Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения»




Скачать 112,71 Kb.
НазваниеУрок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения»
Дата публикации30.09.2013
Размер112,71 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Урок с использованием ЭОР . Урок «Железо и его соединения» подготовлен для 9 класса и проводится при изучении темы «Металлы и их соединения». В работе используется учебник "Химия-9". Автор О.С.Габриелян Москва.»Дрофа» 2009.
Подготовила АВДЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, преподаватель химии и биологии МБОУ «Навлинская средняя общеобразовательная школа.

Тема урока «ЖЕЛЕЗО И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ».
Цель урока:

сформировать понятие об особенностях строения атомов железа, о его положении в ПСХЭ Д.И. Менделеева, химических свойствах простого вещества железа и его соединений, нахождении в природе и значение для человека..
Задачи:
Образовательные:

сформировать понятие об особенностях строения атомов железа, как представителя побочной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева;

научить использовать приобретённые знания для прогнозирования химических свойств простого вещества и его соединений;

изучить качественные реакции на ионы Fe2+, Fe3+.
Развивающие:

совершенствовать умения применять знания и практические умения, работая по инструкции;

развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;

устанавливать межпредметные связи, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

раскрыть причинно-следственную связь между строением вещества и его свойствами.
Воспитательные:

воспитывать умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе;

создать условия для развития познавательного интереса к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы:

Фронтальная работа, групповая деятельность;

дифференцированное обучение.
Оборудование: компьютер, образцы горных пород и минералов, карта «Месторождений полезных ископаемых, образцы стали и чугуна, «человечек», сделанный из кусочка железной руды.
Ход урока:
I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!.. Хочу представить вам гостя… Правда, я и сама не знаю кто это. Этот «человечек» появился из коллекции горных пород и минералов… И почему –то с одним глазом. Может быть, второй можно найти там, где я нашла это существо? Давайте посмотрим.

- Да, вот он – второй глаз (глаза сделаны на магнитиках). Он с силой вырывается из моей руки и прикрепляется к «человечку». Значит, здесь действуют магнитные силы. А какой известный вам металл притягивается магнитом? (Учащиеся отвечают.)

- Ой, я и не заметила, что вместе с глазом взяла вот этот листок. Это – паспорт. Здесь есть фотография этого «человечка» и его химический знак Fe, а также родитель указан.

Родителем железа является планета Марс. Как утверждали древние химики: 7 металлов создал свет, по числу семи планет. В то время было известно всего семь планет.

- кое – что уже стало известно: перед нами минерал, содержащий железо. Необходимо создать следственную группу по сбору информации о нашем госте. Я предлагаю включить в эту группу: химика – историка, химика – геолога, специалиста по металлам, медика, химика – специалиста по ядерной химии, а остальные будут помощниками.

Итак, тема, над которой будем работать «Железо» (записывают в тетради). Цели: собрать как можно больше информации, чтобы установить личность гостя.
II. Изучение нового материала.

1. Начать нашу работу необходимо с установления места жительства «человечка» (т.е. его положение в периодической системе). А по дому можно узнать о характере хозяина. (дети определяют: а) период; б)группу; в)подгруппу; г) заряд ядра; д) атомную массу и т.д.
2. Слово специалисту по ядерной химии.

Выступает специалист. Его выступление сопровождается записями на доске и в тетрадях учащимися.
+26Fe 2е; 8е; 14е; 2е. Ar(Fe) =56
+26Fe 1s22s22p63s23p63d64s2
Изотопы Fe 54, Fe56, Fe 57, Fe58.

Fe54, Fe56 – по содержанию 91, 68%.
3. А кто же и когда стал использовать железо?! Слово химику – историку.

Сообщение химика – историка.

- Первобытный человек стал использовать железные орудия труда за несколько тысячелетий до нашей эры. Тогда единственным источником этого металла были упавшие на Землю метеориты, которые содержат довольно чистое железо. Это породило у многих народов легенды, дошедшие до наших дней, о небесном происхождении железа.

В середине II-го тысячелетия до н.э. в Египте была освоена металлургия железа – получение его из железных руд. Это положило начало железному веку в истории человечества, который пришел на смену каменному и бронзовому векам. На территории нашей страны начало железного века относят к рубежу II и I тысячелетий до н.э.

4. - А где же можно найти железо? Слово химику – геологу.

- Железо – один из самых распространённых в природе элементов. В земной коре его массовая доля составляет 5,1%, и оно уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию. Много железа содержится в небесных телах, что установлено методом спектрального анализа. В образцах лунного грунта, которые доставила автоматическая станция «Луна», обнаружено железо в неокисленном состоянии.

( 1. Металлы в природе (фрагмент))

Работа с коллекцией руд железа и получаемой из них стали.
В природе железо находится в виде соединений, т.к. очень активное. Лишь метеоритное железо является чистым. Существует предположение, что ядро нашей планеты из железа. По карте «Полезные ископаемые» находим основные месторождения железной руды. На территории Орловской области имеются месторождения железной руды, но промышленного значения они не имеют, т. к. глубоко залегают, имеют не большую толщину пласта.
5. –Слово специалисту по металлам.

- А я, как специалист по металлам, заявляю, что у железа есть недостаток. В присутствии водных растворов или паров воды, содержащих растворённый кислород, железо может подвергаться коррозии. Коррозия – это разрушение металла под действием окружающей среды. Вследствие коррозии гибнут огромные количества железа и его сплавов. В 19 веке, когдане существовало надёжных методов борьбы с коррозией, от неё гибла половина выплавляемого металла. С уменьшением содержания примесей в железе возрастает его коррозионная стойкость. В столице Индии – Дели стоит шеститонная железная колонна, сделанная в начале V века. Она не подвергается коррозии, даже несмотря на влажный и тёплый климат Индии, благоприятствующий протеканию коррозионных процессов. Почему так происходит? Ответ прост: колонна изготовлена из железа, где его массовая доля 99,8 %. Пока ещё не ясно, как удалось индийским мастерам древности получить такое чистое железо.

Одним из удивительных свойств железа является свойство проявлять магнитные качества в магнитном поле. Сплавы железа эти свойства могут терять. Дело в том, чтожелезо существует в виде аллотропных соединений: α и γ – железо. Кристаллическая решётка α –железа – кубическая, объёмно – центрированная, а γ- железа – кубическая гранецентрированная. Гранецентрированная решётка имеет более плотную упаковку ионов, поэтому, при переходе α –железа в γ- железо оно заметно уменьшает свой объём. Это происходит при температуре + 910 0С. При нагревании железа до 710 0 С металл теряет магнитные свойства.

Физические свойства железа (записи в тетрадях):

ρ =7,87 г/см3, Т плав. =15390С. Т кип. = 32000С, электро- и теплопроводно.
Задание для более сильных учащихся:
Объясните, на основе строения вещества, такие физические свойства железа: пластичность, ковкость, электро- и теплопроводность.

(^ 2. Строение и свойства железа)
Химические свойства железа:

Прочитайте §14 стр 77 – 78 учебника и выскажите предположение о химических свойствах железа:
Отношение к простым веществам → металлам
→ неметаллам

(^ 4. Простые и сложные химические вещества (фрагмент))
Отношение к сложным веществам → воде
→ кислотам
→ солям

(3. Тренажер "Свойства железа" )
Составьте уравнения химических реакций, иллюстрирующие предполагаемые свойства, и запишите их на доске.
Вывод: Простое вещество железо, с металлической химической связью и кристаллической решеткой в кристалле, обладает всеми свойствами металлов.
Задание для сильных учеников. Изучите §14 стр78 – 79. Предположите характер и свойства оксидов и гидроксидов железа (||) и (|||).

Демонстрационные опыты качественных реакций на ионы Fe2+, Fe3+.
Запись уравнений реакций.
6. А какое значение имеет железо для организма человека?! Слово специалисту – медику.

- Без железа не может функционировать организм человека: в нём содержится около 3г. железа, из них примерно 2г. в крови. Железо входит в состав гемоглобина. Недостаточное содержание железа приводит к головной боли, быстрой утомляемости и другим заболеваниям. Железо входит в состав пищи: яблоки -2,5 мг. На 1 кг.; клубника -3мг., апельсины – 0,4 мг.; абрикосы – 1г., груши – 2,3 г.


  1. Закрепление.



1. Определите возможные химические реакции и запишите их.
1 вариант. 2 вариант.
Fe + HCI  Fe2O3 + AI 
Fe + Br2  Fe(OH)3 + KCI 
Fe2O3 + H2O  Fe + S 
FeSO4 + Ba(NO3)2  FeSO4 + Cu 
Взаимопроверка и проверка по образцу.

(5. Качественный анализ катионов V группы (фрагмент))

2. Как вы, ребята, считаете – справились ли мы с заданием: узнали мы что за гость присутствовал на нашем уроке?! На следующем уроке мы будем углублять знания о свойствах соединений железа.


IV. Домашнее задание. Оценки за работу на уроке.
Литература: О.С.Габриелян. «Химия 9»Москва, «Дрофа» 2009.

М.Ю.Горковенко. Поурочные разработки по химии. 9 класс. Москва «Вако» 2004.

Журналы «Химия в школе».
^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Таблица 1



Этап урока


Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика


Вре-мя (в мин.)


I.

Оргмомент. Введение в тему урока.




Постановка цели и задач совместно с учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала.

Восприятие темы урока путем совместной постановки цели и задач как этапов изучения темы.

2

II


Изучение нового материала.

1.

Положение железа в периодической системе Д.И.Менделеева.




Организует работу по плану характеристики химического элемента – железа по его положению в периодической системе, при этом восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся. Форма - беседа учителя с учащимися

Восприятие информации, знаний, включение в беседу с учителем. Коллективная учебно-познавательная деятельность.

5

2.

Состав, строение атома железа. Изотопы.




Восприятие информации, беседа с учащимися, направленная на выявление зависимости особенностей строения атома от положения в ПСХЭ.

Восприятие информации, знаний, включение в беседу с учителем. Коллективная учебно-познавательная деятельность, Записи в тетрадях.

5

3.

Использование железа человеком.




Восприятие информации.

Восприятие информации.

1

4.

Нахождение железа в природе.

1. Металлы в природе (фрагмент)

Организует работу с коллекцией полезных ископаемых, картой «Полезных ископаемых».

Коллективная работа над поставленными вопросами, индивидуальная работа с коллекцией полезных ископаемых, поиск информации по карте.

5

5.

Свойства железа.

2. Строение и свойства железа
3. Тренажер "Свойства железа"
4. Простые и сложные химические вещества (фрагмент)

Подведение учащихся к пониманию и установлению причинно-следственных связей между строением и свойствами веществ с помощью самостоятельной работы с учебником и демонстрации информационных ресурсов .

Изучают самостоятельно материал учебника, Делают предположения о свойствах железа, записывают уравнения, находят ответы на поставленные вопросы, сильные ученики работают по индивидуальным заданиям.

15

6.

Содержание железа в организме человека.




Дополняет информацию о важном значении железа в составе организма,

Восприятие информации, делают пометки в тетрадях.

2

III

Закрепление.

7

Контроль знаний по теме.

5. Качественный анализ катионов V группы

(фрагмент)

Выявление уровня сформированности знании учащихся, установление недостатков в овладении учебным материалом.

Индивидуальная работа на ПК по вопросам теста

10

8

Подведение итогов урока, домашнее задание




Подача и комментирование домашнего задания

Индивидуальная работа

1


Таблица 2
Перечень используемых на данном уроке ЭОР






Название ресурса

Тип и вид ресурса


Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)


Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР


1


Металлы в природе

информационный, интерактивный

Видеофрагменты


http://fcior.edu.ru/card/3948/metally-v-prirode.html

2

Строение и свойства железа


нформационный, интерактивный

Анимационная схема , графики, иллюстрации, фотографии, видеоролики, слайд шоу.


http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html


3

Тренажер "Свойства железа"

Практический, интерактивный

Анимация


http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html


4

Простые и сложные химические вещества

Информационный, интерактивный

Анимация

http://fcior.edu.ru/card/10775/prostye-i-slozhnye-himicheskie-veshestva.html


5

Качественный анализ катионов V группы

Контрольный, интерактивный

Видеофрагмент

http://fcior.edu.ru/card/24734/kachestvennyy-analiz-kationov-v-gruppy.html


Похожие:

Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» iconУрок по теме: «Железо и его соединения»
Сформировать представления о железе как о наиболее важном металле – двигателе прогресса и производства
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» iconУрок практическая работа по теме: «Железо и его соединения»
Образовательные задачи: организовать работу по закреплению знаний о свойствах железа, характере образуемых им оксидов и гидроксидов....
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» iconУрок «Фосфор и его соединения». Цель: 1
Цель: Повторить строение атома Р, познакомиться с его аллотропными видоизменениями, рассмотреть кислородные соединения фосфора
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» iconУрок по теме «Железо, его свойства и применение»
Развивать познавательную деятельность посредством заданий развивающего характера и через эксперимент
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» iconТема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека
Тип урока: Итоговый (результирующий) урок по защите проектов, связанных со значением ароматических углеводородов и их производных...
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» iconУрок на тему «Ацетилен и его свойства»
«Химия в школе. Электронные уроки и тесты. Углерод и его соединения. Углеводороды». Зао «Просвещение-Медиа»,2005г
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» iconУрок с использованием компьютерных технологий по теме «Белки»
Интегрированный урок химии и биологии в 10 профильном химико – биологическом классе
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» iconУрок- встреча в 11 классе «дорога к блоку»
Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться...
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» iconУрок №23. Данный урок проводится третьим по теме «Экологические факторы»
Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница