бирский МФК
Подготовка высококвалифицированных медицинских работников среднего звена, напрямую зависит от формирования профессиональной компетентности в стенах образовательного учреждения, от взаимодействия образовательных услуг колледжа с работодателем, общественными организациями, которая основана на реализации интересов всех сторон.

Ориентация общества в ситуации модернизации отечественного образования и на такие ценности, как творчество, высокий профессионализм, конкурентоспособность является одним из показателей уровня развития этого общества. В современных социально-экономических условиях ведущее место приобретет качественно новый уровень профессионализма, выработка у подрастающего поколения психологической установки на овладение знаниями в течение всей жизни как основы адаптации и личностного развития.

В условиях насыщения рынка услуг человек должен совершенствовать свое мастерство с тем, чтобы соответствовать высшим профессиональным требованиям, а для этого он должен знать свои достоинства и недостатки, опираться на свои сильные качества и постоянно работать над устранением слабых. Он должен стремиться к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, чтобы быть конкурентоспособной личностью, ориентированной на высокое качество результатов своего труда. Его должны характеризовать такие качества, как стремление к успеху, воля к победе, принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя. В современных экономических и социокультурных условиях спрос на творческую, конкурентоспособную личность чрезвычайно велик и он будет постоянно возрастать. Все вышесказанное актуализирует значимость самой идеи ориентации и среднего, и высшего образования на всестороннее стимулирование творческого саморазвития конкурентоспособной личности.

Эффективность процесса формирования конкурентоспособности студентов зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка. Множественность и многообразие факторов эффективности исследуемого процесса лишь подчеркивают его структурную, содержательную и процессуальную многогранность и сложность.
В таблице 1 содержится перечень факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности (по С.В. Лесовому).

Таблица 1. ^ Факторы формирования конкурентоспособности у студентов

Студенты

Преподаватели

Пример и авторитет преподавателя как личности

Использование инновационных методов и средств в подготовке студентов

Перспектива трудоустройства

Индивидуализация обучения

Набор волевых качеств личности

Приоритетное значение исследовательской, инновационной деятельности в процессе обучения

Активность личности студента

Личностно ориентированный подход в процессе обучения

Проблемный способ подачи материала

Содержание образования

Развитое воображение. Работоспособность

Педагогическая диагностика.

Уровень развития познавательного интереса

Интерес к исследовательской деятельности

Активность личности студента

Индивидуальный подход в обучении

Волевые качества личности

Готовность к профессиональной деятельности

Инициативность студента в профессиональной деятельности

Творческая активность

Способность к творческому восприятию и преобразованию окружающей действительности

Положительная оценка конкурентоспособности

Работоспособность

Наличие свободного времени

Культура учебного труда

Стремление к самосовершенствованию

Материально-техническая база


Таким образом, основными факторами эффективности процесса формирования конкурентоспособности являются:

  • индивидуализация обучения;

  • пример и авторитет преподавателя-исследователя;

  • активность студента в образовательной деятельности.


Понятие «конкурентоспособность» это интегративное свойство личности, проявляющееся в стремлении к собственному стилю поведения, творчеству и самостоятельности, к смене видов деятельности, освоению новых профессий, к обладанию рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни и нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы; в умении легко адаптироваться в системе социальных отношений, а также быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, проявляя при этом компетентность в разрешаемой проблеме.
Конкурентоспособность - это личностное состояние, не даруемое природой человеку, а достигаемое им в процессе интенсивной интеллектуально-духовной деятельности. Первейшим условием обретения качеств конкурентоспособной личности является социальная сфера, в которой формируется человек, с ее ценностными факторами, побуждающими к деятельности. Основная цель: способствовать         формированию внешней ориентации и внутренней готовности личности к самостоятельному, осознанному планированию, коррекции и реализации перспектив жизненного, личностного и профессионального развития будущих медицинских работников.

В целях повышения эффективности комплекса организационно-педагогических условий для формирования конкурентоспособности студентов могут быть намечены такие пути, как:

– фиксация социального заказа общества на определенный уровень подготовки будущих специалистов;

– выявление специфики учебно-воспитательного процесса;

– выявление сущности конкурентоспособности студентов;

– системно-функциональная характеристика профессиональной подготовки будущих специалистов;

– выявление факторов, которые способствуют формированию конкурентоспособности студентов;

– включение в образовательный процесс инноваций с целью освоения их содержания студентами;

– изучение возможностей системного и личностно-профессионального подходов для процесса формирования конкурентоспособности студентов.
Следовательно, чтобы сформировать конкурентоспособность студентов в процессе профессиональной подготовки, необходимы следующие условия:
✦ активизация познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов;
✦ включение в образовательный процесс инноваций;
✦ организация социального партнерства профессионального образовательного учреждения.
Обязательным педагогическим условием является включение в образовательный процесс инноваций.

Для образовательного процесса в учебном заведении необходимы следующие основные виды инновационной деятельности: научно-исследовательская, опытно-конструкторская работа, подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности. Активное включение студентов в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность позволит придать образовательному процессу инновационный характер, повысить познавательную, мотивационную активность студентов, будет способствовать расширению их потенциала и, следовательно, повышению их конкурентоспособности на рынке труда среди выпускников.

