Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»




Скачать 287.85 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
страница1/3
Дата публикации16.09.2013
Размер287.85 Kb.
ТипКонкурс
pochit.ru > География > Конкурс
  1   2   3
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ МОРДОВИИ»

Качественная оценка рекреационных ресурсов Темниковского района
Авторы работы:

Кукушкина Ольга Владимировна,

ученица 10 класса

Герасимова Елена Владимировна, ученица 11 класса

Научный руководитель: Тябердина Любовь Ивановна, учитель географии

Саранск

2013


Содержание

Введение ……………………………………………..……….…. 3
Часть 1. Современные представления о рекреационных ресурсах географической системы и их использование ………………………… 4
^ Часть 2. Качественная оценка рекреационной привлекательности геосистемыТемниковского района
2.1. Качественная оценка состояния природно-рекреационных ресурсов………………………………………………………………… 6
2.2. Качественная оценка состояния историко-культурных

объектов………………………………………………………………. 8
2.3. Рекреационное районирование………………………………… 12
Заключение ………………………………………………………… 14
Список литературы ………………………………………………… 15
Приложения ………………………………………………………… 16


Введение

Актуальность и новизна проблемы. Ранее территория района в таком аспекте не изучалась, т.е. качественная оценка этой территории с рекреационной точки зрения не проводилась. Она позволит увидеть перспективы развития территории, определить ее будущее.

В качестве объекта исследования была выбрана географическая система Темниковского района Республики Мордовия.

^ Предметом исследования является комплексная качествення оценка рекреационной привлекательности геосистемыТемниковского района Республики Мордовия

Цель: Провести комплексную рекреационную оценкуТемниковского района Республики Мордовия с целью создания исследовательского проекта по его включению в экскурсионный маршрут «Золотого кольца России»

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

1. Выявить современные представления о рекреационных ресурсах и их использовании на основе теоретических источников;

2. Провести качественную оценку рекреационной привлекательности геосистемыТемниковского района;

3. Создать рекреационную карту территории района;

4. Предложить рекомендации по развитию рекреационной привлекательности района.

^ Гипотеза исследования: если провести качественную оценку рекреационной привлекательности географической системы Темниковского района Республики Мордовии, то можно составить рекомендации по более эффективному их использованию и провести рекреационное районирование геосистемы.

^ Проблема работы: Какова рекреационная привлекательность Темникосвкого района Республики Мордовия.

Методы работы: теоретические - анализ литературных источников, описательный, изучение картографического материала;

эмпирические – социологические (беседа, опрос), математические (математико-статистический анализ, систематизация экспериментальных данных, их табличная и графическая интерпретация, картографический).

Практическая значимость работы. Полученные результаты дают возможность осуществлению научно-обоснованной качественной оценки рекреационных ресурсов территории, позволяют использовать материалы при разработке локальной политики социально-экономического развития района, проблемы организации отдыха и улучшения здоровья населения и гостей района.

^ Ожидаемые конечные результаты работы: качественная оценка

рекреационной привлекательности геосистемыТемниковского района Республики Мордовия; создание рекреационной карты района; составление рекомендаций по использованию рекреационных ресурсов.

^ Место проведения исследования – Темниковский район Республики Мордовия.

Сроки проведения исследования – 2010-2013 годы.

Часть 1. Современные представления о рекреационных ресурсах географической системы и их использование

«Рекреация» - это польское слово Rekreacja – отдых, от латинского Rtcreanio – восстановление; помещение для отдыха; отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Рекреационные ресурсы — это совокупность элементов природных, природно-технических и социально-экономических геосистем, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме, т.е. для организации рекреационного хозяйства. Эти ресурсы включают не только природные объекты, но и любые виды вещества, энергии, информации, являющиеся основой функционирования, развития, стабильного существования рекреационной системы[i].

В настоящее время они приобрели огромное значение. Конечно, эти ресурсы нельзя назвать чисто природными, так как к ним относятся и объекты антропогенного происхождения, в первую очередь историко-архитектурные памятники. Но основу рекреационных ресурсов составляютприродные элементы: морские побережья, берега рек, леса, горные районы и т. д.Практически все природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от рекреационного спроса и специализации региона.

Классификация рекреационных ресурсов[ii].

Климатические ресурсы; компоненты природного ландшафта (виды ландшафта, степень комфортности ландшафта и др.); временные (сезоны года); пространственно-территориальные (географические широты, солнечная радиация и зоны ультрафиолетового излучения).

Гидроминеральные ресурсы: лечебные минеральные воды, лечебные грязи, лечебные глины, иные лечебные природные ресурсы.

Орографические ресурсы: горные местности, равнинные местности, пересеченные

местности, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Гидрографические элементарные ресурсы: водные ; памятники природы — открытые

водоемы, родники.

Биологические ресурсы: фауна(животный мир) и флора (растительность).Лесные

элементарные ресурсы: государственный лесной фонд, природно-заповедный фонд, городские леса, леса — памятники природы и др..

Совместно с природно-рекреационными территориями, рассматривают культурно-исторические достопримечательности — памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Тогда говорят о рекреационных ресурсах в широком понимании этого слова.

Трудовые ресурсы: медицинский, технический и обслуживающий персонал,

обеспеченность ведомственным жильем и общежитием, домовладение; ипотечное кредитование покупки жилья и т.д..

Социально-культурные ресурсы: компоненты культурного ландшафта: этнос

народный эпоснародная кухнянародные промыслымузеи, картинные галереи, панорамыпамятники культуры различных форм собственности. Спектр учреждений отдыха: клубы, дворцы культуры, дискотеки, рестораны, бары, ночные клубы, казино, боулинг, залы игровых автоматов.

Дорожно-транспортные элементарные ресурсы: виды транспорта, качество дорог, удобное расписание прибытия и отправления транспорта, наличие и удобный режим работы автозаправочных станций, станций технического обслуживания, пунктов питания и бытового сервиса.

Коммуникационные элементарные ресурсы: состояние развития услуг связи, телевидение,междугородный телефон-автомат,Интернет, сотовая связь.

Элементарные ресурсы здравоохранения: развитость муниципальной и частной

системы здравоохранения для оказания экстренной квалифицированной врачебной медицинской помощи,уровень профессиональной подготовки медицинского персонала санаторно-курортных организаций, необходимый состав врачей-специалистов.

Ресурсы сервиса: парикмахерские и салоны красоты, косметологические салоны;

ателье по пошиву и ремонту одежды; химчистка; прачечная; магазины и пр.;

Ресурсы спортивного досуга: тренажерные залы, спортивные залы, сауна с бассейном,

спортивные площадки.

Оценка рекреационных ресурсов производится на основе пофакторной оценки каждой

изсоставляющих: рельефа, водных объектов, биоклимата, гидроминеральных и уникальных природных лечебных ресурсов, историко-культурного потенциала, рассматриваемой с точки зрения использования её конкретным видом туризма.

В настоящее время недостаточно внимания уделяется исследованию качественного состояния и рекреационной ценности земель для удовлетворения потребностей населения в качественном доступном отдыхе. При этом рекреационный потенциал этих территорий используется преимущественно для стихийной рекреации. Отсутствие научно-обоснованного методического обеспечения качественной оценки рекреационных земель способствует развитию интенсивной деградации и не целевому использованию этих территорий, что значительно снижает качество отдыха населения.

Целевое назначение рекреационных земель предполагает создание обширной базы данных, в которой должны быть отражены сведения о географическом положении, характеристике рельефа, климата, почвенного покрова, гидрологической сети, биоте, экологической напряжённости, сети рекреационных учреждений, транспортной и инженерной инфраструктур. Исходя из этого, возникает проблема разработки интегрированной системы показателей качественной оценки состояния и рекреационной ценности земель[iii].

Для качественной оценки рекреационных ресурсов используется естественная и социально-экономическая комфортность, перцептивные свойства и экологическая напряжённость компонентов ландшафтов. Для определения рекреационной ценности проводится оценка кадастровой стоимости земель, а для покомпонентного качественного состояния рекреационных ландшафтов проводится анализ качественного состоянии естественных и геокультурных ландшафтов на основе показателей естественной, социально-экономической комфортности, перцептивных свойств экологической напряжённости. Кадастровая оценка рекреационных ландшафтов проводят с помощью конкретизировано целевого выделения рекреационных земель, осуществляют дифференциацию рекреационных земель и проводят рекреационное районирование территории [iv].

Часть 2. Качественная оценка рекреационной привлекательности геосистемыТемниковского района

2.1. Качественная оценка состояния природно-рекреационных ресурсов.

Для оценки рекреационной привлекательности территории провели анализ качественного состояния естественных и геокультурныхгеосистемТемниковского района на основе показателей естественной, социально-экономической комфортности, перцептивных свойств и экологической напряженности. Исследовали качественные показатели биоклимата, гидрогеологические, геоморфологические условия, поверхностные воды, ресурсы биоты, историко-культурные объекты, рекреационную сеть, транспортную инфраструктуру.

В результате проведенного анализа было выявлено, что компоненты естественных ландшафтов исследуемого региона характеризуются преимущественно средними показателями качества.

Первый способ:Определение показателя кадастровой оценки рекреационных геосистемТемниковского района(табл. 1)[v].1)Были анализированы биоклиматические условия Темниковского района. Они характеризуются ярко выраженной периодичностью, формирующей сезонную контрастность температур. Периоды, в течение которых создаются комфортные для рекреации типы погод, приходятся на зимний и летний сезоны года. В зимние дни погода кажется еще более живописной, чем летом. Открываются красивые панорамы на озера и реку Мокша, застывшие под ровным, ослепительно белым покровом снега, окруженные темно-зелеными лесными массивами.В течение 230 дней формируются благоприятные для организации комфортного летнего и зимнего отдыха, Количество часов солнечного сияния и периоды с положительными температурами характеризуются средними, а экстремальные условии хорошими кадастровыми качествами, т.е. удовлетворительны для рекреации.

2) Геоморфологические качества геосистемыТемниковского района исследовали по литературным источникам, на основе данных статистики и собственных полевых исследований. Выявлено, что компоненты характеризуются сочетанием разных геоморфологических типов. Большая часть территории занята плоскоместным и холмистым типом ландшафта, имеющим не густую овражно-балочную расчлененность. В северной части района и около г. Темникова встречаются известково-карстовые ландшафты. Примером является карстовое озеро Ендовище. Территория характеризуется средней густотой овражной сети и заболачиванием[vi].

3) Гидрографическая сеть представлена реками Мокша и Сатис, Урей, а также их притоками. Скорость течения и качество дна характеризуются хорошими, а полноводность средними качествами. Озера являются типичными пойменными озерами-старицами. Это следы и остатки старых русел р. Мокши, меандрировавшей по своей долине. Это Вячкишево, Жегалово, Инорки, Савина и др. Имеются и карстовые озера. Самое большое из них – Ендовище. Великое множество озер, рек и ручьев – самая яркая особенность пейзажа. Чередование холмов, озерных котловин, речных долин оживляет пейзажи, делает их более привлекательными для туристов и отдыхающих. Особенно привлекают пляжи рек и озер. Имеются ресурсы минеральных вод, геохимический состав которых делает данный район перспективным для развития рекреации оздоровительной направленности.

^ Показатель кадастровой оценки рекреационных геосистемТемниковского района.

Таблица 1.

/п

Показатели кадастровой оценки

Показатели качества

Качество

Биоклимат

1.

Количество часов солнечного сияния (час /год)

1) 92,1 кДж/см

2) 363,8 кДж/см

среднее

2.

Периоды с t (15 – 25 0С) и относительной влажностью 30-80 % (мес. в году)

4 -5 месяцев

среднее

3

Периоды с t (0- (-50С))

3 месяца

среднее

4.

Высотой снежного покрова 25-40 см (мес. в году)

3 месяца

среднее

5.

Экстремальные погоды (периодичность)

Эпизодически, менее 30 дней в году

хорошее

Орография и геоморфология

1.

Густота овражно-балочного расчленения (км/км2)

0,3 - 0,7

среднее

2.

Подтопление, заболачивание

(% площади)

до 50 %

среднее

Гидрологические характеристики рек (Мокша)

1.

Скорость течения (м/сек)

0,2

хорошее

2.

Полноводность в течение года

Весеннее половодье и летняя межень

среднее

3.

Характер дна

Песок

хорошее

^ Социально-экономические объекты

1.

Рекреационные учреждения (детские оздоровительные лагеря)

единичные

среднее

Парцептивные свойства

1.

Эстетическая пейзажность

Двух-трехплановость обзора и цветовой гаммы

среднее

2.

Историко-культурная ценность

сеть объектов

хорошее

Экологическая напряженность

1.

ПДК (предельно-допустимые компоненты)

1

хорошее

2.

БПК (б-допустимые компоненты)

2.0

среднее

3.

Риск заболеваемости

Нет

хорошее
  1   2   3

Похожие:

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся: ««Интеллектуальное будущее Мордовии»
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Республики Мордовия
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Научный Советникова Т. В., учитель информатики мбоу «Инсарская сош №1»
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное...
Республика Мордовия, г. Саранск, Лямбирский район, с. Хутор-Лопатино, ул. Луговая. 9, кв. 30
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
История возникновения мирового туризма и его развитие на разных этапах истории
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Багдалова Юлия Шамилевна, моу «Кривозерьевская сош», учитель математики и информатики
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Багдалова Юлия Шамилевна, моу «Кривозерьевская сош», учитель математики и информатики
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Осадочные горные породы
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (иновационное) будущее мордовии»
Почтовый адрес школы: 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Советская, д. 55
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее мордовии»
Работа выполнена обучающимся 9а класса моу «Большеелховская сош» Сапожниковым Кириллом
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница