Скачать 58,08 Kb.
|
Урок природоведения в 3 «б» классе. (по учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» (Зеленый дом)) СОШ №1, г. Валуйки. Учитель: Локтина Любовь Васильевна. Тема: «Разнообразие растений». Цель: ознакомить с разнообразием групп царства растений; выделить их характерные особенности; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: гербарий, таблица, грамзапись. Структура урока: урок объяснения нового материала. Форма: «Путешествие в царство растений». Ход занятия. 1. Организация класса. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить… Природой называется все это, Давайте же с природою дружить! 2. Сообщение темы урока. На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях. 3. Повторение изученного ранее материала. - Нас окружают разнообразные растения в лесу, в поле, в саду, на огороде, на улицах города.
Практическая работа.
Работаем в тетради. /Стр. 20, задание 41/. Прочитайте задание, выполните работу, проверьте себя.
Подведем итог. Какие же органы имеют растения? Закройте тетради. Порядок на парте. 4. Работа над новым материалом. - Мы рассмотрели растения у которых имеются все органы, но, оказывается в природе существуют и такие растения у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Что же это за растения? Давайте совершим удивительное путешествие в царство. Да, да, не удивляйтесь. Сказочное слово «царство» является еще и научным, так ученые называют мир растений. Правит в царстве растений царица Флора. Вместе с Флорой познакомимся с жителями ее царства. Начнем с самых простых. /Показываю гербарий водоросли . -Какие органы можно выделить у этого растения? Это очень удивительные растения. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме. Догадались? Назовите эти растения. -Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. А знаете ли вы, что в этом кусочке хлеба, который выпекается на Валуйском хлебокомбинате, тоже есть водоросль. Хлеб выпечен с добавлением морской капусты . Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека. /Сообщение ученика: самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета/. Сделайте вывод. 5. Физкультминутка. На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились. 6. Изучение царства растений. -Какие растения встречаются на болоте? - Где еще можно встретить мох? Мхи произошли от водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями. Рассмотрите гербарий. Это мох. - Какие органы можно выделить у этого растения? /Сообщение ученика: мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре – 14о. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество/. -Рассмотрим следующее растение. Как оно называется? Это комнатное растение, но в природе существует очень их много разновидностей. Листья у папоротника крупные, их черешки покрыты бурыми чешуйками, а молодые листья закручены как улитка. В жарких странах листья папоротника растут вверх как ветка по нескольку лет. Недаром листья папоротника называют плосковетками. Каменный уголь образовался из отмерших папоротников. - Какие органы вы можете выделить у папоротника? /Сообщение ученика: самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12мм/. -А это хорошо всем известные ель и сосна. /Рисунки/. - Какие части можно выделить у этих растений? /Корень, стебель, листья, семена/. Нет плодов и цветов. Семена созревают в шишках. У всех хвойных образуется смола. Она быстро появляется в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны. Смолу так и называют «живица». Листья-хвоинки на зиму не опадают. Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но в отличие от елки Опадают те иголки. /Сообщение ученика: королева сибирских лесов – лиственница. Осенью золотые хвоинки как листья опадают на землю. Древесина этого дерева не гниет, а со временем становится еще тверже и, как бы, каменеет. Шишки у лиственницы мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветках несколько лет./ /Сообщение ученика: самая большая территория, поросшая хвойным лесом, /тайга/ находится в России. Самое высокое дерево в нашей стране, пихта, встречается на Кавказе, достигает в высоту 75 метров./ - Какой вред наносят хвойным деревьям люди накануне Нового года? - Чем можно заменить ель, сосну на новогоднем празднике? /Сообщение ученика: в Белгородской области находится под угрозой исчезновения сосна меловая. Это низкое дерево, отличается от сосны обыкновенной более мелкими шишками, кудрявой кроной и более короткой хвоей/. И, наконец, на самой верхней ступени царства растений расположены цветковые. Они очень сложно устроены и имеют все органы. - Скажите, растения какой группы мы рассматривали на практической работе в начале урока? Давайте пройдемся медленно по лугу И «здравствуй» скажем каждому цветку. Я должен над цветками наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Среди цветковых растений есть и такие крошечные, как плавающая на поверхности воды ряска, и гигантские деревья, и травы, и кустарники. Вывод: сколько групп в царстве растений? Назовите их.
/Стр. 65, выборочное чтение/. Работаем с иллюстрациями. 8. Игра. «Дикорастущие и культурные растения». - Все растения можно разделить на две большие группы: дикорастущие и культурные. Чем они отличаются? Морковь, осот, роза, дуб, подорожник, пшеница, одуванчик, сосна, осина, астра, яблоня, огурец. 9. Обобщающая беседа. - К какой группе относятся растения имеющие все органы? - У какой группы растений нет органов? - У какой группы имеются только стебли и листья? - Какая группа растений не имеет цветов и плодов? - У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян? 10. Итог. - Что изучает ботаника? Я думаю, вы убедились, что царство Флоры разнообразно. Флора – в переводе на русский значит растения. Несмотря на то, что на земном шаре очень много растений, большое их количество погибает. Многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. На этом плакате растения Белгородской области, которые занесены в Красную книгу. Какие из них вам знакомы? Охраняйте их. 11. Оценка знаний учащихся. 12. Домашнее задание. Стр. 62-66, тетрадь-стр. 21, №42, подготовить рассказ /устно/ об интересном растении или нарисовать любимое растение. «Мой любимый цветок», «Что я вырастил на даче, на огороде». 13. Рефлексия. Прислушайтесь к своему самоощущению и поместите свою фишку на радугу или на тучку. |
![]() | Рабочая программа учебного курса природоведения в 5 классе Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей | ![]() | Урок природоведения в 5 классе Тема Данный урок второй в теме «Жизнь на Земле» |
![]() | Урок природоведения в 5 классе Что необходимо знать, изучая физические явления? Урок природоведения в 5 классе «Что необходимо знать, изучая физические явления? Магнитные и электрические явления» | ![]() | Урок природоведения во 2 классе по теме «Водоемы нашего края» Цель урока: познакомить с разнообразием водоемов, частями реки, с важнейшими водоемами своего края путем групповой работы учащихся... |
![]() | Урок природоведения в 4 классе по теме «Наш край» Ребята, мы с вами отправляемся в очередное путешествие по родной стране. Наш помощник- компьютер. Нам надо ввести код в компьютер.... | ![]() | Урок природоведения в 5 классе по теме «Условия жизни и многообразие диких животных» Цель урока: формирование представлений об условиях жизни и многообразии животных; развитие умений приводить в соответствие, сравнивать,... |
![]() | Проект урока «Многообразие живого мира» курса природоведения в 5 классе В 5 а классе обучается 27 человек, из них 15 девочек, 12 мальчиков, большинство учащихся 2001 года рождения. Состав класса стабильный,... | ![]() | Тематический план уроков природоведения в 5 классе. По учебнику А.... |
![]() | Урок природоведения в 5 а классе. Банницина С. Л. учитель биологии... Задача: Сформировать у учащихся представления о составе и строении атмосферы, об основных атмосферных явлениях: образовании облаков,... | ![]() | Конспект урока природоведения в 5-м классе. Урок-обобщение по теме «Вселенная» Старт нашего корабля будет совершен с Земли. Пассажиры нашего корабля это уважаемые гости: вы, ученики 5 класса. Прежде чем пройти... |