Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль»




Скачать 345,17 Kb.
НазваниеРабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль»
страница1/2
Дата публикации29.07.2013
Размер345,17 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > География > Рабочая программа
  1   2
МБОУ «Энтузиастская ООШ»
«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор школы

___________Сачкова Н.А. _______________ Холодова И.В.

« »_____________20____г. Приказ №___от ______20___г.

«Согласовано»

Председатель методического объединения

____________Давыдова И.В.

« »_________________20___г.

Рабочая программа




экологического факультатива

«Зелёный патруль»

(2-4 класс)


Составитель:

учитель начальных классов Орлова И.Ю.

2012-2013 уч.год
Пояснительная записка.

Данная образовательная программа составлена на основе программы «Юный эколог», автор Ю.Н.Александрова.

Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
^ Цель курса – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научиться смотреть на природу глазами эколога, понимать суть окружающих нас явлений.

Программа призвана решить следующие задачи:

- расширение экологических представлений учащихся начальной школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный» срез экологии как науки;

- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды своего края, страны.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

Для экологических исследований используются различные методы. Поскольку экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду, учитывая изменения ее физических параметров, то естественно, что экологическое исследование всегда имеет комплексный характер. Оно используется не с помощью одного какого-то метода, а с использованием их сочетаний. Обработка сведений требует применение математической статистики.

Используются лабораторные методы. Эти приемы позволяют глубже познать экологические особенности организмов. В них (при их проведении) можно точно дозировать воздействие факторов среды и определять зависимость изменений живого от каждого из них.

Лабораторному анализу весьма способствует широкое использование в экологических исследованиях методик физиологических, биохимических и других экспериментов.

Большое значение приобретают современные дистанционные методы: телеслежение, видеослежение за животным и растительным миром.

Для правильного подхода к явлениям природы, для выбора правильного пути и метода работы необходимо ясно представлять себе границы биологических наук и особенности экологических исследований.

Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

Ожидаемый результат:

В результате изучения данного курса учащийся приобретает представления:

  • о ряде основных экологических понятий;

  • об экологических проблемах родного края;

  • о животных и растениях страны, нуждающихся в охране.


и умеет:

  • строить экологические цепочки;

  • изготавливать из подручного материала кормушки для птиц;

  • использовать приобретенные знания в практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.


Показателями высокой экологической культуры детей следует считать:

- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, ;

- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;

- проявление заботы о личной гигиене;

- потребность в физической активности;

- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;

- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- попытка оценивать свое поведение.

В течение второго года обучения дети подробно знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.

Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.

Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).

Овладеть навыками ориентирования и пешего туризма.

В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.

Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.

Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.

В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты страны.

Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.

Программа предназначена для 2-4 классов начальной школы и рассчитана на 102 часа, 34 занятия в год.
^ Тематическое планирование.

2 класс.



^ Тема урока

Цель урока.

Содержание.

Вид занятий

Дата проведения

1

1. Осенний сезонный цикл.


Знакомство с сезонными изменениями, происходящими осенью; зарисовки условных обозначений (дождь, лужи, солнце…); польза природных явлений; загадки Лесовика о приметах осени. Познакомить с правилами экологов, распределение должностей (Знатоки медицины, питания и т.д.)

Беседа. Наблюдение.




2

2. Прогулка в парк.


Отгадывание загадок о лесе, лесных жителях; игра «Какое дерево лист потеряло?»;

ощупывание коры дерева, зарисовка в тетради деревьев;

чтение стихотворений о лесе, дереве;

условные знаки – символы, навыки ориентирования, преодоление препятствий

Наблюдение.




3

Прогулка «Этажи леса».


Рассказываем о строении растений, о различии между травянистыми растениями, кустарниками, деревьями;

система расселения лесных обитателей.

Наблюдение.




4

Прогулка – игра «Где клад?».


Тренировочные игры с целью продолжения изучения навыков ориентирования, продолжение сплочения маленького школьного коллектива.

Игра




5

В гости к реке.



Знакомство со значением воды для всего живого на Земле;

уборка берега реки;

рассказы детей (заранее подготовленные) о других реках края.

Наблюде-ние.




6

Экологичес-кий спектакль «Сосна и все вокруг нее».

Прививать любовь к лесу через героев, действующие лица – дети (путешественники, звери, птицы и насекомые соснового леса).

Ролевая игра




7

Прогулка «Воздух и его обитатели».


Расширить представление детей о свойствах воздуха, познакомить с обитателями воздушной среды; изготовление кормушек.

Наблюде-ние.




8

Куда дует ветер.

Расширить знания детей о ветре и его роли в жизни растений.

Беседа




9

Лабораторная работа по теме «Воздух и его обитатели»

Продемонстрировать некоторые свойства воздуха с помощью несложных опытов, вместе с детьми их повторить.


Практическое занятие




10

Экскурсия на предприятия города.

Способствовать формированию представлений о взаимосвязях в обществе.

Экскурсия




11

Зимний сезонный цикл

Изучать приспособление живых организмов к зимним условиям обитания, а также такие зимние явления природы, как иней, гололедица, туман, изморозь.

Экскур-сия





12

Кто как готовится к зиме?

Расширить представление детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных.










ННаблюде-н ние.




13

Свет, тепло и жизнь.


Наблюдение за ростом лука в разных условиях, учить записывать в дневники наблюдения.




Практика.Наблюде-ние.




14

Полезные ископаемые.

Изучить некоторых полезных ископаемых, имеющихся в крае; свойство песка, глины.




Практи-ческая работа




15


Вода зимой. Прогулка.

Расширить представление детей о свойствах воды.




Наблюде-ние




16

Лабораторная работа «Талая вода» (кабинет химии).

Проведение опытов с водой (смачивает и очищает предметы; без вкуса, запаха, цвета, полезность талой воды).





Практи-ческая работа





17

Зимний лес. Прогулка в парк.

Изучение писем на снегу (следы птиц, зверей).




Наблюде-ние





18

Мы и наше село.



Продолжение изучения о взаимосвязях в обществе;

«одеяло для растений;

наблюдение за кормушками для птиц».




Экскур-сия





19

Весенний сезонный цикл

Изучение почвы; учимся пересаживать цветы в классе, уход за растениями в зимнем саду.




Практика





20

«Здравствуй, солнце!»

Познакомить детей с понятием «Солнечная система», «Вселенная», «Галактика», несколько созвездий; учимся определять стороны горизонта по Полярной звезде.




Беседа





21

Спор растений.

Показать важность растений.




Ролевая игра





22

Почемучкины вопросы.

Найти ответы на интересующие вопросы. Работа с энциклопедиями, интернетом.




Эврист. беседа





23

Кто живет в почве?



Показать детям, как образуется почва, что она состоит из органических и неорганических компонентов, ее взаимосвязь с растениями и животными.




Беседа





24

«Из чего что сделано». Защита работ (поделки из бытового мусора).

Показ работ детей; рассказ о том, как и из чего сделаны (выставка).






Практическое занятие





25

Прогулка «Через ров, через ручей».

Учить детей составлять схему маршрута, преодолевать различные преграды на пути; разучивание игр.





Практика





26-

2

7

Работа по озеленению территории школы.

Работа детей на пришкольном участке.




Практика





28

Встреча с весенним лугом.



Закрепление знаний детей о строении и размножении растений на примере растений луга; познакомить с понятием «природное сообщество» на примере луга, через стихи, загадки.




Экскур-сия





29

Строение луговых растений.


Беседа с детьми о бережном отношении к лесным и луговым цветам;

Взаимосвязь растений и животных.




Беседа





30-31

Проект «Цветы луга».

Работа над проектом. Сбор материала. Защита проекта.




Проект




32-33

Работа на огороде.

Посадка растений, уход за посевами.




Практика




3

4

Выход на природу

Сплочение детского коллектива и родителей




Поход










Итого 34 часа










^ Тематическое планирование.

3 класс.



^ Тема урока

Цель урока.

Содержание.

Вид занятий

Дата проведения

1

Правила «разведчиков природы»

Составление правил поведения людей и окружающего мира. Распределение должностей экологов (знатоки медицины, питания и т.д.)


Беседа.




2

Осенний сезонный цикл

Продолжение изучения рельефа местности, плана и карты, запоминание новых топографических знаков; вычерчивание схемы маршрута экскурсий.


Практика




3

Праздник осени.



Театрализованный праздник, в котором артисты – дети.

Праздник




4

Работа на участке.

Уборка урожая.

Практика




5

Прогулка в осенний лес. «Зубы, носы, уши».

Наблюдения об осеннем изменении в природе; продолжение изучения как приспосабливаются животные к жизни на Земле, используя носы, уши, зубы.

Наблюде-ние.




6

Хомячок золотистый, животные в доме.


Дети рассказывают о своих питомцах, об уходе за ними, бережном отношении.


Беседа




7

Проект «Мой маленький друг»

Дети составляют проект о своих питомцах.

Проект




8

Для праздничной елки.


Изготовление украшений из бытового мусора.


Беседа




9

Через ров, через ручей.


Продолжение работы над схемой маршрута похода.



Практическое занятие




10

Экологичес-кий утренник «Праздник здоровья».

Учить детей правилам личной гигиены, через театрализованное представление (жители леса).


Утренник




11

Пробуждение природы родного края. Видео.

После просмотра обсуждение увиденного; повторение правил поведения, бережного отношения к красоте родного края; изготовление «Памятки для туристов».

Беседа





12


Путешествие «К тайнам природы».


Продолжение знакомства детей с раннецветущими травянистыми растениями («первоцветы»);учить распознавать раннецветущие растения, воспитывать стремление оберегать их (конкурс рисунков).




ЭЭкскурсия




13

Благоприя-тные и неблагоприятные условия для жизни растений

Рассмотреть условия жизни растений.




Команд-ная игра.




14

Любите землю – матушку.


Наблюдение над тем, что земля кормит и одевает человека




Беседа




15


Экологичес-кая викторина.


О бережном отношении к земле.

О взаимосвязи лесных жителей.

Способствовать преодолению негативного отношения к некоторым животным




Виктори-на




16

Что растет в саду, огороде (в родном краю).

Чтение докладов, рассказов, экологических сказок, написанных самими детьми (их наблюдения).





Беседа





17

На что нужны мыши?



Изучать полезность мышей, их характерные черты; продолжение изучения цепи питания лесных жителей.




Беседа





18

Береги свои игрушки


Умение правильно выбирать игрушки, которые сделаны из чисто-экологического материала; бережное отношение к ним.




Беседа




19

Напоминаю-щие знаки.

Продолжение изучения поведения на природе; разработка новых знаков.




Практика





20

Мы – друзья природы.


Учиться сочинять стихи, сказки о бережном отношении ко всему окружающему миру; подготовка к экологической акции.




Презентация




21

Радуга чувств.

Рисование настроения птиц, леса, животных; изготовить коллаж «Радуга».




Практика





22

«Зеленая терапия».



Выставка цветов, рассказ о выращенных растениях; награждение юных знатоков растений.




Практика





23

Семена выращиваем в классе.


Показать чудо прорастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; учить моделировать условия, необходимые для прорастания семян




Практика





24

Мини-спектакль «Лесовичок».



Путешествие к Лесовичку; продолжение изучения леса, лесных жителей; ориентирование с помощью компаса и местных признаков.




Мини-спектакль





25

«Красная книга».


Продолжение знакомства с Красной книгой, с некоторыми видами растений и животных, занесенных в Красную книгу.




Практика





26-

2

8

Как сохранить исчезающие виды. Проект.

Беседа о мерах, необходимых для охраны, основные причины сокращения численности этих видов. Работа над проектом. Защита проектов.





Груп. проект





29

Экологичес-кая конференция.



Итог работы юных экологов (изучение предметов с использованием экологических данных; правильное питание и др.).





Конфе-ренция.




30

Мои путешествия.

Рассказы путешествий детей и родителей; продолжение изучения правил поведения на природе.




Беседа





31

«Если посмотрите вокруг…».

Продолжение изучения понятий «горизонт», «линия горизонта»; учить исследовать рельеф местности, тренировать в ориентировании с помощью компаса.




Практика




32-33

Работа на огороде.

Посадка растений, уход за посевами.




Практика




3

4

Выставка поделок.

Сплочение детского коллектива и родителей




Практика










Итого 34 часа









  1   2

Похожие:

Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» iconПлан работы экологической бригады «Зеленый патруль» на май октябрь 2007 года Май 2007 г №№
Содержание работы экологической бригады «Зеленый патруль», цели, задачи, инструктаж по тб
Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» iconНазвание проекта: Проект профильной экологической смены пришкольного лагеря «Зеленый патруль»

Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» iconРабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон»...
Рабочая программа факультатива разработана на основе авторской программы по праву для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов....
Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» iconРуководитель объединения «Зелёный патруль»
Нa фоне песни «Детство» выбегают дети с воздушными шарами, показывая небольшой танцевальный номер
Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» iconРабочая программа факультатива
Тематическое планирование факультатива «Локальные конфликты XX в.: политика, дипломатия, войны» для учащихся 10 класса составлено...
Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» iconПрограмма Юннатского отряда «Зелёный мир»
Программа «Зелёный мир» предназначена для творческого объединения юных натуралистов
Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» iconУстав молодежного экологического движения «зеленый мир» пермского края
«Зелёный мир» Пермского края, в дальнейшем именуемое «движение», является добровольным самоуправляемым общественным объединением,...
Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» iconОписание проблемы
Проект «Зелёный патруль» затрагивает прежде всего вопросы загрязнения окружающей среды, с которыми приходится сталкиваться жителями...
Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» iconРабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 г. Мончегорска
Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» iconРабочая программа кружка ««Юный эколог»
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница