Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации




Скачать 206.63 Kb.
НазваниеЛекция предмет экологии, ее значение для цивилизации
Дата публикации18.04.2013
Размер206.63 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > География > Лекция

ЛЕКЦИЯ
1.Предмет экологии, ее значение для цивилизации.

2.Краткие исторические сведения.

3.Возникновение дисциплины " экология человека".

4.Структура экологии.

5.Взаимодействие" экологии и гигиены.

6.Задачи и разделы гигиены.
Само слово " экология" происходит от греческого " ойкос" - дом и "логос" - наука. Таким образом при дословном переводе экология занимается изучением " природного дома", живущих в нем организмов ( в том числе человека) и всех процессов, делающих этот "дом" пригодным для жизни.

Природной средой обитания человека является ""биосфера. Экология приобрела практическое значение еще на заре развития цивилизации. Ощутив первые проблески сознания, наши предки должны были оценить важность сведений о том, где можно отыскать съедобные растения, устроить засаду на диких животных. Когда пищевые ресурсы территории истощались, люди переходили на другое место. Представители диких племен и в наше время на удивление хорошо ладят с окружающей средой.

Условия жизни африканских бушменов - постоянная нехватка воды, пищи, экстремальный климат. Выживают они благодаря необычайно тонкому знанию и пониманию природы.

Около 10 тысяч лет назад человек, научился возделывать землю, возникло сельское хозяйство. С его развитием появилась экосистема, отличная от естественных. Затем произошло разделение труда. Люди стали создавать постоянные поселения - сначала деревни, а затем города, что в конечном счете привело к становлению современного цивилизованного общества, в значительной степени изменившего среду обитания.

Благодаря достижениям науки и техники мы теперь, казалось бы, меньше зависим от природы. Нам достаточно повернуть водопроводный кран, чтобы напиться, не обязательно ждать солнечного тепла, достаточно включить обогреватель. Т.о. человек пришел к иллюзии, что он наконец-то избавился то власти природных условий.

Природа представляет собой чрезвычайно сложную систему, от которой зависит как человеческая деятельность, так и сама жизнь. Если бы не было фотосинтезирующих зеленых растений, не было бы кислорода для жизни человека и животных, а так же для производства. Если бы не биологические процессы, протекавшие в почве миллионы лет, не было бы угля, нефти, сельскохозяйственных растений.

Экосистема находится сейчас в стадии быстрого роста. В значительной степени современное человечество поддерживает собственное благополучие за счет эксплуатации водных, почвенных- и энергетических ресурсов. Когда их запасы истощатся, возникнут социальные конфликты, войны, голод, чреватые разрушением цивилизации. Земля может снова стать необитаемой. Парадоксальное положение человека в природе, когда он играет одновременно роль ее представителя и в то же время ее эксплуататора, мешает правильно понять ситуацию.

Но законы природы не исчезли, не утратили своей силы, их нельзя изменить. С ростом населения на планете и с увеличением потребления энергии, усложнилась лишь зависимость людей от этих законов. Сохранение цивилизации зависит от знаний о природе и разумных действий, направленных на согласованное совместное развитие Природы и Человека.

"Крещение" экологии как науки произошло 14 сентября 1866 года, когда немецкий биолог Эрнест Геккель поставил подпись под предисловием к своей книге " Всеобщая морфология организмов".

В ней он дал определение : " Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организмов к окружающей среде, куда мы относим все "условия. существования" в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы."

Экология, и не имея имени существовала и развивалась вместе с человеком. Отрицательное действие человека на окружающую среду началось очень давно. Например: оголение горных склонов Ливана произошло около 5000 лет назад, когда по приказу царя Соломона для строительства дворцов и храмов вырубили рощи ливанских кедров.

На большей части Китая и Индии леса были почти полностью вырублены еще в прошлом тысячелетии. Распространение экологических представителей во второй половине XIX века способствовала усилению интереса научной общественности к проблеме взаимодействия между организмами и влиянию на них окружающей среды обитания.

Удачно окрещенная Геккелем в середине прошлого века, наука обрела самостоятельность в начале XX века. Она испытала период быстрого развития в 20- 40 годах. Все это время экология рассматривалась как сугубо биологическая наука, но начиная с середины XX века из-за резкого ухудшения состояния окружающей среды обострился интерес к экологическим проблемам и экология включила в себя элементы многих других дисциплин.

Как отмечает академик Яшин, даже Вторая мировая война с ее негативными последствиями не нарушила сложившегося в природе равновесия. Однако, затем положение в корне изменилось. Прежде всего, начался быстрый рост численности населения планеты. За короткий срок в 2 с лишним раза возросли площади, занятые городами и поселками, дорогами и свалками. Это привело к деградации природы, резко сократило ареолы распространения многих растений и животных. Возросшая численность населения потребовала увеличения использования в с/х минеральных удобрений, ядохимикатов, расширение посевных площадей - началась вырубка лесов. Наибольшее значение имело появление новых видов промышленности; в особенности вступление человечества в атомную эпоху. Возникла проблема захоронения радиоактивных отходов.

Свою лепту в загрязнение природы вносят сточные воды промышленных производств и канализационные стоки городов. Резко увеличившееся число автомобилей, дым и пыль промышленных производств отравили атмосферу не только городов. В результате всех этих процессов резко увеличилось отрицательное давление на природу, которая стала наносить ответные удары человечеству, т.к. между экологической обстановкой и здоровьем населения существует прямая взаимосвязь.

Увеличение радиоактивного фона привело к снижению иммунитета. Условия жизни в современных городах вызывало возрастание раковых заболеваний. На смену известным инфекционным болезням пришли новые.

Широко распространились аллергические заболевания и хронические распираторные заболевания, связанные с загрязнением воздуха. Увеличилось число заболеваний желудочно-кишечного тракта, связанных с употреблением пищевых продуктов, содержащих пестициды, нитраты.

Все это изменило отношение к экологии.

В июне 1972 года Организация Объединенных Наций провела в Стокгольме первое международное совещание по окружающей среде.

Второй по значению после ядерной войны является угроза экологической катастрофы. Экологическая система, формировавшаяся миллионы лет и приспособленная к естественным условиям эволюции на Земле, оказалась перед угрозой деградации (обратного развития).

Вырубая леса, загрязняя воды, человек ежегодно делает непригодным для жизни огромные пространства суши и Мирового океана. За этими действиями часто стоит преступный перед будущим поколением взгляд "на наш век хватит".

Развитые страны используют природные ресурсы с большой скоростью. Отношение к воде, лесоматериалам, полезным ископаемым, к почве таково как если бы их запасы были неисчерпаемы и легко восполнимы.

Однако, большая часть земных ресурсов - основной капитал, накопленный за миллионы лет до появления человека. И при сохранении современных темпов его расходовании он неминуемо будет исчерпан.

Мнения относительно скорости истощения природных ресурсов расходятся. Но большинство экспертов полагает, что нынешние темпы потребления топлива и минеральных ресурсов могут сохраниться еще лишь одно или два поколения. Это зависит от запасов вида сырья и от ряда факторов, таких как: будущее состояние мировой экономики, новые сырьевые источники, их географическое размещение.

В последнее 10-летие темпы потребления минеральных ресурсов возрастали. Энергетический кризис и последующий экономический распад в 70-е годы привели к снижению спроса на все виды топлива и металлов и несколько приостановили непрерывное увеличение их потребления.

Тогда как в период с 1960-1970 г. Было израсходовано сырой нефти столько же, сколько за весь период с 1859-1960 г.

Не всем ресурсам опасность грозит в одинаковой мере. Так, запасов угля больше, чем нефти и природного газа; некоторые металлы - алюминий, железо, магний, имеются в природе в сравнительно больших количествах. Таких металлов, как медь, ванадий, свинец и цинк меньше, однако, непосредственной опасности их исчезновения пока нет. Но запасы ртути, серебра, олова, платины быстро истощаются.

Первостепенное значение имеет тот факт, что минеральные ресурсы распределены на поверхности земли очень неравномерно. При прочих равных обстоятельствах богатую руду добывать выгоднее, чем бедную, поэтому большая часть лучших руд уже выработана.

Приходиться вовлекать в эксплуатацию все более бедные менее удобные
для разработки рудные месторождения. Прежде геологи утешались тем, что
доказывали, будто снижение качества руд сопровождается увеличением их

количества, и бедных руд, пригодных для добычи, в десятки раз больше, чем
богатых.

Для некоторых металлов, в том числе меди, это справедливо, но в целом ряде случаев существуют либо богатые руды, либо пустые породы. Как только иссякнут богатые рудники, почти ничего не останется.

Кроме того, ввиду снижения качества руд, для производства одного и того же количества металла приходится тратить все больше энергии. Поскольку запасы энергии также ограничены, маловероятно, что тот процесс бесконечен. То же относится к извлечению металлов и других минеральных соединений из морской воды.

Еще одно затруднение получения природных ресурсов связано с их географическим размещением.

Владение ресурсами, имеющими решающее значение, позволяет взвинтить цены на них до уровня, далеко превосходящего стоимость производства. Так уже случилось с нефтью, а в будущем может произойти с рядом других видов минерального сырья, таких, например, как вольфрам (75% известных мировых запасов контролирует Китай) или ртуть (35% контролирует Испания), а также фосфатные породы, принадлежащие в основном нескольким странам Северной Африки.

Вредные влияния на окружающую среду в последние годы достигло таких масштабов, что под угрозу поставлен весь земной шар, жизнь на планете. Процессы экологической деградации уже приобретают масштабы, опасные для всей биосферы. Речь идет о вредных для биосферы аэрозолях и химических веществах, выбрасываемых промышленными предприятиями и разрушающих жизненно важный естественный барьер - озоновый слой. , предохраняющий живые организмы от действия ультрафиолетовых и инфракрасных лучей; кислотных дождей, поражающих почву, водоемы, разрушающих памятники культуры; о радиационном загрязнении биосферы; обезвоживании огромных регионов планеты.

Загрязнение атмосферы, воды, почвы, пищи нитратами, пестицидами, ртутью, радионуклидами и другими вредными веществами приводит к гибели животных и- растений, вызывает заболевание людей, что свидетельствует о том, насколько велика экологическая опасность.

Отличительными особенностями экологического кризиса являются : хронический повышенный уровень загрязнения окружающей среды, устойчивая повышенная антропогенная нагрузка на среду т.е. возникающая под влиянием человека, угроза дефицита пресной воды и продуктов питания, снижения плодородия почв, уменьшение растительного покрова, угроза исчезновения многообразия видов животных, распространения диоксиновых соединений, кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект (эффект разогрева приземного слоя воздуха, усиливается при повышении СО2 ).

Сумма воздействий, которые оказывают друг на друга живые организмы, образуют биотический фактор. Сумма климатических, топографических, гидрофизических воздействий образуют абиотический фактор. Оболочка Земли - область обитания живых организмов называется биосфера. Оболочка Земли - область обитания живых организмов, измененная деятельностью человека называется ноосфера.

Факторы воздействия на природу в результате человеческой

деятельности

называется антропогенными.

Раздел экологии, изучающий совокупность всех факторов, влияющих на особь, называется факторальная экология.

Раздел экологии, изучающий взаимоотношения между особями разных видов и окружающей средой называется синэкология.

Экосистема - любое сообщество (биоценоз) живых существ и его среда обитания, объединенное в единое целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей.

Выделяют микросистемы (ствол гниющего дерева).

Мезоэкосистемы (лес, пруды).

Макроэкосистесы (океан, континент).

Биогеоценоз - состоящая из биотопа и биоценоза экосистема.

Биотоп - место обитания вида, относительно однородное по абиотическим факторам среды пространство, занятое биоценозом.

^ Структура экологии

Экология человека


Прикладная экология

Общая экология

Социальная экология




Глобальная экология

Геоэкология

ЭКОЛОГИЯ



Экологии:

тундры, степи и др. ландшафтов

Молекулярная экология




Биоэкология




Экология клеток и тканей



Физиологическая экология



аутоэкология




Экология:

Крайнего Севера, высокогорий, островов и др. географических подразделений

Экология систематических групп: прокариот, грибов, растений, животных и т.д.

Популяционная экология (демэкология)



Синэкология (экология сообществ и биоценозов)



Биогеоценология (учение об экосистемах)


Учение о биосфере


^ Изменение природы человеком


Экологический компонент и его составляющие.


Примечания

АТМОСФЕРА

Кислород (потребление)

Озон (разрушение)

Углекислый газ(увеличение)

Азот (увеличение)

Загрязнение атмосферы: Сернистый андегрид

Окись азота


Другие соединения азота

Окись углерода

Взвешенные в воздухе вещества (аэрозоли)

Данные различных авторов расходятся. Признается, что биосфера не восполняет антропогенного расхода кислорода, однако приборами убыль кислорода в атмосфере пока не регистрируется.

За счет агентов, в настоящее время уже имеющихся в атмосфере. Вопрос недостаточно изучен.

В последние годы темпы роста концентрации снизились.


Наблюдается подкисление осадков.

Предполагается, что малые атмосферные примеси заметно изменяют климат планеты.

Воздействуют на изменение температуры воздуха и поверхности Земли.

ГИДРОСФЕРА

На рушение баланса:

Безвозвратное потребление

Безвозвратный сток с суши в океан
Загрязнение нефтью

Загрязнение тяжелыми металлами



Главным образом за счет ирригации и

водохранилищ.
В основном за счет получения воды из

скважин.
Тонкой нефтяной пленкой покрыто до 1/4

поверхности Мирового океана.
Местами геохимические аномалии отстоят от

катастрофического уровня на один порядок

величин.

ЛИТОСФЕРА

Горная порода (извлечение недр)

Скорость разрушения почвенного покрова (ускорение).

Рост площади пустыни за исторический период


На долю собственно полезных руд приходится около 1% извлеченных материалов.

-

В настоящее время от 10 до 44 га/мин





Размер изменения энергетики планеты человеком пока недостаточно изучен. считается, достигнутый уровень энергопроизводства отстает от критического для биосферы не более чем





















ЭНЕРГЕТИКА

Прямое производство энергии (около 1010 т условного топлива)
От повышения концентрации СО2
От антропогенного запыления
От выжигания растительности
Потери от ирригации и испарения с поверхности водохранилищ..
Изменение среднеглобальной температуры (прогнозируемое)


Размер изменения энергетики планеты человеком пока недостаточно изучен. Считается, что достигнутый уровень энергопроизводства отстает от критического не более чем на 1 порядок величин.
-
-

-
-


-

РАСТЕНИЯ

Сведено лесов мира (изменение лесистости).

Под угрозой исчезновения.


Вырубается 20 га/мин, в среднем 18 расчетных лесосек.

-

ЖИВОТНЫЕ

Истреблено.

Добывается рыба и морепродукты.



Под угрозой уничтожения 1200 видов (вероятно, значительно больше, т.к. многие виды не учтены)
Глобальный промысел может привести к катастрофическим последствиям. Ряд видов рыб потерял промысловое значение.

^ БИОТА в целом

Снижение генетического разнообразия живого вещества.

Биомасса (снижение с 1850г.).

Предстоящее снижение биомассы до 2000г. (по органическому модулю)

Снижение продуктивности на суше.

Снижение продуктивности в океане


-
-
-
-
-



^ ЭНДОГЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА

ЭКЗОГЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА




Геофакторы,

радиация,

температура,

давление,

магнитные поля,

газовый состав



Здоровье человека

Здоровье биосферы




Социальные факторы, промышленность, сельское хозяйство, архитектура и др.



Ещё Павлов И.П. указывал, что заболевание возникает тогда, когда человек подвергается воздействию необычных по силе или качеству факторов внешней среды, т.к. это приводит к нарушению равновесия между организмом и средой.

^ Общие сан-экономические условия


Условия воспитания и обучения

Условия труда

Условия питания

Условия

быта



ФАКТОРЫ



Психогенные

Биологические

Химические

Физические




Работоспособность, самочувствие, здоровье человека.


Эти факторы оказывают непосредственное влияние на организм человека. Однако, человек не только подвергается воздействию факторов и условий внешней среды, но и сам способен влиять на нее в интересах своего здоровья, улучшений условий труда, питания, быта.

Все сказанное о влиянии внешней среды на здоровье человека и определяет предмет гигиена.

То есть гигиена изучает:

  1. Факторы и условия окружающей среды и закономерности их влияния на организм человека и здоровье населения.

  2. Научно обосновывает оптимальные и предельно допустимые параметры факторов окружающей среды.

  3. Разрабатывает и внедряет гигиенические нормативы, санитарные правила

Мероприятия в практику. Проверяет их эффективность

Содержание гигиены:

социальная, коммунальная, питание, военная, спортивная радиационная.

^ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, ранее — санэпиднадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России.
История

История организации берёт начало от Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 года.
Вплоть до 2004 года в России функционировали 2218 санитарно-эпидемиологических станций (центров).
Современная структура организации образована указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Подчинена Министерству здравоохранения и социального развития России, В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» находится в непосредственном ведении Правительства России. Со дня образования федеральной службы (2004 год) руководителем является Г. Г. Онищенко.
Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов.
Функции

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

^ Тесты для контроля знаний
I.Дополните утверждения:
1.Наука о взаимосвязи между организмами, круговороте веществ и потоках энергии на Земле называется «Экология». В переводе на русский язык этот термин означает __________________________________.

2.Сумма воздействий, которые оказывают друг на друга живые организмы, образуют ___________________________________ фактор.

3.Сумма климатических, топографических, гидрофизических воздействий образуют ____________________________________ фактор.

4.Факторы воздействия на природу человеческой деятельности называются ______________________________________________.

5.Оболочка Земли – область обитания живых организмов называется ______________________________________________.

6. Оболочка Земли – область обитания живых организмов, измененная деятельностью человека называется _____________________________________.

7.Раздел экологии, изучающий совокупность всех факторов, влияющих на особь называется ________________________________________экология.

8.Дополните перечень основных экологических проблем современного мира: распространение диоксиновых соединений, дефицит пресной воды и продуктов питания, кислотные дожди, _________________________________________.
II.Выберите правильный ответ:

9.Раздел экологии, изучающий взаимоотношения между особями разных видов и окружающей средой:

- динамика популяций

-биогеография

-этология

-син-экология
10.Дать названия организмам, живущим в сухих местах обитания:

- ксерофиты

- мезофиты

- эпифиты

- гидрофиты
11.назвать формы, которые существуют в узких температурных пределах:

- изотермные

- стенотермные

- гипертермные

-эвритермные
12.Как называют организмы, живущие в очень влажных средах:

- мезофиты

-гидрофиты

- эпифиты

- ксерофиты

.. .

13.Как называют организмы, у которых температура тела мало отличается от температуры окружающей среды:

-стенотермные

-изотермные

-эвритермные

-пойкилотермные
14.Назвать организмы, живущие в широких пределах влажности:

- ксерофиты

- эпифиты

- гидрофиты

- мезофиты
15.Назвать имя ученого, который первым предложил термин «Экология»:

- Гумбольд

- Дарвин

- Геккель

-Энглер


Похожие:

Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации iconПрограмма по курсу
Междисциплинарный характер экологии. Глобализации экологии и ее значение для будущего человечества. Предмет, структура, содержание...
Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации iconЛекция актуальность, предмет и генезис экологии
...
Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации iconКонспект лекций по Экологии Лекция 1
Предмет экологии это совокупность или структура связей между организмами и их средой". Для "долго­срочного" употребления лучшим определением...
Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации iconВопросы к экзамену по дисциплине «Общая экология»
Предмет экологии. Место экологии в системе биологии и естественных наук в целом. Структура и задачи современной экологии. Экосистемные...
Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации iconПеречень вопросов на зачёте по курсу «Экология»
Предмет и основные задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Разделы экологии
Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации icon1. Основные понятия экологии Экология как наука, изучающая отношения...
Предмет и задачи экологии. Организм и надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология...
Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации iconОсновные понятия экологии
Предмет и задачи экологии. Организм и надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология...
Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации iconВопрос 1: Предмет, значение и цели дисциплины "История Беларуси"...

Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации iconПрограмма по биологии Химический лицей «Общая биология 11 класс.»...
Предмет и методы экологии. Разделы экологии. Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач....
Лекция предмет экологии, ее значение для цивилизации iconЛекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция...
Введение в 1985 г в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» дало старт...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница