Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги




Скачать 70,72 Kb.
НазваниеУрок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги
Дата публикации18.09.2013
Размер70,72 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе

Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги»

Цель:

Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайги», как одного из видов природного сообщества леса

Задачи:

  1. Развивать познавательные общеучебные умения: учить характеризовать части природного сообщества, устанавливать их взаимосвязь на основе круговорота веществ между живой и неживой природой; учить поиску необходимой информации, её структурированию и моделированию.

  2. Развивать регулятивные общеучебные умения: учить управлять учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, оценки успешности усвоения.

  3. Развивать коммуникативные умения: умение сотрудничать при выполнении совместной работы в группах, вести диалог, искать решения.

  4. Развивать личностные умения: уметь объяснять необходимость сохранения тайги как бесценного дара природы.

Оборудование:

  • карта природных зон;

  • толковые словари;

  • фотографии с изображением растений и животных;

  • задания для групповой, индивидуальной и самостоятельной работы;

  • макет тайги

  • мультимедийная презентация;


Ход урока:
I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут…Я рада приветствовать всех сегодня на уроке окружающего мира. Возьмитесь, пожалуйста, за руки, почувствуйте тепло ладоней, пожелайте мысленно друг другу познать как можно больше нового и неизведанного. Для того, чтобы у нас получилась плодотворная и интересная работа, мы должны уметь ставить перед собой цели, искать пути их достижения через проверку гипотез, решение задач, совместную деятельность, а в итоге получить результат.

Присаживайтесь. Давайте начнём нашу работу со слов известного писателя Ивана Сергеевича Тургенева:
«Человека не может не занимать природа.
Он связан с ней тысячью неразрывных нитей.
Он – сын ее».
И.C.Тургенев
Читает ученик

- Мы зависим от природы и являемся её неотъемлемой частью. Попробуем сейчас в своём воображении переместиться в одно из таинственных мест природы, представить предметы, звуки, цвета и запахи.
II.Релаксация

Закройте глаза. Расслабьтесь.Включите воображение. Деревья, деревья, деревья... Обступают со всех сторон могучие ели.Рядом стоят красавицы – пихты и сибирские кедры.Ох, этот хвойный запах! Шаг, другой и еловая лапа бьёт тебя по лицу и груди своими колкими иглами.Деревья… Они поистине изумруды.

Вот прошелестела белка, прошуршал бурундук. А вот затрещали сучья, это медведь- хозяин тайги. Зверей тайги можно сравнить с рубином – кроваво – красным камнем. На косогорах улыбчиво поблёскивают румяные сыроежки, рыжики выставили любопытные, тугощёкие рожицы. Грибам хорошо. Это сапфиры тайги. Вот в таком ожерелье из изумрудов, рубинов и сапфиров хранится бессмертие тайги. Откройте глаза.

-Какой запах почувствовали? Какие звуки запомнили?Где вы находились в своём воображении?
-Это и есть тема урока. Что вы хотите узнать о тайге? Какая цель нашей работы( изучить природную зону тайги. Открываю слово тайга.

- Я вам говорила, что бессмертие тайги хранится в ожерелье. Посмотрите на него.

- Почему я сравнивала драгоценные камни с растительным и животным миром тайги? ( Они имеют ценность)

Попробуем доказать что

^ Тайга – бесценный дар природы.

- Проверим эту гипотезу, собирая условное ожерелье на уроке, где растения – это изумруды, животные – рубины, царство грибов и других организмов – сапфиры.

Нарисуйте ниточку для нашего ожерелья . Пусть она символизирует неживую природу, без которой не может обойтись сообщество леса.
^ Формулирование задач урока

- Чтобы проверить правильность нашей гипотезы, на уроке вы выступите в роли ученых – исследователей. Группы географов, ботаников, зоологов, экологов, выберите из предложенных ту задачу , которую будучи в роли этих учёных вы сможете решить.

1. Определить географическое положение тайги

2. Изучить растительный мир тайги

3. Изучить животный мир тайги.

4. Выявить экологические проблемы тайги.
Открытие новых знаний.

^ 1.Групповая исследовательская работа

- Вы получили задание, которые выполняете, используя материал учебника и дополнительную литературу
1 группа - географы

Ваши задачи:

  1. Найдите и прочитайте толкование слова «тайга» в словарях Ожегова и Ушакова.

  2. Найдите информацию о том,какое пространство занимает тайга на планете, в первом абзаце на стр. 88 учебника. Покажите зону тайги на классной карте.

-Каков результат работы группы географов?

А вы ребята послушайте их и попробуйте ответить на вопрос: Почему тайгу называют «лёгкими планеты»?


  1. группа ботаников

- Благодаря каким растениям тайга получила такое название, расскажут ботаники.

Ваши задачи:

  1. Рассмотрите картинки и разделите на 2 группы:

растения верхнего яруса и растения нижнего яруса

  1. Сравните хвою и шишки разных деревьев.

3. Найдите информацию о том, почему лиственницу так называют,на стр. 88 во втором абзаце учебника.

Я говорю

- Какое было задание?

- Выйдите к доске и расскажите о растениях верхнего яруса. Прикрепите их к макету.

- Расскажите о растениях нижнего яруса

-Почему лиственницу так называют?

- Каким цветом обозначим растения на нашем ожерелье?

- Какие названия растений впишете? Это изумруды тайги.

- Какую пользу приносят растения тайги для человека?

-Где человек использует древесину?

- Почему в тайге всегда свежий воздух?

- А вы когда – нибудь пробовали ягоды брусники или клюквы, а кедровые орешки?Подпишите: кислород, древесина, пища

- Кого ещё кормят растения в тайге?

- Поэтому назовём их кормильцами.

-Убедились мы в ценности растений для человека?

- А здесь кроется экологическая опасность?

-Почему такое множество животных в тайге, послушав зоологов вы ответите на этот вопрос.

^ 3 группа зоологов

Ваши задачи:

1. Рассмотрите картинки с изображением животных тайги иразделите на 2 группы:

- с животными верхнего яруса тайги

-Чем питается клёст, белка. Почему у бурундука такие надутые щёки

- с животными нижнего яруса

2. Найдите информацию о том, кто является хозяином тайги, в последнем абзаце на стр. 89 учебника

-Какой камень будет обозначать животных в нашем ожерелье? Выступление

«Одна из легенд гласит, что рубины – это застывшие капли крови живших когда-то на Земле драконов. В них хранится сила всех животных»

- Какие названия впишем?

белка, клест, медведь.

- Какую пользу приносят человеку животные тайги?

- Люди издавна занимались охотой на белок и соболей. Ради чего? На лосей? (мех, пища).

- Так почему же такое множество животных в тайге?

- Значит животных назовём «едоками».Подпишите

-Убедились мы в ценности животных тайги для человека?

- Какая экологическая опасность скрывается?

4 группа экологов

-Какие экологические беды могут грозить тайге? Послушаем выступление экологов

Ваши задачи:

^ 1. Узнайте,кто убирает в тайге опавшую листву, высохшую траву? Подчеркните ответы в статье и найдите картинки

Оказывается, природа сама за собой убирает весь мусор. Есть в тайге живые организмы, которые питаются остатками растений и останками животных. Роль «мусорщиков» выполняют дождевые черви, которые поедают опавшую листву, хвою, то есть остатки растений. К «мусорщикам» также относятся все грибы и большинство бактерий и микробов. Они превращают умершие организмы в минеральные вещества, необходимые растениям.

4..^ Какие опасности угрожают тайге? Прочитать текст в рамке на стр. 92учебника

5. индивидуальная работа: составить цепь питания из картинок с изображением обитателей тайги

Еловые шишки- белка- соболь – рысь

- Какой камень будет обозначать эти организмы?

«Небесно-голубой цвет сапфира говорит о чистоте, который поддерживают бактерии и другие организмы, и о бессмертии всего живого в тайге»

- Нарисуйте синие камни сапфиров

- Какие живые организмы напишем?

«грибы», «черви», «бактерии».

- Они «мусорщики»

- Вы любите блюда из грибов? Для человека они являются… ( пища)

-Вот и получилось ценностное ожерелье тайги

-Посмотрите внимательно на гипотезу и составленное нами ожерелье. Какой вывод вы сделаете

- Для чего нужны мусорщики растениям тайги? (дают минеральные вещества)

- Так совершается круговорот веществ в тайге. Так замыкается наше ожерелье.А что может случиться, если потеряем хоть один камень из ожерелья? (оно рассыпется)

проверка индивидуальной работы

-Что произойдёт, если исчезнет хоть один представитель цепи питания? (разрушится вся цепь)

- Как защитить тайгу от экологических катастроф? На этот вопрос вы сможете ответить, выполнив самостоятельную работу.

^ IV. Самостоятельная работа. Самооценка

Зачеркни неверные утверждения

Бывая  на  природе:

-Можно  заниматься  браконьерством.

-Можно  оставить  костер  непогашенным.

- Не  оставлять   горящие  или  тлеющие угли  в  кострах

- Можно  разорять  гнезда  птиц,  ворошить  муравейники

-Не  оставлять  за  собой  мусор,  хлам

- Беречь  лес  от  пожара  и  загрязнения.

-Можно  ломать ветки  деревьев.

-Сажать  молодые  деревца.

- Какие правила надо соблюдать человеку, чтобы сберечь тайгу от экологических катастроф. Зачитайте верные утверждения по слайду и проверьте свою работу

- Оцените по алгоритму:


  1. Какое было задание?

  2. Получил ли ты результат?

  3. Выполнил полностью правильно или с ошибкой?

  4. Выполнил сам или требовалась помощь?

  5. Поставь отметку.


^ V.Итог урока

-Подведём итог урока.

-Какая была цель работы? Что мы получили в результате? (макет тайги, образон)
- Что вы можете рассказать о тайге

Начинайте ответ со слов:

-Теперь я знаю…

-Теперь я умею…
VI. Рефлексия

- Поднимите руку, кто доволен работой на уроке.
Давайте встанем в один большой круг и возьмёмся за руки. Мы связаны с природой тысячью неразрывных нитей. Каждый из вас – частица природы. И от каждого из нас зависит будущее Земли. Если мы поставим цель жить в гармонии с природой, то в итоге получим результат в сохранении и приумножении её богатств.

Похожие:

Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги iconУрок дискуссия по окружающему миру в 3-м классе Тема: «Как животные питаются»
«читать» схемы, моделировать экологические связи; способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни...
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги iconУрок исследование по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Вода и её свойства»
Образовательные цели: создать условия для формирования представления о свойствах воды, значении воды в жизни живых существ
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги iconУрок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые
Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги iconИсследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века)...
Создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема
Формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему...
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги iconУрок по окружающему миру в 4 классе. Тема: Кожа надёжная защита
Тема: Кожа – надёжная защита. Особенности кожного покрова. Строение. Функции кожи
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги iconУрок по окружающему миру во 2 классе по программе Е. В. Саплиной,...
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в научно-исследовательском институте, сотрудники которого работают по теме «Поверхность...
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги iconПлан Два восприятия мира в истории человечества. Техногенез в истории...
...
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги iconУрок по окружающему миру в 1 классе. Умк «Школа России». Учитель:...
Цель: познание учащимися процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги iconУрок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие и побываем в некоторых древних русских городах. Посмотрим, какие достопримечательности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница