Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»




Скачать 188,83 Kb.
НазваниеРабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
Дата публикации04.09.2013
Размер188,83 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > География > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса разработаны на основе примерной программы по изобразительному искусству в рамках ФГОС, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом в области технологии.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» представлены следующими содержательными блоками: «Учимся у природы», « Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира».

^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Примерное тематическое планирование составлено согласно базисному образовательному плану из расчёта 1 час в неделю, 33 учебные недели (33 часа).

В соответствии с письмом МОРФ № 408/13 -13 от 20.04.01. «Рекомендации по организации обучения 1-классников в адаптационный период» спланировано проведение уроков в адаптационный период.

В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт освоения основных вопросов курса технологии каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению.

^ Результаты изучения учебного предмета

Личностные:

  • в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

  • в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные:

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

  • обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные:

  • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

  • в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

  • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

^ Учебно-тематическое планирование

по изобразительному искусству
Количество часов: всего 33 , в неделю 1

Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 класса, Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2008.; примерной программы по изобразительному искусству. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

Дополнительная литература Поурочные разработки по изобразительному искусству. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Л.В. Бушкова. – Москва: ВАКО, 2009.

^ Тематическое планирование

Тема


Из них

Деятельность учащихся


УУД

^ Наблюдаем и изображаем осень

(8 часов)

Работа фломастерами, рисунок по выбору учащихся. Работа гуашью и фломастерами, изображение волшебных красок в образе человечков. Работа гуашью, изображение листьев, создание коллективной работы. Аппликация из природных материалов. Работа графическими материалами, изображение деревьев. Работа гуашью, изображение овощей, создание книги загадок. Аппликация из разных видов бумаги, изображение натюрморта из арбуза и фруктов.

Познавательные УУД:

  • знаково-символические;

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Логические УУД:

  • анализ объектов;

  • выбор критериев для сравнения.

Коммуникативные УУД:

  • постановка вопросов;

  • умение выражать свои мысли полно и точно;

  • разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция.




В чем красота зимы?

(7 часов)

Работа гуашью по цветной бумаге, оформление орнаментом варежки. Работа графическими материалами с использованием белил для набрызга, изображение зимнего леса. Работа гуашью, выполнение фона в холодной гамме, изображение детских игр. Работа акварелью и парафином, изображение узоров на окне. Работа с разными материалами, знакомство с новогодними традициями разных стран, изображение подарка, изготовление колпаков.

Познавательные УУД:

  • знаково-символические;

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Логические УУД:

  • анализ объектов;

  • выбор критериев для сравнения.

Коммуникативные УУД:

  • постановка вопросов;

  • умение выражать свои мысли полно и точно;

  • разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция.

Мы и наши друзья

(10 часов)

Работа пластилином, лепка фрагмента циркового представления. Работа разными видами бумаги, изображение рыбки. Работа разными материалами, изображение подводного мира. Работа гуашью, изображение сказочного домика для собачки. Работа способом складывания бумаги, изготовление собачки. Работа с бумагой и тканью, изготовление аппликации «Мой папа стал малышом». Работа гуашью, изображение портрета мамы. Работа разными видами бумаги, изготовление цветов и листьев для коллективной работы «Чудо-букет». Работа пластилином, лепка кошки. Работа восковыми мелками, изображение портрета друга.

Познавательные УУД:

  • знаково-символические;

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Логические УУД:

  • анализ объектов;

  • выбор критериев для сравнения.

Коммуникативные УУД:

  • постановка вопросов;

  • умение выражать свои мысли полно и точно;

  • разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция.

Какого цвета весна и лето?

(8 часов)

Работа гуашью, изображение весеннего неба с облаками. Работа с журнальной бумагой, изображение ветки дерева на фоне неба. Работа акварелью, изображение дерева с отражением способом монотипии. Работа с бумагой, изготовление птиц. Работа пластилином, изображение весенних цветов. Работа с бумагой, изображение насекомых. Работа гуашью, изображение бабочки способом монотипии.

Познавательные УУД:

  • знаково-символические;

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Логические УУД:

  • анализ объектов;

  • выбор критериев для сравнения.

Коммуникативные УУД:

  • постановка вопросов;

  • умение выражать свои мысли полно и точно;

  • разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция.


Учебно-тематическое планирование




^ Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

^ Учеб-ник (c.)

Рабо-чая тет-радь

(№)

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

1.

Введение в предмет. Все дети любят рисовать

1

Комбинированный

Знакомство с учебным предметом, правилами работы и поведения на уроке

-

-

^ Иметь первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни людей, изображать разные предметы, сказочные и фантастические существа







2.

Мы знакомимся с волшебными красками

1

Урок-практикум

Знакомство с гуашевыми красками, использование основных цветов, получение нового цвета путем смешивания

-

-

^ Знать название главных и составных цветов, уметь пользоваться красками и кисточкой, формировать навык организации рабочего места







3.

Какого цвета осенняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве»

1

Урок-практикум

Виды художественной деятельности, отношение к природе

-

-

^ Знать виды художественной деятельности, понятие «цветовой круг», порядок расположения в нем оттенков, овладевать на практике основами цветоведения, уметь воплотить замысел в творческой работе







4.

Аппликация из природных материалов «Осенний букет»

1

Урок-выставка

Понятия «природа», «природный материал»

-

-

^ Знать технологию выполнения аппликации, уметь передавать характерные черты объектов, развивать композиционное мышление и воображение







5.

Изображение деревьев графическими материалами «Ветер в осеннем лесу»

1

Комбинированный

Знакомство с графическими художественными материалами

-

-

^ Уметь использовать графические художественные материалы, применять линии в линейном рисунке, развивать композиционное мышление и воображение, выбирать характер линий для создания ярких образов







6.

Осень – пора плодородия. Овощи

1

Комбинированный

Приемы работы гуашью, анализ форм, цвета, пространственного расположения предметов

-

-

^ Уметь передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное положение, основной цвет предметов, изображать предметы различной формы







7-8.

Осень – пора плодородия. Фрукты

2

Комбинированные

Правила и приемы работы с бумагой, анализ форм, цвета, пространственного расположения предметов

-

-

^ Уметь передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное положение, основной цвет предметов, планировать последовательность практических действий, изображать предметы различной формы







9.

Мы готовимся к зиме

1

Урок-фантазия

Виды художественной деятельности, виды орнаментов, правила их построения

-

-

^ Знать понятие «орнамент», уметь изображать орнамент по воображению







10.

Коллективная работа «Первый снег»

1

Комбинированный

Техника набрызга, работа с графическими материалами

-

-

^ Уметь работать в технике набрызга, с графическими материалами, выбирать характер линий для создания ярких образов







11-12.

Наши зимние забавы

2

Комбинированные

Знакомство с красками холодной гаммы, составление композиции

-

-

^ Знать краски холодной гаммы, различать холодные цвета, уметь находить дополнительные цвета смешивая краски, иметь первоначальное представление о построении фигуры человека на плоскости







13.

Морозные узоры

1

Урок-фантазия

Свойства акварели, правила работы в смешанной технике

-

-

^ Уметь работать в смешанной технике, знать свойства акварели, наблюдать и передавать в работе красоту природных форм







14-15.

Мы готовимся к Новому году

2

Комбинированные

Знакомство с новогодними традициями разных стран, работа с разными материалами

-

-

Узнавать новогодние традиции разных стран, уметь работать с разными материалами, создавать творческие работы на основе собственного замысла







16.

Мы в цирке

1

Комбинированный

Работа художника в цирке, работа с пластилином, объемное изображение

-

-

^ Уметь работать с пластилином, планировать последовательность практических действий, понимать роль художника в цирке







17.

Мир нашего аквариума. Красивые рыбы

1

Комбинированный

Работа с разными видами бумаги

-

-

^ Знать свойства бумаги, уметь работать с разными видами бумаги, наблюдать природных представителей - рыб







18.

Мир нашего аквариума. Подводный мир

1

Урок-выставка

Работа с бумагой и подручными материалами

-

-

^ Знать свойства бумаги, уметь работать с разными видами бумаги, развивать композиционное мышление и воображение







19.

Домик для собачки

1

Комбинированный

Приемы работы с гуашью

-

-

^ Уметь работать гуашью, изображать предметы различной формы, использовать простые узоры для украшения реальных и фантастических образов







20.

Учимся делать из бумаги собачку

1

Комбинированный

Новый вид художественного изображения – бумагопластика. Приемы складывания бумаги

-

-

^ Уметь работать с бумагой, экономно размечать детали на бумаге, планировать последовательность практических действий,







21.

Сделаем подарок нашим папам. Аппликация «Мой папа стал малышом»

1

Комбинированный

Разные способы и приемы аппликации

-

-

^ Знать свойства материалов, из которых можно сделать аппликацию, способы соединения материалов с помощью клея, развивать чувство формы и пропорций







22

Портрет «Мамина улыбка»

1

Комбинированный

Портрет – жанр изобразительного искусства

-

-

Анализировать пропорции лица, уметь работать гуашью, знать краски холодной гаммы, различать холодные цвета, уметь находить дополнительные цвета смешивая краски







23.

Коллективная работа «Чудо-букет»

1

Комбинированные

Понятие «декоративность»

-

-

^ Уметь вырезать из бумаги детали в форме круга, овала, вырезать симметрично, использовать декоративные элементы







24.

Лепим любимых животных

1

Комбинированный

Анималистический жанр в скульптуре, различные способы лепки

-

-

^ Уметь использовать различные способы лепки, изображать животных разными художественными материалами







25.

Мы рисуем своих друзей

1

Комбинированный

Портретное изображение, рисование восковыми мелками

-

-

Анализировать пропорции лица, изображать человека разными художественными материалами, уметь работать восковыми мелками







26.

Какого цвета небо?

1

Комбинированный

Понятия «пейзаж», «художник-пейзажист»

-

-

^ Знать понятия «пейзаж», «художник-пейзажист», видеть и воспринимать красоту пейзажей, иметь представление о живописных пейзажах русских художников







27.

Деревья проснулись

1

Комбинированный

Свойства журнальной бумаги, приемы работы с ней

-

-

^ Иметь представление о возможности выполнения изделий из разных материалов, знать свойства материалов, моделировать несложные изделия







28.

Деревья любуются своим отражением

1

Комбинированный

Техника изображения - монотипия

-

-

Уметь работать в технике монотипия для создания выразительных образов природы







29.

Птицы прилетели

1

Комбинированный

Конструирование из бумаги

-

-

^ Иметь представление о возможности конструирования из бумаги, моделировать несложные изделия







30.

Мы изображаем весенние цветы

1

Комбинированный

Рисунок пластилином

-

-

Уметь выполнять рисунки пластилином для создания выразительных образов природы







31.

Аппликация «Разноцветные букашки»

1

Урок-выставка

Работа с бумагой







Уметь выполнять аппликацию из бумаги для создания выразительных образов природы







32.

Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц»

1

Урок-фантазия

Закон симметрии, техника изображения - монотипия

-

-

Уметь работать в технике монотипия для создания выразительных образов природы







33.

Здравствуй, лето!

1

Урок-выставка

Пейзаж

-

-

^ Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж, уметь использовать художественные материалы, развивать композиционное мышление и воображение









^ Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 1 класса

Обучающиеся должны иметь знать:

  • названия цветов и оттенков, три основных цвета;

  • правило смешения красок и получения составных цветов;

  • начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.


Обучающиеся должны уметь:

  • правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

  • свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;

  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого;

  • стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов;

  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в тематических рисунках пространство;

  • выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм;

  • рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи.



Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Изобразительное искусство»

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).

  2. Методические пособия и книги для учителя.

  3. Методические журналы по искусству.

  4. Учебно-наглядные пособия.

  5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

  6. Альбомы по искусству.

  7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

  8. Научно-популярная литература по искусству.


Печатные пособия

  1. Портреты русских и зарубежных художников.

  2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

  4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

  6. Альбомы с демонстрационным материалом.

  7. дидактический раздаточный материал.



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

  2. Электронные библиотеки по искусству.



Технические средства обучения

  1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

  2. Экспозиционный экран.

  3. Персональный ноутбук.

  4. Образовательные ресурсы (диски).



Учебно-практическое оборудование

  1. Краски акварельные, гуашевые.

  2. Тушь.

  3. Бумага А4.

  4. Бумага цветная.

  5. Фломастеры.

  6. Восковые мелки.

  7. Кисти беличьи, кисти из щетины.

  8. Емкости для воды.

  9. Пластилин.

  10. Клей. Ножницы.


Модели и натурный фонд

  1. Муляжи фруктов и овощей.

  2. Гербарии.

  3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  4. Гипсовые геометрические тела.

  5. Керамические изделия.

  6. Предметы быта.


Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  2. Стол учительский с тумбой.

  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.


Литература


  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 класса, Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения,

в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.

3. Поурочные разработки по изобразительному искусству. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Л.В. Бушкова. – Москва: ВАКО, 2009.

Похожие:

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» iconРабочая программа Грачёвой Татьяны Ивановны, II квалификационная...
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса II ступени обучения основной общеобразовательной...
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное...
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» iconКалендарно-тематическое планирование по изобразительному искусству...
Образовательная программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 5,6,7,8 классов
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)»...
Изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (под...
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./В....
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное...
Какого цвета осень? Конкурс загадок на осеннюю тему. Правила рабочего человека. Обучение работе с рабочей тетрадью. (Изображение...
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» iconТематическое планирование Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» 6 класс
Виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» iconРабочая программа По предмету «Изобразительное искусство» 5 9 классы
Муниципальное образовательное учреждение Килпъяврская средняя общеобразовательная школа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница