Е. В. Маслова Управление персоналом




НазваниеЕ. В. Маслова Управление персоналом
страница1/11
Дата публикации03.08.2013
Размер1,16 Mb.
ТипРеферат
pochit.ru > География > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • Федеральное агентство по образованию



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет»


  • Кафедра Управления и планирования социально-экономических процессов






Е.В.Маслова
Управление персоналом


Рабочая тетрадь-конспект

Санкт-Петербург
2007

Рецензенты


Маслова Е.В. Управление персоналом: Рабочая тетрадь-конспект. Учебно-методическое пособие.- СПб.: 2007

Излагаются основные теоретические и методологические положения курса «Управление персоналом», Темы содержат задания для самостоятельной работы. Рекомендовано студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент организации», а также материалы пособия могут быть востребованы всеми, кто интересуется проблемами управления персоналом.

Содержание
Введение …………………………………………………………………………………….3
Тема 1. Современная концепция управления человеческими ресурсами:

сущность, причины и принципы формирования, эволюция развития….……….…........6
Тема 2. Базовая модель управления персоналом………………………………………..14

  1. Тема 3. Трудовой потенциал работников как объект управления …………….………24
  2. Тема 4. Анализ и проектирование рабочих мест ………………..………………………38



  1. Тема 5. Планирование персонала……………….…………………………………………48



  1. Тема 6. . Набор и отбор персонала……….. ………………………………………………58



  1. Тема 7. Программы обучения и развития персонала…………………………………….68


Тема 8. Планирование и управление профессиональной карьерой

работников в организации ………………….…………………………………….…….….76
  1. Тема 9. Аттестация персонала……………………………………..……………………….86
  2. Тема 10. Программы компенсаций и стимулирования персонала……………………….92



  1. Тема 11. Обеспечение нормальных условий труда персонала……… …………………102


Тема 12. Функции и структура кадровых служб. Оценка эффективности

системы управления персоналом в организации………………………………….…..…108
Вопросы к экзамену…………………………………………………………………..…....121
Рекомендуемая литература………………………………………………………………..122
Глоссарий…………………………………………………………………………………...123

Введение
^ Цель изучения дисциплины: Дисциплина «Управление персоналом» нацелена на овладение студентами теоретическими и практическими знаниями по созданию и организации системы работы с персоналом в организации, формирование самостоятельных и достаточно квалифицированных навыков по решению возникающих в этой сфере вопросов в условиях развития рыночных отношений и специфики российской практики.
^ Задачи курса: изучение и анализ реализации современной концепции управления персоналом посредством модели управления персоналом в организации: ее субъектов, инструментов, факторов влияния и эффективности модели.
^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Теоретической основой для изучения дисциплины являются курсы “Общий менеджмент“, “Экономическая теория“, «Организационное поведение», «Психология и педагогика».

^ Требования к уровню освоения дисциплины “Управление персоналом”

Основные знания, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

  • определение роли и места управление персоналом в системе управления организацией;

  • принципы современной концепции управления человеческими ресурсами;

  • влияние государственного регулирования трудовых отношений на реализацию модели управления персоналом в организации;

  • механизм реализации инструментов кадровой политики и стратегии в организации;

  • современные подходы к оценке эффективности кадровой политики в организации.


Основные навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

  • разработка должностных инструкций для рабочих мест в организации;

  • прохождение системы набора и отбора персонала;

  • составление планов карьеры;

  • формирование эффективной системы мотивации персонала в организации;

  • построение организационных структур кадровых служб в организации.


Рабочая тетрадь-конспект по дисциплине «Управление персоналом» представляет собой особый вид учебно-методического пособия и предназначена для использования студентами, изучающих данный курс.

Рабочая тетрадь-конспект содержит краткое изложение основных положений курса «Управление персоналом». Данная тетрадь предполагает, что студент по мере прослушивания лекционного материала постоянно делает в тетради-конспекте соответствующие записи.

Рабочая тетрадь-конспект содержит вопросы, которые могут быть предложены студентам как во время лекций, так и для подготовки к семинарских занятиям, а также для самостоятельной работы при изучении курса.

Данная рабочая тетрадь не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов курса, для более глубокого усвоения которого можно использовать рекомендованные учебники и учебные пособия.

^ Тема 1: Современная концепция управления человеческими ресурсами: сущность, причины и принципы формирования, эволюция развития
Содержание темы

Управление человеческими ресурсами как подсистема управления организацией. Особенности персонала как объекта управления. Подходы к определению сущности управления персоналом.

Современная концепция управления человеческими ресурсами: причины формирования, цели и принципы.

Этапы развития концепций управления персоналом в историческом аспекте. Эволюция видов и принципов управления трудом. Взаимосвязь концепций управления персоналом с эволюцией теории менеджмента.
^ Вопросы к семинару:


  1. Подходы к определению сущности управления персоналом: преимущества и недостатки

  2. Сравнительная характеристика концепции «управления персоналом» и «управления человеческими ресурсами»

  3. Принципы УЧР: сущность и обоснование реализации

  4. Характеристика факторов, влияющих на развитие концепции управления персоналом

  5. Вклад школ менеджмента в формирование концепций управления персоналом


^ Ключевые термины:

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

Функциональный менеджер

Линейный менеджер

Персонал

Литература по теме:


  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.- М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с.3-53.

  2. Кибанов А.Я.Основы управления персоналом: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2007. – с. 6-47.

  3. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. СПб.: Изд-во ОЛБИС, 197. – с.6-40

  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.; 1992.

  5. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с.3-5.

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

^ Задание для самостоятельной работы:

Заполнить таблицу, проставляя в клетки:
«+» - если проблематика строки затрагивается в рамках подхода, номер которого записан в столбце;
«++» - если проблематика строки составляет основу подхода, номер которого записан в столбце;
« - » - если проблематика строки не имеет отношения к подходу, номер которого записан в столбце.



  1. Школа научного управления

  2. Административная школа управления

  3. Школа человеческих отношений

  4. Количественная школа управления

  5. Процессный подход в управлении

  6. Системный подход в управлении

  7. Ситуационный подход в управлении


Проблематика / № подхода12345671Маркетинговый подход в управлении2Организационные структуры^ 3Рациональное использование ресурсов4Нормирование труда рабочих5Комбинирование различных подходов6Формулирование универсальных принципов управления организациями7Логическая последовательность этапов управленческого процесса8Проектирование трудовых операций9Целостность организации10Групповое поведение работников11Оптимизация управленческих решений12Мотивация индивидов13Формирование в организации корпоративного духа14Взаимодействие организации с внешней средой
Источник: Д.В.Овсянко. Менеджмент. – СПб.: ОЦЭиМ, 2003.- с. 45
^ Тема 2: Базовая модель управления персоналом

Содержание темы:

Базовая модель управления персоналом: основные подходы, составные части, взаимосвязи между ними. Субъекты базовой модели управления персоналом и их классификация; внешние и внутренние факторы воздействия на модель управления персоналом; инструменты и эффективность управления персоналом.

Внешние факторы воздействия: управление персоналом в системе государственного регулирования трудовых отношений; экономические условия и конъюнктура; уровень технологии; условия на рынке труда; социально-культурные и политические факторы; профсоюзы.

Внутренние факторы воздействия: формы собственности, цели и стратегия фирмы; отрасль, технология, продукт; размер предприятия; организационная структура; стиль и опыт руководства.

Подходы к структуризации инструментов управления персоналом и оценке эффективности системы управления персоналом.
Вопросы к семинару:

  1. Логика и элементы базовой модели УЧР. Реализация принципов современной концепции УЧР в модели.

  2. Характеристика внутренних и внешних факторов модели

  3. Соотношение функций управления, инструментов и функций УЧР

  4. Оценка эффективности модели



Ключевые термины

Базовая модель управления персоналом

Субъекты модели

Внешние факторы модели

Внутренние факторы модели

Инструменты управления персоналом

Функции менеджмента

Функции управления персоналом

Эффективность модели управления персоналом
Литература по теме:



  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.- М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с.257- 291, с. 493-513.

  2. Кибанов А.Я.Основы управления персоналом: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2007. – с. 15- 34.

  3. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с.6-17, с. 92-102.


___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

^ Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Установить соотношение между функциями менеджмента, инструментами управления персоналом и функциями управления персоналом


Функции менеджмента

1 планирование

2 организация

3 мотивация

4 контрольИнструменты управления

персоналом

1.Анализ и проектирование рабочих мест

2. Планирование персонала

3. Набор и отбор персонала

4. Программы обучения и развития

5. Управление профессиональной .карьерой

6. Аттестация персонала

7. Компенсационные программы

8. Обеспечение условий труда

9. Регулирование трудовых отношенийФункции управления персоналом

( 22 в соответствии с лекцией)

Задание 2. Выделить инструменты управления персоналом, на которое особое влияние оказывают:
состояние рынка труда
социально-культурные условия
форма собственности
организационная структура

Задание 3. Выявить в каких элементах или их взаимосвязях реализуются принципы современной концепции УЧР в базовой модели УЧР


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Е. В. Маслова Управление персоналом iconЕ. В. Маслова Управление персоналом
Маслова Е. В. Управление персоналом: Рабочая тетрадь-конспект. Учебно-методическое пособие. Спб.: 2007
Е. В. Маслова Управление персоналом iconСтратегическое управление персоналом в XXI веке
Введение. Переход к новому технологическому способу производства и изменение подхода к управлению персоналом. Эволюция подхода: кадровая...
Е. В. Маслова Управление персоналом iconКурсовая работа по дисциплине «Управление персоналом» На тему «Кадровый...
Управление персоналом в условиях быстрого роста на примере некоторых американских фирм. 28
Е. В. Маслова Управление персоналом iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
«Управление персоналом», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Стоянова Л. А
Е. В. Маслова Управление персоналом icon45. Принципы и методы управления персоналом
Управление персоналом целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений...
Е. В. Маслова Управление персоналом iconУправление персоналом учебно-методическое пособие
Управление персоналом: Учебное пособие/ Ж. Ю. Кургаева; Казан гос технол ун-т. Казань, 2006. 131 с
Е. В. Маслова Управление персоналом iconТекст лекций по курсу «управление персоналом» Преподаватель: Ярцева С. И. Москва
Тема № Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. 5
Е. В. Маслова Управление персоналом iconУправление персоналом (ГиМУ, Мен., Марк.)
Объект и субъекты управления персоналом. Условия (факторы), влияющие на формирование системы управления персоналом организации
Е. В. Маслова Управление персоналом iconОсновы организации и управления персоналом глава Управление персоналом...
Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами
Е. В. Маслова Управление персоналом iconВопросы на экзамен по дисциплине «Управление скс и Т»
Управление, социальное управление, управление организацией, управление персоналом
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница