Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист»




Скачать 313,41 Kb.
НазваниеТиповая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист»
страница1/3
Дата публикации17.04.2013
Размер313,41 Kb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» городского округа город Кумертау РБ

Типовая образовательная программа

дополнительного образования детей

«Юный натуралист»

Трех часовая

Пояснительная записка
Программа рассчитана на организацию внеклассных занятий с учащимися начальных классов в школе, станции юных натуралистов.

В процессе занятий большое внимание уделяется выращиванию растений, содержанию животных, проведению наблюдений и опытов, предусматривается активное и посильное участие кружковцев в охране зеленых насаждений, птиц, участие в работе «зеленых патрулей», помощи животным, попавшим в беду и т.д.

В зависимости от природных условий, в которых работает внешкольное учреждение (школа), состава учащихся, их общего развития и индивидуальных интересов, руководитель кружка при составлении плана может изменить количество часов на изучение того или иного раздела или исключить из программы отдельные темы.

Программа составлена на два года с учетом курса природоведения в начальной школе. Темы первого года занятий рассчитаны в основном на учащихся 1 и 2 классов, темы второго года – на учащихся 3-4 класса.

При формировании коллективов желательно, чтобы в кружке были учащиеся одного возраста. В основу содержания положены практические работы, тематика которых составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Работы по уходу за животными и растениями проводятся систематически, независимо от изучаемой темы.

Теоретическую основу педагог дает в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий первого и второго годов сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков кружковцев второго года занятий.

Внеклассные и внешкольные занятия с натуралистами, как правило, повторяют материалы школьного курса природоведения и систематически его дополняют конкретными фактами, полученными в результате самостоятельной работы в кружке.

Учитывая возрастные особенности школьников: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, - педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным для юннатов. И чем младше кружковцы, тем разнообразнее должны быть формы и методы занятий, все они должны способствовать выработке сознательного и бережного отношения детей ко всему живому.

Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью во всех занятиях первого и второго годов, связанных с изучением природы.

Теоретическая часть занятия должна быть краткой. Использование наглядных пособий, технических средств способствует лучшему усвоению материала и позволяет разнообразить формы и методы занятий. Практические работы и задания, выполняемые чаще всего звеньями, должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтобы школьники обязательно доводили их до конца. Своевременное, аккуратное и тщательное выполнение кружковцами порученной работы, содержание в порядке оборудования, инвентаря и инструмента, соблюдение всех правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем входят в учебно-воспитательные задачи кружка. В конце каждого занятия подводятся итоги коллективного труда. Полезно организовать за работой взаимоконтроль юннатов, заслушивать их сообщения о результатах своих наблюдений.

Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повышают интерес к занятиям в объединении. Вопросы для тематических викторин, составленных учащимися на основе своих наблюдений, помогают закреплению материала, организуют досуг.

Одна из наиболее распространенных форм кружковых занятий – экскурсии в природу. Они дают возможность педагогу углубить интересы учащихся. На экскурсиях в природу юннаты накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, экскурсии помогают формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.

Во второй год занятий экскурсии с юннатами должны иметь краеведческий характер. Пристальное внимание юннатов следует направить на изучение и охрану природы своего края. Экскурсии и однодневные походы по родному краю раскроют перед юннатами деятельность людей по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

На экскурсиях в природу кружковцы выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий наглядно оформляются и широко используются на занятиях и уроках природоведения.

Кружковцев следует приобщать к ведению дневника и наблюдений за фенологическими изменениями в природе и за изменениями, наблюдаемыми при выращивании растений (животных).
^ Примерный тематический план первого года обучения


№№

Тема

Всего часов

Теорет-ких

Практи-х

11

Вводное занятие


1

1

-

22

Осень в природе


6

3

3

33

Уход за овощными и цветочными растениями


9

3

6

44

Осенние работы на учебно-опытном участке


9

3

6

55

Осенние работы в цветнике


12

3

9

66

Осенние работы в уголке живой природы


3

1

2

77

Природа зимой


3

1

2

88

Охрана и привлечение зимующих птиц


12

6

6

99

Работа в уголке живой природы зимой


9

3

6

110

Весна в природе


6

3

3

111

Охрана и привлечение птиц


6

3

3

112

Весенние работы в уголке живой природы


6

3

3

113

Весенние работы на учебно-опытном участке


9

3

6

114

Лето в природе


6

3

3

115

Сорные растения


3

1

2

116

Полезные и вредные животные огорода


3

1

2

117

Уголок живой природы летом


3

1

2

118

Сельскохозяйственные растения и домашние животные

1

-

1

119

Итоговое занятие


1

1

-




Итого

108

43

65



^ Примерный тематический план второго года обучения



№№

Тема

Всего часов

теорети-х

практи-х

11

Вводное занятие

1

1

-

22

Осень в природе

6

3

3

33

Полезные ископаемые

3

1

2

44

Почва и её роль в жизни растений

3

1

2

55

Осенние работы на учебно-опытном участке

9

3

6

66

Плодово-ягодные растения

3

1

2

77

Птицы осенью

6

3

3

88

Осенние работы в уголке живой природы

3

1

2

99

Домашние животные

3

1

2

110

Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву

6

3

3

111

Зима в природе

6

3

3

112

Охрана и привлечение зимующих птиц

9

3

6

113

Работа в уголке живой природы зимой

6

3

3

114

Весна в природе

6

3

3

115

Птицы весной

3

1

2

116

Весенние работы в уголке живой природы

6

3

3

117

Весенние работы на учебно-опытном участке

9

3

6

118

Лето в природе

3

1

2

119

Уход за овощами, полевыми, цветочными и плодово-ягодными растениями

6

3

3

220

Работа в уголке живой природы летом

3

1

2

221

Охрана природы

6

3

3

122

Итоговое занятие

2

1

1




Итого


108

46

62



Во время летних каникул можно ограничиться общим дневником. Записи ведут по очереди все кружковцы. При изучении отдельных тем занятий предусмотрено изготовление наглядных пособий. При этом необходимо помнить о бережном отношении к природе. Коллекции в основном следует составлять из сорных растений.

Во второй год занятий кружковцы начинают приобретать навыки использования простейших метеорологических и других приборов.

Юннаты – активные помощники учителя, инициаторы общественно полезной работы по охране природы. Разнообразие изучаемых объектов и тем работы способствует выявлению наклонностей и интересов юннатов и позволяет по окончании занятий в объединении юных натуралистов выбрать по своему желанию полюбившуюся работу и перейти в специальное объединение для углубления знаний по биологии.
  1   2   3

Похожие:

Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» iconОбразовательная программа кружка «Юный художник»
Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться...
Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» iconДополнительного образования детей детская эколого-биологическая станция согласовано утверждаю
Модифицированная программа дополнительного образования детей кружка «Юный кроликовод», составлена на основе типовой программы для...
Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Секция большого тенниса»
«Школа тенниса для детей» – это динамичная образовательная программа учреждения дополнительного образования, воплощающая единство...
Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» iconОбразовательная программа «Юный натуралист»
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического и нравственного...
Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный техник»
Целью обучения по образовательной области «Технология» является развитие у школьников технологической культуры, правильных межличностных...
Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» iconОсновная образовательная программа дополнительного образования детей...
Планируемые результаты освоения обучающимися Основной образовательной программы
Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» iconПримерная программа кружка «Юный натуралист»
Программа составлена на два года с учетом курса природоведения и биологии «Бактерии. Грибы. Растения»
Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей (авторская)...
Программа «Наследие человечества» имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для детей 14-18 лет, интересующихся...
Типовая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» iconОбразовательная программа детского объединения «Юный репортёр»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница