Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район




Скачать 69,42 Kb.
НазваниеУрок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район
Дата публикации13.09.2013
Размер69,42 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Проведен 18.02.2010г. на открытом

педагогическом совете «Системные

эффекты использования современных

образовательных технологий в учебно-

воспитательном процессе» Урок географии в 9 классе.

Тема: Центрально-Черноземный район.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование, модульный урок.

Задачи урока:

Предметные:

1.Изучить этапы освоения территории, развития хозяйства района, природно-ресурсного потенциала и территориальной структуры.

2.Установить взаимосвязь между специализацией района и перспективами его развития.

3.Учить решать проблемные ситуации, используя различные информационные источники.

Развивающие:

1.Продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся, умение работать в группе.

2.Формировать умения планировать свою деятельность.

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности.

2. Способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения. Оборудование и оснащение урока:

Технические СО: компьютер, мультимедийное оборудование, экран; Учебно-информационные СО: карты атласа за 8 и 9 классы; справочные материалы, учебники; «маршрутные листы», гербарий, энциклопедия «Города России»; материалы СМИ («Аннинские вести» №8 от 26.01.2010 г., «Твоя земля» №1 от 19.01.2010), презентация «Город Воронеж», презентация «Центрально-Черноземный район».

Ход урока.

І. Организационный этап.

Учитель под музыкальное сопровождение читает стихотворение.

(слайд 1 «ЦЧР»)

Край мой Чернозёмный,

Степи и луга, там за горизонтом

Тёплые стога…

Белгород Великий, Курская дуга,

Родина Кольцова сердцу дорога.

Славен и богат ты

Добрыми людьми.

Здесь по Дону трелью

Свищут соловьи…

ІІ. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Сообщение темы и целей урока.

Уважаемые друзья, я приглашаю вас в увлекательное путешествие, где шаг за шагом мы узнаем и создадим образ ЦЧР – территории, на которой мы с вами проживаем.
«Маршрутные листы» укажут вам этапы изучения материала, кроме того, вы найдёте в них подсказки. Также вы должны делать в них свои записи по ходу урока.

2. Определение проблемы урока:

В конце занятия вам предстоит объяснить:

(слайд 2 «Почему?»)

1. Почему в «маршрутных листах» ЦЧР изображён на фоне «сердца»;

2. Зачем я принесла на урок данные предметы: хлеб, сахар, металлический предмет и стакан с водой из нашего школьного колодца?

Как данные предметы связаны с изучаемой темой урока?

^ IΙΙ. Этап изучения нового материала.

- Итак, в добрый путь!

- Как вы думаете, почему район получил двойное название: Центральный и Чернозёмный?

(потому что район входит в состав Центрального района и богат плодородными черноземами)

- Рассмотрим вначале ЭГП района (слайд 3 «Контур ЦЧР»)

В состав района по Госплановому делению входят 5 областей:

Курская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская и Воронежская области. Центром ЦЧР считается город Воронеж.

Задание: нанесите состав района на контурную карту в маршрутных листах, подписав главные города. Название городов совпадает с названием области.

(слайд 4 «Соседи района»)

- Определим соседей района:

На севере район граничит с Центральным районом, который имеет хорошее экономическое развитие;

На востоке с Поволжьем – это также экономически развитый район с богатыми запасами природных ископаемых;

На юго-западе район граничит с бывшей союзной республикой – Украиной, прозрачные границы с соседним государством способствует развитию партнёрских отношений;

С юга район граничит с Северным Кавказом, который также имеет хорошие перспективы развития хозяйства, но политически - проблемный район.

(слайд 5 «Население»)

Население района составляет 7,5 млн. человек, плотность населения 45 человек на 1 км² (запишите данные в маршрутные листы). По плотности район занимает 3 место в Российской Федерации. Район населяют 98% русскоязычного населения и 2% других народов.

Первые упоминания о территории ЦЧР и его населении начались ещё в 9-10 веках. Для защиты от постоянных нападений татар славяне строили линии защиты, так называемую «засечную черту». Одна из таких линий – Белгородская черта. С 16 по 19 века данная территория становится главной хлебной базой России и остается до сих пор, уступая только Кубани. В 20 веке в сельское хозяйство внедряется более доходная культура – сахарная свекла. Наша область, Аннинский район и наше хозяйство также специализируется на выращивании данной культуры. В 19 веке найдено новое месторождение железной руды, что способствует развитию горнодобывающей промышленности.

(слайд 6 «Транспорт»)

Через район проходят железные дороги из Центрального и Поволжского районов. По территории идут транзитные магистрали нефте- и газопроводов. Район сухопутный, имеет только одну крупную реку Дон с верхним течением. Обозначьте реку на контурных картах в маршрутных листах.

Какой можно сделать об ЭГП Центрально-Чернозёмного района? В чем «+» и «-« его положения?

Запишите результаты в маршрутные листы. Давайте проверим.

вывод: «+» «-«

1. Благоприятное соседство 1. Северный Кавказ – политически

2. Имеет все виды транспорта проблемный район

3. Центральное положение 2. Водная проблема.

  1. Этап проблемно-исследовательской деятельности

1. Подготовительная работа.

- Для дальнейшего исследования я предлагаю вам разделиться на 3 группы.

1 группа «географы-краеведы». Вам предлагается исследовать природно-ресурсный потенциал района. В маршрутных листах указан план исследования и информационные источники, а именно, карты атласа, климатограмма, гербарий. Обсудив результаты исследования, вы должны сделать вывод и записать его в маршрутные листы.

2 группа «географы – экономисты» Используя экономическую карту, материалы СМИ, справочные материалы учебника, выясните специализацию района и также запишите вывод в маршрутные листы.

3 группа «географы – экскурсоводы» Используя материалы энциклопедии «Города России» объясните, о чем могут рассказать гербы главных городов ЦЧР.

2. Исследовательская деятельность.

(на подготовку отводится 5-7 минут, учитель проводит индивидуальные консультации) гостям предлагается разгадать геральдику городов

3. Рефлексия исследовательской деятельности (выступление групп):

1 группа «Географы-краеведы» (слайд 8 «природно-ресурсный потенциал»)

- проанализировав физическую карту атласа, я выяснил, что ЦЧР находится в середине Русской равнины, а именно, на Среднерусской возвышенности и Окско-донской равнине в лесостепной зоне.

- мною была изучена климатограмма (слайд 9 «климатограмма») данной территории, я выяснил, что средняя температура января - 15˚, июля + 20˚, среднегодовое количество осадков 400 мм, преимущественно дуют западные ветры. Можно сделать вывод, что над территорией сформировался умеренно-континентальный тип климата.

- в результате исследования гербария я заметила, что растительный мир соответствует лесостепной природной зоне. Здесь произрастают широколиственные и смешанные леса, много луговых трав. (показать…). Из карт атласа я узнала, что главными природными ресурсными являются черноземы, а из полезных ископаемых – железная руда в районе Курской магнитной аномалии, которое занимает первое место в мире по своим запасам.

Вывод: район богат чернозёмами, железной рудой, мало запасов воды.

2 группа «географы-экономисты»

(слайд 10 «экономическое положение»)

- для исследования я использовал экономическую карту района и выяснил:

Черная металлургия использует рудные богатства.

Например,

^ Лебединский горно-обогатительный комбинат в Белгородской области производит порошкообразный рудный концентрат.

Новолипецкий металлургический комбинат специализируется на выплавке чугуна и стали.

^ Оскольский электрометаллургический комбинат производит сталь, методом прямого восстановления железа, минуя доменный процесс.

В районе развито машиностроение.

- проанализировав справочные материалы в учебнике и диаграмму я выяснил

(слайд 11 «диаграмма хозяйства») …………

^ Можно сделать вывод: что в промышленности район специализируется на черной металлургии и машиностроении, в сельском хозяйстве: на выращивании зерновых культур, сахарной свёклы. (запишите вывод в маршрутные листы»)

- в своем исследовании я использовала материалы СМИ (назвать какие издания) и пришла к выводу, что у района есть хорошая перспектива развития. Так, например, Воронежская область вошла в программу приоритетных национальных проектов по развитию агропромышленного комплекса и улучшению социальной сферы региона. Правительством запланировано инвестировать военную промышленность, машиностроение. (можно зачитать цитату из СМИ).

Из последнего выступления можно сделать вывод, что район действительно имеет перспективы развития. (слайд 12 «перспективы развития»).

Обсудите в группах возможные перспективы развития, дополняя предложения своими рассуждениями. Запишите в маршрутные листы варианты ответов.

^ 3 группа «геграфы-экскурсоводы»

- Ну, что ж, а теперь пора немного отдохнуть, потому что мы предоставляем слово нашим «географам-экскурсоводам»

Работая с энциклопедией «Города России» мы выяснили, что по гербам можно определить особенность территории, или историю образования, или специализацию области. (слайд 12-17)

Также используя ресурсы Интернета, мы подготовили презентацию о городе Воронеже (презентация «Город Воронеж).

  1. Итог урока

- Пришла пора ответить на главные вопросы, поставленные вначале занятия. (слайд 18 «сердце»)

- Как связаны данные предметы на столе с ЦЧР.

  1. Домашнее задание.

(слайд 19 «проблемы»)

- В маршрутных листах у вас остался последний этап «Проблемы района». Подумайте и предложите свои пути решения проблем. Вы можете изложить свои перспективы решения проблемы в форме проектов, презентаций или рисунков. Аргументируйте предложенные варианты материалами из СМИ, Интернета.

Похожие:

Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район iconТесты составила учитель географии мбоу «Нововязниковская оош»
Укажите верные сочетания «район – сельскохозяйственные культуры» а северный Кавказ – рис, цитрусовые, виноград б поволжье – зерновые,...
Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район iconУрок по географии и математике в 8 классе Тема: «Природные зоны России»
...
Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район iconУрок по географии в 10 классе тема «Сельское хозяйство. Его основные...
Рассмотрим понятия «зелёная революция», товарное и потребительское с/х». А также выявим главные черты мирового зернового хозяйства....
Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район iconУрок географии в 6 классе Тема: Обобщающий урок по теме «Атмосфера»
Сегодня на уроке мы подведём итоги по результатам изучения одной из оболочек Земли… Её название вы видите на слайде, только буквы...
Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район iconРазработка урока по географии в 9-м классе по теме " Поволжский экономический...
Обратить особое внимание на охрану природы в условиях высокой концентрации производства
Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район iconУрок географии в 9 классе Тема урока Обобщение знаний по теме «Межотраслевые комплексы»
Развивать коммуникативные способности, чувства ответственности и активизация мыслительной деятельности учащихся
Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район iconУрок географии 9 класс. Тема урока. Западно Сибирский экономический район
Познакомиться с особенностями эгп, природных условий и ресурсов, отраслями специализации, проблемами и перспективами развития Западной...
Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район iconУрок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока
Образовательные: изучить хозяйство Западной Сибири в целом и нефтегазовый комплекс как основу хозяйства района
Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район iconУрок географии в 6а классе Тема урока: Озера
Образовательные: организовать работу учащихся по усвоению знаний о многообразии озер Земли, происхождении озерных котловин, бессточных...
Урок географии в 9 классе. Тема: Центрально-Черноземный район iconУрок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы
Цели урока: Освоение такого метода структурирования большого объема информации, как создание географического образа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница