Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!»




НазваниеРазработка классного часа «Покормите птиц зимой!»
Дата публикации31.08.2013
Размер90.6 Kb.
ТипПрезентация
pochit.ru > География > Презентация


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4

Разработка классного часа
«Покормите птиц зимой!»

Составила

учитель начальных классов

Шаповалова Н.П.
Острогожск 2010

Цели. Дать представление о жизни птиц зимой; познакомить с мероприятиями по охране птиц; воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование. Презентация со слайдами о зимующих птицах; куклы: Лиса, Белка, Мышь; чучела птиц; «телевизор»; шапочки птиц; раздаточный материал: семена для птиц; слайды «Виды кормушек».
^ Содержание классного часа
Тут, зверюшки и пичужки,

Игры, песни – всё для вас!

Пожелаем всем удачи,

За работу! В добрый час!
Зима на улице. Всё белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Что мы относим к живой природе? Как звери готовились к зиме? Давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц и зверей.
Идёт кукольный спектакль.
^ Белка. Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.
Мышь. Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.
Учитель. На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла.
Лиса. Заяц-беляк всё лето серым был, а сейчас в белой шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом.
^ Учитель. Ребята, как же звери готовились к зиме?
Дети. Заяц шубу сменил, стал белым, белка была рыжая – стала серая.
Учитель. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор Скворца и Цапли.
К доске выходят дети, на головах которых шапочки птиц.
^ Цапля. Здравствуй, Скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная, Цапля?

Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Учитель. Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
Дети. Потому что это перелётные птицы. На зиму они улетают.
Запись на доске.

ПТИЦЫ


^ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ЗИМУЮЩИЕ

ОСЕДЛЫЕ КОЧУЮЩИЕ

Учитель. Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапля. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
Стук в дверь.

– Кто там?

Голос за дверью. Вам письмо!

Учитель зачитывает текст.



SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!




Учитель. Кто послал его?
Дети. Птицы.

Учитель. Чтобы им помочь, надо знать, какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.
Демонстрируется презентация с изображениями птиц, видами кормушек, фотографиями детей, как они заботятся о птицах зимой.
Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.
Сообщение ученика.
Синица – это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная. А брюшко – жёлтое. Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные острые когти.
Исполняется песня «Синичка» на слова Е. Александровой.
У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят снегири.
Сообщение ученика.
Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз. Тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Пёстрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липках,

Отзовётся бойкий чиж.
Сообщение ученика.
Дятел. У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. В наших лесах чаще всего встречается большой пёстрый дятел, он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в соей кузнице шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Исполняется песня «Лесной доктор» на слова В. Дмитриевой.
Я бы мог ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.
Сообщение ученика.
Клестов называют «северными» попугайчиками. Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клёст не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусов мороза.
Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы.

И торопятся куда-то

Ярко-красные щуры.
Как, рассвет встречая новый,

Будит лес своих гостей.

Не опишешь даже словом

Красоту земли моей.

– Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. Какие?
^ Дети. Сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики.
Учитель. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительный? Посмотрите.
В «телевизоре» появляются чучела дятла и клёста.
^ Дятел. Чего ты, Клёст, визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клёст. Да нет, Дятел, это я радуюсь!
Дятел. Нашёл время радоваться…
Клёст. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел. В такой мороз – птенцы? Да они замёрзнут!
^ Клёст. Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха-мать греет их, как печка. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Учитель. Ребята. Почему у клеста птенцы зимой выводятся?
^ Дети. Потому что им есть что кушать.
Учитель. Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клеста клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется. И все же многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны…А что мы должны?
^ Дети. Подкармливать птиц.
Учитель. Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.
Дети рассматривают образцы семян, лежащие на партах в конвертиках.

– Давайте теперь составим общую таблицу, чтобы знать, какие птицы что любят.

Показ слайда:
КОРМ ДЛЯ ПТИЦ
СЕМЕНА
подсолнечника овса арбуза

( все птицы) (овсянки, синицы) (синицы, поползни)

пшена, проса тыквы, дыни, кабачков

(овсянки, воробьи, синицы) (поползни, синицы, воробьи)

кедровых орешков рябины, калины

(поползни, дятлы) (снегири, свиристели)

льна клевера

(все птицы) (щеглы, чечётки, воробьи, синицы)

сало, мясо

(очень любят синицы)
– Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте разыграем небольшую сценку.
К доске выходят шесть человек в шапочках птиц – Сорока, Снегирь, Воробей, Синица, Клёст, Щегол – и разыгрывают следующую сценку.
Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала!

Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе ни них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
^ Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали.
^ Синица. Сало салу рознь! Для нас, синиц, правильно вывесить несолёное, от солёного у птиц животы болят.
Клёст. Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина. Калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Учитель. Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно делать самые разнообразные.
Демонстрация кормушек, сделанных детьми.
Чтение стихотворения.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?

Наше дело ребячье – уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы.

Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы.

И они нам за это, зорко сад сторожа,

От вредителей летом сберегут урожай.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

(для воробья)

Сообщение ученика.
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.
Учитель. Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть, почитать. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц. А сейчас отгадайте загадки.
Я по дереву стучу, Красногрудый, чернокрылый,

Червяков добыть хочу. Любит зёрнышки клевать.

Хоть и скрылся под корой, С первым снегом на рябине

Всё равно ты будешь мой! Он появится опять!

(Дятел) (Снегирь)
Чьи малыши в лесной глуши

В холод лютый раздеты, разуты?

(Клёст)
Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(Воробей)
– Когда вы придёте домой, что сделаете первым делом?
Дети. Покормим птиц.
Исполняется песня «Каждый школьник – птицам друг» на слова В. Дмитриевой.


Похожие:

Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!» iconЧто нам осень принесет?
...
Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!» icon«Покормите птиц зимой!» Автор-составитель: Цыпкина Наталья Алексеевна учитель биологии
Цели: Систематизировать и проверить уровень знаний по теме «Зимующие птицы нашего края», воспитывать бережное отношение к природе,...
Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!» iconКлассный час по теме «Правила безопасности зимой. Безопасность на льдах»
Цель классного часа: рассмотреть различные ситуации безопасности жизни и здоровья в зимнее время
Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!» iconМетодика педагогического анализа тематического классного часа
Поэтому вопрос его качества является крайне важным при оценке эффективности деятельности классного руководителя. В этой статье рассмотрим...
Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!» iconМодель классного часа
Модель классного часа, разработанная учителем первой категории, классным руководителем 8 класса Мукиной С. Г
Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!» iconМетодическая разработка классного часа
Оборудование: компьютер, слайды, музыкальные фонограммы, государственная символика рф, икона Казанской богоматери
Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!» iconМетодическая разработка классного часа «Россия начинается с тебя!»
Классный час разработали и провели воспитатели кадетских классов Е. В. Марусина, Ю. Ю. Фаустова
Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Казачинская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка классного часа 7А класс, классный руководитель Елистратова Юлия Сергеевна
Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!» iconРазработка классного часа для учащихся 1 класса
...
Разработка классного часа «Покормите птиц зимой!» iconМетодическая разработка классного часа, 7 класс «Хатынь: боль и гнев»
Моу сош 18 Кировского района городского округа гор. Уфа Республики Башкортостан
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница