Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Описание снежинок" Цели




Скачать 69,15 Kb.
НазваниеУрок развития речи в 5-м классе по теме: "Описание снежинок" Цели
Дата публикации08.09.2013
Размер69,15 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Описание снежинок"

Цели:

  • Подготовить к домашнему сочинению.

  • Познакомить с элементами описания.

  • Научить передавать впечатление в высказываниях, использование эпитетов, сравнений в речи.

Оборудование: грампластинка “Снежная королева”, грамзапись “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Репродукции картин:

  • М.Грабарь “Февральская лазурь”;

  • К.Юон “Конец зимы. Полдень”;

  • Левитан “Март”;

  • Г.Нисский “Февраль. Подмосковье”.

Литература:

  • Г-Х. Андерсен “Снежная королева”;

  • С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”;

  • Гофман “Щелкунчик”.

Приложение:

  • Альбом “Зимний пейзаж”.

  • Карточки в форме снежинок.

На доске высказывания о снеге:

“Может вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг?”

С.Есенин.

“Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит”.

А.Пушкин.

“Снег, словно мёд ноздреватый”.

С.Есенин.

^ ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Урок, ребята, необычный! Сегодня мы с вами будем знакомиться с элементами описания природы. Готовиться к сочинению – описание природы.

^ II. Постановка задачи

– Вы любите зиму? Сейчас мы это проверим. Природа прекрасна во все времена года. Мы так привыкли к ней, что порой забываем про неё. Она прекрасна и очаровательна. Во все времена она вдохновляет поэтов, писателей, композиторов.
Прислушайся, и ты услышишь, как загадочно журчит ручей, присмотрись, и ты увидишь, как плывут облака, как ярко светит солнце, как серебрится снег. Хороша русская природа! Ребята, в тысячу раз богаче люди, которые понимают природу, любят, ценят её. И сегодня мы с вами постараемся понять душу природы, раскрыть её тайны.

^ III. Изучение нового материала

– Ребята, как называется, рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении?

Учащиеся: Пейзаж.

У учителя слово написано на бумаге. Он прикрепляет его к доске.

Это слово надо запомнить.  Подбираем слова, словосочетания. В “Толковом словаре” под редакцией С.И.Ожегова (стр. 495) читаем:

Пейзаж

  1. Общий вид какой-то местности.

  2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Примеры:

  • Пейзажи русских художников.

  • Пейзажи в романах Тургенева.

  • Пейзажная живопись.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

–  Назовите детали зимнего пейзажа. (Сугробы, деревья в снеговых шапках, солнце в снегу, серебристый иней, хрустальные снежинки, белый снег на чёрную землю и.т.д.)

– Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите ответ на неё.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту,
Он на солнышке – румяный,
Под луною – голубой.
Он за ворот и в карманы залетает
К нам с тобой.
(Cнег.)

– Какая часть речи помогла вам отгадать загадку? (Глаголы, прилагательные.)

– Вы правильно определили роль глаголов (слетает, сверкает, тает, залетает) и имён прилагательных, они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогает определить его. Героем урока будет снег. Снег часто становится персонажем сказок. Назовите такие сказки. (Братья Гримм – “Госпожа Метелица”, С.Маршак “12 месяцев”, Г.Х.Андерсен “Снежная королева”.)

Учитель: В сказке “Снежная королева”, Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы – снежинки – сопровождают её во всех путешествиях и становятся соучастниками злых волшебных дел. Да и сама Снежная королева – это, вероятно, тоже недобрая снежинка, которая превратилась в прекрасную женщину.

^ Найдите описание Снежной королевы в карточке.

– За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая!
Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя.

– Ребята, какая она была?

– А что создаёт такое впечатление? (Ледяное сердце, ледяные глаза, веет холодом, на ней снежное платье.)

– И всё-таки она была прекрасна!

^ Ученики вместе с учителем читают и анализируют текст описания “Снежной королевы”, снежинок – слуг.

– Ребята, какие мы видим снежинки?

– Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду.
Это было так красиво!
Навстречу Герде нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние – нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые, дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоглавых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями.

– А почему Андерсен сравнивает снежинки с ежами, змеями? (Потому что они все злые, он хотел показать какие они недобрые.)

– В руках злого человека, даже такие прекрасные предметы могут вызывать ощущение страха, неуютности.
Но всё же снег – это прекрасное явление природы.
Учитель: Ребята, представьте, что за окном пурга. Дверь распахнулась. К нам залетели снежинки.

Тсс…Когда идёт снег, хочется помолчать, подумать…

Подставить ладошку и посмотреть на чудо – зимнее – снежинку.

Они сверкают, искрятся, узорчатые, кружевные!

И всегда разные и по форме, и по цвету, и на ощупь, и звучат по-разному.

– Возьмите снежинки, на них задания, подберите красивые слова, высказывания, сравнения, эпитеты. Одним словом подберите снежные слова.

^ IV. Самостоятельная работа

Дети работают 5 минут; затем говорят слова учителю. Учитель на доске оформляет в виде таблицы.

^ Цвет, краски.

Действие

Звук

 

 

 




Цвет: нетронутая белизна снега;

Краски:

  • сиреневый, золотисто-розовый;

  • густо-синий в тени;

  • опаловый в лунную ночь;

  • переливающийся звёздами;

  • ослепительно блестящий на солнце.

Снежный покров на взгляд и на ощупь:

  • воздушно лёгкие снега;

  • воздушная пышность;

  • глубокий;

  • хрупкий; ноздреватый;

  • рыхлый; пушистый;

  • зернистый; снег, словно мёд ноздрей.

Звуки:

  • сыпался как стеклянный дождь;

  • падающий с ёлки;

  • звенел;

  • хрустел.

Действие:

  • валит снег и стелет шаль;

  • сверкает; серебрится;

  • хрустит; вязнет;

  • слетает; тает;

  • залетает;

  • скользить по снегу;

  • падает; мелькает;

  • вьётся; ложится белой пеленой;

  • иней на снегу сверкает.




^ V. Творческая работа

Учитель: Видите, как много мы вспомнили снежных слов. Молодцы.

Обратите внимание на доску. Вот как описывают снег русские поэты.
Но не только в стихах мы встречаем воспоминания о снеге. Оказывается, снег может быть и героем музыкального произведения. Например, музыкальной сказки. У русского композитора Петра Ильича Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана “Щелкунчик”.

^ Герои сказки попадают в заснеженный лес и видят прекрасный танец снежинок.

– Чайковский назвал этот чудесный танец “Вальс снежных хлопьев”. Послушайте отрывок и скажите, что происходит в лесу?

– Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершите вместе с героями сказки путешествие в зимний лес.

^ Закройте глаза.
Представьте себе, что мы тайком пробрались с вами в зимний сказочный лес и вам нужно будет увидеть, услышать и нарисовать словами “Вальс снежных хлопьев”. А рисовать и описывать вам будет легко, т.к. вы были в зимнем лесу и наблюдали за снегом, какой он, как звучит, какой на ощупь, как лежит на ладошке, о чём он “говорит” и т.д.

^ Звучит музыка 2 минуты “Вальс снежных хлопьев”. Закрыли глаза, отдохнули.

– Прекрасная музыка, не правда ли? Какое настроение она у Вас создала? Устно составляем словесную миниатюру.
События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет меняет всё вокруг. Каким вы видите снег, деревья, ночное небо? Опишите снежинки. Какие они? Какие движения совершают они в морозном воздухе? С каким настроением кружатся снежинки?
Итак, я слушаю ваши устные этюды.

^ VI. Домашнее задание

Написать дома сочинение-миниатюру: Когда я слышу “Вальс снежных хлопьев”.

VII. Обобщающее слово учителя

– Итак, густой заснеженный лес. Большая поляна. Ночь. Но в небе, словно огромный глаз великана, светит жёлтая луна. Поэтому в сказочном лесу светло, видны таинственные очертания деревьев. На их пушистых ветках, на самой поляне – кругом лежит переливающийся, похожий на рассыпанные сокровища маленьких гномов – снег. Так и хочется потрогать его руками! Вокруг тишина. Чуть потрескивает под ногами героев снежок. Но вот нежно зазвенели замёрзшие берёзовые веточки. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронесшийся над лесом ветер сорвал с деревьев и закружил одну, другую снежинку.
В одно мгновение началась настоящая метель. Она завертела снежинки в озорном хороводе. И вот уже не видно леса. Есть только прекрасные, сияющие под лунным светом, снегом, бесконечно движущиеся в вальсе снежные хлопья. Однако и снежинки, и ветер скоро устали. Нежные хлопья опустились вниз, на ветки елей, на поляну. Всё замерло. Кончился бесконечный радостный танец. В лесу опять тихо и спокойно.

Похожие:

Урок развития речи в 5-м классе по теме: \"Описание снежинок\" Цели iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи»
Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия...
Урок развития речи в 5-м классе по теме: \"Описание снежинок\" Цели iconУрок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная»
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода)
Урок развития речи в 5-м классе по теме: \"Описание снежинок\" Цели iconУрок по теме Цели урока
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Урок развития речи в 5-м классе по теме: \"Описание снежинок\" Цели iconУрок развития речи в 8 классе по теме «Эпитетов чарующая сила»
Управление образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области
Урок развития речи в 5-м классе по теме: \"Описание снежинок\" Цели iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
«Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)
Урок развития речи в 5-м классе по теме: \"Описание снежинок\" Цели iconУрок английского языка в 6 классе по теме: «Всякая погода благодать»
Цель урока: совершенствовать умения устной речи (с элементами аргументации и рассуждения) по теме: «Времена года. Погода»
Урок развития речи в 5-м классе по теме: \"Описание снежинок\" Цели iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: Имя существительное
Цели: Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные; дать общее представление о том, на основе каких признаков...
Урок развития речи в 5-м классе по теме: \"Описание снежинок\" Цели iconУрок по теме: «Типы развития насекомых» в 7 б классе Урок
Образовательная: познакомить уч-ся с особенностями размножения и развития насекомых разных отрядов
Урок развития речи в 5-м классе по теме: \"Описание снежинок\" Цели iconКонспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи»
Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи». Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош №40 г. Твери Королева...
Урок развития речи в 5-м классе по теме: \"Описание снежинок\" Цели iconУрок развития речи в 4-м классе Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница