Скачать 137,9 Kb.
|
Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Суворинова Галина Юрьевна МДОУ детский сад «Радуга» 2003 г План
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее. Сбываются слова Ф.Энгельса, который ещё в прошлом веке пытался предостеречь: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, деятельность, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть. Иными словами, экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний, деятельности человека на Земле. Правильное решение экологической проблемы будет осуществляться в том случае, если в каждом человеке будет развит достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Экологическая культура рассматривается не как особое явление, а как культура единения человека с природой, как гармоническое слияние социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой – подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природоиспользования, заботиться об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы – в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира – в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в период взросления и зрелости. Основные направления экологического образования: воспитание любви и уважения к природе, понимания её самоценности; формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе; формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть её красоту; формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения, элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения; формирование элементарных представлений о человеке, как биосоциальном существе и среде его жизни; воспитание осознанию бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира; формирование основ экологической культуры; приобщение к общественно-полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными, растениями; формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению её состояния. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке, как о части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды. Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения. Программ по экологическому воспитанию дошкольников немало: Кондратьева «Мы»; Ашикова «Семицветик»; Рыжова Н. «Наш дом – природа»; Шпотова «Игровая экология»; Плешакова А.А. «Зелёный дом». Особый интерес вызывает программа С.Н.Николаевой «Юный эколог». Эта программа включает в себя: - концептуальный научно-обоснованный психолог8о-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников; - экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в детском саду, так и в семье; - подготовку персонала, особенно воспитателей (повышение уровня экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми); - конкретную технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах; - перспективу создания программы и целостной технологии личностного развития ребёнка с основами экологического мировоззрения. Главная цель программы – заложить в детях начала осознанно-правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных знаний. Я работаю по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог», так как эта программа представляет систему работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Формы и методы работы с детьми разнообразные: это и циклы наблюдений за растениями и животными, ведение календаря погоды, занятия (традиционные и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций, беседы, чтение художественной литературы, ухаживание за растениями и животными. Я знакомлю детей со способами общения с природой, формирую умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учу испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитываю потребность в созидании, творчестве. Начиная с младшего дошкольного возраста, я стараюсь закладывать первые ориентиры в мире природы, в мире растений, животном мире, обеспечиваю понимание первоначальных связей в природе. Особенно работа по формированию экологической культуры активизируется во время наблюдений. Я стараюсь организовать наблюдение так, чтобы у детей формировалось отчётливое представление о животных и растениях, о сезонных изменениях в природе. Так рассматривая деревья, травы, дети учатся различать их по характерным признакам строения (форме и окраске листьев, цветов, плодов) и правильно называть. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена – это будущие новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом. Для того чтобы закрепить полученные знания при наблюдении, я использую приём эмпатии: а что если бы ты превратился в кустик, о чём мечтаешь, кого ты боишься, о чём шепчутся твои листочки, что тебе больше всего хочется. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Например, как только земля освобождалась от снега, я предлагала детям поискать зелёную травку. Говорила им, что земля проснулась после зимнего сна. С большим интересом дети знакомились с мать-и-мачехой, рассматривали её большие листья. Я рассказывала детям, что с давних пор люди стали использовать мать-и-мачеху как лекарство от кашля. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих природные богатства. В процессе систематического ухода за растениями уголка природы, огорода, клумбы я стараюсь сформировать у детей определённые трудовые навыки, укрепляя таким образом интерес к природе и решая ещё одну экологическую задачу по формированию у детей умений и навыков по уходу за растениями. Рыхля землю в горшках комнатных растений, дети узнают, что рыхлить надо не глубоко, чтобы не повредить корни растений. Растения требуют разного ухода. Не у всех растений листья можно протирать губкой из-за шероховатой поверхности (душистая герань, фиалка), а убирать пыль с таких листьев следует щёточкой и очень осторожно, чтобы не повредить лист. А также растения семейства амариллисовые требуют полива в поддон. В воспитании экологической культуры большую роль играет художественная литература. Дети слушают литературные произведения, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, рассматривают иллюстрации. Особое место отводится произведениям Е.И. Чарушина, В.Бианки. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом. Я стараюсь также уделять побольше времени на рассматривание иллюстраций на экологическую тему, так как в дошкольном возрасте наглядность играет большую роль. Ведь не зря в пословице говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Экологическое образование не может рассматриваться лишь как дополнительный предмет в программе обучения. В него необходимо включать творческий поиск. Поэтому немаловажно знакомство детей с экологической сказкой. Особенности экологической сказки:
Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, даёт возможность стать членом интересного общества верных друзей (различных животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которая рассматривается как важное средство формирования экологической направленности личности ребёнка. Экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя таким образом уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Экологические игры помогают увидеть ребёнку неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами. В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Дети с интересом играют в экологические игры. Так в игре «Зверь-птица-небылица» воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит «зверь», «птица», «небылица», а он должен назвать (зверя, птицу или небылицу, т.е. то, что не растёт и не живёт, например, мяч). В этой игре закрепляются знания детей о животном мире. В другой игре «Лисы и зайцы» закрепляются представления об особенностях образа жизни и повадках животных; воспитатель подводит детей к установлению взаимосвязей между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания. А вот в игре «Природа и человек» дети систематизируют знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа. Успешно решаются задачи экологического воспитания на занятиях. Основная цель занятий – заложить основы нравственного отношения к природе и дать элементарные знания о её представителях. На занятиях я даю возможность детям сравнивать, анализировать. Использовать имеющиеся знания, а также знакомлю детей с новым материалом. Так, проводя занятие «Крылатая радуга» я знакомлю детей с разными видами бабочек, их внешним видом, повадками, приспособленностью к среде обитания. Дети на основе полученных и имеющихся знаний обобщают свои представления о бабочках, их пользе и вреде. На занятии «Станем юными защитниками природы» я учу детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, воспитываю желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать. На занятиях я широко использую загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии). Например, на занятии «Весна в жизни лесных зверей» я, читая стихотворение Г. Ладонщикова «Медведь проснулся» более доступно помогаю детям понять и представить как и почему просыпается медведь от зимней спячки. Рассматривая иллюстрации о том, как весна проходит в лесу для других животных я время от времени загадываю детям загадки. Например: Хожу в густой я шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт, В деревне кур крадёт. (Лиса) Важную роль играют комплексные занятия: они имеют всестороннее развитие, построены на смене видов деятельности. Так в комплексном занятии «Уходит золотая осень» - прошла осень, дети три месяца наблюдали за погодой, живой природой, вели календарь – теперь по нему можно выделить все существенные признаки, на основе которых сказать, что такое осень как сезон. Затем показывается осень с этической стороны – специфическая красота её явлений, демонстрируются репродукции знаменитых художников, читаются стихотворения классиков об осени, прослушивается музыкальное произведение на эту тему. И вот дети становятся «художниками» создают творческие работы на тему осени. В течение года я организовываю выход детей в ближайшие экосистемы – экскурсии и походы на луг, водоём, в парк. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат хорошим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы в любой сезон, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности, участвуют в природоохранном деле. Походы и экскурсии дают много эмоциональных впечатлений, а также дети приобретают навыки правильного поведения на природе, культурного отдыха. Именно во время экскурсий, походов можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу: безнравственного воздействия (загрязнение водоёмов, лугов, атмосферы). Отношение к природе, благоприятной окружающей среде, здоровью формируется так же во время праздников и досугов экологического характера. Так, праздник Нового года организованный вокруг живой ёлки – это самый настоящий гимн жизни – прекрасному дереву, которое не срубили, которому удалось выжить в пору предновогоднего ажиотажа. Праздник «Бесценная и всем необходимая вода» даёт детям почувствовать, что вода – это жизнь, без неё не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости людям, особенно детям. Самым главным экологические праздником в старшей группе является всемирный праздник «День Земли», который проводится 22 апреля. В этот день проводится занятие по глобусу, посвящённое экологическим проблемам. Дети уже много знают, их представления можно расширить и углубить – пусть накануне школы задумаются о жизни на планете. В этот день проводится акция «Украсим Землю цветами» - дети высевают семена цветочных культур на участок. Вечером этого дня проводится праздник, на котором подводится итог первым в жизни хорошим делам ребят, их отношению к природе. Начало творческой работы по проблеме экологического воспитания побудило меня создать в своей группе кружок «Природа и фантазия». Я поставила перед собой задачу: научить детей составлять композиции из природного материала для украшения интерьера помещений детского сада, уголка природы в группе. Я составила план работы кружка «Природа и фантазия»: I квартал Cентябрь: Сбор природного материала (сухие листья, лепестки цветов, сухие растения, семена овощей). Октябрь: Панно «Цветы». Изготовление бус (плоды рябины). Ноябрь: Панно «Узоры». II квартал Декабрь: Панно из ткани «Утиное семейство» (семечки, листья). Январь: Декоративные узоры на круге (семена тыквы, арбуза, плоды рябины). Февраль: Поделка «Дружная семейка ежей» (семечки, шишки). III квартал Март: Поделка «Храбрый утёнок Алёша» (скорлупа яиц). Апрель: «Сказочные птицы» (шишки, листья, семена клёна). Май: «Лесовичок на поляне» (ветки, шишки). Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Экологическое воспитание следует начинать с работы с родителями. В индивидуальных беседах и на родительских собраниях я стараюсь убедить родителей приучать детей:
В своих беседах с родителями учу обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Ведь во время наблюдений расширяется кругозор детей. И время на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встаёт, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. Детям свойственно наглядно-образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. Хочется вспомнить слова В.Белинского: Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком и ослом и чем угодно». Поэтому именно от взрослых зависит, какими будут наши дети. Естественно воспитатели хотят, чтобы ребята любили природу, понимали её и берегли. Но мало хотеть, этого, надо добиваться всем нам совместными усилиями. Я считаю, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. Литература
|
![]() | Положение о проведении районной интеллектуальной игры «Времена года»... Развитие познавательной активности, выявление и реализация интеллектуально-творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста,... | ![]() | «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение» Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста |
![]() | «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр»... По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют... | ![]() | Приказ №38/2 о/д от 30. 08. 2011 г заведующий мдоу №10 Ушанова Г.... Перспективный план работы на экологической тропинке пчелки Майи с детьми младшего и среднего дошкольного возраста |
![]() | «Времена года» используются звукоподражающие и имитационные игры Одним из актуальных направлений развития системы дошкольного образования Белгородской области является создание условий в дошкольном... | ![]() | О группах предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста... Конституции рф, ст. 18, пунктов, статьи 29, подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании», Федерального закона РФ «Об... |
![]() | Положение о проведении викторины «Хочу все знать!» среди детей старшего дошкольного возраста Настоящее положение определяет порядок организации и проведения окружной викторины среди детей старшего дошкольного возраста мдоу... | ![]() | Ю. В. Ковальчук Перспективный план работы кружка «Бабушкин сундучок»... Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору, традициям и истории Родины; знакомство... |
![]() | «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста... Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования любознательности и ознакомление с родным городом | ![]() | Практическая работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста... Воспитатель мбдоу №18 «Детский сад комбинированного вида «Полянка»: Твердова Л. Г |