Скачать 237,51 Kb.
|
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» ![]() Дудар Л.И. Рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Основы Цветоведения» для обучающихся по программам НПО по профессии 070605 «Ювелир» Пермь 2010 Дудар Л.И. Рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Основы цветоведения» для обучающихся по программам НПО по профессии 070605 «Ювелир». Учеб. пособие, - Пермь: Изд-во КГАОУ СПО «ККП», 2010. - с. Рецензент: Ремизова А.С. зам.директора по методической работе КГАОУ СПО «ККП» Рецензент:_____________________________________________ Данное пособие знакомит с рекомендациями по выполнению практических заданий предусмотренных для выполнения по дисциплине «Цветоведение» Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования для обучающихся по программам начального профессионального образования по профессии 070605 «Ювелир».и окажется полезными для педагогических работников образовательных учреждений, ведущих подготовку по профессиям художественного профиля. Пособие окажет помощь обучающимся в выполнении практических работ, подскажет, как правильно оформить работу и подготовится к итоговому просмотру. Содержание Введение…………………………………………………………..3 Тематический план программы дисциплины «Цветоведение» .. Перечень практических заданий...…………………….……. Практическое задание № 1. Анализ цветовых отношений в живописных произведениях Практическое задание № 2: Анализ цветового решения творческих работ «Моё настроение». Практическое задание №3. Создание таблицы «Цветовой круг» Практическое задание № 4. Создание таблицы «Основные цвета и промежуточные оттенки» Практическое задание № 5. Создание таблицы «Свойства цвета» Практическое задание № 6. Создание таблицы «Пограничный контраст» Практическое задание № 7. Создание фор-эскиза цветовых гармоний Практическое задание № 8 Создание творческих композиций «Цветовые гармонии в ассоциативных композициях» Итоговый просмотр……………………………………………. Список основной литературы ……………………….………… Список дополнительный литературы ………………..……….. Приложение Введение Цель изучения дисциплины «Основы цветоведения»: формирование знаний о физической природе цвета, символике цвета, гармонии цветовых отношений. Задачами дисциплины «Основы цветоведения» являются:
Дисциплина «Основы цветоведения» занимает значительное место в процессе обучения для обучающихся художественного отделения. Знания, полученные по этой дисциплине необходимы для дальнейшего обучения на уроках живописи, композиции, орнамента, народных художественных промыслов, истории искусств, геммологи. Рабочей программой дисциплины предусматривается выполнение обучающимися практических заданий по темам. Это позволит обучающимся усовершенствовать свои навыки работы с акварельными красками, а также развить их в таких техниках исполнения как отмывка, лессировка, коллаж. Практические задания направлены на развитие чувства цветового тона, светлоты, насыщенности. Для выполнения практических заданий необходимы следующие материалы:
В процессе освоения дисциплины «Основы цветоведения» предусмотрены различные формы контроля – тесты, просмотры практических заданий. По окончании изучения дисциплины предусматривается проведение итогового просмотра практических работ на основании, которого выставляется итоговая оценка по дисциплине, с учётом оценок полученных при контроле знаний по теоретическому материалу дисциплины. Данное рекомендации по выполнению практических заданий дополняет комплект пособий по дисциллине «Основы цветоведения» который состоит из:
^
^
: ^ Тема урока 2. Цвет в изобразительном и декоративно – прикладном искусстве. В результате изучения темы обучающиеся должны: иметь представления:
знать:
уметь:
владеть навыками:
^ На примере произведений живописи выявить особенности использования цвета художником, для решения композиционных задач. ^ выявление особенностей цвета в изобразительном искусстве для раскрытия художественного образа. Содержание практической работы:: для выполнения задания необходимо взять репродукцию живописного произведения любого художника. Выполните анализ роли и особенности цвета и света в раскрытии художественного образа. ^ иллюстративный материал (репродукции живописных произведений разных авторов, стилей и направлений искусства). ^ Тема урока 3. Природа цвета. В результате изучения темы обучающиеся должны: иметь представления:
знать:
уметь:
владеть навыками:
Задание для практической работы: определение настроения на основе анализа цветового решения творческих работ. Образец оформления таблиц смотрите в приложении 1. Цель:
Содержание практической работы: создание творческой работы «Моё настроение», где художественными средствами передаётся цветовое ощущение своего настроения и на основе таблицы психологического и символического значения цвета составляется анализ настроения. ^ бумага формата А4, акварель, кисти, вспомогательных материалов. Размер композиции: 160х200. Практическое задание №3. Создание таблицы «Цветовой круг» Тема урока 4. Цветовой круг В результате изучения темы обучающиеся должны: иметь представления:
знать:
уметь:
владеть навыками:
Задание для практической работы: Создание таблицы «Цветовой круг». Образец оформления таблицы смотрите в приложении 1. Цель:
^ создать 16-ти цветовой круг передающий спектр, основанный на четырёх основных цветах. Внимательно следите за последовательностью цветовов в круге. И строгим расположением дополнительных цветов друг на против друга. ^ акварельные краски, акварельная бумага или ватман (формата А3), кисти, вода, баночка для воды, карандаш, ластик стирательный, циркуль, ножницы, линейка, клей. ^ : отмывки, аппликация. ![]() Практическое задание № 4. Создание таблицы «Основные цвета и промежуточные оттенки» Тема урока 4. Цветовой круг В результате изучения темы обучающиеся должны: иметь представления:
знать:
уметь:
владеть навыками:
Задание для практической работы: Создание таблицы «Основные цвета и промежуточные оттенки». Образец оформления таблиц смотрите в приложении 1. Цель:
^ создать 12-ти цветовой круг передающий спектр, основаный на трёх основных цветах. Внимательно следите за последовательностью цветовов в круге. И строгим расположением дополнительных цветов друг на против друга. Нарисуйте карандашом три окружности вписанные в друг в друга. Разделите окружности, как представленно на схеме данного задания. И окрасьте полученные ячейки в соответствующие цвета. Начиная с основных цветов. ^ акварельные краски, акварельная бумага или ватман (формата А3), кисти, вода, баночка для воды, карандаш, ластик стирательный, циркуль, линейка. ^ : отмывка. Схема построения цветового круга ![]() Практическое задание № 5. Создание таблицы «Свойства цвета» Тема урока 5.Свойства цвета. В результате изучения темы обучающиеся должны: иметь представления:
знать:
уметь:
владеть навыками:
Задание для практической работы: Создание таблицы «Свойства цвета». Образец оформления таблицы смотрите в приложении 1. Цель:
^ нарисуйте карандашом пять прямоугольников в ширину и пять прямоугольников в высоту, как представленно на схеме данного задания. И окрасте полученные ячейки в соответствующие цвета. Начиная с центральных прямоугольников, которые соответсвуют спектральным цветам. Слева создаём светлые цвета на основе акварельных красок и гуаши белого цвета. Справа создаём малонасыщенные цвета на основе акварельных красок и добавлением акварели чёрного цвета. Будьте внимательны, добавляете небольшие пропорции чёрного цвета так как чёрный цвет обладает большой степенью плотности наложения. ^ акварельные краски, гуашь белая, акварельная бумага или ватман (формата А3), кисти, вода, баночка для воды, карандаш, ластик стирательный, линейка. Техника исполнения: отмывка. Схема построения таблицы «Свойства цвета» ![]() Практическое задание № 6. Создание таблицы «Пограничный контраст» Тема урока 6. Контрасты. В результате изучения темы обучающиеся должны: иметь представления:
знать:
уметь:
владеть навыками:
Задание для практической работы: Создание таблицы «Пограничный контраст». Образец оформления таблиц смотрите в приложении 1. Цель:
Содержание практической работы: нарисуйте карандашом прямоугольник, как представленно на схеме данного задания. Разделите на пять равных частей. Разведите чёрную краску до нужной консистенции. Затем лессировачным приёмом нанесите один слой прозрачной краски на другой. Постепенно оставляя один слой не покрытый слоем краски. За счёт этого должна получиться шкала тональных переходов ахроматического цвета. ^ акварельные краски или тушь, акварельная бумага или ватман (формата А3), кисти, вода, баночка для воды, карандаш, ластик стирательный, линейка. ^ : отмывка, лессировка. Схема построения таблицы «Пограничный контраст» ![]() Практическое задание № 7. Создание фор-эскиза цветовых гармоний Тема урока 7. Принципы гармоничных сочетаний. В результате изучения темы обучающиеся должны: иметь представления:
знать:
уметь:
владеть навыками:
Задание для практической работы: Создание фор-эскиза цветовых гармоний. Цель:
^ нарисуйте карандашом таблицу, как представленно на схеме данного задания. Определите общую тему гармонии родственных цветов. Далее на основе данной гармонии определите темы разной тональности. Определите родственную четверть на схеме цветового круга. Для каждой темы подберите пять оттенов цветов. По аналогии создайте следующие цветовые гармонии. ^ ватман (формат А4), карандаш, ластик стирательный, линейка, ножницы, клей, цветные иллюстрации из старых журналов и буклетов. ^ : аппликация. Схема построения Фор-эскиза цветовых гармоний ![]() Практическое задание № 8. Создание творческих композиций «Цветовые гармонии в ассоциативных композициях» Тема урока 7. Принципы гармоничных сочетаний. В результате изучения темы обучающиеся должны: иметь представления:
знать:
уметь:
владеть навыками:
Задание для практической работы: Создание творческих композиций «Цветовые гармонии в ассоциативных композициях». Цель:
^ определите карандашом границы композиции, как представленно на схеме данного задания. На основе предыдущего задания выберите цветовой эскиз и придумайте образ — ассоциацию и придерживаясь цветовой гаммы создайте творческую композицию. Четыре творческих работы на разные цветовые гармонии: родственную, родственно-контрастную и контрастно-дополнительную. ^ ватман (формат А4), карандаш, ластик стирательный, линейка, ножницы, клей, цветные иллюстрации из старых журналов и буклетов. ^ : коллаж, аппликация. Размер композиции: примерно 140х170 ( на формате А4) Образец оформления творческих работ на примере родственной гармонии: ![]() Примечание: для выполнения практической работы не использовать ахроматические цвета. ^ В процессе изучения дисциплины обучающиеся выполняют практические задания. По окончании все работы (таблицы и творческие упражнения) выставляются на просмотр. Образец оформления таблиц смотрите в приложении 1. На просмотр выставляются все запланированные по программе работы. На основе этого просмотра выносится коллегиальная оценка всех присутствующих преподавателей. Критерии оценки практических работ:
^ 1.Алексеев С. О колорите. [Текст] – М.: Изд-во «Изобразительное искусство». 1974. – 172с. 2. Беда Г.В. Живопись. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2106 «Черчение, изоб. Искусство и труд». [Текст] – М.: «Просвещение», 1986. – 192с. 2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева. [Текст] – 2-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 208с. 3 Визер В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. [Текст] – СПб.: Изд- во «Питер», 2004. – 192с. 4. Зайцев А. Наука о цвете и живописи. [Текст] – М.: Изд-во «Искусство». 1986. – 158 с. 5. Ивенс Р.В. Введение в теорию цвета. [Текст] – М., 1964. – 441 с. 6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. [Текст] – М., 2000. 7. Мартин Д. Учимся смешивать цвета / Джудит Мартин; Пер. с англ. М. Туриловой. [Текст] – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 64с. 8. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Пособие для учителей. [Текст] – Минск: Изд-во «Беларусь», 2003. – 151с. 9. Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 80с. 10. Паранюшкин Р.В. Цветоведение для художников: колористика / Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова. [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 96с. 11. Энциклопедический словарь юного художника. [Текст] – М.: «Педагогика», 1983. – 463с. ^ 1.Алексахин Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. [Текст] – М. «Народное образование», 1998. –96с. 2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. [Текст] – М.: Учебная литература, 1998. – 208с. 3. Иттен И. М. Искусство цвета. [Текст] – М., Изд- во «Д.Аронов», 2001. 4. Купер М., Метьюз А. Язык цвета. [Текст] – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 144с. 5. Пауэлл У.Ф. Цвет и как его использовать. [Текст] – М., Изд-во «АСТ Астрель», 2005. – 63с. 6. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – Изд. 2-е, с измен. И доп. [Текст] – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 152с. Приложение 1. Образец оформления таблиц на примере таблицы «Основные цвета и промежуточные оттенки». ![]() |
![]() | Программа по дисциплине «Основы цветоведения» для обучающихся по... Цветоведение: словарь специальных терминов для обучающихся специальностям художественного профиля / сост. Дудар Л. И. Учеб пособие,... | ![]() | Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Основы цветоведения» Дудар Л. И. Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Цветоведение» для обучающихся по программам... |
![]() | «Введение. Живописные Материалы» Хрестоматия по дисциплине «Основы цветоведения» для обучающихся по программам нпо по профессии 070605 «Ювелир». / сост. Дудар Л.... | ![]() | Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной... Дудар Л. И. Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации для обучающихся по программе начального... |
![]() | Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ... Методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений... | ![]() | Задачи к выполнению практических работ по дисциплине «Основы программирования... Цель : Закрепить на практике теоретические знания по построению линейных программ |
![]() | Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине... Методические рекомендации предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения | ![]() | Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине... Методические рекомендации предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения |
![]() | Цвета- так называемый Основы цветоведения именно для художников- вот что нам нужно. Единственным замечанием будет то, что для работы над изучением материала... | ![]() | Методические рекомендации по формированию фондов оценочных средств... Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в гоу спо то «Тульский промышленный техникум».... |