Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности




Скачать 30,57 Kb.
НазваниеЭкологическое воспитание средствами изобразительной деятельности
Дата публикации05.09.2013
Размер30,57 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой дети восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети ломают ветки и рвут цветы, и равнодушно отворачивается. На уроках по изобразительному искусству можно решать следующие задачи:

  • способствовать пониманию целостной картины мира .;

  • развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

На данных занятиях я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения:

  • умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;

  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;

  • стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;

  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной природы.

Похожие:

Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности iconРабочая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для...
Планирование н о д по изобразительной деятельности с детьми старшей группы
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности iconСтатья «к вопросу о инновационных подходах к обучению, воспитанию...
Ьное учреждение "Детский сад для детей раннего возраста "Малыш". Выявлены и обоснованы критерии готовности дошкольников к инновациям...
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности iconЭкологическое воспитание дошкольников
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека...
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности iconЭкологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
...
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности iconПроблемные вопросы по методика развития детского изобразительного творчества
Программа обучения изобразительной деятельности. Дидактические принципы построения программы обучения изобразительной деятельности....
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности iconИсследование по теме «Экологическое образование для устойчивого развития»
Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества, с взрослением и становлением...
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности iconХудожественное образование и воспитание средствами искусства
Именно воспитание средствами искусства напрямую воздействует на развитие эмоциональной сферы личности ребенка, на формирование его...
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности iconЭкологическое просвещение является составной частью патриотического...
М не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность....
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности iconСанникова Лидия Сергеевна
Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведческой деятельности
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности iconЭкологическое воспитание младших школьников
Цель: воспитание эколочически грамотного,социально активного школьника,ответветственного за состояние окружающей среды,бережно относящегося...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница