Урок 21




Скачать 114,59 Kb.
НазваниеУрок 21
Дата публикации25.08.2013
Размер114,59 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Урок 21.

Мир природы в поэзии А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.
Восприятие Ф. И. Тютчевым природы в духе Шел­линга:

вселенная - живое и одухотворенное существо, которое разви­вается, устремляясь к торжеству правды, добра, красоты, к мировой гармонии. Природа - это жизнь. Мертвой природы нет. И в неорга­нической материи бьется пульс жизни, теплится всеоживающая Ми­ровая Душа. Природа должна быть понята как зримый Дух, а Дух -как незримая природа.

В поэзии Тютчева исчезают барьеры между человеческими и природными мирами: страдания и радости природы становятся стра­даниями и радостями человека. Грань разрушена. Мир природы и человека находится в состоянии творческого развития, которое про­истекает как столкновение между Космосом и Хаосом. Хаос вопло­щает стихию бунта и разрушения, Космос - созидания, примирения, гармонии. Эта борьба наиболее интенсивна не в природе, а в обще­ственной жизни и в душе человека. Это состояние борьбы обостряет­ся в ночные часы, в период разгула стихии.

Мы познали неземную тайну, и, рождённые от солнца, но влекомые луной, мы стали блуждать между ночью и днём, и ночь пугала нас. И Фёдор Иванович Тютчев, глубже всех поэтов её познавший, объяснил нам, почему ночь для нас "страшна":

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами
И нет преград меж ней и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
       День - лишь покров, лишь тонкая златотканая пелена. Минуты, когда она тает, растворяясь, исчезая, и есть время наступления истинного, первозданного бытия. Оно роднится с бездной, безграничностью, бездонностью, беспредельностью и никогда не сможет быть втиснутым в рамки дня. Ночь - первооснова всего сущего, в ней - повесть о времени, но мотив её - вечность, в ней образы всего, что было, и отражение того, что есть, и магия невсамделишных событий, и порожденья хаоса и страха, и путь в Мир Грёз, чудеснейший предел.

Ночь светла. Оставшись с ней наедине, как "сирота бездомный, лицом к лицу пред пропастию тёмной", можно на миг, на мгновение - столь горестно мимолётное у Тютчева, и столь блаженно бесконечное у Фета - лишиться рассудка. Но, когда он вернётся, чёрная бездна не будет больше страшной и чужой, потому что, если подумать, каждый видит что-то своё в ночи, каждый "узнаёт наследье родовое". Но во тьме есть и смерть, в ней "крадутся" час неизбежной гибели, ощущение мимолётности жизни и ожидающее впереди вечное, неизбежное, бесконечное небытие. Тютчев видел и чувствовал в природе не одну лишь божественную основу - упорядоченный космос. Он чуял, что где-то здесь, в таящейся за границей благообразной Земли бездне, есть "вечный хаос", мятеж, беспорядок - там "хаос шевелится", и неизвестно, какой неверный шаг, какое наше движение способно его пробудить. Мы живём словно в окружении вулканов: на Земле раскинулись тихие леса и сады, на ней воздвигнута цивилизация, но вулканы, потухшие миллионы лет назад и ставшие средоточием хаоса, могут извергнуться неудержимыми потоками всеразрушающей лавы. Мир не тих, не мирен, он, по существу своему, трагичен, и лучше всего можно познать его в "минуты роковые", в моменты, когда поднимается "древний хаос", когда над миром довлеет ночь-тьма, что была до сотворения света и мира и останется после того, как солнце умрёт, угасая, истекая красными лучами.
        Ночь раскрыла перед нами глубину души мира; но она не только испугала - она и умудрила нас, заставила взглянуть себе в глаза. Ночью, таинственной мистической ночью всё принимает иной - не истинный ли? - вид. Живой язык природы слышится в полночной тишине, истинный мир - это мир воцарившегося лунного мрака. Но не потому ли, что люди не сумели до конца проникнуть в тайну ночи, образ её неотделим для нас от понятия вселенского зла, связан с расцветом и торжеством тёмных сил; ночью люди совершают ужасные, необъяснимые поступки, которые не в силах понять с уходом ночного безумия, словно сама тьма, ничем не ограниченная, не сдерживаемая, внушила им совершить то, что угодно было ей. Ночью, влекомые луной, люди ходят во сне с открытыми глазами, не видя и не помня, и не сознавая, они идут на голос ночи, что прошептала в эфирной песне Слово, вслед за которым они готовы отправиться сквозь сон и сквозь саму тьму, по ту сторону зеркала, по ту сторону космоса - в хаос, в бездну, в царство ночи. Познавший ночь Тютчев увидел её безумие, её "божий гнев". В стихотворении "Mal'aria" он говорит, что даже любит это незримое, всепроникающее таинственное зло:

 

В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах, и в самом небе Рима
Всё та ж высокая, безоблачная твердь,
Всё так же грудь твоя легко и сладко дышит,
Всё тот же тёплый ветр верхи дерев колышет,
Всё тот же запах роз, и это всё есть Смерть.

 

     Хаосом оборачивается красота, и Смерть - в "запахе роз": зло скрыто в прекрасной, чарующей оболочке. Трагическая стихия, ночная "жизнь злая" открывается поэту в том, что мы видим самым прекрасным, самым светлым, исполненным сиянием солнца и благодатью дня. Хаос увидел он и в любви - в самом чудесном, что только есть в судьбе человека, в человеческой душе. Любовь не только "союз души с душой родной", она - и "роковое их слиянье, и поединок роковой". В любви изначально таятся будущая разлука, вражда, измена или утомленье. Мы фатально обречены на то, чтобы любить "убийственно": мы убиваем тех, кого любим, и мы будем убиты сами. Разрушающая человеческая любовь - главное проявление нашего "духовного хаоса", нашей "внутренней ночи", и в этом её убийственном свойстве - знак того, что мир хотя и создан любовью, но управляется отнюдь не ею одной.
      Ночь стала нашим проводником в небеса, в бескрайние просторы, к постижению Добра и Зла, к высшему Знанию, будь оно вселенским Счастьем или всегдашним Проклятием. Язык её - "для всех равно чужой и внятный каждому, как совесть". Поэт знает: он будет понятным всегда, и голос ночи будет вечно звучать там, где кончается явь, но сон ещё не вступил в свои права. Ночь - время сна наяву, и порой мы можем попадать в странное место, что находится между реальностью и видениями сна - "в некий час всемирного молчания" - в час Откровения, Признания, Пророчества и Смятения. И Тютчев, чувствующий это, любуется ночью, подобно Фету:

 

 

Как хорошо ты, море ночное…
В этом волненье, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

 

      Но Тютчев не изменил себе в выражении двойственности бытия, двоемирия, которые мы можем ясно видеть в описании ночного моря: "здесь лучезарно, там сизо-темно …". Сам поэт, познав тайну ночи, проникнув так глубоко в недра мрака, в самые глубины тьмы, сам, пройдя сквозь ночь, остался светел, лучезарен и чист. Стихи его слагались из "чудного, еженощного гула", из "хаоса ночного", и, вслушиваясь в повесть этого хаоса, поэт его, мудрец безумия, он в то же время любил космос, услаждая свой слух его стройными песнями, он вкушал очарование весны, его пленял "роскошный Генуи залив", и южное солнце, в лучах которого он "заслушивался пением великих средиземных волн." В своих томительных, тревожных колебаниях между светом и тьмой Тютчев любил оставаться один в тиши, в молчании. Люди, звуки и шумы мешали ему, автору "Silentium". Он хотел жить в своём внутреннем "Элизиуме теней", уйдя в себя, в тишину и волшебство внутреннего мира, стать звездой на небосводе дня, не видимой никому, сияющей незримым миру светом. "Silentium" - глубина космической бездны; чувства и мечты поэта - словно звёзды в ночи, и космос человеческой души сохраняет все черты природного космоса. Тютчев "не был служителем высокого ремесла поэзии, как не был и её специалистом; удивительно беспечно, с какой-то очаровательной небрежностью ронял он свои поэтические вдохновения, стихи его задушевны, полны оригинальных словосочетаний; догадки, прозрения его гениальны, его идеи - вершина человеческой мысли". Многие его стихотворения, вся его лирика движется энергией антитезы, двоемирия, двойственности, "как бы двойного бытия". Душа поэта - "жилица двух миров".
^       Душа поэзии А.А. Фета - иная. Когда нам необходимо сказаться душою, открыться, отразить боль или счастье, никогда не находится необходимых слов, и в этом - мотив невозможности высказаться, мотив тютчевского "Silentium". Но у Фета "вместо тяжёлых, материальных, лишь приблизительных слов"[1] - звуки, вместо звуков - дыхание, вместо дыхания - молчание. К чему слова, если ни одно из них всё равно не отвечает ни чувству, ни мысли, которые призваны отображать?

Стихи Фета движутся "воздушною стопою", в них - "шёпот, трепет, шорох, лепет", в них звуки - чуть слышные, эфирные; он - музыка русской поэзии. Если бы мы оказались под пологом фетовской ночи, мы очутились бы в священной тишине, в молчании, в чарующем тумане неуловимых, едва произнесённых слов. Его ночь "нема, как дух бесплотный", и в этом безмолвии теперь он "высказаться рад!" Во сне творит Фет свои лучшие стихотворения, в объятиях Морфея, в сладостном плену забытья, отражая сияние звёзд. Ночь мерцает ему елейными, нежными волнами, обволакивая сознание и душу очарованного, блаженствующего поэта. Звездная бездна не страшит, она источник вдохновения, - в ней и звуки, и звёзды, и цветы, и всё неуловимое, никак не могущее ускользнуть от грезящего стихотворца, сливается в одну неразличимую, эфемерную воздушность. В ночи есть опьянение, заря не отрезвляет; но слово трезво, и при слове, с вторжением света, с пробуждением исчезает истинное счастье. А именно им, упоительным, томительным, безграничным, дышат все стихотворения Фета; вся радость и сладость любви пронизывает неземным ароматом его строки, он сам болен от счастья, он пьян от его избытка, и от его стихотворений, сотканных из призрачных золотых лучей, звёздной пыли, цветочной пыльцы, кружится голова. "Сияла ночь… Луной был полон сад". Именно "сияние" ночи Фет выделяет особенно самозабвенно. Его ночь исполнена света, блеска, сияния, неги - "в небе чутко и светло", "глубина и чистота", "непорочная краса", "блеск и сила", "огни безоблачных небес", "лазурная ночь…". Звёзды, и без того волшебные алмазы ночи, гранённые пером Афанасия Афанасьевича Фета, обретают сверхъестественное всамделишное мерцание бриллиантов, рассыпанных под сводами "храмины ночи". И всё же "тайные сны наяву", должно быть, навсегда так и остались тайной, постичь которую Фет не стремился. "Какая-то связь родилась" между звездами ночи и им… Какая же? Несмотря на некоторую отвлечённую, восторженную незаинтересованность Фета в анализе, попробуйте осмыслить это: его ночь вызывает в недрах души бурю, в которой сливаются воедино впечатления, - лирический герой и звёзды, и ты, за ними наблюдающий, - в едином кружении созданного поэтом образа, в наслаждении и безумии. Вслед за Тютчевым Фет мог бы сказать: "Все во мне, и я во всем". Он знает "страдание блаженства", и ему "легко и самое страдание", но ему знакомо и упоительное, счастливое безумие:

 

И я шепчу безумные желанья
И лепечу безумные слова.



      Фет - певец "чуть заметного", и потому мгновение, ничтожное для нас, для него - это вечность. Время не противопоставлено вечности, из времени мы смотрим в вечность; и мир не противостоит человеку, космос - не всепоглощающая бездна, готовая предать нас забвению, безвестно пожрать ничтожно малые, беспомощные существа, нас, "свершающих свой подвиг бесполезный", - и уже здесь мы ясно видим расхождение мировоззрений Тютчева и Фета. Тютчев в стихотворении "От жизни той…" излил своё сетование на то, что человек - лишь "грёза природы", а сама природа - "всепоглощающая бездна", и противопоставил человечество природе. Фет, чутко слушающий природу ("Слух, раскрываясь, растёт, // Как полуночный цветок"), понимает: и стих должен расти для того, чтобы обнять всю её. Для Тютчева жизнь - лишь "мимолётное виденье", для Фета же и миг - это много. В течение этого мига успевает возникнуть связь между отдельным сердцем и всей Вселенной - в этом сила любви, дарующая ощущение всеединства, связи с космосом. Тот, кто любит - космичен. И здесь возникает переход от грандиозного общего к малой искорке данного, зажегшегося сердца:

 

Какое счастье: и ночь, и мы одни!
Река - как зеркало и вся блестит звёздами,
А там-то - голову закинь-ка и взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

 

       В мире ночи, в тишине есть истинно прекрасное. Здесь нет "шумящей толпы", не понимающей красоты, жадной до удовольствий; поэту противна "бесчинная толпа", "бесчисленные, бесчувственные" люди, заглушающие волшебную песню природы своими обыденными, приземлёнными, никчемными разговорами. "Ночь нема, как дух бесплотный…" - Фет слушает не саму ночь, а звуки, неуловимые шорохи и вздохи ночной тишины, и "звуки тишины ночной не прерывают". Он "ночного певца" не вспугнёт, он внимает его чудесному пению. Ночью поэту вольнее дышать, и чувства понятнее ночью, и опьянённое усталостью и жаждой сна, или мучением бессонницы воображение подвластно впечатлениям. Каждое чувство понятнее ночью, в вихре переживаний, "сквозь сонных" ощущений можно предаться созерцанию и восхищению.
      Стихотворение "На стоге сена ночью южной…", на мой взгляд, можно разделить на две части: "погружение" в бездну и "утопание" в ней. Одна мысль следует за другой, одна следует из другой, они связаны неразрывно. Стихотворение наполнено олицетворениями ("хор светил, живой и дружный", "земля немая", "сонмы звёзд неслись", "лицо ночи"), и это означает, что Фет вдыхает жизнь во все вокруг и наделяет чертами живого и ночь, и землю, и ночные светила - для него живо всё, о чём он повествует.

 

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

 
       Земля уходит, видится лишь смутным сном, Земля уносится прочь. И ночь своим открытым лирическому герою великолепием дарит ему ощущение рая. Лирический герой бессилен перед силой, с которой бездна тянет его к себе - "будто в длани мощной над этой бездной я повис". Он ничего не может сделать, он не способен противодействовать, он не в силах объяснить, сам ли он сделал шаг навстречу бездне, или она его настигла - теперь он беззащитен, теперь он неотвратимо утонет в ней.
       "Бездна полуночная" - метафора, которая придаёт цельность стихотворению "Полуночные образы реют…" Стихотворение кажется мне плавным, и, читая его вслух, я не могу остановиться, и, уже выучив наизусть, я обращаюсь к чёрным небесам (ибо давно уже прекрасная, хоть и не южная ночь воцарилась за окном): я ожидаю - вот-вот упадёт с небосклона заслушавшаяся звезда, - и я загадаю желание…

 

Полуночные образы стонут,
Как больной в утомительном сне,
И всплывают, и стонут, и тонут,
Но о чем это стонут оне?

 
      "О чём ты воешь, ветр ночной? О чём так сетуешь безумно?" Душа Тютчева тоже внимает стенанию страдальца, он слышит в ночи этот мотив - протяжной боли. И если Фет лишь задаётся вопросом: " Но о чём это стонут оне?", - то Тютчеву в этой грустной песне открылась повесть о хаосе, о беспредельности, с которой его душа жаждет слиться не меньше, чем душа Фета в стихотворении "На стоге сена ночью южной…" Однако Фет открывает в ночи не хаос, а гармонию. Цвета южной ночи - насыщенные, глубокие, яркие, и волшебство её поистине нереальной красоты пленило его. Ночь, спустившаяся на предгорья юга - словно чёрная бездна, лишённая дна, и тот, кто пытается постичь её, вперившись взглядом в безраздельное царство тьмы, исполненной глубины, со светилами, не проливающими света, но только разжигающими интерес к этой тайне, так вот, говорю я, тот вскоре перестаёт быть самим собой - уже сама душа вглядывается в бездну, сама душа его. И тьма - душа ночи и душа человека всматриваются одна в другую, каждая желая разгадать тайну и постичь смысл другой. Лирический герой - душа его - столкнулась с бездной ночи. И, встретившись с бездной, герой тонет в ней. Душа бесплотна, она способна слиться с тьмой воедино, она способна стать частью бездны и может раствориться в очаровании полуночи. Фет словно бы заглянул в саму вечность, словно сумел отыскать взглядом небесную дверь, отправиться за которую сумела его душа, изумлённая глубиной и красотой, и жизнью неба и его светил. Он уходит от быта, и Земля безвестно уносится прочь - он погружается в бытие, в вечность, и душа уже не в силах вернуться назад - столь чудесно и волнующе, прекрасно и таинственно - загадочно это бытие. Что может быть привлекательней? Что может быть страшней? Ведь, однажды оторвавшись от мира сего, непросто найти дорогу назад… Да к чему и искать её, когда великолепнейший мир, Мир Грёз, скрыт где-то там, в ночной тишине, в величественном покое? Когда падает звезда с ночного небосвода, неужели мы не желаем оказаться именно там, на чёрном звёздном поле, где есть ответы на все вопросы, где берёт свое начало чудесная спираль вечности, где исполняются заветные мечты, и жизнь - осуществление фантазий?

 

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину…

 
       И если ночь занимает в поэзии Фета такое значительное место, если в ней он видит отдельную личность, словно бы ту третью, своим благословением осеняющую влюблённых, то лишь потому, что она - ночь вполне "разоблачённая": и сама обнажённая, и наготу природы являющая, она легче дня, и этой чудесной лёгкостью своей ближе душе, чем день. Больше ночью, нежели днём, живёт душа. Ночью мы вглядываемся "в лицо природы спящей" и понимаем "всемирный сон"; ночью, в торжественном забвении и мраке горит "единый путь до божества".  И  ночь - это женщина, а для Фета зримой или незримой женственностью дышит каждая пядь природы - в лад собственному его настроению.
      И, наконец - "всё - только сон, только сон мимолётный", душе снится вселенная, которой на самом деле нет, и только грезящий, тот, кому снится мир, один несомненен.
^ Самостоятельная работа:

-Прочитайте стихи Тютчева, попробуйте понять с их помощью "язык природы". Особое внимание обратите на прием олицетворения, на своеобразие тютчев­ской метафоры. Почему поэзию Тютчева называют философской?
-Подберите самостоятельно стихи, в которых воссоздается борьба космических и хаотических стихий бытия.

Можно обратиться к стихам, где Тютчев - политик, дипломат пытается поставить диаг­ноз болезни, поразившей европейское человечество. Это неверие, духовный нигилизм. В России Тютчев видит великую империю, призванную спасти Европу от духовного кризиса ("Эти бедные селенья", "Наш век", "Умом Россию не понять").

-Выучите наизусть одно из стихотворений Тютчева.

-По­знакомьтесь со стихами, посвященными Е.А. Денисьевой ("Пред­определение", "Чему молилась ты с любовью", "Последняя любовь", "О, этот Юг, о, эта Ницца", "Весь день она лежала в забытьи"). Сравните стихи Тютчева с "панаевским циклом" Некрасова.

Похожие:

Урок 21 iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок 21 iconУрок 9 45 Урок 10 49 Упражнение. 52 Часть вторая 52 урок четвертый....
Книга будет полезна как начинающим, так и людям, в некоторой степени знакомых с нлп. Предназначена для тех, кто хочет заняться более...
Урок 21 iconУрока: Обучающие
...
Урок 21 iconУрок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок 21 iconУрок! Тема : Союз как часть речи
Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках фестиваля педагогических идей «Ура! Урок!»
Урок 21 iconУрок-путешествие, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация. Результаты...
Исходя из этого, целью своей профессиональной деятельности считаю: формирование компетентной, мобильной личности средствами своего...
Урок 21 iconУрок по разделу “Общество” Раздел Человек
Урок Человек как духовное существо Урок 10. Деятельность способ существования людей
Урок 21 iconТипы, формы и структурные элементы современного урока
Дидактическая теория – основа профессионально грамотной работы учителя. Основные дидактические категории: урок, современный урок,...
Урок 21 iconУрок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения»
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» подготовлен для 9 класса и проводится при изучении темы «Металлы и их соединения»....
Урок 21 iconУрок обобщающего повторения по теме «Гидросфера»
Урок-игра всегда имеет большой успех у школьников. Поэтому обобщающий урок по теме «Гидросфера» я часто провожу в форме игры
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница