Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование




Скачать 309,71 Kb.
НазваниеРекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование
страница1/2
Дата публикации01.09.2013
Размер309,71 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
pochit.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2
РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПО ГЕОГРАФИИ «ПРИРОДА РОССИИ»
8 класс,

основное общее образование
(учебник Бариновой И.И. «География России»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии России (8 – 9 классы). Использованы программы по географии 6 – 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2006.)

Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране, и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.

Количество часов на изучение в 8 классе - 70; количество часов в неделю - 2, практических работ – 14 , из них обязательных – оценочных – 9.

Примерная программа предусматривает на 8 – 9 классы 14 часов резервного времени. Из них - 4 часа распределены по разделам «Географии России» в 8 классе. На изучение географии Ярославской области использовано 4 часа в разделе 2 «Природные комплексы России», тема «Природа регионов России».

В авторской программе предполагается провести 19 практических работ. В данной рабочей программе - 14 практических работ (несколько работ объединены). Кроме того, т.к. общее число практических работ большое, часть их выполняется устно. Все они оставлены в рабочей программе без изменений.

С целью проверки знаний, умений и навыков учащихся в данную программу включены 9 контрольных работ.

^ Учебно-методический комплекс (УМК)
Основная литература



  • Учебник. География России. Природа под ред. И.И. Баринова. – М.: ДРОФА, 2006;

  • В.Б. Пятунин, Ю.А. Семагин Контрольные и проверочные работы 8 – 9 класс, Методическое пособие. М.: ДРОФА, 2002;

  • В.А. Щенев Уроки и экскурсии по географии Ярославской области, Методические рекомендации. – Ярославль, 1999;

  • Географический Атлас Ярославской области. – М., 1999;

  • Географический Атлас и контурные карты России. – М.: ДРОФА, 2006 - 2008;

  • Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии «Природа России». – М.: ВАКО, 2004.


Дополнительная литература
- Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2007.

  • Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: ДРОФА, 2006.

  • Маерова Н. Ю. Уроки географии: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2004.



^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ



Учащиеся должны:

знать:

  • специфику географического положения и административно – территориального устройства Российской Федерации;

  • особенности природы России (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, природно – хозяйственные зоны);

  • особенности природы Ярославской области;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям природы, ее влияния на формирование культур народов России;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности;

  • проведение самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

  • наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы Ярославской области;

  • решение практических задач по определению качества окружающей среды Ярославской области, ее использованию, сохранению и улучшению.


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование раздела, темы урока

Вид урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Сроки

Домашнее задание

^ Введение (1 час)

1

Что изучают в курсе «Природа России».

Источники географической информации

Изучение нового материала




фронтальный







С. 3 - 7

^ Пространства России (8 часов)

2

Географическое положение России

Практикум

Уметь:

показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России;
показывать на карте крайние точки страны;
показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами;
определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;
показывать на карте субъекты РФ;

обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе


Практическая работа

Практичес

кая работа

(обязательная – оценочная)

На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины




&1

3

Моря, омывающие территорию России

практикум




&2

4

Как осваивали и изучали территорию России

Семинар

Сообщения учащихся




&3

5

6

Как осваивали и изучали территорию России

Семинар




&4

7

Картографический метод в географии

Практикум

Географический диктант







&5

8

Россия на карте часовых поясов

Изучение нового материала

Решение задач на поясное время







&6

9

Практическая работа

Практикум




^ Практическая работа

(обязательная – оценочная)
Решение задач на определение поясного времени




&7

10

Итоговый урок по теме

Обобщающий
















^ Раздел 1. Особенности природы и природных ресурсов (19 часов)

Рельеф и недра России (4 часа)

11

Особенности рельефа России

Изучение нового материала

Уметь:

читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;
показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
наносить их на контурную карту;
определять, как рельеф влияет на жизнь людей;
приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;
показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений;
называть меры безопасности при стихийных явлениях;
объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей;
показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду;
оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства;
оценивать условия добычи.

Тестовая самостоятель

ная работа







&8

12

Геологическое строение территории нашей страны

Изучение нового материала

Работа с контурной картой

^ Практическая работа

(обязательная – оценочная)
Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых




&9

13

Минеральные ресурсы страны

Практикум

Составление картосхемы

^ Практическая работа

(тренировочная)
Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности.

Влияние рельефа на жизнь людей.




&10

14

Развитие форм рельефа.

Итоговый урок по теме

практикум

Тестирование





&11

^ Климат и климатические ресурсы (5 часов)

15

От чего зависит климат нашей страны

Изучение нового материала

^ Знать:
закономерности распределения суммарной солнечной радиации
Уметь:
приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла, давать оценку климатических особенностей России;
приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;
объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;
определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России;
называть и показывать пояса и области, давать краткое описание типов погоды;
давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

Самостоятельная работа







&12

16

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны

Практикум

Фронтальный опрос

^ Практическая работа

(обязательная – оценочная)
Определение по климатической карте суммарной радиации , коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.






&13

17

Типы климатов России

Исследование

Самостоятельная работа

^ Практическая работа

(тренировочная)

Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности людей




&14

18

Зависимость человека от климатических условий

Практикум

Индивидуальный опрос

^ Практическая работа

(обязательная – оценочная)
Определение по синоптической карте особенностей погоды дл одного из пунктов. Составление прогноза погоды




&15

19

Обобщающий урок по теме

Деловая игра

Тестирование

^ Практическая работа

(обязательная – оценочная)
Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и деятельности населения




&16

^ Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)


20

21

Разнообразие внутренних вод России

Изучение нового материала

Уметь:

Показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты;

Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком использования реки в хозяйственных целях;

Давать характеристику рек и крупных озер страны и области;

Объяснять значение каналов и водохранилищ

Работа с картами

^ Практическая работа

(обязательная – оценочная)
Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования





&17

22

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Практикум

Самостоятельная работа

^ Практическая работа

(тренировочная)
Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона




&18

23

Водные ресурсы. Охрана вод

Практикум

Практическая работа

^ Практическая работа

(тренировочная)
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России




&19

24


Обобщающий урок по теме

Исследование

Зачет







&20

^ Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

25

Образование почв и их разнообразие

Изучение нового материала

Уметь:
объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственный угодья»;
необходимость охраны почв, рационального использования земель;
называть факторы почвообразования;
свойства основных типов почв;
давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения.

Фронтальный опрос







&21

26

Закономерности распространения почв

Практикум

Проверочная работа

^ Практическая работа

(тренировочная)
Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования




&22

27

Почвенные ресурсы

Обобщающий

Зачет







&23

^ Растительный и животный мир (3 часа)

28

Растительный и животный мир России

Изучение нового материала

^ Знать:

ресурсы леса

Уметь:

Приводить примеры использования человеком безлесных пространств;

Объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека;

Значение животного мира в жизни человека;

Прогнозировать последствия уничтожения болот

Работа с картами атласа







&24

29

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

Исследование

Сообщения







&25

30

Природно- ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний 1 раздела

Практикум

Самостоятельная работа







&26

^ Раздел 2. Природные комплексы России (38 часов)

Природное районирование (6 часов)

31

Разнообразие ПК России. Природное районирование

Изучение нового материала

Уметь:
описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт;
объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Тест







&27

32

Моря как крупные ПК

Практикум

Вычерчивание схемы







&28

33

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

Практикум

Заполнение таблицы







&29

34

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиствен

ные леса

Практикум

Работа с картами атласа, заполнение таблицы







&30

35

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни

Практикум

Работа с картами атласа, заполнение таблицы







&31

36

Высотная поясность.

Обобщающее повторение

Исследование

Тематический зачет

^ Практическая работа

(обязательная – оценочная)
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон




&32

^ Природа регионов России (23 часа)

37

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы

Изучение нового материала

Уметь:
определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов;
объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы;
зависимость характера рельефа от строения земной коры;
закономерности развития растительного и животного мира территории;
характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека

Работа с контурными картами







&33

38

Природные комплексы Русской равнины

Семинар

Сообщения учащихся







&34

39

Географическое положение своей области

Изучение нового материала

Составление картосхемы







&35

40

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области

Практикум

Работа с картами атласа







&36

41

Особенности климата своей области




Анализ карт атласа







&37

42

Природные зоны области

Семинар

Сообщения учащихся







&38

43

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты

Практикум

Заполнение таблицы, вычерчивание схемы







&39

44

Северный Кавказ – самые молодые горы России

Путешествие

Индивидуальный опрос







&40

45

Природные комплексы Северного Кавказа

Практикум

Фронтальный опрос







&41

46

Урал – «каменный пояс» земли Русской

Игра

Тестирование







&42

47

Своеобразие природы Урала

Практикум

Самостоятельная работа







&43

48

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

Семинар

Сообщения







&44

49

Западно-Сибирская низменность

Изучение нового материала

Тестирование







&45

50

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

Практикум

Работа с контурными картами







&46

51

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

Практикум

Анализ карт атласа







&47

52

Природные районы Восточной Сибири

Практикум

Заполнение таблицы







&48

53

Жемчужина Сибири – Байкал

Путешествие

Сообщения







&49

54

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

Практикум

Заполнение таблицы







&50

55

Дальний Восток – край контрастов.

ГП. Состав территории. История освоения

Практикум

Составление прогнозов







&51

56

Природные комплексы Дальнего Востока

Семинар

Тестовый контроль







&52

57

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

Исследование

Самостоятельная работа







&53

5859

Обобщение и систематизация знаний по теме

Игра

Зачет







&54

&55

^ Человек и природа (9 часов)

60

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Изучение нового материала

^ Знать:
законы об охране природы
Уметь:
объяснять значение природы в жизни и деятельности человека;
роль географической науки в рациональном природоиспользовании;
составлять географические прогнозы;
анализировать экологические карты России;
выполнять правила природоохранительного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Заполнение таблиц







&56

61

Географический фактор в развитии общества

Изучение нового материала







&57

62

Антропогенное воздействие на природу

Семинар

Вычерчивание схемы







&58

63

Рациональное природопользование

Практикум

Составление прогнозов

^ Практическая работа

(обязательная – оценочная)
Составление прогноза изменений растительного и животного мира в разных регионах России




&59

64

65

Особо охраняемые территории

Путешествие

Работы с контурными картами и картами атласа







&60

66

67

Памятник Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране

Исследование

Защита проектов







&61

&62

68

Экологическая ситуация в России

Семинар

Тестовый контроль







&63

69

70

Обобщение и систематизация знаний

Игра

Зачет









^

Всего 70 часов Практических работ – 14, из них обязательных - 9

  1   2

Похожие:

Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование iconРекомендации к составлению рабочей программы учителя рабочая программа курса может выполнять
...
Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование iconРабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»...
Хозяйство» 8 9 класс составлена на основании Государственного стандарта общего образования 2007год и примерной программы основного...
Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование iconПояснительная записка к образовательному плану моу-сош с. Баклуши на 2011-2012 учебный год
Минюсте России 03. 03. 2011г.,рег.№19993). Образовательный план моу-сош с. Баклуши ориентирован на три ступени общего образования:...
Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование iconБаринова И. И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2008....
География России (vii—ix класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование iconОсновные общеобразовательные программы n п/п Уровень (ступень) общего...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таборская основная общеобразовательная школа»
Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование iconI начальное общее образование Основное общее образование пояснительная записка
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование iconРабочая программа по предмету история России (основное общее образование)
Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История...
Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование iconМетодические рекомендации по составлению рабочей программы пос. Строитель
Методические рекомендации составлены в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки выпускников базового уровня...
Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование iconРабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы...
Программы Минобр­науки России "Начальное общее образование", авторских программ В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько "Обучение...
Рекомендации по составлению рабочей программы по географии «природа россии» 8 класс, основное общее образование iconРабочая программа (линия в. П. Дронова, издательство «дрофа») 8 класс
И. И. Бариновой, В. П. Дронова «География России» 68 часов в год (2 час в неделю). Основное содержание авторской программы полностью...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница