Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые




Скачать 104,23 Kb.
НазваниеУрок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые
Дата публикации01.10.2013
Размер104,23 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Урок по окружающему миру в 3 классе.

Тема: Полезные ископаемые.

Цели:
1. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

2. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.

3. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Рабочая тетрадь на печатной основе №8,9,10

^ II. Сообщение темы и целей урока.

-Отгадайте загадки:

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

8.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

10.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

^ Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

III. Работа по теме урока.

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

 Для того, чтобы закрепить их свойства, я предлагаю вам продолжить работу в группах и провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

1 группа: каменный уголь, гранит, известняк, глина.

2 группа: каменный уголь, нефть, известняк, глина.

3 группа: каменный уголь, песок, гранит, глина.

4 группа: каменный уголь, гранит, песок, мел.

^ Далее идёт обсуждение результатов, которое сопровождается презентацией «Полезные ископаемые». Учитель дополняет ответы детей.

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. «Зерно» по латыни – «гранум». От этого слова и появилось название «гранит».

Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.

^ Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

^ Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве.

Железная руда – черного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые остановки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

- Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

- Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах.

- Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

- Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

- Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

- Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

- Люди какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).


Железная руда. Свойства, цвет, использование.

Нефть – это масляная жидкость чёрного, бурого цвета с зелёным или красноватым оттенком. За миллионы лет отмирающие остатки растений и живых организмов разлагались в толще земной коры. Под давлением земной поверхности образовывались полезные ископаемые. Часто в разломах земной поверхности появлялись маслянистые пятна нефти. Но люди не сразу научились использовать нефть в своих целях. Только с изобретением двигателя внутреннего сгорания люди стали использовать нефть и нефтепродукты. Чтобы добыть нефть необходимо пробурить скважину и отказать нефть из земных глубин.

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.

^ Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.


Гранит

Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.


Каменный уголь

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.


Известняк

Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь - древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Глина

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

^ Техническая керамика - большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства
Производство
цемента

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

4. Закрепление.

Проверь себя.
Тест

^ Инструктивная карточка. _Ф.И.__________________________________________

Название полезного ископаемого_________________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ____________

Прозрачное или непрозрачное ________________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)____________________________________________________________
Тест
1. Места залегания полезных ископаемых называются … 
А. месторождения Б. руда В. шахта

2. Для добычи полезных ископаемых используют … 
А. овраги Б. шахты В. колодцы

3. Какие полезные ископаемые используют в строительстве? 
А. песок и глина Б. каменный уголь и поваренная соль В. нефть и газ 

4.Распредели по группам полезные ископаемые:

Твёрдые                                      Жидкие                      Газообразные

_________________     _________________      ____________________

_________________     _________________      ____________________

_________________     _________________      ____________________

5.Люди какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? ________________

6. Каждое полезное ископаемое добывают с определённой целью, зная их свойства. Какое свойство объединяет нефть, торф, газ?___________

7. Запасы полезных ископаемых не бесконечны. Что произойдёт, если использовать полезные ископаемые не экономно?_________________

____________________________________________________________

8.Что можно изготовить из нефти и её составляющих?_____________

___________________________________________________________

9.Что можно сделать для сохранения полезных ископаемых?

__________________________________________________________

10. Что получают из каменного угля?___________________________________

____________________________________________________________________


5. Итог урока

Похожие:

Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые icon1. Понятия и термины (полезные ископаемые, руда, месторождение, рудопроявление)....
По физическому состоянию П. и делятся на твёрдые (угли ископаемые, руды, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема
Формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые iconУрок дискуссия по окружающему миру в 3-м классе Тема: «Как животные питаются»
«читать» схемы, моделировать экологические связи; способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые iconУрок по окружающему миру в 4 классе. Тема: Кожа надёжная защита
Тема: Кожа – надёжная защита. Особенности кожного покрова. Строение. Функции кожи
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые iconУрок исследование по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Вода и её свойства»
Образовательные цели: создать условия для формирования представления о свойствах воды, значении воды в жизни живых существ
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые iconУрок по теме «австралия. Географическое положение. История открытия...
Открытый урок по теме «австралия. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые»
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые iconУрок по окружающему миру во 2 классе по программе Е. В. Саплиной,...
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в научно-исследовательском институте, сотрудники которого работают по теме «Поверхность...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые iconУрок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги
Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайги», как одного из видов природного сообщества...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые iconУрок по окружающему миру в 1 классе. Умк «Школа России». Учитель:...
Цель: познание учащимися процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые iconУрок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие и побываем в некоторых древних русских городах. Посмотрим, какие достопримечательности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница