Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик»




Скачать 49,65 Kb.
НазваниеСочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик»
Дата публикации20.09.2013
Размер49,65 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > География > Сочинение
Сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

Цели. Раскрыть очарование шедевра (выйти на общие вопросы существования русского народа), подготовить к домашнему сочинению по картине: научить детей как можно более полно описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме «лето, дворик»; закрепить правописание окончаний глаголов, прилагательных.
Вступительное слово учителя

Слово о художнике (портрет В.Поленова см. диск «Третьяковсая галерея»

1844, Петербург. Помещичья семья. Пейзажист, исторический и театральный художник, писал и жанровые картины. Пейзажи Поленова полны сиюминутным чувством восхищения природой. Его сельские и городские виды наполнены ощущением поэзии повседневной жизни. Умение видеть будничную красоту родной природы и очарование старого быта делает творчество Поленова незабываемым. Написанию картины «Московский дворик» предшествовало долгое путешествие художника по Франции и создание многочисленных этюдов. (слайды 2-4)
Описание картины (слайд 1)

Рассмотрим изображенное: взгляд должен идти от переднего плана и центра композиции по часовой стрелке и подниматься ввысь.

- Что изображено на картине? Опишите свое общее впечатление.

(Перед нами небольшой московский дворик , а не деревенский, как может показаться с первого взгляда)

- Похож ли он на современные дворы и площадки?

(Нет, они покрыты асфальтом, посыпаны грязным песком, а здесь дворик чистый, поросший зеленой травой, исчерченный тропинками. Он уютен, чист, залит ярким солнечным светом. От картины веет спокойствием, умиротворенностью.)

- Что изображено на переднем плане и в центре композиции?

(Картина распахнута навстречу зрителям, вовлекая в свой незамысловатый мирок. Дети играют со щенком. На зеленом фоне мягкой травы можно ясно различить крупные головки полевых цветов – ромашек, похожих на играющих тут же белоголовых ребятишек)

- Попробуем описать, что мы видим слева.

(Перед нами крышка старого колодца или погреба, лопухи, репейник, растущие перед покосившимся забором. Сквозь ветки тенистого сада можно рассмотреть фасад белого дома с колоннами. Боковая часть особняка выходит во дворик.

-Что находится в глубине двора?

(Здесь стоит полуразвалившийся ( а не полуразрушенный сарай).На его ветхой крыше выросли кусты. Рядом виднеется колодец. Перед сараем гуляют стайка пестрых кур. Женщина, занятая привычными хлопотами, выносит ведро или собирается кормить их.

-Что изображено справа?

(Лошадь. Что она делает? Видим ли мы кучера? Нет, пригревшись на солнышке она стоит неподвижно, её уши опущены, чувствуется, что она терпеливо ждет своего хозяина. Еще справа видно, как сушится на веревке бельё.

-Что видим мы вдалеке, на заднем плане, за сараем?

(Вдалеке на заднем плане белеют крыши невысоких московских домов, значит, таких двориков здесь множество: далекие силуэты храма словно указывают на бесконечную повторяемость подобных сценок за пределами изображенного дворика)
Справка учителя

-Почему так получилось ? Почему столичному городу оказались присущи столь скромные, почти что сельские дворики, такие русские?

Русские города возникали и развивались не так как города Западной Европы. Город (град) – первоначально значило укрепление . Срубить, поставить город значило обнести к-л место оградой (частоколом, деревянной или каменной стеной).Вокруг этого военного укрепления селился (садился) разный люд: купцы , мелкие торговцы, мастеровые, крестьяне. Так возникали городские посады. (слайды 5-14)

Во время вражеских нашествий жители посада укрывались в граде (кремле). Когда посады значительно увеличились и старый город не мог вместить всех ущущих защиты, посад обносился новым поясом укреплений . Поэтому внутри города застройка могла складываться из разного рода усадеб, окружённых садами, огородами, даже лугами, оврагами.

Основным строительным материалом было дерево(считалось, что жить в каменных домах нездорово). Опасность пожаров не позволяла слишком тесно ставить строения. Отовсюду видны были главные здания (терема, храмы), по которым легко было ориентироваться.

Т.о. город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Кроме того, летописи свидетельствуют об трепетном отношении к выбору места строительства града: «И бо место велми прекрасно»

Русский средневековый город не противопоставляется жестко природе, его укрепления и строения выглядели, скорее особой формой ландшафта, а не чем-то искусственным, враждебным природе.

Совсем иное было развитие большинства западноевропейских городов, где город виделся целым и конечным, однажды и навсегда заключенным в панцирь укреплений. Ограниченность территории имела следствием высокую плотность застройки, дома смыкались в непрерывные ряды. Это предполагало преимущественно каменную застройку стен, дворы и сады теснились сзади. Число этажей увеличивалось до 6. Город с его высокими стенами и грозными башнями четко противопоставлялся ландшафту как массивное искусственное тело .

Теперь, думаю, вам понятно почему дворик в одном из арбатских переулков напоминает лужок и вызывает ощущение настоящего деревенского приволья.
Описание картины

-Продолжим дальше изучать картину Поленова.

- Что изображено на заднем плане картины?

( Там как бы венчает композицию картины изумительно красивый белокаменный храм с 5 луковичными главами на стройных барабанах. Храм соединен с изящной шатровой колокольней.

Купола сияют мягким золотом и серебристым светом. Без изображения храма дворик утратит свое неизъяснимое очарование, лишится своей нежной красоты)

( По ясному светло-голубому небу бегут легкие перистые облака. Солнце светит ласково. Картина насыщена светом и воздухом. Взгляд воспринимающего скользит от земли к небу и наполняется радостным восхищением.)

-Какой день выбрал художник для изображения? Это особый, торжественный, праздничный или будничный день?

(Художник выбрал для изображения обычный будничный день. Предметы на картине (лопухи, сарай, репейник, белье – самые непритязательные, все герои заняты повседневными делами. Тем не менее картина изучает радость, дышит тишиной и умиротворенностью, создает ощущение праздника. Умиление вызывает естественность существования обитателей этого милого дворика, гармония, в которой пребывает человек и природа. Благословение божие лежит здесь)
План

1.Вступление .

2.Основная часть.

  • Передний план, центр композиции(головки цветов, белоголовые ребятишки)

  • Крыша колодца, забор, фасад дома

  • В глубине двора (женщина, куры)

  • Справа (лошадь, бельё)

  • Задний план ( крыши домов, храм, небо)

3.Заключение (мое отношение к картине)
Итоги урока

Учащиеся рассматривают картину, прослушивая песню С.Трофима «Родина». (слайд 15)


ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич

Похожие:

Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» iconСочинение-описание по картине Поленова «Московский дворик»
«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным,...
Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» iconСочинение по картине" сочинение "
Свободная тема "Сочинение по картине" сочинение "Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка""
Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» iconУрок развития речи в 4-м классе Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» iconЛитература 5 «А» знать содержание: А. И. Куприн «Театр»
Упражнение №457 сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», подготовиться к словарному диктанту: повторить написание...
Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» iconУстное сочинение по картине Ф. П. Решетникова «За мир»
Цель урока развития речи: обучение анализу картины, развитие навыков устной речи, закрепление знаний об эпитетах, сравнениях, синонимах,...
Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» icon«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»
Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» icon2. Исследование с применением компьютера
На уроке русского языка мы писали сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода». Нам учительница рассказала о художнике. Оказывается,...
Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» iconЗадание №1. Работа с текстом (задание (сочинение)
Прочитайте текст Д. С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант...
Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» iconУрок 34-35. «О картине »
У. Когда вы писали отзыв о картине Эль Греко «Вид Толедо в грозу», вам было трудно не только понять мысли и чувства художника, но...
Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» iconУрока Тема урока Коли-чество часов
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница