«Будь планете другом»




Скачать 100,65 Kb.
Название«Будь планете другом»
Дата публикации04.09.2013
Размер100,65 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
МОУ «СОШ № 18»

о. Муром


ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Будь планете другом»

Подготовила

учитель начальных классов

Савельева Тамара Викторовна

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Будь планете другом»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
познавательные: формирование экологической культуры; формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека

развивающие: развитие общего кругозора воспитанников; развитие и обогащение словарного запаса

воспитательные: воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и всему живому; воспитание гражданственности, ответственности перед собой и обществом
^ Форма занятия: судебный процесс «Природа против человека».

Сценарный план: Занятие имеет 2 части:

  • первая часть – театрализация, постановка судебного процесса.

  • Вторая часть – обсуждение увиденного.

Занятие рассчитано на детей среднего школьного возраста. В театрализованном представлении задействованы дети старшего школьного возраста. Роль ведущего и секретаря исполняет педагог.

Дидактический материал:

  • выставка книг о природе;

  • «Красная книга»

  • видеокассеты с материалом об экологических катаклизмах;

  • фонограммы: «Гонг», «Круто! Ты попал на TV».

Оборудование:

  • Зал оформлен в виде зала судебного заседания;

  • ТС

Ведущий: Мы живем в мире, имя которого биосфера. Но она, в свою очередь, является малой частицей великого мироздания. Наш дом – лишь ничтожный уголок необъятного космоса. И человек обязан чувствовать себя частицей этой необъятной Вселенной. Он должен знать, что возник в результате развития биосферы – он обрел разум, получив вместе с ним способность предвидеть результат своих действий и влиять на события, которые происходят вокруг, а значит, и на то, что происходит во Вселенной. Появление и развитие современных экологических проблем связывают со сверхпотреблением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Я считаю, что это следствие глобального кризиса личности, который проявляется в росте агрессивности, жестокости, дефицита ответственности перед будущим поколением за состояние природной среды в мире.

Журналист: Внимание всех присутствующих! Сегодня в нашем судебном зале громкое дело «Природа выступает против человека разумного». Перед началом процесса была проведена большая работа и собраны материалы, которые будут представлены вашему вниманию.

Перед началом процесса небольшое интервью. Кто вы, собравшиеся в этом зале?

- Ответы детей. (Я – девочка с планеты Земля.

Я – являюсь частью природы, его малой долей.

Я – человек, которого окружает природа.

Я – человек, потому что меня создала природа.)

Секретарь: Встать! Суд идет! Прошу всех сесть! Внимание!

Как в городе, так и в деревне все больше возникает экологических проблем. Нам становится страшно, когда после цветения садов у нас в Муроме, едва завязавшись, осыпаются плоды, когда покрывается плесенью крыжовник, тухнут недозревшие вишни и сливы, не краснеют помидоры, когда появившиеся на картофельной ботве бутоны, не распустив лепестков, отваливаются, погибают на наших огородах. Не инопланетяне превратили реки в стоки грязной отравленной воды. Это сделал человек. К сожалению природа в опасности.

На сегодняшнем заседании Природа представляет живую и неживую природу планеты, а Человек – все человечество.

Заседание будет проходить открыто, публика имеет право высказывать свое мнение. Выступающие обязаны присягать на Красной книге – священной книге, куда внесены редкие и исчезающие живые существа планеты.

(Звучит гонг)

Секретарь: Слово предоставляется Воде.

Вода: Клянусь говорить только правду. Вы люди на 70% состоите из меня. Я помню, как жизнь зарождалась во мне. Условия были невыносимы, и первым крохотным существам пришлось немало потрудиться, чтобы сделать меня чистой, богатой кислородом. Посмотрите, что я несу в себе сегодня. (Слова произносятся на фоне видеосюжета: «Загрязнение водоемов», «Стоки грязной воды»). Не ты ли, Человек, сделал меня такой: вылил в меня отходы и яды. Мне стыдно, и я хочу остановиться, потому что я стала источником болезней.

^ 1 из участников суда: Мы понимаем тебя, Вода, но нам известно, что воды на планете много.

Вода: Да, меня, действительно много, но живым существам, живущим на Земле, нужна пресная вода, а ее на планете всего 3%, причем три четверти пресной воды «законсервировано» в ледниках гор.

Секретарь: Кто хочет представить доказательства вины Человека перед Водой? (Ответы детей о том, как человек загрязняет воду).

Секретарь: Итак, все услышанное абсолютная правда:

  • Люди загрязняют водоемы бытовыми отходами, особенно в городах. Такие водоемы превращаются в настоящую свалку.

  • Значительную угрозу для воды представляют сельскохозяйственные стоки - минеральные удобрения и ядохимикаты.

  • Хлоридом натрия и кальция зимой в изобилии посыпают дороги, чтобы растапливать лёд. Весной она стекает в реки.

  • Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник. А источник в опасности!

- Какие меры необходимо предпринять, чтобы гидросфера не погибала? (Ответы детей)

Вывод: Все верно:

  • Необходимо ужесточить законодательными актами ответственность водопотребителей.

  • Необходимо использовать новые технологии с внедрением водооборотных циклов.

  • Необходима утилизация отходов, в том числе и промышленной воды.

  • Необходимо из сточных вод животноводческих комплексов получать биогаз и удобрения.

  • Необходимо улучшать качество очистных сооружений.


А теперь слово предоставляется Деревьям.

Дерево: Мы хотим во всеуслышание заявить, что мы тоже смертники. Судите сами, если в лесу вяз живет 300 лет, то в городе – только 45. Липа в лесу может жить 400 лет, а в городе – лишь 50. В городе нас никто не губит. Из нас делают мебель, бумагу, спички. Но мы гибнем, потому что отравляемся, как и любые живые существа.

Осенью мы желтеем раньше своих лесных братьев, потому что в наших листьях накапливается слишком много ядов.

Мы хотим напомнить вам, люди, что, сжигая наши опавшие листья, вы пускаете насмарку весь наш труд, возвращая в атмосферу все яды, которые мы из нее выловили. И здесь мы вас защитить уже не сможем, ведь мы сбросили листья.

Секретарь: Кто еще может добавить по существу дела? (Ответы детей)

Секретарь (на фоне слов идет видеосюжет «Вырубка леса», «Туристы в лесу»): Да, действительно. Вырубаются леса, по вине Человека они горят. Туристы устраивают на лесных полянах свалки мусора. Флора погибает - задумайся, Человек разумный! И вот настало время выслушать самого обвиняемого – Человека.

Человек: Клянусь говорить только правду. Еще 1000 лет назад на Земле жило всего около 5 млн. человек. К началу 20 века наследие земного шара достигало 2 млн. человек. А сегодня людей на Земле 6 млрд. человек, и это число продолжает расти.

Мне неплохо живется на этой планете. Я – хозяин, я – главный. Да, я хочу прийти в магазин и купить без проблем все, что мне нужно. Я хочу мебель в доме, еды вдоволь и еще дачу за городом, чтобы быть ближе к природе.

За что же меня судить? Вырубаю леса? Но ведь нас людей становится все больше. Миллиард человек на планете либо не доедают, либо голодают и даже умирают.

Секретарь: Попросил слова свидетель.

Свидетель: Клянусь говорить только правду!

Я выступаю от имени тех живых существ, которые все время живут рядом с человеком. Меня попросили поддержать Человека воробьи, вороны, крысы и особенно колорадские жуки. Ведь именно человек помог расселиться им по всему свету. Нельзя за преступление одного осуждать всех. Люди тоже бывают разные.

Секретарь: Мы приглашаем для дачи показаний саму Природу.

Природа: Клянусь говорить только правду. Однажды были объявлены состязания. Самые быстрые юноши и девушки пытались перегнать оленя, самые сильные – побороть медведя, самые лучшие пловцы состязались с выдрой, самые ловкие пытались поймать белку. И во всех без исключения случаях человек проиграл. «Это несправедливо, - сказали мне они, - каждое из этих животных обладает даром, дающим ему преимущество перед Человеком. Но и у тебя, Человек, есть свой дар. У тебя есть способность понять тайны жизни и обратить их себе на пользу. Только Человек способен за короткий срок сделать условия жизни на планете невыносимыми.

Секретарь: Не природа нуждается в нашей защите, а мы люди не можем жить без ее покровительства: 1000 магнитофонов не заменят куска хлеба голодному, миллионы телевизоров не заменяет стакана чистой воды, миллионы автомобилей не заменят глотка чистого воздуха. Природу нужно не покорять, а грамотно сотрудничать с ней. Только в дружбе с Природой человек выживает на этой планете, другого пути просто нет.

Заключительное слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Почти 4 миллиарда лет существует жизнь на Земле. И всего лишь 2 миллиона лет назад на планете появился человек. Крупные города стали подобны действующим вулканам по количеству выделяемых газов, дыма, отравляющих веществ. Большинство видов погибает из-за того, что Человек создает им невыносимые условия. Природа миллиарды лет существовала без Человека и сможет существовать без него и дальше. Суровый приговор Человек вынес сам себе. И только самому Человеку по силам задержать исполнение этого смертельного приговора.

Секретарь: Заключительное слово для защиты Человека предоставляется адвокату.

Адвокат: Человек еще очень мало знает. Для борьбы с мухой цеце леса обработали специальным ядом. Цеце осталась, исчезло 11 видов пресноводных рыб. Ошибок много. Но человек уже придумывает солнцелеты и солнцеходы, не загрязняющие воздух и воду.

Европейские модницы отказываются от изделий из натурального меха, оставляя шубки четвероногим хозяевам.

Можно ли осудить самого Человека? Нет, можно осуждать лишь его действия. Он делал плохое, не ведая того, что творит. Забытые на Луне бактерии «благополучно» просуществовали там 2 года без воды, без воздуха. Людям нужна живая планета.

Секретарь: Подсудимый, Вам предоставляется последнее слово.

^ Человек (глубоко задумавшись): Я отказываюсь от последнего слова.

Секретарь: Суд удаляется на совещание для вынесения окончательного приговора. (все герои уходят)

Итак, мы заслушали истца Природу, предъявившую обвинение Человеку разумному. Страшные слова и факты прозвучали сегодня. Давайте, еще раз обратимся к тем страшным сюжетам, которые свидетельствуют о гибели природы. (просмотр видеосюжетов).

Секретарь: Встать! Суд идет! Прошу всех сесть! Суд, изучив все представленные сторонами документы, выслушав показания всех свидетелей, счел нужным перенести вынесение приговора на следующее заседание, в связи с поступлением новых материалов, доказывающих невиновность Человека.

Журналист: Мы заканчиваем! Сегодня предъявили обвинение Человеку. Оказалось, желающих выступить против Человека много. Почти все говорили с болью.

Городские деревья не против защищать Человека, но и он должен подумать о них. Конечно, атмосфера не исчезнет. Природа не исчезнет. Жаль, если в результате соей неразумной деятельности исчезнет Человек разумный.

Сегодняшний наш суд – возможность задуматься каждому из нас, ведь каждый из нас – Человек.

Ведущий: - Почему состоялся суд над Человеком? (ответы детей)

- О чем беспокоится суд? (ответы детей)

- Чем нам это грозит? (ответы детей)

- Что будет с природой, если мы не изменим свое отношение к ней? (ответы детей)

Вывод: Итак, растительный покров планеты уже не в состоянии переработать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива.

Леса на земле исчезают с огромной скоростью: зелёное одеяние Земли ежегодно сокращается на 1%.

Ежегодно планета безвозвратно теряет десятки видов животных и растений.

Красная Книга «разбухает» от всё новых и новых заданий, вносимых в неё под звуки траурных маршей экологической катастрофы.

Загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, воздух городов и рабочих посёлков порой далёк от санитарных норм. Окружающая среда в опасности, и только изменив себя и свое отношение к природе, мы можем спасти ее.

- Как вы думаете, почему суд не вынес решения, не осудил Человека? (ответы детей)

Вывод: Верно, наука не стоит на месте. И ученые сделали многое, чтобы спасти природу. Редкие растения и животные заносятся в Красную книгу. Изобретаются различные приборы, которые не загрязняют атмосферу.

- Что мы можем сделать уже сегодня?

(группа детей исполняет песню на мелодию «Круто! Ты попал на TV»)

  1. Каждый вечер в нашем доме собирается народ,

Здесь такие развлеченья, нас всегда работа ждет.

Охранять нашу природу – вот задача из задач

Для правительства и мэров, для людей и передач.

Если любишь ты природу, приходи в «Родник» скорей,

Там найдешь свое признанье, воплощение идей.

Напиши ты заявленье, испытание пройди

И тогда уж станешь юным экологом страны.

Припев: Круто та попал в наш «Родник».

Эколог ты. (2 раза)

Давай же мир береги!

Круто та попал в наш «Родник».

Эколог ты. (2 раза)

Природу –мать сохрани.

  1. Изучаем мы природу, ходим часто все в леса.

Составляем мы проекты, дружно верим в чудеса.

В доме праздники проводим, и лекторий есть у нас,

Ну, а наш руководитель, не учитель, просто класс.

Выпускаем мы газету, проведем любой опрос,

Сами опыты поставим и ответим на вопрос.

Изменить должны мы мненье о природе поскорей,

Чтоб планета сохранилась для всех будущих людей.

Припев: Круто та попал в наш «Родник».

Эколог ты. (2 раза)

Давай же мир береги!

Круто та попал в наш «Родник».

Эколог ты. (2 раза)

Природу –мать сохрани.


Используемая литература


  1. Юности честное зерцало. Сост. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е.//М, 2005 г.

  2. Воспитание школьника, 2005 г. № 4

  3. Социальный педагог, 2007 г. № 3

Похожие:

«Будь планете другом» iconПрезентация «Красная книга. Будь природе другом» сентябрь 1 кл Новохатько...

«Будь планете другом» iconКаменского муниципального района воронежской области
Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и...
«Будь планете другом» iconВнеклассное мероприятие новый год шагает по планете
Сегодня мы с вами совершим Новогоднее путешествие по нашей планете и узнаем, как в разных странах празднуют Новый год, ведь наш праздник...
«Будь планете другом» iconЕ. П. Блаватская каббала и каббалисты[1] в конце девятнадцатого столетия
Они являются циклическими, как и любой другой природный феномен, будь он ментальным или космическим, универсальным или национальным....
«Будь планете другом» icon«будь нетерпимым к грубости и чёрствости, не будь равнодушным» (беседа- диалог)
Маралихинская специальная (коррекционная) школа интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями...
«Будь планете другом» iconПрограмма внеурочного курса «будь здоров»
Для решения этих проблем разработана программа «Будь здоров». Концептуальной основой программы являются положения о методах активного...
«Будь планете другом» iconНаш израиль
Израилю, безапелляционность в толковании его правоты и неправоты, готовность не замечать, что речь снова идет об окончательном решении...
«Будь планете другом» iconОдиноки ли мы во Вселенной?
Для того, чтобы говорить о жизни, надо, по крайней мере, считать, что достаточно старые звёзды имеют планетные системы. Для развития...
«Будь планете другом» iconКлассный час на тему: «Мы снова вместе это здорово!»
С кем вы столько времени хотите быть рядом: со школьным другом или с человеком, который никогда не придет на помощь, не спросит:...
«Будь планете другом» iconВ новгородской области состоялась церемония открытия программы «Будь здоров!»
Администрации области состоялась церемония открытия программы «Будь здоров!», на которой были объявлены школы-победители конкурсного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница