Скачать 255,45 Kb.
|
Тема: Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности. Автор опыта: Баранова Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ « Средняя общеобразовательная школа №11 города Вольска Саратовской области» Тема опыта: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений. Происходит смена образовательных парадигм: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет. Курс « Окружающий мир» ( автор А.А.Плешаков)- интегрированный, обеспечивающий целостное восприятие природы, общества и человека, и влияющий положительно на психическое и социальное развитие ребенка. Особое внимание в ходе изучения курса уделяется формированию у ученика умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий. Передо мной встал вопрос: « Как организовать учебный процесс, чтобы он способствовал развитию самостоятельной познавательной деятельности ? » Размышления над этим вопросом побудили меня обратиться к трудам великих дидактов и современных ученых. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выбрана тема моей работы: «Особенности организации учебного процесса на уроках окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности» ^ Организация учителем познавательной деятельности на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества формирует у учащихся « учебную самостоятельность» и умение учиться. Ребенок, который к концу начального образования не приобрел этих качеств, в средней школе не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу, обязанности гражданина. Баранова Е.В. Способность быть самостоятельным позволяет менее болезненно относиться к эмоциональным, физическим и психическим перегрузкам, рационально организовать свой труд; стимулирует самостоятельность в повседневной жизни. ^ Проводя опытно-экспериментальную работу по исследованию разных форм организации обучения, я поняла , что форма организации обучения должна обеспечить возможность для проявления самостоятельности и активности школьника. Практика отвергает универсальные модели и показывает, что обучение не может быть « сплошь проблемным»- по Дьюи, ни целиком вербальным- по Гербарту , ни каким-либо иным однообразным процессом. Особого внимания заслуживает концепция «через совершение открытий» Дж. Бруннера и работы наших современников - Селевко Г.К., Виноградовой Н.Ф.о личностно-ориентированном обучении. Не оставляют меня равнодушными работы Н.Ф.Виноградовой об организации личностно-ориентированного урока , способствующего развитию самостоятельной познавательной деятельности. При важности (особенно при первом этапе обучения) восприятия, осмысления, воспроизведения характеристики личности школьника включает новообразования, которые не могут успешно формироваться в рамках только этих процессов. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться, то это предполагает развитые познавательные интересы, внутреннюю мотивацию, элементарные рефлексивные качества. Все это требует опоры на мышление и воображение. Исходя из этого особую ценность для развития самостоятельной познавательной деятельности представляет исследовательская деятельность. Рассмотрим структуру урока- исследования по Н.Ф.Виноградовой: Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы. Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей ее решения. Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение. ^ 1 уровень. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащимся самостоятельно. 2 уровень. Педагог ставит проблему, но сам метод ее решения ученики ищут Баранова Е.В. самостоятельно. 3 уровень (высший). Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно. В своей деятельности я использую 1 и 2 уровни реализации исследовательского обучения. Для успешного проведения урока-исследования необходимо серьезно отнестись к выбору темы исследования. Она должна быть интересной, оригинальной и выполнимой для учащихся, решение принести реальную пользу, работа должна быть выполнена быстро. Например, при изучении темы «Живая и неживая природа» учащиеся в ходе вводной беседы выясняют , что слова, называющие животных в русском языке отвечают на вопрос кто? и являются одушевленными; а слова называющие растения отвечают на вопрос что? и относятся к группе неодушевленных слов. Постановка проблемы:
Учащиеся выдвигают гипотезы:
Поиск путей решения проблемы: Как выйти из такой ситуации? (Проверить по признакам живой природы). Решение проблемы.
Эксперимент. До урока мы накрыли цветок сухой, чистой колбой. Что видим сейчас? (На стенках колбы капельки воды) Откуда они появились? Баранова Е.В. У каждого на столе есть баночка. Давайте поднесем ее ко рту и подышим в нее.
Вывод: Растения дышат как человек и животные.
Вывод: Растения обладают всеми признаками живой природы – значит они живые. На этом уроке 1 уровень реализации исследовательского обучения, когда проблему, стратегию и тактику намечает педагог, а само решение находят учащиеся. Приведу еще пример. При изучении в 4 классе темы «Поверхность нашего края» (А.А. Плешаков) перед детьми ставится проблема: «Надо ли охранять поверхность?». Учащиеся выдвигают следующие гипотезы:
Прежде чем поставить перед учащимися проблему ,я выясняю имеющийся у учащихся субъективный опыт по данному вопросу, ведется аналитическая работа по вопросам учебника. Учебник для 4-го класса, с. 147. Класс анализирует представленные доказательства. В ходе дискуссии подходят к выводу о необходимости охраны поверхности земли. На этом уроке наблюдается более высокий уровень самостоятельной познавательной деятельности, чем на уроке приведенном выше. ^ . Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности. Всем известно значение чувственного познания – от него зависит многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. Это обязывает учителя уделить специальное внимание уроку-наблюдению (экскурсии). Основной метод обучения: восприятие объекта (явления, события) окружающей действительности с целью получения информации об объектах, накопления первоначальных представлений и фактов о них. Основной структурный элемент: целенаправленное рассмотрение объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимися. Дополнительные структурные элементы: предъявление или составление плана; инструкция к работе; поиск дополнительной Баранова Е.В. информации, ее анализ; коллективное обсуждение полученных результатов Знания во время экскурсий даются учителем не в готовом виде, а добываются самостоятельно усилиями детей, а затем уточняются и закрепляются на уроке. Учитель заранее определяет место и объекты исследования. Учащиеся до экскурсии делятся на группы по 4 –5 человек, в каждой из которой выбирается руководитель. Группа готовит необходимое оборудование: компас, термометр, лопату с коротким черенком и т.д. За неделю до экскурсии учащиеся на уроке по окружающему миру знакомятся с задачами предстоящей экскурсии, маршрутом и планом экскурсии. С целью определения растений или животных во время экскурсии и после нее учащиеся под руководством учителя пользуются атласом-определителем «От земли до неба» А.А. Плешакова. Перед выполнением заданий учитель проводит подробный инструктаж, а по результатам выполнения – обобщающую беседу. Можно организовать соревнование «Лучший натуралист-исследователь». Например: Осенняя экскурсия. ^
Баранова Е.В. После выполнения заданий, заполнения таблиц и сбора природного материала учащиеся обсуждают результаты. Группы по очереди рассказывают о наблюдениях, показывают классу собранный природный материал. Учитель помогает правильно называть растения и животных. Наблюдения и объяснения каждой группы коллективно оцениваются. Итоги экскурсии. Учитель вместе с детьми подсчитывает сумму баллов каждой группы и выбирает победителей конкурса «Лучший натуралист-исследователь». Домашнее задание – оформить гербарий из осенних листьев, который учащиеся должны выполнить коллективно в своей группе. Знания, полученные учащимися во время экскурсии, используются на последующих уроках. Развитию самостоятельности и активности учащихся способствуют уроки-практикумы. Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления существенных свойств предметов. Основной структурный элемент: опыт (эксперимент) и анализ его результатов. Дополнительные структурные элементы: постановка целей; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования. Например, в 4-м классе, проводятся уроки-практикумы при изучении тем «Мир глазами астронома. Что изучает астрономия» , « Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты», «Наш край на карте Родины» и т.д. Известно, что ведущая деятельность младшего школьника – учебная; но предыдущая ведущая деятельность (игра) остается для ребенка актуальной и на последующих этапах развития. Поэтому важно учитывать, что игра для младшего школьника является не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности. Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и других. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра. Познавательная (дидактическая) игра – это специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. Приведем фрагмент урока- игры, проведенного в 4-м классе по теме: « Зона Арктических пустынь» (автор А.А.Плешаков) Детям предлагается совершить путешествие по нашей стране с севера на юг по природным зонам России. Научная экспедиция отправляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь. -Представьте себе, что вы члены научной экспедиции: географы, ботаники, зоологи. Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить: -Почему здесь такие суровые условия? -Какие растения встречаются в этой зоне? -Какие животные населяют арктическую пустыню? Работа экспедиции начинается. Класс делится на группы, каждая группа получает раздаточный материал и карточку «помогайку». Приведем пример. Раздаточный материал для географов. Картины «Северное сияние», «Ледяная пустыня». Схема. Стр. 31 ![]() Рекомендации – смотри учебник, страница 78, 79. Карточка «Помогайка». Арктика – это огромное пространство … (Северного ледовитого) океана, с … (морями) и … (островами). Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно …(светит), но не … (греет). Зимой в Арктике … (полярная ночь). С большим интересом дети работают в мини-группах, учитель только направляет их работу. ^ с сообщением, используя карточки, карту, глобус и др. Учитель исправляет неточные сведения, дополнительные ответы учащихся. Другие группы оценивают сообщения одноклассников. Учитель оценивает работу групп в целом. Интересно проходит урок-игра «Город и село». Для этой игры-конструирования используются рисунки различных объектов села и города. Их помещают на двух панно – «Город» и «Село». Каждый участник игры объясняет, почему он поместил этот объект в «Город» или в «Село». Особое внимание нужно уделить объектам, которые необходимо «построить» в любом населенном пункте. Дети, опираясь на свой личный опыт и текст учебника, рассказывают, как трудятся в городе и селе. ^ использую структурные элементы урока окружающего мира, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности. Баранова Е.В. Для этого в своей работе использую творческие задачи:
- Определите на градуснике точку отсчета (ОС), если шкала стерта.
- Как это происходит?
Логические задачи. Логическая задача – это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Самый простой вид логической задачи – загадки. Разновидность загадки – речевая логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире, увидели их «отражение» в содержании логической задачи. Приведу пример рассказа-загадки. Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими - … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычным клювом называют … (тупики). Все звери – прекрасные … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу). Рассказов-загадок по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова – очень много. Для составления таких упражнений можно использовать произведения Д. Сладкова, Э. Шима, М. Пришвина и других. В 1-м классе с целью проверки умения решать логические задачи можно использовать загадки. Приведу пример загадок о насекомых. Кто над нами Вверх ногами Ходит – не страшиться, Упасть не боится? (Муха) С ветки на тропинку, С травки на былинку Баранова Е.В. Прыгает пружинка – Зеленая спинка. (Кузнечик) Не зверь, не птица, Нос, как спица; Летит – кричит; Сядет – молчит; Кто его убьет – Свою кровь прольет. (Комар) Дети и сами могут подобрать загадки заранее по определенной теме, или сочинить их. Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов. Например,
При изучении тем курса целесообразно использовать графические логические задачи. Например, при изучении темы «Равнины и горы России» в 4 классе можно предложить ученикам такую работу. Соедини линиями. ![]() «Каменный пояс земли Русской» ![]() |
![]() | Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения... Ннонаучным дисциплинам в среднем на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках физики способствует развитию интереса учащихся... | ![]() | Формирование познавательной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира Познавательная компетентность является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается... |
![]() | Отдельные вопросы организации учебного процесса по муниципальному праву Вопросы организации учебного процесса по муниципальному праву России, как самостоятельной отрасли права, весьма актуальны и требуют... | ![]() | Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика... Программа предназначена для методического обеспечения учебного процесса и организации самостоятельной деятельности студентов при... |
![]() | Программа государственного аттестационного экзамена по специализации Программа предназначена для методического обеспечения учебного процесса и организации самостоятельной деятельности студентов при... | ![]() | Особенности развития игровой деятельности детей Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В... |
![]() | Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка 1 Особенности... При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1 теоретический анализ работ педагогов и... | ![]() | Опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня... «Развитие познавательной деятельности школьников на уроках географии через использование активных форм обучения» |
![]() | Модель организации образовательного пространства с учетом внеурочной деятельности мбоу сош №24 Мбоу сош №24 разработана в соответствии с целью современного начального образования формирование универсальных учебных действий в... | ![]() | Г. Аксай «Развитие познавательных интересов у учащихся начальной... Проблема, которая волнует педагогов, родителей, общество в целом- развитие познавательных интересов младших школьников на уроках |