Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности.




НазваниеКнига известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности.
страница1/8
Дата публикации12.04.2013
Размер1,11 Mb.
ТипКнига
pochit.ru > География > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8
Уильям С. Хэтчер

Понятие духовности
WILLIAM S. HATCHER

CONCEPT OF SPIRITUALITY

Перевод с английского: Алла Немченко, Ольга Бутенко

Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. В ней излагаются взгляды основателя этого религиозно-философского течения, Баха-Уллы, на духовную и физическую природу человека, их соотношение и взаимо­действие. Особо рассматривается вопрос об отношении человека к Богу, понимае­мому как высшая духовная субстанция бытия, проблема соотношения веры и зна­ния, науки и религии в современном мире.

Расчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами филосо­фии, религии и духовности.

Материал, содержащийся в настоящей монографии, разраба­тывался мною в течение ряда лет, в основном при подготовке курса лекций, прочитанных в школе бахаи Грин Эйкр в Элиоте(штат Мэн). Я признателен многим участникам этих занятий за высказанные ими замечания и критику. Особой благодарности заслуживает преподавательский состав школы Грин Эйкр во гла­ве с ее директором Ричардом Гроувером, по инициативе и при поддержке которого был организован этот курс лекций. Данный материал послужил также основой для моего вклада в работу Конференции по духовному воспитанию, проведенной в январе 1979 года в Торонто, во время годичного заседания Ассоциации бахаистских исследований. При подготовке данной публикации мною использованы критические замечания многочисленных ре­цензентов и редакторов серии "Baha'i Studies". Я глубоко призна­телен им как за ценные замечания, так и за затраченные авто­рами на их написание время и энергию.
^

Уильям С.Хэтчер


ЧАСТЬ I. КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

История человечества хранит свидетельства появления, распро­странения и исчезновения бесконечного числа религий, систем ве­рований и философских течений. Хотя побудительным импульсом для появления каждой из таких систем служили многочисленные культурные и психологические факторы, всех их объединяла об­щая идея: человек в силу своей природы не является целостным созданием. Отсюда с неизбежностью следует, что человек в своем развитии должен пройти через процесс самосовершенствования, са­моопределения, который рассматривается сторонниками этой идей как главный смысл существования человека, ибо именно таким пу­тем человек приобретает или развивает в себе то, что в рамках человеческой жизни существенно и всеобще, а не случайно и ло­кально. Этот процесс часто определяют понятием "спасение", то есть преодоление преграды невозможности возрождения (или ду­ховную смерть) и восхождение к высотам высшей реальности.

Важнейшими источниками таких концепций спасения, духов­ных философий и богословских наук были религии откровения. С исторической точки зрения религии откровения как будто едины, каждая по-своему, в признании того, что во вселенной объективно существует духовное измерение, которое для человека является са­мой важной, основополагающей стороной бытия. В то же время в этих религиях, по крайней мере на первый взгляд, просматривает­ся внушающее беспокойство различие в воззрениях на истинную природу духовной реальности и на то, как человек должен соот­носиться с ней. Кроме того, большинство систем традиционных ве­рований ныне превратилось в застывшие социальные модели и дог­матические стереотипы мышления и веры, которые абсолютно не соответствуют духу нашего времени с его быстротечными измене­ниями в социальной и интеллектуальной сферах.

Изменения в современном обществе происходят главным обра­зом под влиянием чрезвычайно действенных, мощных и авторитет­ных наук, не имеющих никакого или почти никакого отношения к официально признанным религиям. Но тогда как религии в большинстве своем продолжают все упорнее претендовать на то, что каждая из них владеет абсолютной и неизменной истиной, не допускающей никаких компромиссов, наука твердо стоит на том, что истина относительна, а ее познание находится в постоянном развитии и что полезное и продуктивное в сфере идей сегодня мо­жет стать устаревшим и непродуктивным завтра. Таким образом, религия отвергает перемены и страшится их, а наука процветает на их основе.

И все же наука и техника так и не принесли человеку чувства цельности, которое столь долго он ищет, хотя и дали ему значи­тельно большую силу для контроля над окружающей материальной средой и ее использованием в своих целях. Ощущение несовершен­ства и сознательное стремление к возвышенному, возникающие при соприкосновении с некоей глубинной духовной реальностью, широко распространены в современном обществе. Поистине, едва ли в какой-либо другой период истории или в другой культуре су­ществовало столь острое чувство духовной несостоятельности, ка­кое наблюдается сейчас в западной цивилизации в эпоху высоко­развитой промышленности и технологии. Но если современный че­ловек в целях просвещения обращается к религии, он зачастую сталкивается с догматизмом, который его разум не может принять, или же с бессмысленной эмоциональностью, которая не заслужи­вает внимания.

С позиций современности каждая из великих религий предстает перед нами как система, которая с успехом удовлетворяла духов­ные и социальные потребности определенного народа или опреде­ленной культуры в прошлом, но которая в настоящий, критиче­ский период истории уже не отвечает надлежащим образом нуж­дам человечества. Таким образом, при решении важнейших духов­ных вопросов современный человек сталкивается с серьезной дилеммой. С одной стороны, могущественная наука, столь успешно им развитая, служит росту его моральных и духовных запросов — тех запросов, которые только наука не в состоянии удовлетво­рить1. А с другой стороны, большинство традиционных религиоз­ных форм, подходов и воззрений кажутся ныне устаревшими и не­сообразными.

Рассматривая эту дилемму, исторически новая Вера Бахаи опи­рается на несколько основополагающих принципов. Принцип един­ства науки и религии утверждает, что религиозная истина так же, как и научная (или истина вообще), относительна и ее поиск по­стоянен. Безоговорочно признается, что: "Если религиозные веро­вания и суждения оказываются в противоречии с научными воз­зрениями, они являются лишь предрассудками и вымыслом"2. В частности, Вера Бахаи отвергает догматический подход к духовным вопросам; она утверждает, что существуют такие духовные реа­лии, которые подчиняются объективным закономерностям, и при­зывает каждого человека самому, с научных позиций, доискивать­ся до истины в этих вопросах3.

По поводу великих мировых религий Баха-Улла говорит, что все они имеют общий источник, а именно — единственную, ко­нечную созидающую силу, которая ответственна за все явления во вселенной и которую мы называем Богом. Бахаи считают, что ос­нователи этих великих религиозных систем (например, Моисей, Будда, Иисус, Зороастр, Мухаммед) были избраны служить про­водниками или выразителями мыслей этого единого Бога и что ос­новные различия в их учениях объясняются главным образом раз­нообразием потребностей, которые возникали в тех культурах и эпохах, в которых эти религиозные системы появлялись. Другие же значительные доктринальные различия в этих системах, воз­никшие в последнее время, приписываются неточностям и искаже­ниям, постепенно привносившимся последователями основателей вероучений уже после их смерти, в процессе социализации рели­гии4. Несмотря на это, как утверждается, духовное содержание всех этих систем по сути своей универсально и всеобще.

Вера Бахаи рассматривает себя как результат новейшего из от­кровений, как современнейшую главу в книге религии (вечно про­должаемой). Баха-Улла (1817-1892), основатель веры, изложил основы учения и другие свои взгляды в ряде трудов, составивших свыше ста книг и рукописей, написанных в период с 1853 года до момента смерти в 1892 году.

Итак, бахаи считают, что современный человек не находит удовлетворения в традиционных религиях отчасти потому, что некоторые из них перегружены нормами и понятиями, сложив­шимися в рамках той или иной культуры (например, строгими правилами приема пищи, законами о наказаниях в иудаизме и исламе), а также потому, что на протяжении многих лет в эти вероучения людьми привносились различные искажения. Религи­озный догматизм есть результат самонадеянной попытки челове­ка превратить относительную и неполную концепцию истины в абсолютную и неизменную систему, обязательную для всего человечества и на все времена. В соответствии со взглядами бахаи на развитие Богом созданной человеческой натуры не может быть раз и навсегда установленной системы, отвечающей потребностям человечества. Предназначение самой системы верований бахаи — отвечать нуждам людей в сей день, а не во все грядущие времена.

Бахаи считают, что основное духовное содержание, общее для всех религий откровения, последовательно расширяется и разъясня­ется при каждом новом откровении. Поэтому есть основания ожи­дать, что Вера Бахаи, коль скоро она действительно является новей­шим боговдохновленным выражением духовной истины, содержит более глубокое и полное выражение этой истины.

Я разделяю это мнение и на последующих страницах данного труда, стремясь познакомить читателя с некоторыми бесценными духовными сокровищами Писаний Бахаи, часто привожу (порой довольно пространные) цитаты из них. Однако все мысли и мнения, высказанные здесь мною, следует рассматривать всего лишь как попытку одного лица глубже разобраться в смысле проникновенных писаний Баха-Уллы, Абдул-Баха и Шоги Эффенди. Желая сохранить разумный объем данной монографии и добиться последовательности в изложении своих мыслей, я со­средоточил внимание на концепции духовности, то есть на ин­теллектуальном и логическом понимании ее. Я отнюдь не пре­тендую на то, что эта работа может служить пособием для до­стижения духовности, а лишь стремлюсь, насколько это возмож­но, дать более ясное представление о том, что подразумевается под этим понятием.

Разумеется, достижение любой цели облегчается, когда мы имеем четкое представление о том, с чем связан процесс духов­ного развития. Предлагаю этот текст для публикации с единст­венной надеждой, что он в какой-то мере послужит стоящей пе­ред всеми нами задаче — попытке поделиться друг с другом своим пониманием духовности. Для меня это особенно важно, поскольку предыдущий опыт общения в значительной мере обо­гатил меня.

^ 1.ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

1. Основные составляющие человеческой природы

В Писаниях Бахаи модель природы и деятельности человека представлена как результат взаимодействия двух начал: физиче­ского (материального) и духовного (нематериального). Физическое начало в существовании человека проистекает от генетического наследия, получаемого при его зачатии, и от его взаимодействия с окру­жающей действительностью. Это взаимодействие создает внут­реннюю физическую среду, которая для каждого индивидуума уникальна, хотя он обладает также чертами, общими для всех че­ловеческих существ. Духовное начало образуется в человеке из не­материальной сущности — души, которая приобретает индивиду­альные черты в момент зачатия. Так же, как физическое тело че­ловека обладает различными физическими качествами, у души есть свои качества, именуемые духовными. Среди важнейших ду­ховных качеств человека в Писаниях Бахаи отмечаются ум, или разумение, сердце, или чуткость, и воля — способность начинать и совершать действие.

Взаимодействие индивидуума с окружающей средой влияет не только на его тело, но и на его душу. В нем развиваются как при­рожденные физические, так и изначальные духовные способности. Внешнее воздействие на развитие человека может быть названо обу­чением или воспитанием, в результате чего образуется третий ас­пект характера человека — и физический и духовный одновременно.

В целом в характере человека есть три основных аспекта: его ге­нетическое начало чисто физического свойства; его душа, отличаю­щаяся чисто духовными свойствами; и наконец, его образование (и воспитание), сочетающие в себе физическое и духовное начала5.

В книге "Some Answered Questions" Абдул-Баха так говорит об этих трех основных аспектах характера человека:

"Он (человек) обладает прирожденными чертами характера, унаследованными чертами и чертами, приобретенными в результа­те воспитания.

Что же касается природных черт, то хотя творения Божии все безупречны, разнообразие свойств челове­ческой натуры проистека­ет от разности в мере, отпущенной каждому; все рожденные су­щества совершенны, но в разной степени, в зависимости от этой меры. Таким образом, весь род человеческий обладает разумом и способностями, но люди разнятся по разуму, способностям и досто­инству...

Разнообразие унаследованных качеств происходит от силы или слабости конституции человека. Так, когда оба родителя отлича­ются слабым здоровьем, у них рождаются слабые дети, если же родители обладают крепким здоровьем, их дети будут сильными...

Особенно велика разница в культурных качествах людей из-за большого влияния на них образования. Воспитание следует считать самым главным, ибо как крайне заразны бывают телесные болез­ни, так и исключительно "заразительны" качества духа и сердца. Образование оказывает на человека безграничное воздействие, и поэтому так велико различие в результатах этого воздействия"6.

Из этой и других подобных выдержек из произведений бахаи следует, что прирожденные черты характера определяются качест­вами души, тогда как унаследованные черты заданы генетически. Эти два элемента в характере человека, остаются в нем без изме­нения, но процесс воспитания дает человеку возможность развивать свои способности либо в сравнительно большой степени, либо в относительно малой, производя таким образом значительные из­менения в характере, которые нельзя отнести исключительно к наслед­ственности или прирожденным духовным способностям.

^ 2. Определение понятия духовности

Слово "способность" мы употребляем, говоря как о духовных, так и о физических качествах индивидуума. Это слово предпола­гает существование потенциальной возможности исполнить что-то или добиться чего-то (а также что-то осуществимое или достижи­мое). В самом деле, очевидно, что индивидуум при его появлении на свет способен проявить лишь минимум тех качеств, которыми обладает зрелый человек. Более того, мы знаем, что дитя, если оно не окружено надлежащей заботой и условиями, необходимыми для его роста и развития, никогда не сможет проявить свои способности. Жизнь, таким образом, это процесс развития. Для человека он начинается с небольшого запаса потенциальных возможно­стей и продолжается, с большим или меньшим успехом, наращи­ванием этих возможностей через процесс обучения, рассматривае­мого в широком смысле как сумма всех внешних влияний на индивидуума плюс его ответная реакция на эти влияния.

Согласно учению Бахаи, смысл жизни человека состоит в пра­вильном, гармоничном и полнокровном развитии его духовных способностей. Это самая достойная из всех возможных целей, ибо духовные способности, будучи частью бессмертной души (см. сноску 5), сохранятся навеки, тогда как тело и его способности — нет. Однако тело служит инструментом для развития души в этой земной жизни, и поэтому следует не пренебрегать своим здоровьем и физическим развитием, а поставить их на службу наипервейшей цели — духовному развитию.

Эта истина выражена Баха-Уллой в сжатой и яркой форме:

"Через учение этой Дневной Звезды Истины (Явителя или Пророка Бога) каждый человек будет развиваться и совершенство­ваться до тех пор, пока не достигнет состояния, позволяющего ему проявить все возможности, которыми наделена самая истинная внутренняя сущность его. Именно ради этой цели в каждом веке среди людей появлялись Пророки Бога и Его Избранники, и они обнаруживали такую силу, какая рождается лишь от Бога, и та­кую мощь, какая может быть открыта лишь Предвечным7.

Этот процесс развития духовных способностей человека назван духовным ростом или просто духовностью.

Таким образом, мы можем сформулировать рабочее определение концепции духовности следующим обра­зом: духовность есть процесс полного, адекватного, правильного и гармоничного развития духовных способ­ностей человека. В противоположность этому бездуховность — это либо неразвитость этих способностей, их неравномерное или негармоничное развитие (то есть развитие одних и способностей за счет других), либо ложное (неправильное) разви­тие и/или использование этих способностей.

Исходя из такого определения духовности, мы можем также сформулировать рабочее определение принципов морали Бахаи: то, что способствует процессу духовного развития и его продвижению, есть добро, а то, что мешает этому, есть зло. Каждый закон, совет или правило поведения, содержащиеся в писаниях основателей Ве­ры Бахаи, могут в значительной степени восприниматься именно с этих позиций.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. iconЗаявление Международного сообщества бахаи по случаю Всемирной конференции...
Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России
Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. iconИспользованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России
Жемчужины истины: Для ежедневного чтения/Духовное Собрание Бахаи России.— Спб.: Единение, 2001.— 384 с
Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. iconИспользованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России
Это издание уже давно стало библиографической редкостью, и сейчас его содержание известно большинству бахаи лишь по цитатам, приведенным...
Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. iconИспользованы материалы официального интернет-сайта общины последователей...
Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России
Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. icon1. Экономические учения Древнего Востока и античности а л к тема...
Печатается по решению Ученого Совета Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета
Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. icon1. Экономические учения Древнего Востока и античности а л к тема...
Печатается по решению Ученого Совета Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета
Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. iconГоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
«Символа веры». Именно поэтому в Церкви возможна странная фигура ученого богослова, который постоянно пребывает в двух мирах – в...
Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. iconРекомендации для архивов бахаи Составлено Национальным архивом бахаи...
Настоящие рекомендации были первоначально составлены Национальным архивным комитетом бахаи. Персонал Национального архива бахаи Соединенных...
Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. iconИспользованы материалы официального интернет-сайта общины последователей...

Книга известного канадского ученого, профессора Уильяма С. Хэтчера посвя­щена изложению учения Веры Бахаи о духовном развитии человеческой личности. iconИспользованы материалы официального интернет-сайта общины последователей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница