Скачать 2,68 Mb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Стародворская СОШ» _________________ /Жилина Т.Н./ «___» ___________ 2012 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» (2012-2015 г.г.) С. Старый Двор 2012 г. ВВЕДЕНИЕ Одной из проблем, которые наиболее ярко обострились в последнее десятилетие, является проблема здоровья населения страны и подрастающего поколения в частности. В связи с этим необходимо определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении здоровья детей, тем более что именно в период нахождения ребенка в школе продолжает формироваться его образ жизни. И от того, насколько образ жизни будет здоровым, зависит благополучие не только школьника, но и будущего гражданина. Современная школа – это не только система ретрансляции знаний, это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, тем более что в последние годы, ценностное ориентирование родителей и семей значительно снизилось. О влиянии обучения на здоровье детей ведутся дискуссии на протяжении многих десятилетий, а в период модернизации российского образования все больше и больше стали говорить об отрицательном воздействии системы школьного образования на здоровье детей. Традиционно сама категория здоровья в большей степени связана с учреждениями медицины, а не образования. В связи с этим актуальным является определение роли педагогических и медицинских работников в решении проблемы здоровья, которое должно охранять общество и государство. В решении этой проблемы самым массовым и авторитетным представителем является школа. Именно поэтому информация о здоровье, исходящая из школы, будет самой эффективной. С середины 90-х годов в образовательных учреждениях Владимирской области стали появляться различные программы кружков, факультативных курсов, конспектов интегрированных уроков по изучению компонентов здоровья. С 1998 года муниципальные образовательные структуры стали открывать экспериментальные площадки по проблеме «Образование и здоровье». При этом наметилась тенденция подмены школы учреждениями медицины, которая в настоящее время сохраняется в моделях «Школа – территория здоровья» и «Школа здоровья». Однако задача медицины количественно и качественно оценивать состояние здоровья, задача педагогики формировать педагогическими приемами мотивацию быть здоровым. На этот аспект выделен в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года. «В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся». В связи с этим модель «Школы, содействующей здоровью» является более перспективной в плане реализации сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Под «школой, содействующей здоровью» следует понимать учреждение образования со здоровьесберегающей и здоровьетворящей окружающей средой. Здоровьесберегающее образование связано с педагогической деятельностью, которая направлена на развитие наличного состояния здоровья субъектов педагогического процесса. Это целенаправленно организованный педагогический процесс обеспечивает становление здоровья учащихся и учителей в условиях их взаимодействия в течение каждого учебного дня. Следует учесть, что в последние десятилетие трансформировались социальные ожидания от школ. Если раньше в системе социальных ожиданий доминировали знания и умения, то в настоящее время общество ждет от школы формирования поведенческих моделей адаптированных к постоянно меняющимся условиям социума. Приоритетными являются поведенческие модели, направленные на умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве, здоровый образ жизни. В связи с этим существует прямая зависимость будущего школьников от их образовательного и поведенческого уровня, в котором здоровье выделяется как системообразующее звено благополучия, гарант успешности. Опыт реализации программ по обучению здоровому образу жизни в европейских странах показывает, что не существует единого подхода для решения возникших проблем гармоничного развития ребенка, однако это не является главным недостатком. Обучать здоровью, здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек можно и нужно. Для этого требуется строить учебный процесс так, чтобы в ходе его реализации расширялись посково-двигательные, чувственно-эмоциональные возможности каждого учащегося, не иссякал его интерес, не накапливалась усталость и, тем более, стресс и отторжение. В учебно-образовательном процессе, построенном таким образом, учитываются возрастные особенности развития учащихся и сохраняется главный смысл здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих педагогических технологий – формирование здоровой, социально активной личности. Предполагаемая нами модель отражает основные направления работы школы в целях сохранения, поддержания и укрепления здоровья, формированию здорового образа жизни учащихся в условиях общеобразовательной школы. Модель «Школы, содействующей здоровью» состоит из следующих компонентов: управленческого, образовательного, гигиенического, диагностического, оздоровительного, социального, воспитательного, консультационного. ^ Управление моделью «Школы, содействующей здоровью» осуществляется по комплексной программе сохранения и укрепления здоровья школьников, на основе анализа форм и методов здоровьесберегающей деятельности и возможности их применения в конкретных условиях. ![]() В образовательном учреждении создан Совет содействия здоровью, который определяет стратегию и тактику здоровьесберегающей и здоровьетворящей деятельности. ![]() Административное управление осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет содействия здоровью, педагогический совет, методический совет, общешкольную конференцию, родительский комитет. Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировачную и оценочно-результативную функции. ![]() Организация методической работы в школе строится на проблемно- диагностической основе, отслеживании и непрерывном анализе результатов деятельности школы. ![]() Работа методической службы ориентирована на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие личности школьника. Основой методической работы являются следующие методологические подходы:
Работа над единой методической темой должна объединять все методические объединения и отражаться в планах всех методических служб, а также в персональных методических темах по самообразованию. Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется по базисным учебным планам, в которых здоровье сберегающий компонент включается в вариативную часть (школьный компонент). ^ МОУ «СТАРОДВОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 2009-2010 учебный год Режим работы школы: 5-дневная учебная неделя – 1 классы; 6-дневная учебная неделя – 2-11 классы.
|
![]() | Программа «Школа территория здоровья» Программа «Школа территория здоровья» представляет собой долгосрочный нормативный документ и предназначена для консолидации усилий... | ![]() | Образовательная программа мбоу сош №5- «Школа здоровья и развития»... Индивидуальное и дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья |
![]() | Приказ №182 от 31 августа 2011 г Программа по созданию здоровьесберегающей... Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление... | ![]() | Образовательная программа моу сош №5- «Школа здоровья и развития»... Индивидуальное и дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены | ![]() | Образовательная программа мбоу- верхневилюйская средняя общеобразовательная... Республика Саха (Якутия), Верхневилюйский улус, с. Верхневилюйск, ул. Героя Васильева, дом 47, e-mail: vvsh2@mail ru,тел/факс: 8... |
![]() | Инновационная образовательная программа «школа территория спорта и здоровья» России и Санкт-Петербурга образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост и социальную стабильность.... | ![]() | Программа развития «Школа территория здоровья» Проблема сохранения и укрепления здоровья – одно из приоритетных направлений развития России. Пути ее решения нашли отражения в Национальных... |
![]() | Образовательная программа начального общего образования на 2012-2015... Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4... | ![]() | Программа развития на 2011-2015 годы «Школа гражданского становления» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04. 02. 2010 |