Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности




Скачать 255,45 Kb.
НазваниеОсобенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности
страница1/2
Дата публикации07.10.2013
Размер255,45 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
  1   2
Тема: Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности.
Автор опыта: Баранова Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ « Средняя общеобразовательная школа №11 города Вольска Саратовской области»
Тема опыта:

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений.

Происходит смена образовательных парадигм: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет.

Курс « Окружающий мир» ( автор А.А.Плешаков)- интегрированный, обеспечивающий целостное восприятие природы, общества и человека, и влияющий положительно на психическое и социальное развитие ребенка. Особое внимание в ходе изучения курса уделяется формированию у ученика умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий.

Передо мной встал вопрос: « Как организовать учебный процесс, чтобы он способствовал развитию самостоятельной познавательной деятельности ? »

Размышления над этим вопросом побудили меня обратиться к трудам великих дидактов и современных ученых. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выбрана тема моей работы: «Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности»
^ Актуальность опыта.

Организация учителем познавательной деятельности на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества формирует у учащихся « учебную самостоятельность» и умение учиться. Ребенок, который к концу начального образования не приобрел этих качеств, в средней школе не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу, обязанности гражданина.

Баранова Е.В.

Способность быть самостоятельным позволяет менее болезненно

относиться к эмоциональным, физическим и психическим перегрузкам, рационально организовать свой труд; стимулирует самостоятельность в повседневной жизни.

^ Опыт работы.

Проводя опытно-экспериментальную работу по исследованию разных форм организации обучения, я поняла , что форма организации обучения должна обеспечить возможность для проявления самостоятельности и активности школьника.

Практика отвергает универсальные модели и показывает, что обучение не может быть « сплошь проблемным»- по Дьюи, ни целиком вербальным- по Гербарту , ни каким-либо иным однообразным процессом. Особого внимания

заслуживает концепция «через совершение открытий» Дж. Бруннера и работы наших современников - Селевко Г.К., Виноградовой Н.Ф.о личностно-ориентированном обучении.

Не оставляют меня равнодушными работы Н.Ф.Виноградовой об организации личностно-ориентированного урока , способствующего

развитию самостоятельной познавательной деятельности.

При важности (особенно при первом этапе обучения) восприятия, осмысления, воспроизведения характеристики личности школьника включает новообразования, которые не могут успешно формироваться в рамках только этих процессов. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться, то это предполагает развитые познавательные интересы, внутреннюю мотивацию, элементарные рефлексивные качества. Все это требует опоры на мышление и воображение. Исходя из этого особую ценность для развития самостоятельной познавательной деятельности представляет исследовательская деятельность.

Рассмотрим структуру урока- исследования по Н.Ф.Виноградовой:

Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей ее решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение.

^ Можно выделить три уровня реализации исследовательского обучения:

1 уровень.

Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащимся самостоятельно.

2 уровень.

Педагог ставит проблему, но сам метод ее решения ученики ищут

Баранова Е.В.
самостоятельно.
3 уровень (высший).

Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

В своей деятельности я использую 1 и 2 уровни реализации исследовательского обучения.

Для успешного проведения урока-исследования необходимо серьезно отнестись к выбору темы исследования. Она должна быть интересной, оригинальной и выполнимой для учащихся, решение принести реальную пользу, работа должна быть выполнена быстро.

Например, при изучении темы «Живая и неживая природа» учащиеся в ходе вводной беседы выясняют , что слова, называющие животных в русском языке отвечают на вопрос кто? и являются одушевленными; а слова называющие растения отвечают на вопрос что? и относятся к группе неодушевленных слов.

Постановка проблемы:

  • Может быть, растения нужно отнести к группе неживой природы?

Учащиеся выдвигают гипотезы:

  1. Растения относятся к живой природе.

  2. Растения относятся к неживой природе.

Поиск путей решения проблемы:

Как выйти из такой ситуации? (Проверить по признакам живой природы).

Решение проблемы.

  • Как растения рождаются? (Прорастают из семечка).

  • Что им нужно для роста? (Почва, вода, свет, тепло)

  • Как питаются? (Нужна вода, удобрения)

  • Как растения движутся?

  • Как происходит процесс умирания? (Желтеют, засыхают, опадают листья)

  • А как растения дышат?

  • Можем ли мы увидеть этот процесс?

  • Вдохните глубоко и выдохнете. Что мы видим? (Поднимается и опускается грудная клетка)

  • Можно ли увидеть этот процесс у животных?

  • Виден ли этот процесс у растений?

  • Может быть, растения не дышат?

Эксперимент.

До урока мы накрыли цветок сухой, чистой колбой.

Что видим сейчас? (На стенках колбы капельки воды)

Откуда они появились?
Баранова Е.В.

У каждого на столе есть баночка. Давайте поднесем ее ко рту и подышим в нее.


  • Что мы видим? (На стенках баночки появились капельки)

  • Какой вывод на основании нашего опыта мы можем сделать?

Вывод: Растения дышат как человек и животные.

  • Возьмите в руки лупы и листок цветка. Найдите его обратную сторону. Внимательно рассмотрите. Теперь через лупу посмотрите на кожу своей руки. Что вы увидели? (Рисунок на листе растения и коже человека похожи!)

  • К какому выводу мы пришли?

Вывод: Растения обладают всеми признаками живой природы – значит они живые.

На этом уроке 1 уровень реализации исследовательского обучения, когда проблему, стратегию и тактику намечает педагог, а само решение находят учащиеся.

Приведу еще пример. При изучении в 4 классе темы «Поверхность нашего края» (А.А. Плешаков) перед детьми ставится проблема: «Надо ли охранять поверхность?».

Учащиеся выдвигают следующие гипотезы:

  • Надо охранять поверхность;

  • Не надо охранять поверхность.

Прежде чем поставить перед учащимися проблему ,я выясняю имеющийся у учащихся субъективный опыт по данному вопросу, ведется аналитическая работа по вопросам учебника.

Учебник для 4-го класса, с. 147.

Класс анализирует представленные доказательства. В ходе дискуссии подходят к выводу о необходимости охраны поверхности земли.

На этом уроке наблюдается более высокий уровень самостоятельной познавательной деятельности, чем на уроке приведенном выше.

^ Развитию самостоятельной познавательной деятельности способствуют уроки-наблюдения.

Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности. Всем известно значение чувственного познания – от него зависит многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. Это обязывает учителя уделить специальное внимание уроку-наблюдению (экскурсии).

Основной метод обучения: восприятие объекта (явления, события) окружающей действительности с целью получения информации об объектах, накопления первоначальных представлений и фактов о них.

Основной структурный элемент: целенаправленное рассмотрение объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимися.

Дополнительные структурные элементы: предъявление или составление плана; инструкция к работе; поиск дополнительной

Баранова Е.В.

информации, ее анализ; коллективное обсуждение полученных результатов

Знания во время экскурсий даются учителем не в готовом виде, а добываются самостоятельно усилиями детей, а затем уточняются и закрепляются на уроке.

Учитель заранее определяет место и объекты исследования.

Учащиеся до экскурсии делятся на группы по 4 –5 человек, в каждой из которой выбирается руководитель.

Группа готовит необходимое оборудование: компас, термометр, лопату с коротким черенком и т.д.

За неделю до экскурсии учащиеся на уроке по окружающему миру знакомятся с задачами предстоящей экскурсии, маршрутом и планом экскурсии.

С целью определения растений или животных во время экскурсии и после нее учащиеся под руководством учителя пользуются атласом-определителем «От земли до неба» А.А. Плешакова. Перед выполнением заданий учитель проводит подробный инструктаж, а по результатам выполнения – обобщающую беседу. Можно организовать соревнование «Лучший натуралист-исследователь».

Например: Осенняя экскурсия.

^ Примерное содержание практических заданий.


  1. Познакомиться с предметами и явлениями живой и неживой природы, заполнить таблицу в полевом дневнике.




Предмет

живой природы

Предмет

неживой природы

Природные

явления

Деревья, кустарники, травы, насекомые, птицы, собаки, мыши, грибы,…

Камни разной величины, почва, песок, глина, холмы, ручей, облака, воздух, солнце, небо, вода в ручье и лужах

Течение воды в ручье, дуновение ветра, пение птиц, жужжание насекомых, колыхание листьев и веток, движение облаков, сияние солнца, полет птиц,…




  1. Найти на местности горизонт, линию (границу) горизонта, определить по компасу направление сторон горизонта и научиться определять расположение предметов относительно сторон горизонта. Заполнить таблицу в полевом дневнике.




Вопросы

Ответы

Определите по компасу, что расположено:




- на севере




- на северо-востоке




- на западе




- на юге




- на востоке







  1. Выяснить какие древесные и кустарниковые растения растут в данной местности. Собрать плоды и листья древесных и кустарниковых растений, положить их в отдельные пакеты. Заполнить таблицу в полевом дневнике.




Название дерева или кустарника

Цвет листьев

Наличие плодов, их созревание

Береза пушистая

Желтые

Несозревшие сережки

Ясень белый

Желтые и коричневые

Несозревшие крылатки

Сирень обыкновенная

Зеленые

Зрелые коробочки

Рябина сибирская

Красные

Спелые грозди

Липа сибирская

Желто-коричневые

Созревшие орешки




  1. Рассмотреть травянистые растения участка. Вспомнить их названия. Понаблюдать, как травы выглядят. Заполнить таблицу.




Название травянистого растения

Как выглядят осенью

Подорожник большой

Много семян, коричневые листья

Клевер розовый

Много семян, но еще цветет

Ежа сборная

Много семян, листья зеленые

Мятник луговой

Много семян, листья зеленые

Одуванчик лекарственный

Увядают листья




  1. Внимательно рассмотреть животных участка. Научиться узнавать распространенных осенних насекомых, паукообразных и птиц. Рассмотреть, чем животные заняты, как готовятся к зиме. Зарисовать некоторых животных в полевом дневнике. Заполнить таблицу.




Насекомые

Паукообразные

Птицы

Кузнечик

Сенокосец

Ворона

Муха

Паучата на длинной

Воробей

Оса

паутинке (к сожалению, из-

Голубь

Клоп ягодный

за малых размеров самого

Сорока

Божья коровка

паучка увидеть невозможно)

Синица







Поползень

Бабочка лимонница







Баранова Е.В.

После выполнения заданий, заполнения таблиц и сбора природного материала учащиеся обсуждают результаты. Группы по очереди рассказывают о наблюдениях, показывают классу собранный природный материал. Учитель помогает правильно называть растения и животных. Наблюдения и объяснения каждой группы коллективно оцениваются.

Итоги экскурсии. Учитель вместе с детьми подсчитывает сумму баллов каждой группы и выбирает победителей конкурса «Лучший натуралист-исследователь». Домашнее задание – оформить гербарий из осенних листьев, который учащиеся должны выполнить коллективно в своей группе.

Знания, полученные учащимися во время экскурсии, используются на последующих уроках.

Развитию самостоятельности и активности учащихся способствуют уроки-практикумы.

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления существенных свойств предметов.

Основной структурный элемент: опыт (эксперимент) и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы: постановка целей; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования.

Например, в 4-м классе, проводятся уроки-практикумы при изучении тем «Мир глазами астронома. Что изучает астрономия» , « Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты», «Наш край на карте Родины» и т.д.

Известно, что ведущая деятельность младшего школьника – учебная; но предыдущая ведущая деятельность (игра) остается для ребенка актуальной и на последующих этапах развития.

Поэтому важно учитывать, что игра для младшего школьника является не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности.

Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и других. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра.

Познавательная (дидактическая) игра – это специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Приведем фрагмент урока- игры, проведенного в 4-м классе по теме: « Зона Арктических пустынь» (автор А.А.Плешаков)

Детям предлагается совершить путешествие по нашей стране с севера на юг по природным зонам России. Научная экспедиция отправляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь.

-Представьте себе, что вы члены научной экспедиции: географы, ботаники, зоологи. Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить:

-Почему здесь такие суровые условия?

-Какие растения встречаются в этой зоне?

-Какие животные населяют арктическую пустыню?

Работа экспедиции начинается.

Класс делится на группы, каждая группа получает раздаточный материал и карточку «помогайку».

Приведем пример.

Раздаточный материал для географов.

Картины «Северное сияние», «Ледяная пустыня».

Схема. Стр. 31

Рекомендации – смотри учебник, страница 78, 79.

Карточка «Помогайка».

Арктика – это огромное пространство … (Северного ледовитого) океана, с … (морями) и … (островами).

Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно …(светит), но не … (греет). Зимой в Арктике … (полярная ночь).
С большим интересом дети работают в мини-группах, учитель только направляет их работу.

^ После проведения исследовательской работы каждая группа выступает с сообщением, используя карточки, карту, глобус и др. Учитель исправляет неточные сведения, дополнительные ответы учащихся.

Другие группы оценивают сообщения одноклассников. Учитель оценивает работу групп в целом.

Интересно проходит урок-игра «Город и село». Для этой игры-конструирования используются рисунки различных объектов села и города. Их помещают на двух панно – «Город» и «Село». Каждый участник игры объясняет, почему он поместил этот объект в «Город» или в «Село». Особое внимание нужно уделить объектам, которые необходимо «построить» в любом населенном пункте. Дети, опираясь на свой личный опыт и текст учебника, рассказывают, как трудятся в городе и селе.

^ Чтобы то или иной урок максимально активизировал познавательную деятельность младшего школьника, я использую структурные элементы урока окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности.
Баранова Е.В.

Для этого в своей работе использую творческие задачи:


  1. Изобретательские, когда есть противоречие и нужно ответить: «Как быть?»

- Определите на градуснике точку отсчета (ОС), если шкала стерта.

  1. Исследовательские, когда нужно выявить причины явления.

- Как это происходит?

  1. Конструктивные, когда нужно придумать устройство под заданную цель.


Логические задачи.

Логическая задача – это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Самый простой вид логической задачи – загадки. Разновидность загадки – речевая логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире, увидели их «отражение» в содержании логической задачи.

Приведу пример рассказа-загадки.

Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими - … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычным клювом называют … (тупики). Все звери – прекрасные … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Рассказов-загадок по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова – очень много. Для составления таких упражнений можно использовать произведения Д. Сладкова, Э. Шима, М. Пришвина и других.

В 1-м классе с целью проверки умения решать логические задачи можно использовать загадки.

Приведу пример загадок о насекомых.
Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшиться,

Упасть не боится? (Муха)
С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Баранова Е.В.

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка. (Кузнечик)
Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет – молчит;

Кто его убьет –

Свою кровь прольет. (Комар)
Дети и сами могут подобрать загадки заранее по определенной теме, или сочинить их.

Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.

Например,

  1. Почему двигаются облака по небу? (Благодаря движению воздуха – ветру)

  2. Почему в окнах используют двойные рамы? (Воздух – плохой проводник тепла)

  3. Почему в сильные морозы птицы прячутся под снегом? (От холода. в снегу много воздуха, он сохраняет тепло)

  4. Почему верно утверждение, что воздух имеет отношение к музыке? (Звуки – это колебания воздуха, они передаются по воздуху, и ухо воспринимает эти колебания)


При изучении тем курса целесообразно использовать графические логические задачи.

Например, при изучении темы «Равнины и горы России» в 4 классе можно предложить ученикам такую работу. Соедини линиями.

«Каменный пояс

земли Русской»



  1   2

Похожие:

Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности iconИнформационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения...
Ннонаучным дисциплинам в среднем на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках физики способствует развитию интереса учащихся...
Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности iconФормирование познавательной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира
Познавательная компетентность является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается...
Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности iconОтдельные вопросы организации учебного процесса по муниципальному праву
Вопросы организации учебного процесса по муниципальному праву России, как самостоятельной отрасли права, весьма актуальны и требуют...
Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности iconПрограмма государственного аттестационного экзамена «Теория и практика...
Программа предназначена для методического обеспечения учебного процесса и организации самостоятельной деятельности студентов при...
Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности iconПрограмма государственного аттестационного экзамена по специализации
Программа предназначена для методического обеспечения учебного процесса и организации самостоятельной деятельности студентов при...
Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности iconОсобенности развития игровой деятельности детей
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В...
Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности iconСамостоятельная работа учащихся на уроках английского языка 1 Особенности...
При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1 теоретический анализ работ педагогов и...
Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности iconОпыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня...
«Развитие познавательной деятельности школьников на уроках географии через использование активных форм обучения»
Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности iconМодель организации образовательного пространства с учетом внеурочной деятельности мбоу сош №24
Мбоу сош №24 разработана в соответствии с целью современного начального образования формирование универсальных учебных действий в...
Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности iconГ. Аксай «Развитие познавательных интересов у учащихся начальной...
Проблема, которая волнует педагогов, родителей, общество в целом- развитие познавательных интересов младших школьников на уроках
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница