Урок географии, 10 класс




Скачать 61,37 Kb.
НазваниеУрок географии, 10 класс
Дата публикации29.08.2013
Размер61,37 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Урок географии, 10 класс
«Численность и воспроизводство населения мира»
Шайдуллина  Альфия  Анфалевна,

учитель географии и экономики, МОУ СОШ № 18, город Уфа,  

Республика Башкортостан,
стаж 30 лет.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Показать, что география населения – одна из главных частей экономической и социальной географии.

  2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения.

  3. Сформировать понятие «естественное движение населения» и «демографическая политика». Актуальность демографической политики в России и Башкортостане.

  4. Совершенствовать навыки работы со статистическим материалом.

  5. Прививать навыки к проектно-исследовательской работе.


Оборудование: политическая карта мира, атласы, статистический материал, мультимедиапроектор, диск для компьютера «География» 10 класс
Тип урока: комбинированный с применением проектной деятельности.
План урока:

1. Новая тема

а) Численность населения мира.

б) Естественное движение населения

2. Закрепление

а) Практикум – составление проекта.
Ход урока:

1. Новая тема:

а)Динамика численности населения:

Сегодня на уроке мы начинаем изучать тему, которая называется «География населения мира». Как вы считаете, ребята, по названию темы можем мы определить цель нашего урока? - Ответы учащихся.

Наука, которая занимается изучением населения, называется «демография».

По подсчетам статистов-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек.

А как определяют, какова численность населения страны? – по переписи населения. За 200 лет в мире было проведено более 2 тысяч переписей. И сейчас в мире, только в Омане и Катаре не проведены переписи.

Скажите, а какова численность населения земли сейчас? - более 6 млрд. человек. В России ? – 142,3 млн.чел., а чему равна численность населения Башкортостана? - более 4 млн.человек. На протяжении всей истории рост населения был медленным, а ускорение произошло только в ХХ веке.

По табл № 1, 2 которые лежат у вас на столе, мы можем увидеть, что за общемировыми показателями скрываются существенные различия между двумя основными группами стран. Какие это страны? – развитые и развивающиеся. Проанализируйте эту таблицу, и скажите - в какие годы был особенно большой рост населения? В каких частях земного шара население растет быстро? А в каких медленно?
^ Среднегодовые темпы прироста населения

в мире, отдельных его регионах табл.1



регион

Среднегодовые темпы прироста, %

1950-

1955

1965-

1970

1995-

2000

2000-

2005

Весь мир


1,8

2,0

1,3

1,2

Развитые

страны

1,2

1,1

0,4

0,2

Развивающиеся

страны

2,0

2,5

1,6

1,5

Европа

Азия

Африка

Северная Америка

1,0

1,9

2,2
1,7

0,7

2,4

2,6
1,1

0,0

1,4

2,4
0,9

-0,2

1,3

2,3
0,9







Табл.2

т

^ Какой вывод можно сделать из этой таблицы? – основной прирост населения приходится на развивающиеся страны и их доля в мировом населении продолжает возрастать.
б) Мы уже сказали, что население в разных странах растет неодинаково, это объясняется различным характером его воспроизводства. Что такое воспроизводство населения?

Воспроизводство это совокупность рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений.








^ Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся

и умерших за определенный период времени.
^ Естественный прирост населения бывает положительный и отрицательный. Отрицательный естественный прирост – когда смертность выше рождаемости.
А какой естественный прирост в России? – отрицательный.

В Башкортостане? – отрицательный. И это несмотря на то, что Башкортостан занимает 1 место по численности постоянного населения в Приволжском федеральном округе и 7 место в России.

В чем причина такого естественного прироста? – причина в социально-экономических условиях.

^ Воспроизводство подразделяется на два типа – 1 и П.




На доске - карта с высоким и низким ЕП.


Теперь давайте рассмотрим причины такого естественного прироста в этих странах.

Начинается работа в группах. Каждая группа получает свое задание.

1 группа - рассм. 1 тип воспроизводства стр. 53-54

2 группа – рассм. П тип воспроизводства стр. 55

3 группа – рассм. понятие «депопуляции» стр. 54

4 группа – рассм. понятие «демографическая политика» стр. 58
Итак, отчего зависит смертность и рождаемость населения?

На рождаемость влияют условия жизни людей, войны, болезни.

На смертность влияют питание, санитарно-гигиенические

условия, развитие здравоохранения.
1 тип воспроизводства приводит к депопуляции населения, а П тип - к демографическому взрыву. (Демографический взрыв — сверхвысокие темпы роста численности населения на определённой

территории).
Скажите, какую демографическую политику проводит Россия и Республика Башкортостан? – повысить рождаемость. Какие меры для этого предпринимаются?

В России – создание предпосылок для повышения рождаемости (пособие на ребенка, родившим второго ребенка –343 тысячи рублей, эта сумма со временем индексируется), улучшение репродуктивного здоровья населения, и как следствие - увеличение продолжительности жизни).

В Башкортостане – реализуется Концепция демографической политики на период до 2015 года, которая включает в себя следующие программы: «Безопасная кровь», «Профилактика и лечение заболеваний, передающихся половым путем», «Молодежь Башкортостана», «Дети Республики Башкортостан», «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения».

Повышению рождаемости способствует также диспансеризация населения.


^ Какой общий вывод можно сделать? - И смертность и рождаемость зависит от социально-экономических условий в стране.
2. Закрепление:

а) А теперь, переходим к практической части нашего урока - составим проект на час.
На прошлом уроке вы получили задание - познакомиться с выпусками средств массовой информации, поговорить с родителями о проблемах населения. Каждая группа получает задание – с точки зрения:

а) обывателя (учеб. стр.53, 1 столбик, последний абзац)

б) чиновника правительства (стр. 53, 1 столбик, 3 абзац)

табл. № 22, стр.70 (В.П. Максаковский «Новое в мире»).

в) чиновника министерства образования (стр.60)

табл. № 23, 24 стр.72,73 (там же)

г) ^ Министерства здравоохранения (стр.59, П столбик, 2 абзац)

табл. № 20,21 стр. 68,69 (там же) -

составить проект – что необходимо сделать для того, чтобы увеличить численность населения в развитых странах и уменьшить в развивающихся? В конце своего проекта сделать вывод.

Экспертная группа из 2-х человек, выслушав проекты, сделает вывод – какой проект считать наиболее эффективным для экономического развития страны, т.к. население является главной производительной силой страны.
В конце урока делаются выводы, подводятся итоги.

Домашнее задание: стр. 51-60

Оценки комментируются в конце урока.

Похожие:

Урок географии, 10 класс iconУрок географии 6 класс Суховеева Т. В., учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица»
На Земле проживают люди четырех основных рас, но даже люди одной расы относятся к разным народам. Например, к европеоидной расе относятся...
Урок географии, 10 класс iconМаксаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс
Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии. 6-10 класс\ Под...
Урок географии, 10 класс iconУрок по географии на тему: "Северо-Западный экономический район." 9 класс
Сформировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона
Урок географии, 10 класс iconУрок математики 6 класс
...
Урок географии, 10 класс iconБно-тематический план по географии. Класс
Планирование составлено на основе примерной программы по географии основного общего образования
Урок географии, 10 класс iconБно-тематический план по географии. Класс
Планирование составлено на основе примерной программы по географии основного общего образования
Урок географии, 10 класс iconУрок-путешествие по географии 7 класс. Тема: «Средняя Европа. Франция и страны Бенилюкса»
Выявить и сравнить особенности географического положения Франции и стран Бенилюкса
Урок географии, 10 класс iconУрок географии 9 класс. Тема урока. Западно Сибирский экономический район
Познакомиться с особенностями эгп, природных условий и ресурсов, отраслями специализации, проблемами и перспективами развития Западной...
Урок географии, 10 класс iconУрок природоведения 5 класс по теме «Атмосфера Земли»
...
Урок географии, 10 класс iconУрок географии. 7 класс. Тема: «страны юго-западной азии»
Цели: называть и показывать страны и их столицы, природные особенности, богатства, виды хозяйственной деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница