Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков»




Скачать 58,56 Kb.
НазваниеРайонная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков»
Дата публикации04.08.2013
Размер58,56 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > География > Реферат
Районная эколого – краеведческая конференция «Живи Бурея»
«Фольклор народов Севера - эвенков»

литература

Выполнила работу: Дяговец Елизавета

Руководитель: Алиева А.Н.

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 20

п. Сулук
2010 г

Содержание:


  1. Вводная часть.

  2. Основная часть.

II.1. Сказки. «Как лисица женщин обманула».

II.2. «Как Буллет за невестой ходил».

II.3. Сказание «Храбрый Содани – богатырь».

  1. Вывод.

  2. Заключение.

  3. Список литературы.

  4. Приложение.


Цель моей работы: познакомиться с фольклором народом Севера – эвенков.

Что я для этого сделала: схожу в библиотеки: школьную и поселковую, подберу сказки, эпосы, сказания народов Севера – эвенков.

Прочитаю внимательно, сделаю вывод.

  1. Введение.

На классном часе «С любовью к малой Родине» я узнала, что коренными жителями нашего посёлка являются – эвенки. Августина Николаевна предложила прочитать сказки, сказания – одним словом фольклор народов эвенков. Мне предложили книгу «Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России». Конечно, она не так красочно иллюстрирована, но кое- что меня заинтересовало.

  1. Основная часть.

Я прочитала в книге «Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России» как учёные – путешественники собирали фольклор народов на территории России ещё в XVI веке. Как сбор народного устного творчества продолжался в середине XIX века. Что начинали собирать, записывая в блокнот карандашом, а потом на смену пришли магнитофоны, портативные диктофоны. Современные писатели и поэты постарались сохранить, уберечь от исчезновения то, что ещё помнили старики (см. приложение 1).

В далёком их прошлом зародились сюжеты народной прозы. Богатству этому нет цены. Фольклор отображает душу этого народа, многовековой опыт жизни, мудрость, нажитую в ежедневной борьбе с холодом и голодом. Не зная письменности, они передавали свои наставления потомкам, как жить, как искать счастье, как общаться с природой (см. приложение 2).

А ведь именно этому учит нас и бесхитростная сказка о животных, и волшебное героическое сказание о борьбе за свободу и выживание целого народа. Это мир чудес, куда открыта дорога каждому и всем. На основе этих сказок мы набираемся мудрости веков и народов, обогащаемся опытом предков. На фольклорных примерах это доступно каждому. Этот мир необыкновенный, чарующий, герои, смелые речи, захватывающий дух поединки – всё это поражало воображение .
II.1. Сказки. «Как лисица женщин обманула».

Так эвенкийскую сказку «Как лисица женщин обманула» рассказал А. Наиканчун, а записано было в 1947 году и переведено М. Воскобойниковым. В этой сказке, как и в русских сказках, героиня – лиса хитрая, живёт за счёт своей изворотливости. В этом произведении объясняется появление лисы другого цвета, «хотя раньше все лисицы только чёрными были», значит, этот цвет говорит о том, каков внутренний мир этой лисицы – верить ей или нет. А ведь народ эвенков очень доверчив. Иллюстрацию выполнила сама (см. приложение3).
II.2. «Как Буллет за невестой ходил».

Древние эвенки всегда очень бережно относились к природе. Они считали, что и зверь, и птица, и растение – родственника человека. Так главный герой без разрешения не мог срубить старую сосну. Чтобы срубить её, надо было шишки собрать, семена из них вытрусить и по ветру развеять. «Пусть новые сосенки растут». Эта проблема актуальна и сейчас (см. приложение 4).
II.3. Сказание «Храбрый Содани – богатырь».

Сказание, эпосы – это песни.

Создатели сказок, сказаний, эпосов является народ. Они не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Сказители удивляют тем, что донесли до нашего времени точные детали, контуры далёкого прошлого.

Грозы, морозы, сам труд оленевода был нелёгким. Страшные потрясения не могли не взволновать поэтическую душу народа. Певцы не могли оставаться в стороне от важнейших исторических событий

Рассмотрим сказание «Храбрый Согдани - богатырь». Записал в 1971 году исполнитель сказаний Н. Трофимов п. Кутана, Алданский район, Якутия. Перевела А. Мыреева.

Этот эпос воспевает слияние человека с природой, их единство, напоминая о первоначальном месте человека в мире

(см. приложение 5).

«Стала Средняя земля - мать» – это рождение, первый этап жизни главного героя. Описание природы «такую красивую и широкую, подумать, какие на ней звери, - оказывается, вереницы гор заполнили белки… У подножий … резвились жирные медведи,, на солнечных склонах гор лоси – самцы играли ветвистыми рогами….» (см. приложение 6).

Описание хозяина Средней земли – матери «с двумя ногами, с голым лицом, с гибкими суставами, с текучей душой – матерью, с легко поворачивающейся головой, с именем эвенка…» (см. приложение 7).

При чтении видим жилище (утэн) «подобный отсечённому гусиному клюву, посаженному основанием вниз…. В четыре жерди (по высоте). В четыре кочёвки по окружности». Герой был «эвенк – человечище по имени храбрый Согдани - богатырь»

(см. приложение 8). Необыкновенность героя подчёркивает описание его жилища, внешности, ловкости, силы.

Образ женщин в сказании рисуются с любовью. Они скромны, добры, мудры, прозорливы, готовы прийти на помощь. Так видится сестра героя Аякчан – Ивекчан. Её внешний вид «Одежда … из лучших шкурок соболя – зверя, … такой опрятной она была. Юная девушка, оказывается, была мудрой, всё обо всём знала, имела добрые мысли, была очень умной, душа её была приветливой» (см. приложение 9).

Поход главного героя, его борьба, с противниками, возвращение домой. Это счастливая жизнь на земле. Читая сказание, видно, какие были раньше жилища, внешность героя, их ловкость, сила.


  1. Вывод.

Конечно, чтобы понять полностью этот эпос у меня ещё не хватает, знаний. Но и этого хватило, чтобы сказать своим друзьям – одноклассникам: «Интересуйтесь фольклором нашего народа эвенков, так как они живут рядом с нами. При чтении сказок, эпосов попытайтесь представить себе героев сильных, красивых, любящих то, что их окружает, что им даёт пищу, одежду, природу. Как правильно они относились к природе. Загляните в конец книги. Прочитайте, от кого они записаны, кем, когда. Работайте со словарём. Там столько незнакомых слов, а в жизни они нам могут пригодиться».

В своих произведениях они раскрывают мудрую душу своего народа, его любовь к родной земле.



  1. Заключение.

Да и можно ли оценить душу народа, его многовековой опыт жизни в тайге и тундре, его поэзию, его мудрость, нажитую в ежедневной борьбе с холодом и голодом, не считая врагов?

Главное качество фольклора, устного народного творчества – наставление предков потомкам, как жить, как искать счастье, как общаться с природой?


  1. Литература.

  1. Северная библиотека школьника. «Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России».

  2. «Народы Севера».

  3. В.Л. Туманов. «Сказания дальневосточных аборигенов».

  4. Е. Трофимов. Сказки Золотого Оленя

  5. Журнал «Багульник на ветру». № 15/ 2006 г.

  6. www.


  1. Приложение.










Приложение1. Приложение 2. Приложение 3.






Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6.




Приложение 7. Приложение 8. Приложение 9


Похожие:

Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков» iconРайонная краеведческая конференция «Моё Отечество» Муниципальное...
Приложение Дипломы об окончании Сортавальского сельскохозяйственного техникума
Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков» iconСценарии развития коренных малочисленных народов севера: методологический анализ
Таким способом мировое сообщество в лице его самой представительной организации акцентирует внимание на практической значимости и...
Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков» icon«Вода, которую мы пьем» Районная краеведческая конференция «Река моего детства»
Раненым часто угрожает смерть от потери крови, но наступает смерть и тогда, когда кровь теряет способность выполнять свои основные...
Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков» iconВ переселении народов россии
Массовое переселение народов России в границах Российской империи в пору назвать «Великим переселением народов России». Длилось оно...
Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков» iconУчебник хрестоматия 1 раздел: Устное народное творчество. Сказки...
Ясачной, что впадает в суровую красавицу Колыму, живут таежные юкагиры – потомственные охотники и рыболовы. Юкагиры – древнейшие...
Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков» iconОбластная краеведческая конференция по теме поиска «Летопись Воронежских деревень»

Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков» iconЗакон республики саха (якутия) о перечне коренных малочисленных народов...
Севера исконно осуществляют традиционное природопользование, культурную и бытовую жизнедеятельность, влияющую на их самоидентификацию,...
Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков» iconКультура народов севера

Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков» iconФольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся)....
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов
Районная эколого краеведческая конференция «Живи Бурея» «Фольклор народов Севера эвенков» icon20 марта 2013 года в мкоу дод «ддт» прошла районная конференция для...
Мкоу дод «ддт» прошла районная конференция для младших школьников «Я – исследователь»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница