Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста




Скачать 271,38 Kb.
НазваниеБеседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста
страница1/3
Дата публикации08.09.2013
Размер271,38 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
  1   2   3


Дорожкина В.Д.,

учитель начальных классов

МКОУ Опоченской средней

общеобразовательной школы

муниципального образования

Дубенский район

Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах


Психологические основы художественного восприятия произведений
изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.



Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе
восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия.
Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным
явлением природы, которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник
увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется что только здесь,
сейчас, на одно мгновение мир, в котором мы живем, показал свой
удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно мгновение полного, бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или по крайней мере очень часто, бывает таким. Исходя из этого необходимо открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.

Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития
художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но необходимо помнить о двух моментах художественного восприятия, одинаково важных и на первый взгляд противоположных, на самом деле дополняющих друг друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально, и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу, чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в чем».

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический
процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. Главная особенность художественного восприятия произведений изобразительного искусства - необычайно сложная структура. Главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов. Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов,
постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики - непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту; коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается. Эту стадию можно условно назвать художественным последействием. Главное в ней - подготовка психики к активному и глубокому художественному постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на художественное восприятие. Как и установка на создание произведений искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной. В любой психологической установке, так или иначе, выражены определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения.

Полученное при частом общении с искусством, оно рождает ожидание радости от новых встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие художественных произведений.

При восприятии произведений литературы смысл восприятия не
исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и
здесь носит духовно-практический характер, а потому, как и в других сферах
искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями художественного восприятия. Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает, если в частом пользовании языком одновременно в обеих формах его материального функционирования в психике складывается еще один ряд ассоциаций: между изображением слов и их живым звучанием. Восприятие литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому помогает художественная организация словесного материала). Но здесь механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на втором этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее акустической материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в представлениях.

Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные
ассоциативные связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на основе данной исторической системы художественной организации словесного материала. Сам же переход с первого на второй этап требует большой творческой работы. Творческий характер читательского «переводческого» труда, кроме всего прочего, наглядно подтверждается наличием профессионального исполнительства и в сфере литературы — искусства художественного чтения. Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.

Конспект урока чтения в 3 классе.
Тема: С. Аксаков «Прибавились значительно дни…».

А. Саврасов «Грачи прилетели».
Цель: познакомить учащихся с признаками весны.

Задачи: развивать интерес к творчеству С. Т. Аксакова, А.К. Саврасова,

П.И.Чайковского; учить детей собирать и систематизировать материал к уроку; формировать умение строить план предстоящего высказывания; уточнять и расширять словарный запас за счёт использования прилагательных, глаголов, сравнений, крылатых выражений; развивать внимание, память, мышление; воспитывать любовь к родной природе;

умение видеть красоту окружающего мира.
Оборудование: портреты С.Т. Аксакова, А.К. Саврасова, П.И. Чайковского; книги о весне; репродукция с картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»; сообщения и картины, подобранные учащимися к уроку; видеофильмы « В мире музыки», «Художники России».
^ Ход урока:

  1. Организационный момент.




  1. Проверка домашнего задания:

- Что было задано на прошлом уроке на дом? ( Подобрать загадки, пословицы, приметы, поговорки, стихи, картинки о весне.)


  1. Новая тема:




  1. На уроке чтения начинаем новую тему: «Весна, весна! И всё ей радо…».

- Какое время года наступило?

- Какие сейчас ВЫ видите изменение в природе?

- Как вы понимаете название темы?

На уроке обратимся к произведению С.Т. Аксакова «Прибавились значительно дни…», к репродукции с картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», к музыке великого русского композитора П.И. Чайковского, к стихам русских и современных поэтов.

2.-Кто подготовил загадки о весне? Загадайте!

- Так о каком времени года идёт речь в загадках?

-Какое время года было до весны?

- Какое время года будет после весны?

- Какое время года будет между летом и зимой?

- Какие весенние месяцы вы знаете? Прочитайте подготовленные дома стихи о весенних месяцах.

- О марте читает …

- Об апреле читает …

-О мае читает …

3. Весна - это утро года. Природа весной просыпается и оживает. Весне посвящали свои произведения писатели, поэты, художники, композиторы.

Пётр Ильич Чайковский великий русский композитор. Любил родную природу и посвятил ей свои произведения. ( ПОРТРЕТ)

Сейчас просмотрим фильм о весне, в котором звучат отрывки из произведения П.И.Чайковского «Времена года».

- Запомните, как назвал П.И. Чайковский весенние месяцы! Обратите внимание на весенние признаки и звуки. Исполняет произведение П.И.Чайковского пианист Михаил Плетнёв.( просмотр фрагмента видеофильма «В мире музыки».)

- Так как же назвал весенние месяцы П.И.Чайковский?

- Какие признаки весны Вы можете назвать?

4. а) – Прочитайте, какие Вы подготовили пословицы, поговорки, приметы о весне.

- Как Вы понимаете пословицу: « Март с водой, апрель с травой, май с цветами»?

б) О признаках весны написал в своём произведении С. Т. Аксаков «Прибавились значительно дни…»

-Известно ли Вам имя Сергея Трофимовича Аксакова? О нём нам расскажет… .

(ПОРТРЕТ)

в) Открыли учебники на странице 123.

- Как называется новая тема?

Прослушайте текст.

- Какие слова и выражения ВЫ не понимаете?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: - Как вы понимаете эти слова и выражения из текста:

Прибавились значительно дни; полдень; пелена снега; март на исходе; апрель на дворе; оправлять свои гнёзда; верхние побеги древесных ветвей; ввечеру; рассядутся попарно; будущее житиё- бытиё.

Читает текст... .

-Это текст- описание или текст- повествование?

-Назовите приметы весны.

-На сколько частей можно разделить этот текст?

Первую часть читает… . Как её можно озаглавить?

1часть - Первые приметы весны.

-Что сказано о днях? Как стало греть солнышко?

-Прочитайте, что сказано о дорогах? Почему они почернели?

- Как Вы думаете, откуда взялась вода на улицах?

Вторую часть читает… . Как её можно озаглавить?

2часть - Прилёт грачей.

- Какие птицы прилетели первые?

Прочитайте, как грачи готовят гнёзда.

Грач- первая весенняя птица. Сообщение о граче нам подготовила… .

5. Мы с вами прослушали загадки, стихи, пословицы о весне, услышали звуки весны в музыке, прочитали текст о весне. А теперь посмотрим, как изобразил весну художник.

-Кто написал эту картину? Как она называется?

( Просмотр фрагмента видеофильма об Алексее Кондратьевиче Саврасове.)

Сообщение о создании картины.

Беседа по картине:

-Какое настроение вызывает картина?

-Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу?

Это лирический русский пейзаж.

-Перечислите, что Вы видите на картине?

-Что Вы видите на переднем плане?

-Что ВЫ видите на заднем плане?

-Какой образ главный на картине?

-Как художник показывает нам приближение весны?

-Какие краски преобладают на картине?

-Какие запахи Вы чувствуете, когда смотрите на картину?

-Как Вы думаете, какие звуки можно услышать, посмотрев на эту картину?

-Что, на Ваш взгляд, было дорого художнику?
^ IV. Обобщение:

- Какие признаки весны Вы можете назвать?

- Что общего в тексте С. Аксакова и картиной А.Саврасова?

- Какие строки из текста С.Аксакова подходят для картины А. Саврасова? Прочитайте.
V. Домашнее задание: текст на странице 123 выразительно читать; записать в тетрадь приметы весны; нарисовать раннюю весну.
^ VI. Оценки за урок.

Урок чтения в IV классе
Тема: Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь»

Цели: 1.учить правильному литературному чтению;

2. развивать умение работать с текстом по заданию учителя;

3. воспитывать у детей чувство гордости и любви к своей Родине и ее истории.

Ход урока:

I. Организационная часть: сообщение темы урока.

Продолжаем работать над творчеством Л. Н. Толстого. Познакомимся с рассказом «Как боролся русский богатырь».

Вспомним, что такое басня и былина, имена русских богатырей, марийских богатырей. Узнаем, есть ли сейчас богатыри на русской земле.

II. ^ Проверка домашнего задания: пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» (отвечают 2 человека).

???:

– Какова главная мысль этого произведения?

– Что такое басня? (краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ)

III. ^ Новая тема:

1). Беседа о литературных жанрах.

Сейчас поговорим о литературном жанре – былина. Былина относится к эпическому жанру.

Эпос – произведения народного творчества, героические сказания, песни.

Былина – русская народная эпическая песня, сказание о богатырях.

Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек необыкновенной силы, стойкости, отваги.

Назови имена былинных богатырей, которые защищали русскую землю от злых врагов.

2). Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе Лопьял Вятской губернии, в большой семье сельского священника. «Я жил среди мужиков и баб, – вспоминал в последствии художник – и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался ими, сидя на посиделках при свете и треске лучины».

Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. Можно сказать, что в глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке, эпосу, а своеобразие искусств местных умельцев – резчиков по дереву, мастеров глиняной росписной игрушки – пробудило интерес к народному творчеству.

Над картиной «Богатыри» Васнецов трудился 25 лет. В центре группы богатырей – главный герой – Илья Муромец. Открытое лицо его спокойно и мужественно, движения неторопливы и уверены. Слева от Ильи – Добрыня Никитич. Весь он – порыв и смелость. Справа – самый молодой богатырь Алеша Попович, лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Лицо его мужественно и одновременно лирично, движения мягки и вкрадчивы, линии силуэта подчеркнуто плавны.

В своих характеристиках богатыри индивидуальны и выразительны. Они наделены всеми лучшими качествами. Они могучи и справедливы, мужественны и сплочены. Богатыри изображены так, как будто мы смотрим на них чуть снизу вверх. Фигуры мужей изображены в картине, производя впечатление могущественности и величия, огромной физической мощи. Вместе с тем это не фантастические великаны, а живые реальные люди.

Илья Муромец – крестьянин Владимирской губернии – Иван Петров.

Добрыня Никитич – сам художник.

Алеша Попович – сын мецената Мамонтова.

Важную роль играет пейзаж. Русская природа не только величава и раздольна, она еще и лирична и задушевна.

Богатыри зорко всматриваются, не грозит ли родной земле опасность, не нужна ли кому помощь. За плечами витязями – вся родная земля, которую они охраняют, с ее холмами, лесами, равнинами.

В центре на дородном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь. Могучая сила, мудрость и выдержка чувствуется во всем его обличии. У Муромца благородное русское лицо, ясны зоркие очи, прямой нос, окладистая бородка с проседью. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрость и уловки. Он не станет напрасно проливать людскую кровь.

Добрыня – искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Одет богато и парадно. Поверх кольчуги драгоценные княжеские доспехи, щит из дорого красного металла, узорчатый высокий шлем, нарядные сапоги. Добрыня не так спокоен как Илья, у него нога в стремени. Меч наклонен вниз, вынут из ножен. Глаза зорко вглядываются вдаль. Он готов в любую минуту броситься в бой. Уберет Илья копье, может ринуться в бой Добрыня.

Алеша Попович, сын ростовского попа Леонтия, тоже храбрый, смелый, хотя не так силен, как другие богатыри. Где ни взять силой, берет ухваткой, находчивостью. Рыжий конь опустил голову, чтобы пощипать травку, но уши навострил – ждет команды. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, глаз косит, а тугой лук держит наготове. Он моложе других. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы. Сбоку виднеются гусли, видно Алеша весельчак и балагур.

Суровый степной пейзаж. Головы богатырей возвышаются над горизонтом, отчего они кажутся более мощными и значительными. Степь покрыта ковылем. Над возвышенностью нависло низкое небо, покрытое свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь!

- пересказ былины «Илья Муромец и Сорловей-Разбойник»

2. Многие писатели используют в своем творчестве былины. Это и А.К. Толстой «Илья Муромец» и Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь» и другие.

^ О Л.Н. Толстом: чтение рассказа учителем, словарная работа.

князь – предводитель войска и правитель области;

печенеги – так назывались в древние времена племена кочевников, которые жили в низовьях Волги и Урала;

покорись ты со всей своей землею – признай меня победителем;

сам-четверт – я сам четвертый;

однова мял воловью шкуру – однажды;

одолеет – победит;

сошлись, – встретились, подошли друг к другу;

поброни его – поругай;

кушаки – матерчатый, широкий пояс;

шмякнул – уронил или бросил со шлепающим звуком.


  • О ком этот рассказ? К какому времени относятся события описанные автором в рассказе?

  • Прочитайте рассказ в полголоса. Правильно расположите план.

III. Борьба двух силачей

I. Печенеги в России

II. Русский силач

  • Прочитать по плану.

Работа по содержанию:

  • Кто напал на русскую землю?

  • О чем договорились печенегский и киевский князи?

  • Кто выступил от русской дружины?

  • Прочитайте о силе русского богатыря.

  • Прочитайте, как выглядели русский и печенегский силачи.

  • Прочитайте, как боролись силачи.

  • Чем закончился поединок?

Рассмотреть иллюстрацию:

  • подберите из текста предложения, которые подходят для описания иллюстрации.

Вывод:

В каких строках заключена главная мысль этого произведения?

3. А наших марийских богатырей вы знаете? Что вы про них читали?

  • Подумайте, почему народ наделил своих героев такой невероятной силой?

  • Встречаются ли сейчас такие боготыри?


Пословицы:

С родной земли – умри, не сходи.

Прежде соберись, а потом дерись.

Русский ни с мечом, ни с калачом не учит.
^ IV Домашнее задание:

С. 215-217, прочитайте. Подготовьте пересказ близко к тексту.
  1   2   3

Похожие:

Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста iconРабочая программа по курсу: проектная мастерская «Мир глазами художника»...
Данная программа представляет опыт работы с детьми младшего школьного возраста в области изобразительного искусства и предлагает...
Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста iconПсихологические особенности младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до...
Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста iconУроках изобразительного искусства Для развития творческих способностей...
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста iconО городских научных чтениях детей младшего школьного возраста
Городские научные чтения детей младшего школьного возраста (далее научные чтения) являются одной из форм предъявления детьми материалов,...
Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста iconКонтрольная работа по гимнастике Тема: Особенности методики проведения...
Тема: Особенности методики проведения уроков по гимнастике с детьми младшего, среднего, и старшего школьного возраста
Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста iconМетодические рекомендации на тему «Психологические особенности детей...

Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста iconНаправления психопрофилактической работы с детьми младшего школьного возраста с овз

Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста iconУроках математики в начальных классах
Решение текстовых задач на уроках математики в начальных классах/авт сост. О. А. Волынчик. – Дятлово, 2008. 43с
Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс Пояснительная записка
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира...
Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения для...
Тип – образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вид – прогимназия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница