Скачать 69,15 Kb.
|
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Описание снежинок" Цели:
Оборудование: грампластинка “Снежная королева”, грамзапись “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Репродукции картин:
Литература:
Приложение:
На доске высказывания о снеге: “Может вместо зимы на полях, Это лебеди сели на луг?” С.Есенин. “Под голубыми небесами, Великолепными коврами Блестя на солнце снег лежит”. А.Пушкин. “Снег, словно мёд ноздреватый”. С.Есенин. ^ I. Слово учителя – Урок, ребята, необычный! Сегодня мы с вами будем знакомиться с элементами описания природы. Готовиться к сочинению – описание природы. ^ – Вы любите зиму? Сейчас мы это проверим. Природа прекрасна во все времена года. Мы так привыкли к ней, что порой забываем про неё. Она прекрасна и очаровательна. Во все времена она вдохновляет поэтов, писателей, композиторов. Прислушайся, и ты услышишь, как загадочно журчит ручей, присмотрись, и ты увидишь, как плывут облака, как ярко светит солнце, как серебрится снег. Хороша русская природа! Ребята, в тысячу раз богаче люди, которые понимают природу, любят, ценят её. И сегодня мы с вами постараемся понять душу природы, раскрыть её тайны. ^ – Ребята, как называется, рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении? Учащиеся: Пейзаж. У учителя слово написано на бумаге. Он прикрепляет его к доске. Это слово надо запомнить. Подбираем слова, словосочетания. В “Толковом словаре” под редакцией С.И.Ожегова (стр. 495) читаем: Пейзаж –
Примеры:
Пейзажист – художник, рисующий пейзажи. – Назовите детали зимнего пейзажа. (Сугробы, деревья в снеговых шапках, солнце в снегу, серебристый иней, хрустальные снежинки, белый снег на чёрную землю и.т.д.) – Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите ответ на неё. Он слетает белой стаей И сверкает на лету, Он звездой прохладной тает На ладони и во рту, Он на солнышке – румяный, Под луною – голубой. Он за ворот и в карманы залетает К нам с тобой. (Cнег.) – Какая часть речи помогла вам отгадать загадку? (Глаголы, прилагательные.) – Вы правильно определили роль глаголов (слетает, сверкает, тает, залетает) и имён прилагательных, они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогает определить его. Героем урока будет снег. Снег часто становится персонажем сказок. Назовите такие сказки. (Братья Гримм – “Госпожа Метелица”, С.Маршак “12 месяцев”, Г.Х.Андерсен “Снежная королева”.) Учитель: В сказке “Снежная королева”, Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы – снежинки – сопровождают её во всех путешествиях и становятся соучастниками злых волшебных дел. Да и сама Снежная королева – это, вероятно, тоже недобрая снежинка, которая превратилась в прекрасную женщину. ^ – За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя. – Ребята, какая она была? – А что создаёт такое впечатление? (Ледяное сердце, ледяные глаза, веет холодом, на ней снежное платье.) – И всё-таки она была прекрасна! ^ – Ребята, какие мы видим снежинки? – Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво! Навстречу Герде нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние – нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые, дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоглавых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями. – А почему Андерсен сравнивает снежинки с ежами, змеями? (Потому что они все злые, он хотел показать какие они недобрые.) – В руках злого человека, даже такие прекрасные предметы могут вызывать ощущение страха, неуютности. Но всё же снег – это прекрасное явление природы. Учитель: Ребята, представьте, что за окном пурга. Дверь распахнулась. К нам залетели снежинки. Тсс…Когда идёт снег, хочется помолчать, подумать… Подставить ладошку и посмотреть на чудо – зимнее – снежинку. Они сверкают, искрятся, узорчатые, кружевные! И всегда разные и по форме, и по цвету, и на ощупь, и звучат по-разному. – Возьмите снежинки, на них задания, подберите красивые слова, высказывания, сравнения, эпитеты. Одним словом подберите снежные слова. ^ Дети работают 5 минут; затем говорят слова учителю. Учитель на доске оформляет в виде таблицы.
Цвет: нетронутая белизна снега; Краски:
Снежный покров на взгляд и на ощупь:
Звуки:
Действие:
^ Учитель: Видите, как много мы вспомнили снежных слов. Молодцы. Обратите внимание на доску. Вот как описывают снег русские поэты. Но не только в стихах мы встречаем воспоминания о снеге. Оказывается, снег может быть и героем музыкального произведения. Например, музыкальной сказки. У русского композитора Петра Ильича Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана “Щелкунчик”. ^ – Чайковский назвал этот чудесный танец “Вальс снежных хлопьев”. Послушайте отрывок и скажите, что происходит в лесу? – Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершите вместе с героями сказки путешествие в зимний лес. ^ Представьте себе, что мы тайком пробрались с вами в зимний сказочный лес и вам нужно будет увидеть, услышать и нарисовать словами “Вальс снежных хлопьев”. А рисовать и описывать вам будет легко, т.к. вы были в зимнем лесу и наблюдали за снегом, какой он, как звучит, какой на ощупь, как лежит на ладошке, о чём он “говорит” и т.д. ^ – Прекрасная музыка, не правда ли? Какое настроение она у Вас создала? Устно составляем словесную миниатюру. События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет меняет всё вокруг. Каким вы видите снег, деревья, ночное небо? Опишите снежинки. Какие они? Какие движения совершают они в морозном воздухе? С каким настроением кружатся снежинки? Итак, я слушаю ваши устные этюды. ^ Написать дома сочинение-миниатюру: Когда я слышу “Вальс снежных хлопьев”. VII. Обобщающее слово учителя – Итак, густой заснеженный лес. Большая поляна. Ночь. Но в небе, словно огромный глаз великана, светит жёлтая луна. Поэтому в сказочном лесу светло, видны таинственные очертания деревьев. На их пушистых ветках, на самой поляне – кругом лежит переливающийся, похожий на рассыпанные сокровища маленьких гномов – снег. Так и хочется потрогать его руками! Вокруг тишина. Чуть потрескивает под ногами героев снежок. Но вот нежно зазвенели замёрзшие берёзовые веточки. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронесшийся над лесом ветер сорвал с деревьев и закружил одну, другую снежинку. В одно мгновение началась настоящая метель. Она завертела снежинки в озорном хороводе. И вот уже не видно леса. Есть только прекрасные, сияющие под лунным светом, снегом, бесконечно движущиеся в вальсе снежные хлопья. Однако и снежинки, и ветер скоро устали. Нежные хлопья опустились вниз, на ветки елей, на поляну. Всё замерло. Кончился бесконечный радостный танец. В лесу опять тихо и спокойно. |
![]() | Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия... | ![]() | Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода) |
![]() | Урок по теме Цели урока Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" | ![]() | Урок развития речи в 8 классе по теме «Эпитетов чарующая сила» Управление образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области |
![]() | Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи) | ![]() | Урок английского языка в 6 классе по теме: «Всякая погода благодать» Цель урока: совершенствовать умения устной речи (с элементами аргументации и рассуждения) по теме: «Времена года. Погода» |
![]() | Урок русского языка в 3 классе. Тема: Имя существительное Цели: Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные; дать общее представление о том, на основе каких признаков... | ![]() | Урок по теме: «Типы развития насекомых» в 7 б классе Урок Образовательная: познакомить уч-ся с особенностями размножения и развития насекомых разных отрядов |
![]() | Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи» Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи». Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош №40 г. Твери Королева... | ![]() | Урок развития речи в 4-м классе Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» |