1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства




Скачать 51,61 Kb.
Название1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства
Дата публикации20.09.2013
Размер51,61 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
20. Эстетические основы каллиграфической традиции Китая: почерковые программы каллиграфической пластики, установки творческого процесса, содержание художественного образа.

1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства.

2. Роль письменности и каллиграфии в социальном устройстве китайского общества (изначально сакральное значение письменности, затем каллиграфия как одно из приоритетных занятий аристократии, интеллектуальной элиты. Качество каллиграфии становились важным критерием оценки работ на государственных экзаменах, тем самым каллиграфия играла роль и в государственном управлении).

3. Особенности каллиграфического творчества обусловлены:

--природой иероглифических знаков: сочетание элемента изобразительности и образности в пиктограммах с высоким уровнем концептуализации явлений и вещей, при котором один знак может иметь очень большое смысловое поле и вызывать в сознании очень длинные ассоциативные ряды;

--традиционным китайским мировоззрением, для которого свойственно представление, что видимые формы не самое устойчивое и неизменное, устойчивым и неизменным являются перемены, в космосе все пребывает в движении; вниманием к натурфилософским изысканиям, исследованиям того, как вещи формируются, как они взаимодействуют; изучением действия межпредметных сил, теорий резонанса и проч.., закономерностей всего этого.

Эти наработки, начиная с периода Хань, легли в основу понимания пластического действия и эффекта каллиграфии.

4. Каллиграфический «акт» понимается как:

--взаимодействие с внутриприродными силами, как настройка и включение человеческого существа в природные ритмы, преследуя цель достижения внутренней и внешней гармонии человеческого существа (отсюда общность с другими практиками «пестования жизни» (те же закономерности, аппарат, цель…))

--воспроизведение явлений и процессов мира на более глубинном уровне, нежели тот, что доступен обыденному восприятию; каллиграфия оперирует «надформенным» уровнем существования вещей и следует закономерностям этого уровня.

5. Особенности пластики черт, иероглифов, столбцов:

--наделение каждого жеста силой и энергией, представление, что приемы написания знаков воспроизводят траектории, по которым происходят энергетические циркуляции (ши); предельная ментальная и телесная концентрация, контроль всего пути создания произведения от сердца (где, по мысли китайцев, формируется замысел), через все тело-руку, к кончику кисти; продуманность и точность на всех уровнях и этапах творческого акта (от черты до композиции всего произведения). Такая координация всех элементов, стратегическая и тактическая особенности, а также «энергетическая насыщенность» движений и пластики роднит с боевыми искусствами, их тесная связь прослеживается в приемах и в аппарате.

--каллиграфическое произведение разворачивается в пространстве и во времени (так же, как разворачивается движение каллиграфа – в пространстве и во времени). В черте, иероглиф, вся композиция - движение кисти, прослеживать траекторию, со всеми нюансами: изменение нажима, скорости, насыщенности туши и т.д. Т.о. происходит подключение к этим ритмам, внутреннее движение- отклик.

^ Особенности теоретического аппарат описания:

--В описаниях и оценках каллиграфического произведения и его элементов часто привлекаются сравнения из природного мира, причем сравнение идет не по принципу внешнего подобия, а по сходству принципов движения, действия сил («натянута, как тетива готового выстрелить лука», «словно хищник перед прыжком», «словно птица, готовая взлететь» и т.д.

---Общность с другими важными в культуре сферами деятельности (боевыми искусствами и практиками «пестования жизни»).

--- В категориях каллиграфии часто заимствуется терминология, описывающая живой организм (кости, жилы, мясо, кровь): имеется в виду не внешнее подобие, а функциональное сходство, в результате которого каллиграфическим произведением достигается самое главное качество, присущее организму – жизненность, гармония, слаженность.

---Описание часто происходит по принципу полярных оппозиций (быстрота- медленность, нажим-отрыв, толщина- тонкость, изогнутое-прямое и тд.), - отсылка к принципу взаимодействия противоположностей инь-ян, из которого происходит вся тьма вещей. Тем самым творческий акт воспринимается подобием процессу метаморфоз, процессу образования вещей. Особое сочетание парных принципов в каждом конкретном случае придает своеобразие произведению, но всегда должно находится гармоническое равновесие между полюсами, важно присутствие и того и другого полярного качества.

---Определяющая роль инструментов каллиграфии - кисти, туши, бумаги - во всех пластических возможностях этого искусства. Описывая пластику произведения, часто описывают не элементы (линия и т.д.), а именно работу кисти, применение туши (т.е. описание исходит не из статического, а динамического аспекта творческого акта). «Четыре сокровища кабинета ученого», - их особенности, производства, почитание.

Обучение каллиграфии. Строится на копировании произведений прославленных мастеров, и только на очень зрелом этапе этой подготовки возможен шаг в сторону создания собственного стиля. Обучение требует регулярность тренировок и постоянства усилий. Зато, возможно, благодаря такой тренировке и благотворному действию каллиграфии, среди прославленных каллиграфов немало долгожителей, немало случаев сохранения прекрасной физической и интеллектуальной формы, достаточной для создания великих произведений, - в очень преклонном возрасте

^ Почерки, этапы возникновения.

Почерки возникали последовательно на протяжении эпох, появление каждого нового почерка, как правило, было связано с практическими (государственными и общественными) нуждами, технологическими изменениями (появление новых материалов и проч.). Но раз появившись, почерки оставались в арсенале мастеров каллиграфии, становились предметом осмысления и практики в индивидуальном творчестве.

Основные почерки:

  1. Надписи на костях и панцирях: Цзягувэнь (иногда с другими примерами объединяется в «гувэнь» - древние письмена. Эпоха Шан, 17-11 вв. до н.э.

  2. Почерк Больших (эпоха Чжоу 11-3 вв. до н.э., надписи на бронзовых сосудах) и Малых печатей (после унификации страны в империи Цинь, конец 3 в. до н.э., стелы) (Новый интерес – с конца 17-18 вв. в рамках «Школы изучения стел»).

  3. Канцелярский – лишу (Династия Хань, 3 в. до н.э – 3 в н.э., стелы, наскальные надписи, деревянные планки и др.) (Новый интерес – с конца 17-18 вв. в рамках «Школы изучения стел»).

  4. Курсив - синшу (становление в период 6 династий (особенно Вост. Цзинь, связано с творчеством Ван Си-чжи), 3-6 вв. н.э., прописи, свитки.

  5. Скоропись – цаошу (начало – эпоха Хань, становление в период 6 династий, особый этап (появление «бешенной скорописи» связан с эпохой Тан (7-10 вв.)

Каждый почерк, кроме внешних различий, предполагает определенную технику и материал, пластическую программу, различные смысловые коннотации. Основное различие можно провести между более официальными, сдержанными стилями, где графические элементы четко прописаны, строгие по формату знаки и вся композиция, энергия сдерживается внутри черт («стили внутреннего сжатия»), сами произведения имеют монументальный характер (даже если выполнены в малом формате), соответствующее содержание. Прежде всего, сюда относится устав-кайшу и близкие к нему стили. С другой стороны, это стили более свободные по начертанию, соединению элементов. Диапазон модуляций черт, композиции значительно шире, чем в первом случае, подчеркнут индивидуальный жест, выразительность. Энергия выплескивается наружу в широких, скоростных пластических жестах (стили «внешнего раскрытия») (прежде всего, скоропись-цаошу).

На практике в ходе истории границы между стилями, между присущими им особенностями часто нарушались, возможны переходы, сочетания, эксперименты, особенно в новое и новейшее время. Это и обуславливает неисчерпаемость пластического языка и содержания каллиграфии.

Похожие:

1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства iconВопросы к государственным экзаменам по английскому языку
Трудности в обучении английскому письму. Освоение орфографии и каллиграфии английского языка
1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства iconВопросы к государственным экзаменам по английскому языку
Трудности в обучении английскому письму. Освоение орфографии и каллиграфии английского языка
1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства iconВопросы для итоговой контрольной работы: Описание и анализ произведения каллиграфии или живописи
В. М. Алексеев. Труды по китайской литературе. М.: Восточная литература, 2003. Книга С. 50-54
1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства iconТемы контрольных работ Литература ведущее из искусств. Возникновение...
«Слово о полку Игореве» литературный памятник периода феодальной раздробленности. Повесть о разорении Рязани Батыем»
1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства iconЭстетика японской каллиграфии: кисти, тушь, рисовая бумага, настроение
Востоке. Это национальное пристрастие, общая эстетическая натура, воспитанная у японцев и китайцев с самых малых лет. Прекрасные...
1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства iconО зональном методическом объединении детских школ искусств (в том...
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Информационно – аналитический центр развития культуры и искусства»...
1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства iconТематическое планирование по Мировой художественной культуре в 9 классе
Античный бог Аполлон — покровитель искусства. Семья муз Аполлона (обобщение ранее изученного). Интерес к проблеме разделения искусств...
1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства iconДеятели театрального, музыкального и изобразительного искусства Автографы,...
Айналов, Дмитрий Власьевич (1862-1939), профессор, историк искусств, чл корр. Ан СССР
1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства iconПроизведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
...
1. Ведущее значение каллиграфии в традиционной системе искусств Китая, влияние стилевой, технической эволюции в каллиграфии на другие виды искусства iconКнига как продукт синтеза искусства и технологии. Влияние эволюции...
Книги изменчива во времени; она тесно связана с уровнем материального производства, техникой и технологией, эволюцией книжного материала...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница