Тема природы в лирике Есенина




Скачать 47,58 Kb.
НазваниеТема природы в лирике Есенина
Дата публикации05.09.2013
Размер47,58 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
Тема природы в лирике Есенина
В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной по­эзии. Он заимствовал у народа способ создания образа: два явления (чаще всего из области деревенской жизни) соединяются в одном образе -“ягнёночек кудрявый месяц (“За тёмной прядью перелесиц”). Такое сближение Есенин назвал “заставкой”. Развивая “заставку”, поэт создаёт на её основе целую цепь поэтических образов, проходящих через разные стихи:
-ягнёночек кудрявый месяц гуляет в голубой траве (“За тёмной прядью перелесиц ”)
-чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога (“Гаснут красные крылья заката”)
-хорошо бы, на стог улыбаясь, мордой месяца сено жевать (Закружилась листва золотая”).

По определению Есенина (“ Ключи Марии ”), такая развёрнутая метафора превращает “заставку” в “корабельный образ”: “Туча вяжет кружева в роще” ( “ Туча кружево в роще связала”), “осень- рыжая кобыла- чешет гриву в чаще можжевеля ” (“ Осень”)

Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девуш­ки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «пла­чет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам», «клененочек маленький матке зеленое вымя сосет», «тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву». Природа у Есенина много­цветна, многокрасочна.

Стрем­ление к овеществлению образа — один из важных моментов своеобразия его стиля. Метафора Есенина не обязательно наглядна, но всегда эмоционально обоснована и в этом смысле органична. Есенин часто обращается к месяц. Он резвится в поле: «ягненочек кудрявый — ме­сяц гуляет в голубой траве»; радуется скорому приходу зимы: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; купается в реке: «а месяц будет плыть и плыть, роняя вес­ла по озерам»; как птица, кружит в небе: «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над зем­лей, «Желтые поводья / Месяц уронил» («Дымом половодье...»); «Месяц, всадник унылый, Уронил повода» («Покраснела рябина...»); «Хорошо бы, на стог улыбаясь, / Мордой месяца сено жевать...» («Закружилась листва золотая...»). В других стихотворениях ночное светило превращается в кудрявого ягненка («За темной прядью перелесиц…»), желтого медведя («Пугачев»), утопленного щенка («Песнь о собаке»), золотую лягушку («Я покинул родимый дом…»), золотой бугор («Под красным вязом крыльцо и двор…»), маятник («Где ты, отчий дом…»), кувшин, которым можно зачерпнуть молоко берез («Хулиган»). 

Есенинская метафора бывает именной и глагольной, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся. Именная не олицетворяющая: «снег черемухи» - цветы и олицетворяющая: «желтый лик» - диск месяца, глагольная не олицетворяющая: «сокроюсь могилой» - умру и олицетворяющая: «колокола заплакали» - зазвонили.

     Зоологические сравнения и метафоры множатся. «Осень - рыжая кобыла - чешет гриву» («Осень»), «Пляшет ветер по равнинам, / Рыжий ласковый осленок» («Сохнет стаявшая глина...», «Тучи с ожерёба / Ржут, как сто кобыл», «Небо словно вымя, /Звезды как сосцы» («Тучи с ожереба…»), «Отелившееся небо / Лижет красного телка» («Не напрасно дули ветры...»). 

Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганые дранки за­гораживают синь», «вечером синим, вечером лунным», «предрассветное, синее, раннее», «синий май, заревая теп­лынь», «синь, упавшая в реку»); выражают чувство любви и нежности («заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край?» и т. п.).
^ Образ берёзы в лирике

Немало стихотворений поэт посвятил березе. Этот образ – один из любимых у поэта. Он не расставался с ним в течение всего творческого пути. Белоствольная березка возникает уже в стихотворении «Вот уж вечер…» (1910) и становится одним из поэтических образов его лирики:

                                                 И березы стоят,

Как большие свечки.

Первоначально поэт сравнивал березы со свечками:

На бугре береза-свечка

В лунных перьях серебра.

Замечательно стихотворение «Береза», написанное в 1913 году. В нем поэт ярко выразил свое чувство, настроение. Русская зима, береза, красота родной природы удивили его. Теплота, ласка слышатся в словах Есенина о березе:

                                                 Белая береза

                                                 Под моим окном

   Принакрылась снегом,

                                                 Точно серебром.

Уже в этом стихотворении береза оживает. Она напоминает С.Есенину девушку, которая принакрылась платком, украшенным каймой:

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа…», написанное в 1918 году. В нем непонятно, о ком идет речь – о девушке или о березе.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

От стихотворения к стихотворению березка начинает улыбаться, надевает серьги и бусы и превращается в крестьянскую девушку с золотистыми косами, в холщовом сарафане.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Впоследствии она становится символом любви поэта к милой сердцу России, рязанским полям, родительскому дому. Поэтому у С. Есенина Россия -  «страна березового ситца».

В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1921) С.Есенин размышляет о жизни. Береза становится символ тоски по уходящей жизни.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

  Поэт использует средства художественной изобразительности:

  • олицетворение (березка загляделась, улыбнулись березки),

  • эпитеты (сонные березки, шелковые косы, ходячая березка),

  • метафоры (шелестят сережки, береза-свечка).

Они помогают более ярко показать образ задуманной автором березы.

Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотде­лима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

Похожие:

Тема природы в лирике Есенина iconРодины в лирике С. Есенина Цели
Образовательные: рассмотреть, как раскрывается тема Родины в лирике Есенина, проследить эволюцию темы в творчестве Есенина, организовать...
Тема природы в лирике Есенина iconРодины в лирике Есенина
Своеобразие мироощущения лирического героя. Человек и природа. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина....
Тема природы в лирике Есенина iconАнализ текста С. Есенина, «С добрым утром!» I. Вступительное слово....
И вообще нужно отметить, что природа у Есенина не застывшая картинка, а живое, тонко чувствующее существо. Но так ли легко и просто...
Тема природы в лирике Есенина iconУрок литературы «Тема Родины в творчестве Есенина»
Цель: Кратко познакомить с жизнью и творчеством великого поэта С. А. Есенина. Показать значение творчества С. А. Есенина для русской...
Тема природы в лирике Есенина iconУрок литературы в 11 классе. Тема : Любовная лирика Сергея Есенина
Тема : Любовная лирика Сергея Есенина. Цели : Дать обзор любовной лирики С. А. Есенина, показать её красоту и многообразие
Тема природы в лирике Есенина iconУрок литературы с применением икт на тему "Любовная лирика С. А. Есенина". 11- класс
Обучающая: обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике...
Тема природы в лирике Есенина iconТворчество Сергея Александровича Есенина всегда привлекало внимание...
Творчество Сергея Александровича Есенина всегда привлекало внимание самого широкого круга людей. В его лирике с поразительной органичностью...
Тема природы в лирике Есенина iconУрока:”Тема любви в лирике С. А. Есенина
Основной метод- групповая работа, и поэтому кабинет преображается общей творческой фантазией в литературное кафе, где за столиками...
Тема природы в лирике Есенина iconРеферат по литературе: Своеобразие цветовой детали в поздней лирике С. А. Есенина
Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы
Тема природы в лирике Есенина iconТема любви в лирике А. С. Пушкина
Пушкина присутствует тема любви. Это чувство много значило для поэта. С течением времени образ Женщины в его стихах меняется, так...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница