Скачать 343,96 Kb.
|
Органическая химия, экология, 10 класс. Тема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека Тип урока: Итоговый (результирующий) урок по защите проектов, связанных со значением ароматических углеводородов и их производных в жизни общества. Возможно его проведение как урока-повторения в конце курса (обобщающий урок). I. Цель урока
^
^ А. Доминирующие образовательные задачи.
Б. Доминирующие воспитательные задачи урока.
В. Доминирующие задачи развития.
^ Кабинет информатики, имеющий рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы; сетевое оборудование, позволяющее удаленное управление мониторами; желателен также мультимедийный проектор для фронтальной работы. ![]() Гербициды (2,4,5–Т, 2,4-Д), инсектициды (ДДТ) ![]() Амфетамин Лекарственный препарат, наркотик ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Салициловая кислота Противовоспалительный лекарственный препарат ![]() ![]() Стирол ![]() ![]() Полистирол Полимерный материал ![]() ![]() 2-фенилэтанол Ароматическое вещество с запахом розы ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Тринитротолуол Взрывчатое вещество ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Красители, пластмассы, лекарственные вещества ![]() 2,3,6 - трихлорбензойная кислота - гербицид Возможно проведение урока в предметном кабинете с компьютером и мультимедийным проектором. ^ Краткий план занятия: Занятие является результирующим этапом работы над учебными проектами1. Темы (в строго сформулированном виде, в виде направлений поисков – верхняя часть схемы или вся схема – определяется в зависимости от уровня подготовленности учащихся, опыта работы с проектами и пр.) задаются учителем заранее, за неделю-две для индивидуального или группового освещения в виде кратких сообщений с выделением главных моментов и указанием основных источников (печатных, электронных, др.). Представление материалов может осуществляться как в текстовой форме (сообщение, рассказ), так и с использованием электронных наглядностей (презентаций, диаграмм, публикаций). Т.к. предполагается относительно непродолжительный период работы над проектами (около недели), требования к оформлению отчетов могут быть несколько снижены. Если предполагается электронное представление материалов, желательно проверить возможности сетевой их демонстрации или использования проекционного оборудования. При этом желательно накануне проведения занятия ознакомиться с планируемыми формами электронной демонстрации, а при возможности – перенести их на компьютер, подключаемый к мультимедийному проектору или на машины учеников. Можно совместить организационную работу с непосредственной подготовкой помещения и оборудования (средств ТСО, необходимых для презентации проектов: проектор, компьютер, мультимедийный проектор, экран); благодаря этому участники получат возможность привыкнуть к помещению, войти в роль, освоиться с размещением технических средств и их использованием. Можно также разрешить группам участников провести репетиции непосредственно в аудитории, где будет проходить занятие.
Подробный конспект занятия.
Можно предложить (особенно если не планировать строгой самостоятельной работы в конце урока, а перенести ее на следующий урок) ученикам оценивать чужие (и свои) выступления в заранее подготовленном (распечатанном, электронном – в текстовом файле) бланке. Он может выглядеть, как приведенный ниже; конкретные пункты варьируют в зависимости от поставленных учителем целей, а также могут формулироваться самими учениками на этом или предыдущих аналогичных занятиях, после чего выводиться и распечатываться в виде бланков:
Тематика сообщений может включать ряд важнейших эколого-биологических аспектов действия (воздействия) ароматических соединений в природных популяциях, например, таких, как: А) мутагенное и тератогенное (приводящее к тяжелым порокам развития) действие бензола и его производных (в т.ч. эффект малых доз). Примерном может служить уменьшение популяции альбатросов из-за вызванного накоплением ДДТ истончения скорлупы яиц (птицы при высиживании давили собственную кладку). К тяжелым последствиям приводит действие диоксина, образующегося при димеризации гербицида 2,4,5-Т и обусловившего пороки развития у детей ветеранов войны США во Вьетнаме, имевших контакт с «Эйджент Орнадж» (см. Приложение 1) и при авариях на химических заводах (например, в 70-х г.г. ХХ в в г. Севезо, Италия). Б) гидрофобные свойства большинства соединений, обуславливающие легкость проникновения через покровы тела растений и животных и накопление веществ в жировой ткани, а также передачу веществ по цепям питания. В) лекарственное действие ряда веществ – салицилатов и других нестероидных противовоспалительных препаратов, сульфаниламидных препаратов как конкурентных ингибиторов ферментов прокариот, использующих парааминобензойную кислоту для синтеза нуклеиновых кислот. Г) наркотическое действие (амфетамин и др.). Д) инсектициды, фунгициды (пентахлорфенол) и гербициды (2-метил-4,6-динитрофенол, см. также Приложение 1), последние – аналоги фитогормонов (группа ауксинов). Е) пахучие вещества естественного и синтетического происхождения (естественные – в системах «растение – насекомое-опылитель»). Ж) синтетические красители. Е) взрывчатые вещества (ТНТ – тринитротолуол).
^ I. 1) На каком трофическом уровне ДДТ скорее всего оказывает наибольшее влияние? 2) На каком уровне его легче всего обнаружить? 3) На каком уровне находятся насекомые - вредители урожаев (обычная «мишень» для ДДТ)? II. В середине 60-х годов неожиданным для многих ученых явилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде - месте весьма удаленном от районов возможного применения ДДТ. Какими путями ДДТ мог попасть в печень пингвинов? III. Большое Чистое озеро в Калифорнии служило местом отдыха, в частности рыбной ловли. В 1940-е годы нарушение естественной экосистемы из-за эвтрофизации (обогащение питательными веществами) привело к увеличению популяций мелких двукрылых насекомых. В 1949, 1954 и 1957 гг. эти популяции были обработаны распыленным ДДД (вещество, сходное с ДДТ). В результате первой и второй обработки было уничтожено около 99%, этих насекомых, но они быстро восстановили свою численность, а третья обработка ДДД почти не оказала действия. Анализ небольших рыб, выловленных в озере, показал, что содержание ДДД в мышцах рыб, употребляемых человеком в пищу, составляет 1-200 ч. на млн., а в жировой ткани 40-2500 ч. на млн. Популяция западных поганок, насчитывавшая около 1000 особей и кормившаяся на озере, вымерла, а содержание ДДД в их жировых тканях составляло 1600 ч. на млн. 1. Объясните, почему с помощью ДДД не удалось уничтожить мелких двукрылых насекомых и почему они так быстро восстановили свою численность после повторного применения ядохимиката. 2. Было замечено, что многие животные погибают от отравления ДДТ в те периоды, когда им не хватает пищи. Объясните это явление, основываясь на ранее приведенных данных. IV. В Великобритании зимы 1946-1947 и 1962-1963 гг. были особенно суровыми. Смертность среди птиц была велика в обе зимы, но во вторую из них была особенно высокой. Чем это можно объяснить, учитывая приведенные ранее данные о применении ДДТ? V. Какими свойствами в идеале должны обладать, по вашему мнению, вновь создаваемые пестициды? Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 2.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера – М.: Мир, 1990.- 325 с., ил. – С. 93.
|
![]() | Урок биологии 10 класс Тема урока «Вирусы и бактериофаги. Вирус спида» Цели урока ... | ![]() | Урока по биологии в 6 классе Тема урока «Царство растений» Цель: систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения... |
![]() | Тема урока Количество часов Знать об органических веществах в природе и жизни человека, о взаимосвязи неорганических и органических веществ | ![]() | Урок по биологии в 7 классе. Тема: Особенности строения, жизнедеятельности... Образовательные: обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей установить их взаимосвязи со... |
![]() | Задачи урока. Образовательная: Расширение представления школьников... Цель урока: обобщить и закрепить знания о многообразии и значении насекомых в природе и жизни человека, закрепить основные понятия... | ![]() | План урока I. Организационный момент >II. Актуализация знаний Тема: Лишайники. Особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособленность к разнообразным условиям обитания, их роль в природе... |
![]() | Урок литературы в 5 классе Тема: «Счастье человека в доброте и милосердии» Определить основные проблемы сказки: взаимоотношение человека и природы, сосуществование добра и зла, смысл жизни и назначение человека,... | ![]() | Разработка урока по «Окружающему миру» Тема: Береги лес Цель урока: познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу; воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению... |
![]() | Урок-суд по биологии в 6-м классе по теме "Значение бактерий в природе... Развивать знания о многообразии и значении бактерий в природе и в жизни человека | ![]() | Тема урока Теория литературы Введение. Значение литературы в развитии общества и в жизни человека. Общее понятие об историко-литературном процессе. Литература... |