Освоение инноваций через научно-исследовательскую и конструкторскую деятельность повысит мотивацию обучения студентов, поможет им освоить поток инноваций, которые существуют в современном обществе, способы работы с ними, что в конечном итоге повысит уровень конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Следующим организационно-педагогическим условием является организация социального партнерства. Этому вопросу в настоящее время уделяется большое внимание.

Е.Я. Бутко в качестве одной из задач по обновлению содержания образования в учреждениях профессионального образования выделяет восстановление и укрепление связи профессионального образования с практикой, т.е. с социальными партнерами и, прежде всего с работодателями.

Социальное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество между колледжем, работодателем (предприятием, заинтересованным в подготовке специалистов), городской службой занятости, городской администрацией.
Педагогический процесс в колледже будет способствовать формированию конкурентоспособности студентов, если:
- цели педагогических инноваций, определяющие тип учебного заведения и структуру управления в нем, будут соответствовать потребностям рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе;
- обеспечивается вариативность и гибкость образования и образовательных программ;
- развивается динамическая система социального партнерства с работодателями выпускников, органами исполнительной власти, общественными организациями на основе договорных и организационных форм взаимодействия;
- процесс формирования конкурентоспособной личности выпускников будет осуществляться в целостном воспитательном пространстве и находиться во взаимосвязи с другими элементами профессиональной подготовки;
- своевременно будут выявляться, и учитываться индивидуальные особенности личностного роста студентов как будущих субъектов трудоустройства и их ценностные установки на саморазвитие;
- в колледже создается интегрированная совокупность развивающих сред, адекватных предстоящей профессиональной деятельности студентов;
- в учебном процессе используются активные методы и инновационные технологии обучения, реализующие требования личностно-ориентированного педагогического процесса.


        

Выводы.

Для эффективного формирования конкурентоспособности студентов необходимо:
• формирование условий, обеспечивающих качественный прием абитуриентов и сохранение студенческого контингента;
• создание системы в работе по адаптации студентов к условиям обучения и пребывания в колледже;
• формирование профессионального самосознания студентов;
• оказание содействия и поддержки выпускникам в трудоустройстве и социально-профессиональной адаптации;
• развитие взаимодействия и сотрудничества с социальными партнерами.

Рекомендации:
• осуществлять сотрудничество с учреждениями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;
• взаимодействовать с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения, общественными организациями и объединениями, заинтересованных в улучшении положения выпускников на рынке труда;
• проводить сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям;        
• стремиться к обеспечению максимальной возможности трудоустройства студентов;
• осуществлять обратную связь с выпускниками колледжа.
Литература:
1. Советский энциклопедический словарь / Под ред.А.М. Прохорова. М., 1990.

2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова.6-е изд., перераб. и доп. М., 1991.

3. Инновации в образовании: Словарь / Под ред.А.Я. Найна. Челябинск, 1995.

4. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / Под ред. В.И. Андреева. М., 1981.

5. Перспектива развития системы НПО // Профессионал. 2002. № 6.

6. Социальное партнерство как педагогическая проблема // Профессиональное образование. 2000. № 2.

7. Интернет ресурсы http://www.portalspo.ru/Journals/2009/20096/SPO_6_2009.html

Ежемесячный теоретический научно-методический журнал. Глав. редактор А.А. Скамницкий, доктор пед. наук, профессор.

С.Ф. Лесовой, директор Центра координации образовательных проектов Института развития образования Государственного университета –Высшей школы экономики

8. Байденко В.И. Образовательный стандарт. Новгород, 1999.

9. Лопухова Т.В. Преемственность среднего профессионального образования в многоуровневой системе: Метод. пособие. Казань, 1998.

10. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. M., 2000.

11. О развитии образования в Российской Федерации. Доклад Госсовета России // Официальные документы в образовании. № 14 (226) май 2006.

Похожие:

Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия iconФакторы защиты от возможной наркотизации
Защитные факторы — это условия, препятствующие злоупо­треблению психоактивными веществами
Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия iconФакторы риска злоупотребления пав и защитные факторы
Под факторами риска понимаются условия, предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ и формированию наркомании
Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия iconУправление персоналом (ГиМУ, Мен., Марк.)
Объект и субъекты управления персоналом. Условия (факторы), влияющие на формирование системы управления персоналом организации
Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия icon8-923-184-94-03 baza010@yandex ru
Эффективное управление человеческими ресурсами является ведущим условием конкурентоспособности и развития организации на современном...
Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия iconСеминар – тренинг формирование рыночной стратегии компании и её практическое...
Формирование рыночной стратегии компании и её практическое осуществление. Повышение конкурентоспособности компании
Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия iconХазова, С. А. Психолого-педагогические условия развития конкурентоспособности...

Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия icon«Формирование конкурентоспособности будущего специалиста на основе...
Совершенствование научно – методической работы и инновационной деятельности путём участия в мероприятиях различного уровня
Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия iconЭксперимента
«Формирование гражданско-правовой культуры как эффективное средство социализации школьников»
Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия iconПлан работы учебной практики гбу рс(Я) «Горно-геологический техникум» На 2012-2013 учебный год.
Цель учебно- производственной работы: «Формирование конкурентоспособности будущего специалиста на основе совершенствования технологий...
Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия iconЦель: Учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные...
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды движений: построение, перестроение. Обеспечивать эффективное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница